Расчет промежуточного вала на усталостную прочность

6.1. Расчетная схема для промежуточного вала

Определим расстояния l1, l2, l3 , l4 графически (рис. 5, а):

l1 = 45,7 мм;

l2 = 113,75 мм,

l3 =181,8 мм;

l4 =227,5 мм.

6.2. Определение реакций и построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной плоскости

Уравнение равновесия моментов сил, действующих на вал в вертикальной плоскости относительно опоры А:

∑momA(Fi) = -Fr2∙l1 + Fr1∙l2 +Tизг- Tизг-Fr2∙l3+ REв∙l4 = 0;

Из уравнения (10.5) определяем реакцию в опоре E:

REв = (Fr∙l1 - Fr∙l2 - Tизг+ Tизг+ Fr∙l3)/ l4 = (0,28∙45,7 – 1,83∙113,75 – 33,49+33,49+0,28∙181,8)/227,5 = -0,635 кН;

Уравнение равновесия всех сил, действующих на вал в вертикальной плоскости:

∑(Fi) = -RАв +2Fr - Fr – REв = 0;

Из уравнения (10.6) определяем реакцию в опоре А:

RАв = 2Fr - Fr – REв = 2∙0,28 – 1,83 –1,635 = -0,635 кН;

Значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости в сечениях А,В,С,D:

TиAв = 0;

TиBв = – RАв∙l1 = 0,635∙45,7 = 29,02 кН;

TиBв’ = TиB – Tизг = 29,02–33,49 = -4,47 кН;

TиСв = – RАв∙l2 + Fr∙(l2 – l1 ) – Tизг = 0,635∙113,75+0,28∙(113,75–45,7) –33,49 = 57,795 кН;

TиDв = – RАв∙l3 + Fr∙(l3 – l1 )–Tизг –Fr∙(l3 – l2 )= 0,635∙181,8+0,28∙(181,8–45,7) –33,49–1,83 ∙(181,8–113,75)= -4,47 кН;

TиDв’ = TиD + Tизг = -4,47+33,49 =29,02 кН;

TиEв =–RАв∙l4 + Fr2∙(l4 – l1 )–Tизг –Fr1∙(l4 – l2 )+ Tизг– Fr2∙(l4 – l3 )=

=0,635∙227,5+0,28∙(227,5–45,7)–33,49–1,83 ∙(227,5–113,75)+33,49–0,28∙(227,5–181,8)=0;

По полученным значениям изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 5, в).

6.3. Расчетная схема сил нагружения вала в горизонтальной плоскости, определение реакций в опорах

Уравнение равновесия моментов сил, действующих на вал в горизонтальной плоскости относительно опоры А:

∑momA(Fi) = Ft∙l1+ Ft∙l2+ Ft∙l3+ REг∙l4 = 0;

Из уравнения определяем реакцию в опоре E:

REг=(-Ft∙l1-Ft∙l2-Ft∙l3)/ l4=(-0,68∙45,7–4,38∙113,75–0,68∙181,8)/227,5 =-2,87 кН;

Уравнение равновесия в проекции на ось Х для определения реакции в опоре А:

∑Fх = RАг +2Ft2 + Ft1 + REг = 0;

Из уравнения определяем реакцию в опоре А:

RАг = -2Ft - Ft - REг = -2∙0,68 – 4,38 – 2,87 = -2,87 кН;

Значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости в сечениях А,В,С,D,E:

TиAг = 0;

TиBг = -RАг∙l1 = 2,87∙45,7 =131,159 кН;

TиСг = -RАг∙l2 – Ft∙(l2 – l1) = 2,87∙113,75– 0,68∙(113,75 –45,7) =280,189 кН;

TиDг = -RАг∙l3 – Ft∙(l3 – l1)– Ft∙(l3 – l2) = 2,87∙181,8– 0,68∙(181,8– 45,7) –

-4,38∙(181,8–113,75) =131,159 кН;

TиEг = -RАг∙l4 – Ft∙(l4 – l1)–Ft∙(l4 – l2)–Ft∙(l4 – l3) = 2,87∙227,5– 0,68∙(227,5–

– 45,7) –4,38∙(227,5–113,75) – 0,68∙(227,5–181,8) = 0 кН.

По полученным значениям изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 5, г).

6.4. Определение суммарного изгибающего момента в опасных сечениях

Существует 3 опасных сечения В, С и D, так как в них изгибающий момент максимален и в них имеется концентраторы напряжений шпоночные пазы.

Суммарный изгибающий момент в опасном сечении В, D:

TиB = TиD = Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 134,3 кН∙м;

TиB’= TиD’= Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 131,23 кН∙м;

Суммарный изгибающий момент в опасном сечении С

TиC = Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru =286,08 кН∙м;

По полученным значениям изгибающих моментов строим эпюру (рисунок 5, д).

6.5 Определение суммарных реакций в опорах А и E

Суммарная реакция в опоре А:

RA = Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 2,93 кН;

Суммарная реакция в опоре E:

RE = Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 2,93 кН;

Осевые усилия в опорах не возникают т.к. вал плавающий.

Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru

Рисунок 5 - Расчетная схема для промежуточного вала

а) - расчётная схема промежуточного вала;

б) - эпюра крутящих моментов;

в) - эпюра изгибающих моментов в вертикальной плоскости;

г) - эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости;

д) - эпюра суммарного изгибающего момента

6.6. Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечениях В, D

Фактический запас прочности вычислим по формуле:

SB = (SσB∙ SτB)/ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru ≥ [S],

где SσB - запас сопротивления по деформации изгиба,

SσB = σ-1/((σа∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.В),

SτB – запас сопротивления по кручению,

SτB = τ-1/((τа∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τт.В),

Расчет выполняется по номинальной нагрузке, циклы напряжения принимаем симметричными для напряжения изгиба и кручения.

τт.В - среднее напряжение кручения;

τт.В = τаВ = 0,5∙τ = (0,5∙ T)/(0,2∙dк3),

где dк - диаметр промежуточного вала под колесом;

τт.В = τаВ = (0,5∙ 57,61)/(0,2∙443) =1,7 МПа,

σаВ - амплитуда нормальных напряжений;

σаВ = TиB/(0,1∙dк3) = 134,3/(0,1∙443) = 15,7 МПа;

σ-1 - предел выносливости по нормальным напряжениям, выбираем согласно таблице 8.8 [3, c. 300] равным σ-1 =850∙0,45=382,5 МПа;

kσ - эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем согласно таблице 15.2 [4, c. 321] равным 2.15;

kd - масштабный коэффициент выбираем согласно рис. 15.5 [3, c. 301] равным 0,6;

kf – коэффициент качества поверхности, принимаем согласно рис. 15.6 [3, c. 301] равным при тонком шлифовании 1;

ψσ – коэффициент чувствительности материала к нормальным напряжениям принимаем согласно [3, c. 300] равным 0,15 для легированных сталей;

σт – среднее напряжение для симметричного цикла напряжения принимаем равным нулю;

τ-1 – предел выносливости по касательным напряжениям, МПа выбираем согласно [3, c. 300] равным τ-1 =0,25∙850=212,15 МПа;

σВ – предел прочности выбираем согласно [3, c. 162] равным 850 МПа;

kτ – эффективный коэффициент концентрации напряжения выбираем со-

гласно таблице 15.2 [4, c. 321] равным 1,9;

ψτ – коэффициент чувствительности материала к касательным напряжениям принимаем согласно [3, c. 300] равным 0,1;

SσB = 382,5/((15,7∙2,15/ 0,6∙1) + 0,15∙0) = 6,8;

SτB = 212,5/((1,7∙ 1,9/ 0,6∙1) + 0,1 ∙1,7) = 38,28,

SB = SD =(6,8∙38,28)/ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 6,69;

Условие по запасу усталостной прочности выполняется, то есть

SB > [S]

6,69> 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. В опасных сечениях В, D работоспособность обеспечена.

6.7. Определение фактического запаса усталостной прочности вала в сечении С

Фактический запас прочности определим аналогично сечениям С т.к. в обоих случаях концентратором напряжений является шпоночный паз.

τт.C = τаC = 0,5∙τ = (0,5∙ T2T)/(0,2∙dк3)=(0,5∙ 725,55)/(0,2∙603) =8,3 МПа;

σаC = TиC/(0,1∙dк3) = 286,08/(0,1∙603) = 13,2 МПа;

SσC = σ-1/((σаC∙ kσ/ kd∙ kf) + ψσ ∙σт.a)= 382,5/((13,2∙2,15/ 0,6∙1) + 0,15∙0) = 8,08;

SτC = τ-1/((τC∙ kτ/ kd∙ kf) + ψτ ∙τa.C)= 212,5/((8,3∙1,9/ 0,6∙1) + 0,1∙8,3) = 7,83

SC =(SσB∙ SτB)/ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru =(8,08∙7,83)/ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 5,62.

Условие по запасу усталостной прочности выполняется, то есть

SС > [S]

5,62 > 1,5

Так как условие выполняется, то расчет на жесткость не проводим. В опасном сечении С работоспособность обеспечена.

7. Проверка долговечности подшипников качения опор промежуточного вала

Исходные данные для расчета

Подшипник 12207 – легкая серия;

Реакция в опоре А найдена по формуле и равна 2,93 кН;

Реакция в опоре E найдена по формуле и равна 2,93 кН;

Динамическая грузоподъемность С = 25,6 кН;

Статическая грузоподъемность С0 = 17,5 кН;

Условие работоспособности подшипника

Ср < С,

где Ср – расчетное значение грузоподъемности;

С – паспортное значение;

Ср = р∙ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru ,

где р – эквивалентная нагрузка, действующая на опору А и опору E:

pA = pE =(xA∙υА∙RA + yA∙FαA)∙kS∙kT,

где хA – коэффициент радиальной нагрузки для опоры А определим согласно [4, c. 360] по таблице 16.5, равен 1;

υА – коэффициент вращения для подшипника в опоре А равен 1, так как вращается внутренне кольцо;

yA – коэффициент осевой нагрузки для опоры А определим согласно [4, c. 360] по таблице 16.5, равен 0;

kБ – коэффициент безопасности, учитываемый характер нагрузки при умеренном режиме работы равен 1,3;

kT – температурный коэффициент для стали ШХ15 принимаем согласно [4, c. 358] равным 1.

pA = pE =(1∙1∙2,93 + 0∙0)∙1,3∙1 = 3,81 кН,

а1 – коэффициент надежности подшипников согласно [4, c.357] равен 1;

а2 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества и условий

эксплуатации согласно [4, c.357] равен 0.8;

L – ресурс;

L = (60∙n∙Lh∙µh)/106,

где Lh – время работы в часах, ч.;

n – частота вращения промежуточного вала, об/мин;

L = (60∙552,78∙17000∙0,25)/106 = 140,95 млн.об.

Ср = 3,81∙ Расчет промежуточного вала на усталостную прочность - student2.ru = 18 кН;

Условие работоспособности подшипника выполняется, т.е.

Ср < С;

18 кН < 25,6 кН.

Приведенные расчеты показали, что при заданном режиме эксплуатации обеспечена работоспособность промежуточного вала по усталостной прочности и по грузоподъемности подшипников качения.

Наши рекомендации