Отношение христианской этике к этике философской. Догматика и нравственность. Отличие православной этики от католической и протестантской

Вопрос 1

Мораль и этика. Особенность христианской этики. Христианская этика как область богословия.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Этика - одна из форм идеологии, то есть учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Православная этика базируется на Законе Божиим, догматическом учении и предании православной церкви.

Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности и есть нечто вроде этики, приведенной к общему знаменателю. Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения православной этики, мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь только лишь на том, что он — не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обо́жении как главной цели назначения человека.

Обо́жение (святость) – учение Православной Церкви о соединении человека с Богом, приобщении человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.

Таким образом, православная этика связана с определением, поиском и целеустремлением к Богу. Господь Иисус Христос – совершенство, если можно так сказать, православной этики. Подражать нравственной жизни Христа – обязанность христианина, к которой призывает сам Христос «Будьте совершенны, как совершен ваш Небесный Отец» (Мф ), апостолы и все святые отцы.

Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась» (св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества».

Нравственность православия зиждиться на благодати Святого Духа, для чего нужно веру беречь от ересей и не уклоняться в расколы.

Православная нравственность складывается из христианских добродетелей смирения, плача о своих грехах, кротости, милосердии, поиске и совершении всего хорошего, чистоте сердца от страстей (доступном), исповедании веры вплоть до того, чтобы быть готовым ради веры отдать свою жизнь. При этом основная добродетель православной этики – жертвенная любовь по примеру любви между ипостасями Пресвятой Троицы, Бога, Который по определению апостола Иоанна сам есть Любовь (1 Ин, 4 ). Любить Бога не возможно не веря в Него и не имея надежды на исполнение всех Его обещаний.

Достичь богоподобия возможно исполняя заповеди. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35).

Вопрос 2

Отношение христианской этике к этике философской. Догматика и нравственность. Отличие православной этики от католической и протестантской.

В философии этика – (ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика зависит от развитости общества и меняется вместе с ним. Этика в философии касается вопроса соотношения добра и зла, добродетели и пороков, смысла жизни, свободы воли.

Термин этики впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие. Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Этика в философском ключе связана либо с языческим мировоззрением, либо замыкается только на земных благах. В первом случае её ценности основаны на страстях – по примеру различных божеств, храмовой проституции и так далее, во втором – исходит из критериев пользы себе (эгоизм) и обществу, опять-таки, чтобы жить не тревожась.

Нравственность не может быть без религиозной. В основе нравственности всегда лежит догматическое учение о Боге, мире, человеке, верное или ошибочное.

Христианские представления о этики:

Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, учении о первородном грехе, смерти и отношении Бога к миру.

- православная этика

Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец. Он дарует человеку «божественный нравственный закон», который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании. Исполнение заповедей – акт развития богоподобия. Спасает человека Господь (вочеловечился, учил, был распят, воскрес), дав таинства церкви. От человека требуется вера, добрые дела согласно веры (верность), участие в жизни церкви. Аскетизм – борьба с страстями, противление злу.

- католичество.

Грех – вина всего рода человечества, Господь обижен, спасение достигается через искупление. Спасение человека совершается в зависимость от баланса его «добрых дел» и их перевеса перед пороками и прегрешениями. При этом заслуги разделяются на должные, которые необходимы для спасения и оправдания перед Богом, и сверхдолжные, составляющие излишек. Монашество, крестовые походы – из области сверхдолжных заслуг. Юридизм по принципу гражданского права. Подвиг заключён в чувственном переживании страданий Господа Иисуса Христа; благотворительность.

- протестантизм

Считается, что всё совершил за человека Господь Иисус Христос, поэтому достаточно просто в Него верить. Добрые дела – лишь категория порядочности, присущей нормально развивающемуся обществу. Искажение о учении церкви, таинствах, иерархии. Именно поэтому нравственная деградация (однополые браки, эвтаназия и другое) возможна в большей степени в протестантских странах. Аскетика не нужна, так как бороться протестанту с грехом в себе самом нет необходимости. Основная деятельность направлена на внешнюю сторону – распространение веры, благотворительность (миссионерство с целью развития общин).

Вопрос 3

Нравственное добро. Понятие о благе. Различие между добром и злом по учению Церкви.

Нравственное добро - высшая моральная и нравственная ценность. Субъективное добро в нравственном и моральном смысле понятие бескорыстное. Делая другим людям добро, человек не ждет положительной оценки или вознаграждения, не только в земных категориях, но и в духовных.

В христианстве есть три ступени человека верующего: раб, наёмник, сын. Только в состоянии сыновства человек способен добро творить бескорыстно, по любви к Богу (даже не ожидая от Него наград).

Благо:

В античной философии благо первоначально трактовалось как относительное понятие. Начало такой трактовке положили софисты, согласно которым: «Нет ничего самого по себе хорошего и дурного: что для одного хорошо, для другого плохо; и что сегодня для меня хорошо, завтра плохо... Смертельная болезнь для меня зло, а для моих наследников - благо».

Благо – удовольствие, а зло – страдание (Эпикур).

В категории сущности благом зовется Бог или ум, в категории качества - добродетели, в категории количества — мера, в категории времени — удобный момент и т. Д (Аристотель).

Благо - соответствие природе, совершенство разумного существа (стоики).

В христианстве: Благо – одно из имён Бога. Для тварного существа благо есть соответствие своему назначению, своей цели (жить по воле Божией). Созданный по образу Божию человек стремится к Первообразу.

Зло не имеет сотворённой самобытной сущности и есть акт реализации разумными личностными существами (ангелами и человеком) данной Богом свободной воли. Зло есть уклонение от благой воли Божией, которая есть установленный естественный порядок, закон в мироздании (материального и духовного мира). Первоначально зло в мире возникло при грехопадении в ангельском мире. Страстность, тленность, смертность – результат грехопадения (уклонения от воли Божией).

Вопрос 4

Наши рекомендации