Ученые - наследники пророков
Всевышний Аллах сказал:Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. (Сура аль-Муджадаля 58:11)
Чтение и изучение книги «Манхадж в требовании знаний» шейха Салиха Али Шейха, да сохранит его Аллах.
1. Знание — милость от Аллаха. Чистота сердца — восприятие знаний. Достоинство знания, превосходство знающего над простым поклоняющимся. Проблемы в требовании знания. Ознакомление с автором книги Салихом ибн Абдульазиз Али Шейхом, да сохранит его Аллах. Разъяснение вступления книги: 1) Басмаля. 2) Хвала Аллаху. 3) Имена Аллаха — ар-Рахман и ар-Рахим. Хидая — прямой путь. Два столпа Хидая: знание и совершение дел в соответствии с ним. Хидая иршад. Хидая тауфик. Два вида болезней: тела и сердца. Болезни сердца также два вида: страсти и сомнения, и их излечение. Вилая (покровительство) Аллаха — общее и конкретное. Искусство вступления; разбор мольбы шейха Салиха
2. Болезни, препятствующие достижению знаний. Основательность и последовательность в требовании знаний. Важность правил требования знаний. Разница между знанием и просвещением. Два качества, необходимых требующему знания: 1) чтобы шел по пути саляфов в требовании знаний и 2) чтобы приучил себя к тому, чтобы тратить все свое время на знание и чтобы это не надоедало ему. История Хатыба аль-Багдади. Заучивание наизусть: заученное — есть знание. Решительность в требовании знаний. Пользы присутствия на собраниях знания. Искренность в требовании знаний, так как требование знание — это поклонение
3. Искренность в намерении: 1) Избавление от невежества, как себя, так и других; 2) Приобретение хашия (боязни); 3) Защита шариата. Завещание Абу Дарды, да будет доволен им Аллах. Полезное знание, его сравнение с дождем. Таклид (слепое следование). Качество требующего знания — мягкость (рифк). Знание собирается понемногу в течение продолжительного времени.
[1] Следование по пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) заключается в четырех вещах:
1) Полное подчинение тому, что он нам приказал.
"Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху"(Ан-Ниса:80)
2) Верить в то, что он нам сообщил. Принимается это нашим разумом или нет. Слушаем и повинуемся. Потому что Всевышний Аллах сказал: "Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается от Аллаха."(Ан-Наджм:3,4)
3) Сторониться того, что он нам запретил.
Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Тот, кто подчинился мне, подчинился Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха». Муслим 1835.
4) Не поклоняться Аллаху кроме только так, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нас научил.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
[2] С 90-х годов многие люди вышли из Бывшего Советского Союза на путь требования знания. Прошло около 20-ти лет. Где они? Они занимаются бизнесом, деньги крутят, устраивают всякие собрания, где не требуется знание, конечно же, кроме тех, кому Аллах оказал милость. Их всего лишь единицы.
[3] Саляфов в требовании знаний.
[4] Пользы, которые мы берем на тех собраниях или местах, где требуется знания:
1) Поминание Всевышнего Аллаха.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 3414, сахих ат-Тирмизи 1891.
2) Учится нраву от шейха. Как рассказывают про имама Ахмада ибн Ханбаля, что у него на уроках было до 5 тыс. студентов. 500 из них брали знания, а 4500 – смотрели на шейха и учились нраву шейха.
3) Человек, который находился на этих собраниях, становится тем, за кого ангелы просят прощение.
4) Сам путь требования знания. Кто самостоятельно занимается без шейха, тот заблудился. Поэтому ученые говорили: «Кто зашел в знание без шейха, тот сойдет с этого пути – пути требования знания - без знания»
5) Это место, где раздают наследство пророков.
Берет наследство Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует!) – знание. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «И поистине, ученые являются наследниками пророков, и поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, и они оставили в наследство знания. И тот, кто берет эти знания, тот себе берет большую долю». Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Хиббан, Хаким. Хадис достоверный.
[5] Со слов Хузайфы передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами‘» 4214.
[6] Речь идет об одном хадисе, переданном с хорошим иснадом от одного из ученых сподвижников Абу Дарды (да будет доволен им Аллах!). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
من سلك طريقا يبتغي فيه علما سهل الله له طريقا إلى الجنة وإن الملائكة لتضع أجنحتها لطالب العلم رضا بما يصنع وإن العالم ليستغفر له من في السموات ومن في الأرض حتى الحيتان في الماء وفضل العالم على العابد كفضل القمر على سائر الكواكب وإن العلماء ورثة الأنبياء وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما وإنما ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظ وافر
«Тот, кто прокладывает себе дорогу к требованию знаний, Аллах этой же дорогой прокладывает ему дорогу в рай. И ангелы кладут свои крылья, довольствуясь тем, что делает требующий знания. И поистине, за ученого просят прощенья все, что на небе и все, что на земле, и даже рыба в воде. И преимущество ученого над просто поклоняющимся мусульманином, как преимущество луны в ночь полнолуния над другими звездами. И поистине, ученые являются наследниками пророков, и поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, и они оставили в наследство знания. И тот, кто берет эти знания, тот себе берет большую долю» Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Хиббан, Хаким.
[7] Но в рамках Шари’ата.
[8] Или в другом риваяте передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».См. наше краткое изложение книги «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘» под названием «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 66.
[9] Аль-Бухари (71), Муслим (1037) – со слов Му‘авийи, да будет доволен им Аллах.
[10] Первый у нас была искренность, второе - мягкость
[11] Смотрите пророк, мир ему благословение Аллаха, сказал: «Люди лишены двух милостей: время и здоровье» А мы теряем время. А шейх Альбани даже ценил секунды (40:30).