Уточнённый расчёт выходного вала на усталостную прочность.
Этот расчёт уточняет результаты проверочного расчёта выходного вала редуктора и заключается в определении коэффициента запаса прочности n в опасном сечении вала. В данном случае учитываются дополнительные концентраторы напряжения, которые не были учтены в предыдущем расчёте на статическую прочность.
Условие прочности имеет вид:
Где
коэффициент запаса прочности в опасном сечении;
коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям;
(1,5…4,0)-рекомендуемый коэффициент запаса прочности .
Где
, - пределы выносливости при изгибе и кручении ,МПа;
, - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
, -масштабные коэффициенты;
- коэффициент поверхностного упрочнения , =1 ;
, -амплитудные значения нормальных и касательных напряжений, МПа;
, - средние значения нормальных и касательных напряжений, МПа;
, - коэффициенты характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения
Опасное сечение-под колесом ,где концентратором напряжений является шпоночный паз.
МПа,
Где
- момент сопротивления сечения при изгибе, ;
- полярный момент сопротивления, ;
Где
-диаметр вала в мессе установки шпонки, мм;
-ширина шпонки, мм;
-глуина шпоночного паза, мм;
Расчет шпоночных соединений.
В зубчатых передачах шпоночные соединения служат для передачи крутящих моментов от валов к зубчатым колесам и наоборот. Шпонки рассчитываем на смятие. Выбираем призматические шпонки из углеродистой стали.
Условие прочности на смятие шпонки под зубчатым колесом
Шпоночное соединение ступицы шкива с валом: d=34 мм; шпонка:b=10 мм; h=8мм; t1=5 мм.
Определяем длину шпонки:
; мм
мм
Шпоночное соединение колеса с валом: d=52 мм; Шпонка: b=16 мм; h=10 мм; t1=6 мм
мм
Исходя из условия прочности , прочность шпонки под шестерней входного вала редуктора обеспечена.
Проверочный расчет подшипников
Входной вал: подшипник 208
Характеристики подшипника представлены в [5,табл.3].
Определяем радиальные силы в подшипниках:
R= ,
H
H
Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:
,
где
Х-коэффициент радиальной нагрузки;
У- коэффициент осевой нагрузки;
(табл.1,[5]), ;
- температурный коэффициент.
H
H
Долговечность подшипника:
, ч
ч
- срок службы в годах;
- коэффициент суточной нагрузки;
- коэффициент годовой нагрузки
Определяем расчетную динамическую грузоподъемность для наиболее нагруженного подшипника:
,
кH
Выходной вал: подшипник 210
Определяем радиальные силы в подшипниках:
R= ,
H
H
Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:
,Н
где:
Х-коэффициент радиальной нагрузки;
У- коэффициент осевой нагрузки;
(табл.1,[5]), ; - температурный коэффициент.
H
Долговечность подшипника:
,
ч
- срок службы в годах;
- коэффициент суточной нагрузки;
- коэффициент годовой нагрузки
Определяем расчетную динамическую грузоподъемность для наиболее нагруженного подшипника:
,
кH
Условие пригодности соблюдается. Принятый подшипник пригоден.
Таблица 4-Параметры подшипников
Вал | Обозначение подшипника | d,мм | D,мм | В,мм | с,кН | с0,кН |
I | 32,0 | 17,8 | ||||
II | 35,1 | 19,7 |
Выбор смазки
При расчетных контактных напряжениях в зубьях , МПа и окружной скорости колес , м/с, по табл. 10.29[7] выбираем масло – И-Г-А-68 (И – индустриальное; Г – для гидравлических систем; А – масло без присадок; 68 – класс кинематической вязкости).
Определяем количество масла. Смазка зубчатого зацепления производится погружением зубчатого колеса в масляную ванну.
Определяем объем масла:
,
л
Масло заливаем с таким расчетом, чтобы колесо погружалось в масло не менее, чем на высоту зуба.
Подшипники смазываются этим же маслом путем разбрызгивания его вращающимися колесами.