Гофман Оксана Робертовна – Русская Атлантида

Гофман Оксана Робертовна – Русская Атлантида

Россия — колыбель цивилизации ?

Г.

Оглавление

Предисловие. Взыскание Града ……

Часть I. Китежская космография ……

Глава 1. Отражения легенды ……

Битвы богов ……

«Голубиная книга», и ли Оправдание Кирши Данилова ……

Глава 2. Отцы города ……

Китоврас — строитель китежских храмов? ……

Чудо Георгия о Китеже ……

Глава 3. «Батый», или Пленение вавилонское ……

Интермеццо: спор автора и историка ……

Плач у рек вавилонских ……

Глава 4. Китеж гиперборейский? ……

Тайны Сеид-озера ……

Гиперборейская обсерватория ……

Часть II. Лики прародины ……

Глава 5. Города на дне Иссык-Куля ……

Иссык-кульский китежанин апостол Матфей ……

Глава 6. Китайско-индийский след Китежа ……

Глава 7. «Забытое цорство» пресвитера Иоанна ......

«Три Индии» загадочного царя ……

Народонаселение «трёх Индий» —

птицелюди, псоглавцы, амазонки, амфибии ……

Глава 8. Призрачные места Сибири ……

Храм Ханумана в сибирской тайге ……

Золотой город хранителей Грааля ……

Глава 9. Аркаим — Стоунхедж Южного Урала ……

Обитель богов ......

Сказ о великом исходе в Никуда ……

Часть III. Китеж, в землю ушедший ……

Глава 10. «Чудь белоглазая» ……

Глава 11. «Дивьи люди» — жители Агарты? ……

Глава 12. «Крестовый чёс» ……

Глава 13. Где скрывается генофонд человечества? ……

Глава 14. «Дивьи люди» и взрыв на Тунгуске ……

Глава 15. Беловодье — быль или небыль? ……

Послесловие. Имя прародины ……

Предисловие.

Взыскание Града

Но однажды ни с того ни с сего

Налетел на Китеж сам Океан,

Не осталось от него ничего,

Словно Китеж и не град, а обман.

Словно Китеж — только сказка одна,

Только сказка да с печальным концом...

Будто правда на земле он стоял,

И звонили гулко колокола...

Будто правда куполами пылал!

Всё мне кажется, что я там жила.

Л. Прозорова. Китпежанка

Я уже и не помню, когда начала искать тот Город. Мне кажется, искала всегда. С раннего детства. Его призраки и признаки манили меня. Город всегда был во мне, и Город был мной, поэтому хватало даже самого незначительного, самого ничтожного намёка, и он уже начинал воплощаться в головокружительном совпадении имён и названий, дат и событий. Мой Град был сродни сновидениям, по крайней мере, я упорно разыскивала его в снах. Город был древний. Такой древний, что в нём не было места ни сталинскому «вампиру» зданий, ни меднолобию петровского барокко. Он был гораздо древнее. Город-призрак, где нет никого, где полная тишина. Город, что сродни первой любви. Город-жизнь. Город-страна.

Мой Китеж — это Вторая Россия. Русь подпольная, мечтательная, предчувствуемая, живущая в параллельном мире, брезжащая, потаённая. Для меня град Китеж стал тем же, чем «Меркаба» для ветхозаветных пророков, «Хуркалья» для исламских эзотериков, «зелёная страна» для кельтов, «Шветадвипа» для ведических брахманов. Я всегда слышала, как рвалась из тонкого плена грёзы Вторая Русь, стремясь обрушиться в реальность, стать ею. Китеж, Город, Вторая Русь. Он никуда не делся и сегодня. Такой же напитанный нездешней тоской, нежный, ужасающий, жестокий и... святой. Город стучит в наше сердце. Не официальный, не «советский», не «демократический». Город из древней легенды... Смазанные русские лики... Татарщина... Бесконечное пространство вод... Размытые мысли... И страшная, необъяснимая тяга в Китеж... В наш Город... Наш Белый Рай.

Кстати, существует только один проверенный способ увидеть Город, увидеть Китеж: три раза проползти вокруг озера Светлояр на коленях. А это настоящий подвиг, причём страшен не многочасовой путь, а издевательские смешки и комментарии досужих обывателей. Не слышала я, чтобы кто-нибудь на подвиг сей решился. А потому живём, как и было предсказано в «Велесовой книге»: «Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей».

Часть I. Китежская космография

Глава 1. Отражения легенды

Да, нельзя забыть это необыкновенное озеро! Слишком много слёз и крови впитала в себя русская земля, слишком много дум и надежд отдала его прозрачным, как слеза, водам.

И. Глазунов. Россия распятая

Вообще-то озеро Светлояр представляется мне зеркалом. У зеркала сего несколько ликов-отражений. Первое, научно-пиджачно-галстучное: площадь водной поверхности Светлояра около 12 гектаров, длина — 210 метров, ширина — 175 метров.

Спор о возникновении Светлояра ведётся давно. Какие только экспедиции не посещали берега его! В прошлом веке любили ездить сюда студенты-естествоиспытатели Казанского университета. Они и глубины озера замерили, и все до последней былиночки на его берегах сосчитали. Первой гипотезой появления озера была ледниковая. Мол, полз себе ледник с севера, полз, сгребал под себя землю и камни, а в этом месте растаял на солнышке — вот вам и озеро, плещитесь себе на здоровье. Одна неувязочка: ледниковые-то собратья Светлояровы все как один мелководны, илисты и никакого дух захватывающего восторга не вызывают. А Светлояр будто бы вчера появился (хотя учёные официально доказали, что озеро появилось 11 тысяч лет назад). Да и холмы, эта «подковка» гор, лесом поросшая, ледниковую версию опровергают: породы коренные, и не похоже, чтобы их кто-то сюда подгребал.

Что дальше в мире гипотез? Шумит набежавшая учёная волна: кар-р-сты! Кар-р-сты! Вымыли ручьи подземные меловые отложения, и образовались пустоты. Вот туда-то земля и ухнула... Гипотеза эта оказалась долгожительницей. Но в начале 60-х годов пробили геологи у озера скважину глубокую. Карстовые породы они обнаружили только на глубине 250 метров. А наука геология — дама серьёзная во всех отношениях, и утверждает она, что провалы образуются, когда глубина залегания мягких меловых пород не превышает 50 метров. Узнав о казусе с карстом, московский геолог В.И.Никишин выдвинул другую гипотезу — тектоническую. Мол, родился Светлояр в результате... мощного землетрясения. Ой! А бывают ли они у нас? Оказывается, бывают, и даже в летописях упомянуты. «Тое же с весны [1474г.] бысть трус [то есть трясло] в граде Москве и церкви Святыя Богородица [Успенский собор] яко заложил Филипп митрополит, сделана быстъ уже до верхних комор, и падеси в час нощи и храмы все потрясошеся яко и земли поколебатися». Хор-рошо, видать, «поколебатися», солидно. Ещё одно землетрясение случилось уже в Нижегородчине в 1559 году, а в 1807-м отмечено землетрясение вблизи впадения Ветлуги в Волгу. Судя по описаниям, пять-шесть баллов. Никишин верно подметил, что Светлояр расположен ровнёхонько в районе пересечения глубинных разломов. Всё вроде бы убедительно. Да только форма озера смущает — уж очень оно круглое. Но всё может быть...

А, к примеру, писатель В.Г.Короленко был стопроцентно уверен, что озеро Светлояр... вулканического происхождения. Он писал об этом в своём очерке, но его версия не получила дальнейшего развития. Никаких признаков вулканической деятельности вблизи Светлояра не обнаружено. Нет ни лавы, ни пепла, ни камней.

Остаётся последняя гипотеза, подсказываемая самим названием озера — Светлый Яр. Сын бога Велеса и богини Дивы. Он опустился на эти земли богом весны, ярового цветения и любви. Он был посланцем Солнца, знакомый официальной науке под названием «метеорит».

Ещё в конце XIX века профессор Петербургского университета В.В.Докучаев высказал предположение, что озеро произошло от падения метеорита. Даже странно, что вплоть до сего времени метеоритную гипотезу никто не пытался проверить, кроме группки молодых энтузиастов из Поволжского центра аэрокосмических исследований под руководством сотрудника кафедры астрономии Нижегородского педагогического университета А.Киселёва. И кое-что они обнаружили.

Итак, что мы имеем?

Судя по величине озера, прилетевший метеорит был не очень-то и большим, метров 60 в диаметре. Посланцы подобного диаметра прилетают на Землю примерно раз в 300 лет. Взрыв, что прогремел в местах светлоярских, по мощности равнялся взрыву мегатонной ядерной бомбы.

В пользу метеоритной гипотезы свидетельствует соотношение глубины чаши с диаметром озера — приблизительно 500 метров, что характерно для сложных метеоритных кратеров. Береговой склон уходит под воду уступами: крутое понижение — подводная терраса — снова крутой склон — опять терраса — склон — глубоководная чаша. Это можно объяснить тем, что при взрыве в разных слоях пород, различающихся плотностью и веществом, образуются кратеры разных диаметров, в более плотных слоях — кратеры меньшего диаметра.

Метеорит мог взорваться в воздухе или уже ударившись о землю. Ясно одно: он шёл под небольшим углом, оттого и образовалась всего лишь подковка гор подле озера. Упади он вертикально — образовался бы идеально круглый кратер, окаймлённый кольцом холмов. А тут выброс земли был в одну сторону. Зачищенные стенки шурфов, вырытых группой исследователей, показали, что структура пластов нарушена. Красные глины, которые здесь выходят на поверхность, должны находиться на глубине.

След падения метеорита найти вполне возможно. В импактитах, сплавах, которые были выброшены из воронки ударной волной. Их нашли в шурфе, который выкопали метров за 150 от озера в глухой сосновой посадке.

Археологи не раз обращали свои взоры к Светлояру, но, сколько бы ни копали, ничего не находили, не находили, и всё тут. В округе аж каменные топоры разыскали, а здесь — ничего. «Вот! — слышу я торжествующий вопль реалистов от истории. — Значит, сказки всё это и никакого града не было!» Да нет, град был, первый, но задолго до появления озера, пока... пока метеорит в него не ударил. Хочу вам напомнить, что увидел князь Георгий Всеволодович: «И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное» («Китежский Летописец»). Хорошо, скажете вы мне, так то когда было — не 11 же тысяч лет тому назад, а в 1164-1165 гг. нашей эры! Да. Именно тут как раз и произошла накладка двух временных пластов (совсем как у любителей «новой хронологии»). Ладно, спросите вы, а почему тогда не селились люди позднее, когда озеро уже было? Складывается такое впечатление, что озеро за версту стороной обходили. Для язычников оно было священным, ему поклонялись, но и... боялись. Вот и ответ: страх удерживал людей, и они не решались строить здесь свои жилища, поскольку тут было сокровенное жильё не просто перволюдей, а богов и детей богов — князей. Может, озеро, образовавшееся не просто в результате метеорита, а удара сверхмощного оружия, является бездонным свидетелем божественных войн.

«Мистика! — воскликнете вы. — Нет которой реального подтверждения!» И ошибётесь. Подтверждение есть. Легенды озера Светлояр, древнейшие, ещё ведические.

Битвы богов

Каждый вкладывает свою мечту и надежду, свою правду в красоту этого сказания — самого красивого из всех исторических русских народных преданий.

И. Глазунов. Россия распятая

И вот перед нами появляется новое зеркальное отражение — лик безмолвствующей легенды. Теперь следует чутко вглядеться в многозначительное её немотствование. Неисчерпаемо озеро, молчаливо и скрытно.

Рассказывали, что когда-то в местах будущего града сокровенного жило воинственное, племя лесных панов. Сии паны оставили по себе память вечную: Пановы горы с тайными пещерами, с пропастями, обрывами и рвами, на дне которых журчат удивительно чистые ручьи. Сказывают, что там и ныне происходит чудесное.

В те далёкие времена люди в краю заузольском жили в убогих хижинах, прятались по лесам да болотам. Они поклонялись местным духам, приносили им жертвы, старались их умилостивить. Но более всего боялись богиню Диву-Турку (Турку потому, что умела она в тура обращаться). И только гордые паны ей не поклонялись. Ну, бегает оборотень-туриха по лесу, да и пень с ней. Паны и сами были колдунами, ведунами, покорили окрестные племена и низвергли капища Дивы-Турки. И тогда осерчала на них богиня. Напустила на панов своего коня огромного, который подпирал головою небосвод, хвостом и гривою разгонял тучи. Набросился конь на селения и грады панов и всех их побил и разогнал. А там, где он ударил копытом о землю, образовался провал, что наполнился водою.

На пустом ли месте возникла эта легенда? А если действительно был гнев небес? В роли такового и метеорит сойдёт. Мне, правда, скажут: ну, подумаешь, какая-то локальная легенда, нигде более подтверждения себе не находящая. Но легенда эта очень даже знакома. Веды Руси и Веды Индии, оказывается, прекрасно знают колдунов панов. По сию пору в славянских языках слово «пан» означает «господин». Колдуны паны воспринимались как существа хтонические, стражи Пекла. И вот что гласят предания Ригведы и Веды Руси: паны украли небесных коров для царя Пекла. Сей царь (у славянских народов — Вий) обратил бога Вала в валун (о, нёповторимая игра слов!) и укрыл под ним тучи-коровы. И тогда небесные боги пошли войной на панов и на Пекло. Индра, Брама и бог Огня ударили по камню Вала, и в нём раскрылся источник-криница, а из сей криницы хлынула святая вода, суть само Ведическое знание.

Вы спросите, как быть с преданием о Диве-Турке? Кто она такая, вообще говоря? Да дочь бога неба Дыя и сестра Индры, да-да, того самого, что вместе с Брамою раскрыл источник Ведического знания в валуне бога Вала. Так что без её участия в битве с панами в любом случае не обошлось. Можно сказать, что история борьбы Дыевичей и Вала (имеет продолжение в борьбе-любви Дивы и Велеса. Велес воспылал страстью к Диве, но та хранила верность своему супругу, богу грозы Перуну. Велес пытался украсть её, но Дива чуть не затоптала его двоими конями. Уж не тогда ли от удара копытом коня Дивы образовалось озеро Светлояр? Но борьба же обернулась любовью. И тогда от союза Дивы Велеса родился бог Яр. Заступник озера. С тех пор ему и поклоняются, посланцу звёзд, избравшему местом обитания сокровенные веси Светлояра. Так что Светлояр и будущий град богов сокровенный обязаны своим появлением на свет битве богов с людьми.

И надобно сказать, боги любили «повоевать» и друг с другом, и с землянами, применяя при этом нешуточное оружие, удары которого по мощности равнялись взрыву мегатонной ядерной бомбы. Лучше всего это отражено в «Велесовой книге», этой кладези всяческих данных:

«Вот грядёт с силами многими Даждьбог на помощь людям своим», «видели отца нашего Яра, по блокам ходящего, восхищённого силой в Перунову кузницу. И видел там Яр, как Перун ковал мечи на врагов, и кузнец тот сказал ему: “Стрелы и мечи есть на воинов тех, и не смейте бояться их. Ибо я уничтожу их, вобью в землю, и войско их будет смешано с прахом, словно земля, превращённая в грязь зверями. И будут они /.../ измазанные грязью, и смрад свой понесут по следам своим”.»

Чем не битва с применением сверхсекретных технологий, атомного оружия и, как результат, разложения ещё при жизни поражённого лучевой болезнью человека! Но далее мы читаем ещё более поразительные вещи:

«Бог Сварог наказующий, великое трясение горам устроил /.../ И слышали, как кони наверху кричали, страхом обуянные /.../ и бежали прочь, сёла и овнов оставили, а утром увидели дома разбросанные: один вверх, другой вниз, иной в большой дыре земляной, а по иному и следа не осталось /.../ Был после того мор и голод великий, /.../ так как не годилась для овец земля та». Надо ли говорить, что последствия «атомной бомбардировки» обрушились на волжскую землю? «Ведь земля Волжская и Ра-река по обоим берегам, то была земля отцов наших /.../ И кровь вытекла на землю». Кстати, эти же самые последствия битвы богов отражены (пусть и в завуалированной форме) в «Китежском Летописце»: «И после того разорения запустели города те», «и лесом поросла вся та страна заузольская». Ещё бы не поросла, ещё бы не запустели! Боги «расчищали» себе жизненное пространство, кое «всякий муж благой видеть может, но не злой, который о богах не заботится» («Велесова книга»).

Мне скажут — фантастика. Подгоняете, мол, историю под сказку. Да, возможно, всё так и было бы, если бы встречались подобные предания на территории одной-единственной «страны заузольской»; ан нет. Античный автор Гесиод описывает «подвиги» богов, практически дословно повторяя «Велесову книгу»:

«На той стороне титаны [почему бы не паны?] тоже свои эскадры укрепляли... громко земля содрогалась, небеса гудели... и тут же с небес... молнии подобно Громовержец пронёсся. Удар за ударом, с гулом раскатов и светом дрожащим... извивалось священное пламя... В битву кинулись боги, дико шумели ветра... и разруха клубилась» («Труды и дни»).

И о том же самом мы читаем в национальном индийском эпосе «Махабхарата»:

«Неизвестным оружием являлась молния сияющая, ужасный смерти гонец, что превратил всех... в пепел... У тех же, что оттуда спаслись, волосы выпали и ногти [«смрад свой понесут по следам своим»]», «Так было, как будто элементы освободилисъ. Солнце по кругу вращалось. От жара оружие сгорало, мир в пекле шатался. Вода вскипела, звери умирали... Охватило пламя коней... Вид ужасный. Трупы павших были жутким жаром исковерканы...»

Оружие массового поражения, описываемое в «Велесовой книге», Гесиодом, в «Махабхарате», использовалось в доисторические времена. Если бы битвы богов разыгрывались в одну из исторических эпох, то пришлось бы предоставлять точные данные даты. Ну а поскольку всё это явно не тот случай, остаётся только доисторическая эра. Или страна Фантазия. Но фантазией это назвать нельзя. После Второй мировой войны, после Хиросимы и Нагасаки наше мировоззрение радикально изменилось. Теперь мы точно знаем, на что способны «боги». После Хиросимы нам следовало бы стать поумнее, однако, читая большую часть комментариев, написанных нынешними специалистами к тем или иным древним текстам, мне, видимо, так никогда и не избавиться от подозрения, что живут они, бедолаги, в какую-то неправильную эпоху. На мой взгляд, всё ясно: многое из того, о чём сообщали древние летописцы, никак не назовёшь плодами их буйной фантазии. Для того чтобы плоды смогли произрасти, нужна, во-первых, плодородная и хорошо унавоженная почва, а во-вторых, плодово-ягодные деревья действительности. А это и в самом деле было реальностью. Как амфибии из вод Светлояра. Не дают мне покоя сказы и предания, тайна сидит во мне занозой, время от времени немилосердно беспокоя.

Да, мне очень жаль, что не соединить нам сегодня нашу промозглую реальность научных доказательств с народными легендами. Жить им пока порознь. И тем не менее легенды вобрали в себя многочисленные факты истории и этногенеза. Рене Генон так сказал о значении мифов и преданий для познания истории и предыстории: «Народ сохраняет... останки древних традиций... он выполняет в некотором роде функцию более или менее „подсознательной” коллективной памяти, содержание которой, совершенно очевидно, пришло откуда-то ещё [курсив мой]».

Не стоит относиться к сказкам как к чисто развлекательному жанру. Им десятки тысяч лет, и донесли они до нас дыхание далёких прапредков, осколки их мышления, свидетельства о битвах и деяниях живших средь них богов. И здесь, кстати, лишний раз подтверждается тезис А.Ф.Лосева: всякая наука сопровождается и питается (вернее было бы сказать, должна сопровождаться и питаться) мифологией, черпая из неё свои исходные версии. Человек вообще не может жить без мифологии. По самой сути своей, по устроению характера, так сказать, он — существо мифологическое, homo mythicus, человек мифологический. Ибо «за словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом — смысл тайный, аллегорический, под странным пёстрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций» (Д.Питре).

Глава 2. Отцы города

Китоврас — строитель китежских храмов ?

Должны мы были старые вещи хранить, и мы храни-храмы богам ставили, и городили стену из дуба, а за ней часто вторую стену, и там хранили богов наших.

Велесова книга, 21

И строился город тот три года.

Китежский Летописец

«Китоврас? — вскинется удивлённый читатель. — кто таков будет? И при чём здесь он? Какое имеет отношение к градостроительству светлоярскому, пускай и древнему-предревнему?»

Есть в Ригведе и Ведах Руси предание, о котором я уже упоминала и текст которого можно назвать просто удивительным. Предание сие переносит нас берега Волги, к Пановым горам, когда первые арийские племена зачинали строительство пра-Китеж-града. В гимне богу Браме говорится, что бог сей «молитвой раскрыл Валу», «он спрятал мрак, он сделал солнце видимым». К раскрытому им в горе Валу (да-да, Пановым горам) «колодцу с каменным устьем, струящему мёд, припадали все, кто видит солнце». Припадали к сему ключу и некие таинственные «древние существа», и «какими бы они ни были... они предназначены для существования». Они черпали в сём источнике Ведическое Знание. Кто они? Китоврасы. А согласно преданию из «Книги Коляды», в том источнике не черпал, а родился (от него то есть произошёл) полуконь Китоврас — великий кудесник и строитель. Ну а озеро Светлояр близ Пановых гор мыслилось как источник-криница со святой водой, струящийся «мёд поэзии».

Китоврасом же на Руси называли кентавра.

«Но, позвольте, — раздастся (вернее, уже раздаётся) гневный окрик академически настроенного ума. — Вы, милочка, архизаблуждаетесь! Кентавры, они, видите ли, всё больше по мифологической Греции скакали, а вы одного из них в наши российские широты, да к христианнейшему князю Георгию свет Всеволодовичу под крыло китежское, градостроительное перебросить желаете! Это уже, знаете ли, нонсенс!» Да-да, любезнейший мой читатель-оппонент, скакали они по Греции, скакали. Да только вот резвилась сия популяция конелюдей на заливных полях античности несколько позже, вернее, намного позже. Равно как и боги-родственники нашего Китовраса — гандавры в Иране и гандхарвы в Индии.

Уж простите мне дерзость мою, да в «великоросском шовинизме» огульно не упрекайте, но есть ряд даже не фактов, а тонких таких «наводок», что говорит о том, что наш славянский Китоврасушка был первым. Ну а я, как уже, по всей видимости, стало понятно, готова хвататься даже за самую тонкую былинку-соломинку, что несёт водоворот истории. И одной из таких былинок является находка из Печорского края — старинная бронзовая бляха с искусным изображением крылатого... Китовраса. Нашёл сию «соломинку» доктор биологических наук М.Д.Сонин неподалёку от печально известного Пустозёрска, где томился в земляной тюрьме, а затем взошёл на костёр протопоп Аввакум со товарищи. Вдумайтесь, откуда бы, каким ветром времени занесло «былиночку» — крылатого кентавра с далеко не греческим профилем в места, куда Макар телят не гонял?! Да потому лишь, что свой он, не греческий, и подобные бронзовые реликвии неоднократно обнаруживались в самых различных частях России. А в 13-м томе академического ежегодника «Советская археология» замечательному археологу А.П.Окладникову (1908-1981) удалось «тиснуть» статью, посвящённую находке очередного такого бронзового Китовраса на... острове Фаддея, неподалёку от Таймырского полуострова. Вот и «чешется» у меня язык задать сакраментальный такой вопрос: «Товарищи учёные, доценты с кандидатами, замучились вы с иксами, запутались в нулях. Сидите помножаете молекулы на атомы», не лучше ли ответить, откуда кентавры на полях? Вернее, бронзовые литые Китоврасы на необитаемом острове Ледовитого океана?

Существует древний апокриф, согласно которому к самым первым христианским святым, ещё не исказившим некие догматы веры, приходили и кентавры, и сатиры, слёзно прося и умоляя окрестить их, болезных. Так что факт остаётся фактом. Вернее, апокриф — апокрифом. К тому же изображение Китовраса можно увидеть и на фронтоне... киевского собора Святой Софии, на стенах Дмитровского собора во Владимире (а владимирско-суздальским князем одно время считался и официальный основатель Китежа — князь Георгий Всеволодович) или Георгиевского (!) собора в Юрьеве-Польском (!). «Отметился» Китоврас и на Васильевских вратах Софийского собора в Господине Великом Новгороде (в скобках заметим, что эти огромные медные двери были сделаны по заказу новгородского архиепископа Василия в далёком 1331 г., а после резни, устроенной опричниками Иоанна Грозного, как трофей оказались в Александровской слободе). Так что Китоврас в русской христианско-церковной культуре — явление не менее загадочное, нежели иконописные изображения Гермеса Трисмегиста, Кумской сивиллы и Платона во внешнем ряду иконостаса ряда кремлёвских (и не только) соборов.

Впрочем, объяснение может быть дано следующее: именно Китоврас оказался создателем первого Храма пра-Китежа — храма Солнца. Согласно древнейшей славянской легенде, бог Хорс поручил Китоврасу воздвигнуть у Алатырской горы храм Всевышнему. Китоврас должен был возвести его из камней, которых не касалось железо. Ибо железо оскверняет священные камни. И тогда Китоврас сказал богу Солнца: «Чтоб воздвигнуть из камня цельного на горе Алатырской храм, нужно нам просить Гамаюна. Гамаюнов коготь обтешет без железа камень Алатырь». При чём здесь Гамаюн? Дело в том, что птица Гамаюн и камень Алатырь представляют в земном мире Всевышнего. Потому прикосновение волшебного когтя птицы Гамаюн может проявить из камня Алатыря и храм, и алтарь. Китоврас вместе с богом Хорсом (сразу скажем, замечательная компания) обратились к птице Гамаюну, та согласилась — и храм Всевышнему был построен на Алатырской горе.

Надо сказать, опытом храмостроительства премудрого Китовраса решил воспользоваться и царь иудейский Соломон, когда «строил Святая Святых», поскольку в данном случае речь тоже шла о невозможности «тесать камни железом» («Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном»), но ради Соломона Китоврас к услугам птицы Гамаюн прибегать уже не стал — чай, не китежский Храм возводим! — а воспользовался помощью пернатых рангом поменьше: «птицы малой кокот по имени Шамир». Но поскольку рабби Соломон ради консультаций Китовраса по храмостроительству прибег к хитрости — обманом поймал «архитектора» о четырёх копытах, — это Китоврасу не очень-то понравилось. Возмущённый подобным поведением, после «завершения Святая Святых» Китоврас «простёр крыло своё, размахнулся, и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной», после чего «мудрецы и книжники» с большим трудом разыскали своего царя. Надо ли говорить, что с тех пор «всегда охватывал Соломона страх к Китоврасу по ночам».

Слышу уже, как перебивает мой рассказ о Китоврасе торжествующий возглас мудрствующего академически ума: «Несостыковочка вышла, однако, — зания-то о библейском царе Соломоне и хитром чудищее-не-юдище Китоврасе на Руси в конце XV века появились, а вы-с, сударыня, всё о древних корнях его глаголете! Вот и выходит, что прискакал к нам в самые средние века после Рождества Христова последний из античной популяции кентавров! Да и знать не знали праславяне про Соломона-то, а если и узнали, то только с приходом христианства!» Да-да, но только бронзовые изображения столь любимого на Руси Китовраса были уже широко распространены по славянским городам и весям по меньшей мере за 300 лет до «публикации» апокрифов про Соломона и Китовраса, а сооружение Дмитровского собора во Владимире, на стенах которого вольготно резвится человекоконь, было завершено в 1197 году. Да и то, что неучи праславяне о Соломоне до христианизации слыхом не слыхали и Завета Ветхого не читали, тоже заявление из разряда сомнительных, поскольку в самом конце такого древнейшего русского сочинения, как «О начале Великого Словенска, Волхове и Волховце», есть уникальное свидетельство обратного: «...в Иерусалимских и варварских странах большой страх тогда из-за них [славян] царил».

Ну хорошо, нехотя согласится недоверчивый читатель, и тут же настороженно уточнит: а Китеж-то тут с какого боку? Поверьте, он имеет к Китоврасу немалое отношение или Китоврас — к нему.

Давайте сравним текст предания из «Книги Коляды», в котором говорится, как Китоврас строит по приказу бога Хорса город-храм, и текст «Китежского Летописца» — «Книги, глаголемой Летописец».

«Книга Коляды»:

«Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведён столбах — высоко-высоко в поднебесий. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным... Был тот храм длиной шестьдесят локтей, в поперечину — двадцать и тридцать ввысь».

«Китежский Летописец»:

«..место то было необычайно прекрасно... была дубовая роща [чем не Ирийский сад?]... И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и в ширину был, и по первой мере было мало места... ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен».

В «Шах-намэ» Фирдоуси имеется описание града на... Алатырской горе, взято оно из книг магов-мобедов. Кто знает, не побывали ли на заузольских просторах и сии маги тоже? Или их также следовало бы причислить к популяции китоврасов, по-ирански гандавров?

Ты скажешь не город — языческий храм:

Цветами, парчой всё украшено там...

Раскинулся город, как рай перед ним,

Пленяя невиданным блеском своим.

И в предании «Книги Коляды», и в «Книге, глаголемой Летописец» город строят подле гор: в одном случае подле/на горе Алатырской, во втором — около Пановых гор.

Согласно преданиям, Китоврас считается сыном Давыда Евсеевича из легендарной и не менее священной «Голубиной книги», в которой, как я уже упоминала, в полном соответствии со светлояровскими преданиями записана («зашита») древняя история Светлояра. Думаю, это многого стоит. К тому же Китоврас не случайно начал ассоциироваться в народном сознании с богатырём-полузверем Полканом («полкан» = «полконь» Китоврас, а не злая цепная собачина). Если принять во внимание гипотезу о том, что изначально Китеж представлялся его создателям как славянская богатырская застава, то богатырь-«полкан»/«полконь» Китоврас, наделённый чуть ли не космическим могуществом, прекрасно вписывается в данную схему. В заговорах и заклинаниях обращение к нему буквально насквозь пронизано эзотерическим смыслом: «Полкан, Полкан! Разбей ты огненного змея, ты соблюди девичью красу Солнцевой девы».

Мне могут возразить: мол, позвольте, змееборцем-то у нас спокон веков почитали святого Георгия (Егория), но отнюдь не четырёхкопытного Китовраса. Да и Китеж как-никак князь Георгий Всеволодович строил, в то время как Китоврас всё больше с богом Хорсом общался. И вот в этом я тоже предлагаю разобраться. Дело в том, что Хорса следует считать исконным древнеславянским божеством и ипостасью Даждьбога/Яра, чьё имя являлось эпитетом-«прозвищем» неназываемого, табуированного всемогущего бога Солнца. Помните, где град-то Китеж строился? Да-да, на Светлояре — на озере светлого Яра. Хорс — солнечная ипостась Рода-Вседержителя, он же Рарог, он же Финист Ясный Сокол, он же... египетский бог Гор. Да-да, был привнесён на древнеегипетскую почву в IV — V тысячелетиях до н.э. Скажете, бред, какое отношение имеет Хорс к египетскому Гору-Хорусу, а славяне — к египтянам? Судя по книге «О начале Великого Словенска, Волхове и Волховце», самое непосредственное: славяне, оказывается, «ходили же и на Египетские страны и воевали, многую храбрость показывая». Ну да Гор с ними, с египтянами, вернёмся к нашим китоврасам. Да, Георгий не случайно считается змееборцем. Дело в том, что даже академическая наука признаёт тот факт, что на него перенесены черты солнечного конного бога Хорса, и когда мы видим Георгия на иконах «о конь» в развевающемся алом плаще, мы, к сожалению, уже не помним о том, что плащ этот — напоминание о его солнечной сущности.

На одной из икон новгородской школы XV века «Чудо Георгия о змие» за спиной змееборца сияет солнечный диск. Как и Яр, Георгий также является олицетворением животворящей весны. В самом конце апреля на Руси отмечался день св. Георгия — Егорьев или Юрьев день. Символом этого дня был конь. А может, Китоврас? Теперь поди разберись.

Согласно средневековым представлениям, фигура Китовраса являла собой чудо Единого, о котором писал в своей «Изумрудной скрижали» Гермес Трисмегист: «То, что внизу, подобно тому, что наверху, то, что наверху, подобно тому, что внизу, дабы совершилось чудо Единого». Формула эта считается совершеннейшим обозначением чаши святого Грааля. Как же мы помним по «Книге Коляды», озеро Светлояр близ Пановых гор мыслилось как источник-криница со святой водой, чашей... святого Грааля? И если принять во внимание данную версию, выйдет презабавная картина: чаша-криница Светлояр-Грааль мыслится как совершеннейшая формула Единого, а Китоврас, рождённый из неё, является символом Всеединого Творца, символом Грааля-Светлояра. Одно порождает другое как внизу, так и наверху. Не менее захватывающей данная версия покажется и в том случае, если мы примем во внимание заявление которых средневековых авторов, что Грааль — это ...книга. Уж не «Голубиная» ли (Глубинная)? То-Китоврас, сын «распремудрого» царя Давыда Евсеевича, которому явилась «Голубиная книга» с «зашитой» (зашифрованной) в ней древней историей Светлояра, опять оказывается в Китеже у дел.

В Сказаниях о царе Соломоне и Китоврасе есть маленький эпизод, который многое может сказать впоследствии. Читаем: «Китоврас же, уходя к своему народу, подарил Соломону человека... спрашивал его Соломон: „Ты из каких людей? Ты человек или бес?" Человек отвечал: „Я из людей, живущих под землёй"». «Людьми, живущими под землёй» в истории славянских народов считались «дивьи люди» или «чудь подземная», с моей точки зрения тоже имеющая отношение к сакральной географии Китежа (но об этом мы непременно поговорим позже).

Да, и вот ещё что. Думаю, настала пора (в который уж раз, и причём далеко не последний!) «поиграть в слова». Имя «Китоврас» — грецизированное. А на Руси, скорее всего, имя сие произносилось Китавр, и уж потом от данного «прозваньица» и пошло града сокровенного, Китежа Светлоярского.

Чудо Георгия о Китеже

...он время от времени рождается среди нас, ибо связан с нами и после самой смерти.

Велесова книга

В «Книге, глаголемой Летописец» честь создания града Китежа приписывается князю Георгию Всеводовичу. И сразу же начинаются вопиющие несостыковки. Во-первых, родословная князя Георгия. В «Летописце» утверждается, что ведёт он род свой от Владимира Красно Солнышко («правнук святого благоверного и великого князя Владимира»), имея «прабабкой» (!) великую княгиню Ольгу, а «дедами» (!) мучеников Бориса и Глеба. Более того, если судить по «Летописцу» и комментариям литературоведов к нему, получается совершенно уж неуместная по своей фривольности картина: у князя Георгия Всеволодовича было... два отца! Согласно «Летописцу» это был новгородский князь Всеволод Мстиславич, который после изгнания новгородцами был приглашён княжить в Псков, где и почил в бозе в 1137 или 1138г. (правда, «Летописец» щедро отмеряет ему ещё почти 30 лет жизни и «хоронит» его только в 1163г., «месяца февраля в одиннадцатый день»). Согласно же историческому комментарию к «Китежскому Летописцу» отцом Георгия является известнейший в истории Древней Руси князь Всеволод Большое Гнездо.

Что правда, спросите вы? Начнём с того, что родословная князя является оголтелым вымыслом. Так, святая княгиня Ольга (ок. 890-969 гг.) физически не могла быть «прабабкой» князя Георгия Всеволодовича; и уж если он по недомыслию числит своим «прадедом» великого князя Владимира, то у совсем уж несведущего человека в голову закрадётся вполне естественное подозрение, что Владимир Стольнокиевский является законным супругом святой княгини Ольги. Ан нет! Князь Владимир Святославич при всём желании не решился бы на подобный брак, означающий для него, во-первых, инцест, поскольку сочетаться семейными узами ему пришлось бы с родной бабкой, а во-вторых, по младости лет не годился он на сию роль, поскольку родился за 7 лет до смерти своей святой бабушки (в 962 году

Наши рекомендации