Изобразительно-выразительные средства языка также помогут понять авторское отношение к изображаемому, помогут не ошибиться в определении авторской позиции

Текст

Изобразительно-выразительные средства языка

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.

(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл

(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ер­молкин испепеляющей стра­стью — любую статью или за­метку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно.

Авторская ирония,

инверсия

(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.

Градация,

авторская ирония

(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (6)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие.

Авторская ирония

(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин присталь­но вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, ес­ли попадалось среди них хоть одно живое.

Сравнение

8)Все обыкновенные слова ка­зались ему недостойными важ­ной темы, и он тут же выправ­лял слово «дом»на «здание»или «строение».

(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. (10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос...

Контекстные антонимы,

перифра­за (корабли пустыни)

(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото». (12)Золотом называлось всё, что хотите. (13)Уголь и нефть - «черное золото». (14)Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала за­метка о старателях, добытчиках золота.

Перифраза,

синтаксический па­раллелизм

(17)Он вернул заметку секре­тарю с вопросом, какое имен­но золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновен­ное».

(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

Авторская ирония,

инверсия

(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответствен­ным за раздел «Заметки фе­нолога».

(21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.

… «Наступила пора бабьего лета»

Однородные члены предложения,

авторская ирония

фразеологизм

Экспертная оценка сочинения

Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.

Текст

(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.

(10)В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чу­дак (произв. от слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побужде­ниями».

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31 )Это де­лает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.

(44)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут све­титься транспаранты «Берегите чудаков»

(По И. Ялимову)

Сочинение ученика

Комментарий эксперта

Примерные

Баллы

(Критерии 1-5)

«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходи­тельно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь, становится на­глядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И.

В данном тексте он под­нимает проблему непри­знанной гениальности чудаков, благодаря ко­торым мир меняется, усовершенствуется.

Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную про­блему текста.

Четко сформулирована проблема.

К1 —1

Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с чело­вечеством: чудаки, вы­биравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, не­разрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся за­коны и совершавшие пе­ревороты в самых раз­ных областях жизни, были во все времена, во все эпохи.

В комментарии объяс­нена причина актуаль­ности данной проблемы, указан её тип.

К2 —2

Конечно, такое нестан­дартное поведение не могло не раздражать ок­ружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непо­нятным, порой вызы­вающе дерзким. Обыва­тельское отношение к чудачеству передает ав­торская ирония, которая звучит буквально в каж­дом предложении: чуда­ки совершают «нелепые поступки», оказываются «особо опасными» в науке и технике... Но мы прекрасно осозна­ём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности».

В продолжение коммен­тария удачно вводится сформулированная ав­торская позиция: мир развивается благодаря чудакам.

КЗ —1

С ним трудно не согла­ситься. Всегда и везде, где остро ощущалась по­требность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечест­во признает выдающими­ся людьми, появлялись именно в такое время.

Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальне­восточную тайгу, проби­раясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на во­прос: что нужно сделать, чтобы люди могли вос­пользоваться несметны­ми сокровищами земли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, и Земля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты ис­следования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил меж­планетными путешест­виями и очень многое сделал для развития космической техники.

Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому ви­дению проблемы.

Приведены три аргу­мента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом.

К4 —3

Путь этих людей не был устлан розами, и так на­зываемое «чудачество» — это годы напряжен­ного труда, эксперимен­тов вопреки всему. Ис­тория их жизни — это история борьбы с зави­стью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и из­девательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явле­ние электромагнитной индукции не было при­знано всеми! Сколько клеветы и без­основательных обвине­ний обрушивалось на

Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию!

Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чуда­ков — это история борь­бы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)

 

Но не будь таких людей— и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гус­лях-самогудах, горшках-самоварах оставались
сказками. И замечатель­но, что последние два столетия так богаты «чу­даками»: мир сделал про­рыв в своем развитии.
Действительно, не зря так называют подобных лю­дей: ЧУДО и ЧУДАКИ —слова одного корня...

Заключение — развер­нутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в дан­ном сочинении.

К5 —3

 

Работа ученика характе­ризуется точностью вы­ражения мысли, разнооб­разием грамматических форм, уместным исполь­зованием средств вырази­тельности.

К6 —2

 

Главная

Литературный материал

Рекомендации

Тренировочные задания

Проблемы

Энциклопедия аргументов

Схемы анализа

Изменения в ЕГЭ 2012

Офоэпический минимум

Советы к ЕГЭ. Сочинение

Разбор сочинений ЕГЭ

Как вводить аргументы

7 класс. Список книг для летнего чтения.

11 класс. Список книг для летнего чтения.

Сочинения ЕГЭ. Образцы

11 кл. Учебник по литературе

Создание и управление сайтом - программа CMS SiteEdit

 

Наши рекомендации