ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ. 1. О гносеологических основах христианской антропологии. Об исихазме и христианской
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
1. О гносеологических основах христианской антропологии.
- Об исихазме и христианской аскетике.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
1. Роль Священного Писания как источника информации для христианской антропологии.
- Роль Священного Предания как источника информации для христианской антропологии.
- Роль непосредственного мистического откровения как источника информации для христианской антропологии.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
Домашнее задание к семинарскому занятию №3
Тема: «Гносеологические основы христианской антропологии»
№ | Вопросы Темы | Источники Информации | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Священное Писание как гносеологическая основа христианской антропологии | 1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. | Составить представление о роли Священного Писания как источника информации для христианской антропологии. | 1.Какова роль Священного Писания как источника информации для христианской антропологии? 2.Почему Священное Писание не считается единственным достоверным источником информации? | |
Священное Предание как гносеологическая основа христианской антропологии | 1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. | Составить представление о роли Священного Предания как источника информации для христианской антропологии | 1.Какова роль Священного Предания как источника информации для христианской антропологии? 2.Почему Священное Предание не считается единственным достоверным источником информации? | |
Христианская аскетика как практическая форма христианской антропологии. Исихазм | 1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005. 2. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология. Самара,2005. 3. Кожурин К. Духовныеучителя сокровенной Руси. СПб., 2007. | Составить представление о сути исихастского опыта и об аскетической практике. | 1.В чём различие между католическим и православным пониманием аскетизма? 2.Какова роль личного мистического опыта как источника информации для христианской антропологии? |
Литература:
Учебники и учебные пособия.
1. Основы религиоведения (сост. о. Дм. Лескин). Тольятти, 2005.
- Основы религиоведения: под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.
3. Шестун Е.В., Подоровская И.А., Ворожейкин С.В. Христианская антропология: конспект лекций. Самара,2005.
Дополнительная литература.
1. История религии: под ред. И.Н. Яблокова. М., 2002.
- Кожурин К. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007.
- Кураев А. Протестантам о Православии. М., 1999.
- Кураев А. Христианство без оккультизма. М., 1997.
- Никольский В. С. Религиоведение. М., 2001.
- Православные таинства (сост. Костин А.Ю.). М., 2005.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Сотворение человека. Человек как образ Божий. Человек как подобие Божье.
- Дух, душа и тело: дихотомистское и трихотомистское представления о человеке. Двуединство человеческой природы.
3. Телесная смерть и частный суд.
4. Рай и ад.
5. Воскресение и Страшный Суд.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все православные богословы, которые делятся на два условных лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различные природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различные субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем тело.
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что Они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции – оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.
После смерти каждая душа идет на частный суд. Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое является частью аскетического учения и говорит об окончательной и решающей стадии «невидимой брани», которую христианин ведет на земле, когда бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце ее предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани.
В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем", "Царством Небесным", "Царством Божием", "Домом Отца", "Иерусалимом вышним", "небесами". Место пребывание грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом". "Ад" (греч.) – буквально означает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли", просто "преисподней", "тьмой кромешной", наконец, "темницей духов". Мздовоздояние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния.
Христианское учение о Страшном Суде называется так потому, что она определит, кто больше любил Христа, а кто – нет. Об этом суде в Евангелии говорится: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету...». После Страшного Суда начинается новая жизнь «будущего века», Божие Царство, в котором с Отцом, Сыном и Святым Духом будут жить все, кого помилует вновь явившийся справедливый и милостивый Спаситель. «И Царствию Его не будет конца» (Из Символа веры).
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА: