Символический интеракционизм (Дж.Г.Мид, Г. Блумер, Э.Гофман).

Г. МИД:

Символический интеракционизм сформировался в 20-е г. XX в. в Чикаго, и его основоположником считается Джордж Герберт Мид.

Исходной посылкой для него послужило убеждение в том, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение.

Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире.

Личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и подтверждаются в процессе интеракции. Благодаря интеракции возникает социальный мир для человека, конструируемый специфически им самим (знаки, жесты и значимые символы). Каждый символ несет определенный смысл, который человек способен интерпретировать.

Создание людьми общих значимых символов. Язык возникает вследствие всеобщего использования значимых символов. Благодаря значимым символам возникает мышление, что позволяет просчитывать последствия своих действий.

Механизм выстраивания коммуникации.

i) Принятие роли другого.

ii) Человек ставит себя на место другого. Эго (я) и Альтер (некий образ).

iii) Пользуются одинаковыми символами.

iv) Способность роли другого рассматривать ситуацию с позиции другого человека.

Идентичность- это способность человека смотреть на себя со стороны. Способность мышления. Индивид осознает собственную идентичность лишь в том случае, если смотрит глазами другого..

Согласно Миду, завершенное человеческое "Я" состоит из двух частей:

"Я-сам" (I) - есть реакция, отклик человека как субъекта деятельности на других людей и общество в целом. «Я-сам» думает о "Я-меня" и реагирует на него так же, как и на других людей. Я – творческая, спонтанная часть себя.

"Я-меня" (me)- это "Я"- концепция (самопонимание, осознание себя) человека как объекта рефлексии. Это "Я"-образ, складывающийся из того, как меня оценивают значимые для моей персоны люди, например, родственники и друзья. В соответствии с концепцией Дж. Мида "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его " обобщенного другого".

Анализ взаимодействия Мид начинает с понятия жеста. Жест - это индивидуальное действие, начало и отправной пункт взаимодействия. Он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия. Жест предполагает наличие «идеи», на которую он указывает. Это означает, что жест выступает в качестве символа. В сознании человека, совершающего жест, и в сознании того, кто на этот жест реагирует, он вызывает один и тот же отклик, одну и ту же «идею», которую можно определить, как значение жеста. В понимании Мида, жест - не только и не столько физический жест, сколько «вербальный жест» - слово. Поэтому язык им рассматривается как главный конституирующий фактор сознания.

По мнению Джорджа Мида, сознательное «я» вырастает из социального процесса. Социализация и взросление человека понимается как «обретение роли». Окружающие человека объекты становятся носителями смысла. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием.

БЛУМЕР:

Фактический создатель теории и школы символического интеракционизма.

Определяет реальность не через факт ее объективного существования, не соц. реальность диктует поведение людей, а само поведение людей будучи интерпретированное определенным образом конструирует реальность во взаимном определении ситуации взаимодействующими индивидами.

Сама социальная позиция может интерпретироваться по-разному разными людьми.

Значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении.

Б. выделяет два уровня взаимодействия:

• символический (свойственный только человеку)

• несимволический (свойственный всему живому).

Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме мыслится как исполнение человеком разнообразных ролей. В зависимости от того, какую социальную маску надевает на себя человек, тем он и становится в данный момент.

Пример! В известном на весь мир эксперименте Цимбардо студентов всего на две недели превратили в узников и надзирателей, но они настолько вжились в свои роли, настолько стали преследовать, избивать и ненавидеть друг друга, что эксперимент, проводившийся в взаправдашней тюрьме, пришлось через неделю прекратить. Таким образом, студенты приняли участие в своего рода ролевой игре, целью которой было выяснить, как сыгранная роль отразится на поведении и переживаниях людей. Игра была спланирована так, что участники ничего не подозревали. Их забирали ночью, они не знали, где находятся, эксперимент проходил непрерывно каждый день и ночь, испытуемые не имели контактов с внешним миром. Они полностью перевоплотились. Иными словами, в своих переживаниях и действиях студенты превратились в заключенных и надзирателей.

Ближе к пониманию того, что не все в жизни определяется теми значениями, которые заранее существует. Если мы будем исходить из того, что есть общий смысл ситуации, в которую люди вступают изначально, даже встречаясь в этом едином смысловом поле, каждый вкладывает свою интерпретацию. Возникает новый смысл, который должен подкрепляться действиями новыми и новыми обстоятельствами. Одно и то же событие в передаче его разными людьми выглядит совершенно по-разному. Мы объясняем, как человек конструирует эту реальность. Либо повторяет смысл, либо производит новый. В конечном итоге реальность изменяет и его.

Человек прежде чем анализирует ситуацию, анализирует себя самого в этой ситуации. Анализирует с точки зрения другого человека себя. Через самоидентификацию. Смотришь на себя глазами другого. Любая реальность является конструкцией из самоидентификации, взаимного воззрения и определения другого. Поэтому реальностей несколько.

ГОФМАН:

Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии - одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием.

При общении люди пытаются произвести впечатление друг на друга. Как правило, это происходит неосознанно. Вместе с тем роли, которые играют люди, позы, которые они принимают, могут быть рассмотрены как типичные социальные представления, т.е. символические обозначения договоренностей между людьми о способе поведения.

Социальное взаимодействие он представлял, как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас. Любое повседневное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каждой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным правилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией. Вступив в конфликт, муж, жена, ребенок или теща упорно держатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам. Смена подмостков как и смена ролей вносит динамику в повседневное существование, оттачивая наш социальный профессионализм. Чем в большем количестве социальных групп и ситуаций мы участвуем, тем больше социальных ролей исполняем. Но в отличие от обычного театра в жизни конец пьесы не известен и ее нельзя переиграть заново. В жизни многие драмы связаны с серьезным риском, иногда с риском для жизни, и большинство из них разворачиваются по неизвестному для акторов сценарию.

Анализ фреймов у Гофмана

«Фрейм» - служит одновременно для указания на контекстуальность некоторого действия и для определения структурных особенностей повседневной коммуникации. Фрейм — структура ситуации, это — жесткий каркас человеческого взаимодействия. Грегори Бейтсон вводит термин «фрейм» для исследования поведения животных. Знаменитая работа: он приходит в зоопарк Флейшхакера и наблюдает за тем, как выдры играют друг с другом. Это исследование выдр положило начало изучению людей. Бейтсон приходит туда, будучи глубоко убежденным, что структура ситуаций в мире животных, как он говорит, «однослойная». То есть в них нет некоторых скрытых уровней абстракции, нет иронии, нет метафоры, нет возможности того, что позднее Ирвинг Гоффман назовет «транспонированием» — переигрыванием какого-то взаимодействия в соседней октаве. Бейтсон приходит к выводу о том, что ошибается фактически сразу, потому что видит, что выдры играют. Игра — это фрагмент взаимодействия, который перенесен в смежную октаву, который переигран в иной системе координат. Потому что изначально это — драка, и выдры хорошо понимают, что такое драка, у них есть довольно сложная система коммуникаций, которая позволяет одной выдре сообщить другой выдре, что сейчас она ее укусит. Но когда выдры начинают играть в драку, они посылают друг другу сообщения, которые Бейтсон детально описывает. Это сообщение производит перенастройку фрейма, как раз это и называется транспонированием.

Наши рекомендации