Архитектура древнерусского государства.
Дерево, земля и глина были единственными стройматериалами. В деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приёмы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшим позднее влияние на каменное зодчество. Недолговечность дерева ускорило применения камня. (Пожары). Архитектура городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Вологды, Москвы, Минска и так далее сохранилась частично в идее жилых и хозяйственных построек. Были распространены подземные и наземные жилища (XII в.).
В XIV в. – жилища более сложные. Княжие замки – целые комплексы хозяйственных и жилых построек. Вокруг замка – ров, имелся мост, башни. Главное архитектурное сооружение по центру – башня – вяжа. (Срубы различных типов). Имелась естественная и искусственная дренажная система.
Крепостные сооружения – защита от внешних врагов. Укрепления XI-XIII веков. не имели башен в стенах и только над въездом рубилась проездная башня. Археологические раскопки свидетельствуют о высоком строительном искусстве плотников в IX-XIV вв.
Каменное зодчество.
Основано изначально на реконструкции деревянных построек. Татаро-монгольские нашествия уничтожили почти все памятники деревянного зодчества. Планировочная структура городов включала первоначальное поселение, вокруг него формировался окольный город, окружённый деревоземельным укреплением.
Основные постройки X-XI вв. – храм Успения Богородицы (каменный) – в 3 кирпича, розовый известковый раствор (византийские мастера), Золотые ворота (Киев), Софийский Собор (крестово-купольный храм), Спасо-Преображенский Собор в Чернигове.
Архитектура древнерусского государства.
На основных водных путях возникают многочисленные русские города, укрепляемые деревянными стенами и тыном, земляными валами, естественными или искусственными водоёмами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и княжеские палаты – деревянные. Дерево используется для мощения дорог. Первые каменные храмы – собор Софии в Киеве (1037), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор святой Софии в Новгороде (1045-1052). Лидировали в архитектуре 3 региона: северо-запад (Новгород, Псков), юго-запад (Приднепровье, Рязань, Галицко-Волынская земли), северо-восток (Владимир – Суздаль).
Тип храма развивался на основные крестово-купольной системы Византии с 5 или 3 нефами с куполами на парусах. Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки - цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Система арок представляла собой систему Взаимного погашения усилий, столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах делались пилястры, усиливающие место опирания арок. С востока располагались полукруглые объёмы апсид, а с 3-х сторон – более низкие открытые галереи. Смешанная кладка из плинфы и камня на цеменочном растворе (Византийская кладка – ряд камень, 2-3 ряда кирпич). Позже кирпич не применяется.
В XII-XIII веках размеры зданий уменьшаются, преобладает трёхнефный, 1 куполом на высоком световом барабане. Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-хор, исчезают внешние галереи и 2-х этажный западный притвор, вместо них делаются 1-этажные притворы со стороны входов с западной, южной, северной сторон – церковь Михаила Архангела в Смоленске. Единство опор и системы подпружных арок сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В Новгороде и Пскове крестообразные столбы заменяются квадратными или круглыми.
Развитие получает система сводов и закомар фасадов. Боковые пролёты трёхнефных храмов перекрываются половинками цилиндрических сводов, которые с цилиндрическим сводом главного нефа составляют трёхлопастное завершение.
Пятницкая церковь в Чернигове (вторая половина XII в.).
Древнерусское искусство.
Софийский собор в Киеве – пятинефный крестово-купольный храм с галереями. Сочетание светского и духовного в убранстве. Фрески. Сложная объёмно-пространственная форма. Символ мощи государства. Много изменялся. Особенности: уступчатое повышение коробовых сводов, разгрузочные полуарки. Наружи, поверх сводов покрывалась свинцовыми листами.
Софийский собор в Новгороде – единый объём, каменная и смешанная кладка. «Схема упрощена». 5 глав, вместо трёхпролётной арки (Киев) – двухпролётная аркада. Интерьер проще.
Десятинная церковь в Киеве – в 1240 году разрушен. трёхнефная шестистолпная крестово-купольная постройка с галереями и развитой западной частью. Кладка скрыта. Богатое убранство, керамика, мрамор.
Спасский собор в Чернигове – прямоугольник, расчленённый столпами на 3 нефа, завершённые апсидами, с запада – нартекс с лестничной башней. Нет галерей. Клака – камень + кирпич. Средний неф завершался куполом. Мраморные колонны.
Пятницкая церковь в Чернигове – (Пётр Милонеч). Четырёхстопный одноглавый храм с центрической композицией. Высота в 2 раза больше ширины. 3-х лопастная закомара – впервые. Вертикальная композиция.
Церковь Михаила Архангела в Смоленске – (1191-1194 годы) – центрическая композиция, полуцилиндрические своды, трёхлопастное завершение стен. Ступенчатая центрическая композиция. Динамика криволинейных форм. Ритм окон и ниш. Собор Ефросиньского монастыря в Полоцке.
Дворцовый комплекс в Боголюбово – (1158-1169 годы). Укреплённый замок на берегу Клязьмы. Окружен башнями, стенами – крепость.
Покрова на Нерли (1165) – небольшой храм с 4-мя крестообразными столбами в устье реки Нерли. Стоит на искусственной насыпи. Облицован известняковыми плитами. Ритм колончатого пояса. Тектоника стены. Библейские сюжеты.
Дмитриевский собор во Владимире (11194-1197 годы). Похож на Нерли. На западном фасаде 2 лестничные башни соединены с хоромами князя. 600 резных камней. Зрительное восприятие кладки. Плоскостной строчный вид резьбы. В начале XIX века башни уничтожены. Христианство и язычество.
Георгиевский храм в Юрьеве-Польском (1230-1234 годы) – заключительный аккорд «белокаменной симфонии» (похож на Нерли) Крестообразное, уступчатое строение, 2 ряда закомар. В XI веке верх собора обрушился, собирал наугад. Восстановлен Ворониным и Вагнером.
Георгиевская церковь в Ладоге. Кубический объём, живописность. Вместо хоров – приделы. Узкая лестница, лестничная площадка, ведущая в изолированное помещение.
Церковь Спаса на Нередице (1198 год). Компактность, грузноватость. Крупные силуэты, лаконичность. Сокращённая внутренность пространства. Треугольное расположение окон, нет хоров, мощная глава. Роспись почти вся уничтожена в Великую Отечественную войну. Горизонтальное членением стен и вертикальность изображений.
Церковь Спаса на Ильине улице (1377 год). Новгородское влияние, торжественность. Посводное покрытие. Рельефность стен. Живописные детали и лаконичность образа.
Церковь Петра и Павла (середина XII века). Центричность, нарядность. Полуколонн. Аркатурный пояс. Купол (карниз с керамическими вставками).
Церковь Василия с Горки (1413 год). Церковь на подвалах, куполообразный объём. Стройная глава, геометрически четкий. Свободная композиция. Акустические свойства (четыре ряда голосников). Звонницы. Простота.
Московский Кремль – комплекс церквей и соборов. В 1339 году обносится стеной. Сначала дерево, потом камень.
Успенский собор в Звенигороде (1398 год). Четырёхстолпный одноглавый трёхапсидный храм с хорами. Архитектоника (устойчивость и органичность. Внешнее членение стены не соответствует внутренним стенам. Стена теряет вес, соответственно вертикальность.
Троице-Сергиев монастырь. Троицкий собор – канонический тип, усыпальница Сергия Радонежского. Мемориальность, монументальность, мощный цоколь. Горизонтальность. Иконопись А. Рублёва (тяжелая архитектура).
Спасский собор Андроникова - монастырь (середина XIV века). Прогрессивность. Четырёхстолпный храм с пониженными угловыми ячейками. Динамическая, эмоциональная композиция. Нарастание объёмов. Предшествие шатровым храмам. Отход от Византии.
Собор Софии в Киеве (1037) – 5 нефов, гульбища, похож на Византийские храмы. Многообъёмный, ярусный, динамичный – нет прототипов даже в Византии. Ступенчатость (пилястры и закомары).
Собор святой Софии в Новгороде (1045-1052 годы) – отличается от Киевского большей массивностью, строгостью, лаконизмом, 5 нефов, 5 куполов, шестой купол над лестницей на хоры вносит асимметрию. С увеличение на фасадах пилястр, прясла (участки стен между пилястрами) полностью освобождены от неконструктивных деталей, лишь верх барабанов украшен арочным поясом – отзвук арочно-сводчатых конструкций.
Новшество – двускатные формы покрытия малых нефов и половинки цилиндрических сводов.
Пятницкая церковь в Чернигове – развитие тектонического типа путём введения новых конструктивных приёмов и изменением объёмно-пространственных структур. Устремлённость ввысь, 3 нефа, 1 купол, ступенчатость закомар, трёхлопастное завершение фасада.
Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 год) – чёткое разделение пространства с помощью конструкторских элементов, которые связаны с членением фасада. Столбам соответствуют пилястры фасадов. Трёхчастные фасады завершены плавной линией единого ряда закомар.
Дмитриевский собор Владимира (1194-1197 годы) – изменены немного пропорции, обильная резьба фасадов.
Успенский собор Владимира (1158-1160 годы) – сначала 1 купольный, 3-х нефный, позже расширен до 5-ти нефного, пятикупольного.
Дворец в Боголюбове – 2-х этажный жилой дом (дворец), храм, каменные лестницы и переходы, соединяющие здания.
Московский Кремль – в 1326 году появляется Успенский собор белокаменный, через 3 года неподалёку – церковь-колокольня Иоанна Лествичника, которая была дозорной башней, в 1333 году появляется каменный Архангельский собор. Группа каменных зданий определяет место Соборной площади кремля. Западную часть замкнули постройки великокняжеского двора. В 1339 году обносят дубовыми стенами.
1. Успенский собор
2. Колокольня Ивана Великого
3. Церковь Спаса на Бору
4. Архангельский собор
5. Благовещенский собор
6. Грановитая палата