ОТС и диалектический материализм

Остановимся сначала на значении диалектического материализ­ма для ОТС: 1. Диалектико-материалистический метод послу­жил базой для формулировки всех пяти предпосылок ОТС. 2. Исходя из его важнейших требований, мы строим ОТС, не отбрасывая, а включая в наше определение «системы», систем­ных законов, принципов и т. д. все богатство накопленного в этом отношении знания. 3. Используя диалектический закон единства и «борьбы» противоположностей, мы получили новые парные системные категории: «система и хаос», «полиморфизм и изоморфизм», «симметрия и диссимметрия», «отношения про­тиворечия и непротиворечия», «взаимодействия и взаимонедействия», «изменения и сохранения», а также общесистемные законы и учения, чрезвычайно важные для всех наук. 4. В со­ответствии с диалектико-материалистической методологией мы сознательно строили ОТС как теорию возникновения, существо­вания, изменения и развития материальных и идеальных систем, как теорию, содержащую эволюционику — системное учение о развитии вообще.

Скажем несколько слов и о значении ОТС для диалектиче­ского материализма. Оно также существенно и прежде всего благодаря конкретизации диалектико-материалистических уче­ний о всеобщей связи и взаимообусловленности, единстве и мно­гообразии мира, изменении и развитии. Этому служат в первую очередь изложенные здесь системные концепции об отношениях противоречия и непротиворечия (см. параграф 13), взаимодей­ствия, одностороннего действия и взаимонедействия (см. параг­раф 14), о поли- и изоморфизме (см. параграфы 9, 10), измене­нии и развитии (см. параграф 16).

Более углубленному пониманию законов диалектического материализма, и прежде всего законов перехода количественных изменений в качественные (и обратно), единства и «борьбы» противоположностей, способствует закон достаточного основа­ния ОТС, отдельно сформулированный (с должным вниманием к требованию полноты) как для случая перехода количествен­ных изменений в количественные и (или) качественные и (или) относительные и (или) тождественные, так и для случая перехо­да квантигенетического развития в кванти- и (или) ква-ли- и (или) изо- и (или) стасигенетическую формы развития, а также законы системной противоречивости, системной непро­тиворечивости, системной противо-непротиворечивости.

Существенно расширяются наши представления о фунда­ментальных категориях диалектического материализма, прежде всего таких, как «изменение и сохранение», «изменение и разви­тие», «действие и отношение», «противоречие и непротиворечие», за счет экспликации новых категорий — «формы изменения ма­терии», «формы сохранения материи», «формы развития мате­рии», «формы действия материи», «формы отношения мате­рии».

Важную роль в дальнейшем развитии философии должны, на наш взгляд, сыграть и ряд новых учений ОТС: о системе и хаосе [91], поли- и изоморфизме (см. параграфы 9, 10 настоя­щей главы), симметрии и диссимметрии; ряд законов, прежде всего законы системности, системных преобразований (цен­тральное предложение ОТС), поли- и изоморфизации, соответ­ствия, симметрии, асимметрии, системного сходства, а также указанные выше парные категории.

Серьезное философское, и прежде всего гносеологическое, значение имеют, как нам представляется, впервые сформулиро­ванные в данной работе «системный идеал» научного объясне­ния и понимания, С-метод и системная парадигма.

Все учения, законы, категории ОТС — это органические эле­менты единого целого, по В. С. Тюхтину [81—83] —некоего разветвленного «дерева», графа, содержащего отношения как подчинения (по вертикали), так и соподчинения (по горизонта­ли). Многие из них, например законы системности, системных преобразований, поли- и изоморфизации, соответствия, симмет­рии, асимметрии, системного сходства, противо-непротиворечи­вости и связанные с ними категории, имеют общесистемный характер, поскольку охватывают все формы движения, сущес­твования, изменения и развития материи.

Из материалов данного параграфа следует, что из всех теоретически возможных между диалектическим материализмом и ОТС соотношений в действительности реализуется лишь изме­няющееся во времени соотношение пересечения между ними.

Таким образом, ОТС, безусловно испытав при своем зарож­дении и постоянно испытывая в дальнейшем развитии плодот­ворное влияние диалектического материализма, в свою очередь оказывает на него благоприятное воздействие посредством сис­темной конкретизации «традиционных» и предложения новых общесистемных категорий, законов, учений.

Наши рекомендации