Изобразительно-выразительные средства языка также помогут понять авторское отношение к изображаемому, помогут не ошибиться в определении авторской позиции
Текст
Изобразительно-выразительные средства языка
(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл…
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно.
Авторская ирония,
инверсия
(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.
Градация,
авторская ирония
(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.
Авторская ирония
(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.
Сравнение
8)Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом»на «здание»или «строение».
(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. (10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос...
Контекстные антонимы,
перифраза (корабли пустыни)
(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото». (12)Золотом называлось всё, что хотите. (13)Уголь и нефть - «черное золото». (14)Хлопок — «белое золото». (15)Газ — «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота.
Перифраза,
синтаксический параллелизм
(17)Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное».
(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.
Авторская ирония,
инверсия
(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».
(21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.
… «Наступила пора бабьего лета»
Однородные члены предложения,
авторская ирония
фразеологизм
Экспертная оценка сочинения
Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.
Текст
(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, безошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.
(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ускоренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам приходится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми монетами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы искоренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываемся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохранения энергии.
(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.
9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чудаки.
(10)В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чудак (произв. от слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побуждениями».
(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых родителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.
(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав дважды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали мореплавание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справедливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделанные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без которой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.
(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех известных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойствие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, движущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хотя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радиоволны.
(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотского утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.
(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудачества. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходящую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать космические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и губернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.
(29)Исследованиями последнего времени установлено, что бациллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31 )Это делает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже континенты заражались от чудаков.
(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борьбы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.
(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все принимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чудаками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, поступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ставить на площадях городов памятники.
(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.
(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем сильнее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запасы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни пространства, ни времени.
(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром уменьшать энтропию.
(44)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут светиться транспаранты «Берегите чудаков»
(По И. Ялимову)
Сочинение ученика
Комментарий эксперта
Примерные
Баллы
(Критерии 1-5)
«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходительно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь, становится наглядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И.
В данном тексте он поднимает проблему непризнанной гениальности чудаков, благодаря которым мир меняется, усовершенствуется.
Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную проблему текста.
Четко сформулирована проблема.
К1 —1
Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с человечеством: чудаки, выбиравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, неразрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся законы и совершавшие перевороты в самых разных областях жизни, были во все времена, во все эпохи.
В комментарии объяснена причина актуальности данной проблемы, указан её тип.
К2 —2
Конечно, такое нестандартное поведение не могло не раздражать окружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непонятным, порой вызывающе дерзким. Обывательское отношение к чудачеству передает авторская ирония, которая звучит буквально в каждом предложении: чудаки совершают «нелепые поступки», оказываются «особо опасными» в науке и технике... Но мы прекрасно осознаём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности».
В продолжение комментария удачно вводится сформулированная авторская позиция: мир развивается благодаря чудакам.
КЗ —1
С ним трудно не согласиться. Всегда и везде, где остро ощущалась потребность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечество признает выдающимися людьми, появлялись именно в такое время.
Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальневосточную тайгу, пробираясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы люди могли воспользоваться несметными сокровищами земли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, и Земля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты исследования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил межпланетными путешествиями и очень многое сделал для развития космической техники.
Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому видению проблемы.
Приведены три аргумента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом.
К4 —3
Путь этих людей не был устлан розами, и так называемое «чудачество» — это годы напряженного труда, экспериментов вопреки всему. История их жизни — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и издевательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явление электромагнитной индукции не было признано всеми! Сколько клеветы и безосновательных обвинений обрушивалось на
Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию!
Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чудаков — это история борьбы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)
Но не будь таких людей— и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гуслях-самогудах, горшках-самоварах оставались
сказками. И замечательно, что последние два столетия так богаты «чудаками»: мир сделал прорыв в своем развитии.
Действительно, не зря так называют подобных людей: ЧУДО и ЧУДАКИ —слова одного корня...
Заключение — развернутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в данном сочинении.
К5 —3
Работа ученика характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.
К6 —2
|
Создание и управление сайтом - программа CMS SiteEdit |