Диалектический материализм об основных формах бытия
Современный (диалектический и исторический) материализм, отмечая специфику человеческого бытия, подчёркивает, что бытие человека является частью и продолжением бытия природы. Данная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой. К основным формам бытия относятся:
1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Мир произведённых человеком, ранее в природе не существовавших вещей, процессов и состояний принято называть «второй природой» - таким образом, вещи, процессы и состояния не созданные человеком можно называть «первой природой». Материалисты полагают, что о бытии «первой природы» возможно утверждать, что её вещи, процессы, состояния, её целостность существуют объективно, существуют до, вне и совершено независимо от сознания человека. (Такое понимание опирается на здравый смысл. Но доказать объективность существования природы не представляется возможным. Вспомните точку зрения субъективных идеалистов) Для материалистов, «первая природа» в целом бесконечна в пространстве и является вечной во времени: она всегда и везде была, есть и будет. Отдельные вещи, природные процессы и состояния, в противоположность бытию первой природы как целого, ограничены во времени своего существования и в занимаемом ими пространстве. Бытие природы в целом абсолютно — оно никогда (согласно материалистам) не исчезнет, не перестанет быть. Бытие отдельных материальных вещей, процессов, состояний — относительно. Всё единичное материальное — временно, на смену его бытию когда-то непременно придёт его небытие. Но, если конкретная вещь разрушилась или конкретное живое существо завершило свой жизненный путь, то как материя они не исчезают — согласно материалистам — материя вечная: она не появляется из ниоткуда (ничего) и не исчезает в никуда (ничто), меняются лишь состояния, формы материи Т.о., по-поводу «первой природы» можно заключить, что её бытие абсолютно, а небытие относительно.
«Первая природа» является объективной и первичной реальностью в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как рирода Земли миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на всё его влияние на природу, неизмеримая часть её по-прежнему ребывает как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека. Природа объективно реальна и первична также и в том смысле, что без неё невозможны жизнь и деятельность человека. «Вторая природа» строго зависит от «первой природы».
2.Вторая форма бытия — бытие «второй природы». «Вторую природу» отличает от «первой» то, что она, опираясь на «первую природу», является созданием человека. С одной стороны, воплощённый в ней материал «первой природы» есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах «второй природы» воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля - «опредмечены» труд и знания человека. Предметы «второй природы» являются материальным воплощением (следует отметить, что многие материалы также принадлежат ко «второй природе» - например, металл) знаний, идей человека. Для того, чтобы использовать предметы «второй природы», тем более преобразовывать, совершенствовать их, необходимо хотя бы частично располагать ранее воплощенными в них знаниями.
Будучи созданными человеком, предметы «второй природы» заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.
Отличие бытия предметного мира «второй природы» от бытия вещей «первой природы» - это не только отличие искусственного от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно — цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
Следует отметить, что между «первой» и «второй» природами возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния (примером тому является современный экологический кризис).
3. Ещё одной формой бытия является бытие человека в мире вещей. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Человек существует как вещь среди вещей, как тело среди тел. Тело человека — это природное тело. Наличие тела делает человека смертным существом, и любое возможное в будущем увеличение продолжительности жизни не отменит законов существования человеческого тела как тела природного. В человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первичной предпосылкой является существование тела и хотя бы минимальное удовлетворение потребностей человеческого тела (в пище, самосохранении, сне). Вся человеческая социальность выстроена «вокруг» человеческой телесности (её потребностей). Из факта существования человека как живого тела вытекает также его подвластность всем законам жизни, и, прежде всего, законам наследственности. Следует отметить, что функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с психикой, с духовной жизнью индивида. «В здоровом теле — здоровый дух!» - пословица отчасти справедлива. Почему «отчасти»? - Потому, что есть и другие разумные слова: «Тело немощно, но дух крепок!», которые дают нам возможность перейти к четвёртой форме бытия.
4. Наряду с бытием человека как тела в мире природных тел, следует сказать о специфическом бытии человека. Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, «нежёсткой» и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. «Нежёсткость» проявляется, например, в способности человека регулировать свои фундаментальные потребности (диета, пост, закаливание и т.д.); неуниверсальность — в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами: духовно-нравственными, социальными.
Существование человека — не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его состоит в соединении-пересечении, взаимодействии трёх относительно разных бытийственных измерений: человек существует как вещь природы, как особь вида «человек разумный» и как социально-историческое существо.
5. Ещё одной формой бытия можно считать бытие индивидуализированного духовного, т.е. сознания человека (включая собственно сознание, самосознание и бессознательное). Сознание существует как порождённый деятельностью мозга невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Специфика существования сознания — в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - «самоотчёт» индивида о происходящем в его сознании.
Сознание и все его проявления, неотделимы от природно-биологических процессов (деятельности мозга и нервной системы), но к ним принципиально несводимы. Специфика индивидувализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей.
Элементы сознания являются внепространственными, нематериальными — идеальными образованиями. Сознание локализуясь в здесь и сейчас обладает способностью мгновенно, превышая все предельные физические скорости, преодолевать пространство и время.
Сознание человека — одновременно и его самосознание, т.е. сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, себя как особой и единой личности. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания.
Индивидуализированное духовное включает и бессознательное. Первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций и т.п. Этот контроль осуществляется автоматически (именно бессознательно). Бессознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, патологические душевные состояния (фобии и пр.).
Второй уровень бессознательного — это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Сюда относятся переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объёма информации, от болезненных, тревожных впечатлений.
Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции.
Проблемы индивидуального и коллективного бессознательного рассматривались в философских учениях Зигмунда Фрейда, Карла Густова Юнга, Эриха Фромма и других представителей «философии бессознательного».
Современный материализм выделяет ещё одну форму бытия — это бытие общества и человека в обществе. (См. соответствующие последующие темы).