Адаптации к коротковолновому излучению
На организм человека большое влияние оказывают ультрафиолетовые лучи солнечного спектра, а также ионизирующее излучение — космическое и испускаемое радиоактивными элементами, содержащимися в воздухе и земной коре. Хотя человек, проживший на Земле целую геологическую эпоху, имел возможность выработать необхо-димые-приспособления к ультрафиолетовому излучению и естественному радиоактивному фону, в наше время он
столкнулся с новой большой экологической опасностью, обусловленной освобождением и накоплением искусствен-ных радиоактивных веществ.
Ультрафиолетовое излучение
Ультрафиолетовые лучи (длина волны короче 0,32 мкм) вызывают загар и ожоги. С уменьшением длины волны эри-тематозное действие ультрафиолетовых лучей усиливается, достигая максимума при 0,28 мкм.
Распространение интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре в точности неизвестно. Уровень его в значительной мере зависит от географической широты местности. Колебания этого уровня — суточные, сезонные, географические — связаны в основном с присутствием в атмосфере озона, который поглощает почти все ультрафиолетовые лучи с длиной волны короче 0,285 мкм. Например, если солнце переходит из зенита в положение, в котором оно находится под углом 30° к горизонту, интенсивность ультрафиолетового излучения может уменьшиться наполовину. Сезонными изменениями движения Солнца можно объяснить, почему в северном умеренном поясе излучение, вызывающее эритему, может быть более интенсивным весной (в мае), чем летом, или почему во время£олнцестояния* когда солнце находится над тропиком Рака, области на экваторе и на широте 47° получают одинаковое количество солнечного света. Несмотря на то, что ультрафиолетовые лучи, распространяющиеся от солнца, когда оно находится под углом к горизонту, меньшим 45°, сильно поглощаются озоном, значительная их часть все же попадает на землю, рассеиваясь и отражаясь в атмосфере, и способна вызывать у людей эритему. Молекулы газов, находящиеся в воздухе, гораздо сильнее рассеивают короткие волны, чем длинные (этим объясняется голубой цвет неба); вследствие этого в атмосферном излучении ультрафиолетовый компонент имеет большую интенсивность, чем видимая область спектра.
Ч, ' 341
Под действием ультрафиолегетовых лучей кожный покров человека приобретает темнщый цвет. В основе загара лежит ряд довольно сложных изменений; по-видимому, главное из них — повреждение г клеток эпидермиса, при котором выделяются вещества, ргоасширяющие мелкие кровеносные сосуды; в результате всюзникают отечность и другие признаки воспаления. Роль адцаптащш состоит в повышении пороговой эритемной дофзы. Острые явления уступают место загару. Даже при сслабом загаре этот более высокий порог может сохранитнъся в течение двух месяцев. В оснойе защитного эффекхта лежат два процесса — утолщение рогового слоя и накопление меланина. Об ограничении проникновения ультроафиолетовых лучей через эпидермис при утолщении рогового слоя свидетельствует то, что, например, у альбиносовв, а также в области вита-лиго загар не возникает, но порсог эритемной дозы выше. Для обычной кожи существеннухю роль должно играть также накопление пигмента мелавсшна и миграция его из ба-зальных клеток к поверхности. Было показано, что присутствие пигмента в роговом опое влияет на степень поглощения ультрафиолетовых л^учей. Пигмент сохраняется в эпидермисе в течение многих месяцев и даже лет. На ранее загорелой и сохранившее следы загара коже под воздействием излучения с длинадй волны короче 0,32 мкм происходит «вторичное» потемнгение.
Повреждение кожи при солнечном ожоге, по-видимому, затрагивает и потовые железы. В связи с этим в эри-темный период часто нарушает-ся теплорегуляция; в пигментированной коже подобной* повреждения не происходит. Следует обратить внимание на закономерности географического распространения вариантов цвета кожи: у негров кожа темная в отличие от белых, у эфиопов она темнее, чем у южных европейцев, у южных европейцев смуглее, чем у северных, у южных Монголоидов темнее, чем у сибирских, у австралийцев и меланезийцев темнее, чем у всех волнистоволосых групп в более северных широтах.
Доказано, что пигмент сильно поглощает ультрафиолетовые лучи. Обнаружилось, что при облучении ультрафиолетовым светом негра, уроженца Тото, в течение многих лет жившего в Германии, эритема (воспаление) появилась только в результате применения дозы, в 10 раз большей, чем та, которая считается достаточной для белых.
Имеются данные, что густой слой меланина у темнокожих рас, препятствуя проникновению в глубокие слои кожи ультрафиолетовых лучей, тем самым создает условия, неблагоприятные при заболевании рахитом. Было высказано мнение, что это явление компенсируется у негров обилием отделений из сальных желез значительно более крупных, чем у европейцев. Сальные железы выде-ляют продукт, содержащий эргостерин, который приобретает после освещения ультрафиолетовыми лучами антирахитические свойства, превращаясь в витамин Д. Не исключена возможность, что по этой причине в глубоких и темных чащах тропического леса возникали в разных местах карликовые формы негроидной расы.
Ряд ученых показали, основываясь на измерении отражательной способности кожи у различных популяций, что существует явно выраженная корреляция между цветом кожи и широтой местности и значительно более слабая зависимость цвета кожи от средней годовой температуры. Это подтверждает теорию, согласно которой географические вариации цвета кожи у людей связаны с интен-сивностью ультрафиолетового излучения. Наиболее сильная пигментация наблюдается в Судане, где интенсивность солнечной радиации максимальная. Очень темным цветом кожи отличаются также народы, населяющие пустыни и саванны, например аборигены Австралии, которые не носили защищающей одежды или стали носить ее лишь в последнее время. Если в той или иной стране с жарким климатом оказывается этническая группа с менее выраженной пигментацией, то обычно легко установить, что эта группа иммигрировала сюда сравнительно недавно. Примером могут служить жаркие пустыни Нового Света.
<• 343
В умеренных широтах наименьшее количество солнечного света получают близкие к морю западные облас-ти-континентов, где много облачных дней в году. Небо Арктики летом свободно от облаков и пыли, в зимнее время снег и лед отражают падающий свет, интенсивность ультрафиолетового излучения здесь высока, а цвет кожи у арктических народов более смуглый, чем у людей умеренного пояса.
У негров США и Южной Америки рак кожи, вызы
ваемый ультрафиолетовыми лучами, встречается очень
редко; что касается локализации, то частота его на откры
тых и защищенных участках кожи одинакова. У метисов
Капской провинции эпителиома встречается реже, чем у
европейцев/Почти все случаи рака кожи в Аргентине от
носятся к иммигрантам, и крайне редко — у индейцев и
негров. Меланома также реже встречается у негров, чем у
европейцев. . •
Таким образом, географическая связь между интенсивностью ультрафиолетовых лучей и цветом кожи определяется, вероятнее всего, защитной ролью пигментации; темнокожие народы населяют в основном области с более высоким уровнем ультрафиолетовой радиации. Даже в тропиках существуют заметные различия в цвете кожи: племена джунглей имеют более светлую кожу, народы открытых пространств — более темную; таково, например, различие между племенами пигмеев и неграми банту.
■ Загар, приобретаемый людьми со светлой кожей в качестве средства защиты, можно рассматривать как фено-копию генетически определенного более темного цвета кожи у людей, живущих в тропических и экваториальных областях. Вполне возможно, что темная пигментация появилась независимо в разных районах земного шара у темнокожих европеоидов Южной 'Индии-и Аравии, у негров Океании и Африки, поскольку эти народы по многим генетическим признакам далеки друг от друга.