Диалектический Материализм

Возникновение Диалектического Материализма

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов 19 века, когда в ряде стран Западной Европы уже утверждался капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие капитала, крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата.

Исследователи отмечают, что большое влияние на формирование философских взглядов
К. Маркса оказали Гегель и Фейербах.

Однако созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения.

Диалектический Материализм

Диалектический материализм (диамат)— философское учение, утверждающее гносеологическую первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количественных изменений в качественные

· Закон отрицания отрицания

--Закон Единства И Борьбы Противоположностей

"ядро" материалистической диалектики

каждый объект заключает в себе противоположности

Под противоположностями диамат понимает такие моменты, которые:

(1) находятся в неразрывном единстве,

(2) взаимоисключают друг друга,

(3) взаимопроникают.

Закон Перехода Количественных Изменений В Качественные

· всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений.

· в подтверждение этого тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества (плавление, кипение) где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Закон Отрицания Отрицания

· -всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.

· -в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы.(Колос вырастает из зерна, отрицая его. Однако, когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос умирает, и его срезают серпом)

Основные Системообразующие Принципы Диалектического Материализма

-принцип единства и целостности бытия;

-принцип материальности мира,

-принцип познаваемости мира;

-принцип развития;

-принцип преобразования мира;

-принцип партийности философии.

Принцип Единства И Целостности Бытия

Принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности: от объективной действительности (материя)
до субъективной действительности (мышление);

Принцип Материальности Мира

Принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

"Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." (К. Маркс, "К критике политической экономии")

Принцип Познаваемости Мира

Принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем
и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

Принцип Развития

Принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

Принцип Преобразования Мира

Принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

Принцип Партийности Философии

Принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.

Цели Диалектического Материализма

· -Диамат стремится к творческому соединению в едином учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности.

· -Диамат отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества.

Первая Функция Диалектического Материализма

Мировоззренческая функция - теоретическое обоснование и синтез (на основе достижений современной науки) единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

Вторая Функция Диалектического Материализма

Методологическая функция. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

Вопрос 40. Отечественные экономисты начала XX века о предмете и методе политэкономии.

Последнее десятилетие XIX века – первая четверть XX можно обозначить как период подъема отечественной экономической науки. Отчасти это связано с бурным хозяйственным развитием, с ростом промышленности, банковской сферы, транспортной системы. Подобное развитие экономики стимулировало исследования в области, которую принято называть конкретной экономикой – исследования в различных отраслях промышленности, с/х, военно-эк. вопросы, финансы и т.п. наблюдается усиление интереса российских эклномистов к вопросам политэкономии, включая проблемы методологии, экономической этики, истории экономических учений. Представители русских экономистов дооктябрьского периода: Булгаков, Базаров, Бунге, Воронцов, Даниельсон, Дмитриев, Железнов, Исаев, Кулишер, Миклашевский, Левитский, Ильин, Святловский, Струве, Туган-Барановский, Янжул. Их ученики в 20-е годы: Кондратьев, Чаянов, Фельдман, Слуцкий.

В дооктябрьский период эк. наука обладала своеобразной универсальностью. Проблемы рассматривались в русле проблем философских, социологических, исторических и религиозных. Русские экономисты были погружены с социальную проблематику. Они не стремились четко разграничить практическую и теоретическую часть эк. науки.

Наиболее влиятельные в русской эк. науке направления: марксизм (классовый подход), немецкая историчекая школа (принцип методологического холизма, рассмотрение хоз. жизни с национально-государственной позиции), либеральное народничество. Русские экономисты мало внимая уделяли теории предельной полезности и маржинализму = > на этой почве разрыв между западной и российской наукой. Произошло окончательное отстранение отечественной науки от западной.

Некоторые принимали идеи маржинализма, заменяя ими идеи марксизма – например П. Струве, В. Войтинский, В.К. Дмитриев.

Некоторые пытались согласовать теорию ценности маржинализма и трудовую теорию стоимости Маркса – С. Франк, М. Туган-Барановский.

Стоит отметить большой интерес русских экономистов к проблеме предмета и метода эк. науки – Левитский, Струве, Исаев, Тареев, Миклашевский и т.д.

В исследованиях проблем денег, денежного обращения, процента, рынков циклов и кризисов русские экономисты шли в ногу с западными коллегами, а в ряде случаев опережая их (конъюнктурная теория Туган-Барановского).

Экзаменационные вопросы по курсу «История и методология экономической науки»

1. Мировоззренческие и экономические идеи Платона.

2. В чем Аристотель видел преимущества частной собственности?

3. «Общественный договор» Жан-Жака Руссо.

4. Наука как средство познания окружающего мира и как социальный институт.

5. Роль философии в становлении и развитии экономической науки.

6. Экономические идеи Сенеки и Цицерона.

7. А.Смит и Д.Рикардо о предмете политической экономии.

8. Что и почему понимали под богатством меркантилисты и представители буржуазной классической школы?

9. «Капитал» К. Маркса как политикоэкономическое произведение.

10. Неоклассики о задачах и предмете экономической теории.

11. Основные школы и направления историко-экономического анализа (общая характеристика).

12. Существовал ли меркантилизм в России?

13. Древнерусские документы и труды экономического содержания.

14. Французская историческая школа Анналы.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению процесса историко-экономического развития.

16. Институциональный подход к экономической истории.

17. Учение Л.Н.Гумилева об этногенезе.

18. Почему в России получила признание немецкая историческая школа?

19. Что такое мир-системный подход в историко-экономическом анализе?

20. Особенности становления и развития экономической науки в России.

21. Народничество как своеобразная форма утопического социализма.

22. Почему в России возникло течение «легальный марксизм»?

23. Исторические судьбы марксизма в России.

24. Общая характеристика и оценка маржиналистской революции в политической экономии.

25. Предмет исследования и методология Дж.Ст.Милля.

26. Кейнсианская революция в экономической науке.

27. Проблема соотношения морали и предпринимательства в экономической науке прошлого и настоящего.

28. Реформация и развитие буржуазного типа мышления.

29. Протестантская этика как фактор развития капитализма.

30. Общая характеристика истории отечественной экономической науки в ХХ в.

31. «Открытое общество» в философии К.Р.Поппера.

32. Что понимает Дж.Сорос под термином «рыночный фундаментализм»?

33. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина: общие черты и различия.

34. Был ли В.И.Ленин экономистом?

35. Учение А.В.Чаянова о трудовом крестьянском хозяйстве

36. В чем состоит материальная основа больших циклов конъюнктуры Н.Д.Кондратьева?

37. Основные дискуссии советских экономистов в 20-30 гг.

38. Философско-мировоззренчесие взгляды А.А.Богдановат и его «всеобщая организационная наука».

39. Основные идеи экономического строительства в СССР в трудах Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина и И.В.Сталина.

40. Отечественные экономисты начала ХХ века о предмете и методе политической экономии.

Наши рекомендации