Посвящение обета (назр) не аллаху является ширком
Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют свои обеты и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (аль-Инсан, 7).
Он сказал также: «И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах знает о том. И не будет у несправедливых помощников!» (Аль-Бакара, 270).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: /ан-Назр/ не Всевышнему Аллаху - это один из видов ширка. Под ширком здесь подразумевается большой ширк. Почему? Сущность /назра/ в том, что человек обязывает себя каким-то поклонением перед Всевышним Аллахом. То есть /назр/ - это обязывание себя каким-то поклонением. /Назр/ может иметь связь с чем-то, а может быть и несвязанным.
Также указанием на то, что /назр/ является поклонением служит то, что Всевышний Аллах похвалил тех, кто выполняет его. Он сказал:
﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا﴾
«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается».(Сура аль-Инсан, аят 7)
В этом указание, что исполнение /назра/ узаконено в шариате. Это может быть обязательным, а может быть желательным. Всевышний Аллах любит это дело. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться». Бухари, 6700.
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ﴾
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». (Сура аль-Бакара, аят 270)
Это указывает на то, что Всевышний Аллах любит исполнение /назра/. И посвящение этого великого поклонения кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха будет ширком.
Тут возникает вопрос! Давать /назр/ является порицаемым делом в религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о /назре/: «Нет в нем добра». Муслим, 1639.
Как же пророк (мир ему и благословение Аллаха) порицает то, что является поклонением? /Назр/ бывает двух видов:
1 - Назр /мутлякъ/.
Это обязывание себя каким-то поклонением. И это обязывание ни с чем не связано. Например, человек говорит: «Я даю обет /назр/ Всевышнему Аллаху, что совершу два ракаата молитвы». И это происходит без какой-либо причины. Этот вид /назра/ не заходит в то, что порицал пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Нет в нем добра. Он только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
2 - Назр /мукъайяд/.
Человек обязывает себя каким-то поклонением, прося за это поклонение что-то у Всевышнего Аллаха. Например, он говорит: «Если Всевышний Аллах излечит такого-то человека от болезни, то я даю /назр/ раздать столько-то милостыни». Или говорит: «Если я сдам экзамены, то всю ночь простою в молитве». Такой человек как будто бы ставит условие Всевышнему Аллаху, говоря:«О Господь, если ты мне дашь это и это, то я буду держать пост /саум/». То есть это по какой-то причине, прося что-то взамен. Это и есть то, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Нет в нем добра. Им только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
Жадный человек не совершает какое-либо поклонение, пока не получит что-то взамен. Это очень распространено среди простых людей. Они думают, что их нужды могут быть выполнены только через /назр/. Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Запрещено быть убежденным в том, что нужды человека могут быть исполнены только посредством /назра/. Такой человек думает, что Всевышний Аллах дает только взамен на что-то другое. Это плохие мысли об Аллахе, так Он проявляет милость Своим рабам просто так».
Отсюда мы понимаем, что /назр мутлякъ/ не входит в порицаемое. Однако выполнение /назра/, будь он /мутлякъ/ или /мукъайяд/ - это поклонение. А порицание связано не с самим делом, а с убеждениями.
Также у нас есть правило относительно доводов в вопросах, связанных с большим ширком. Доводы бывают двух видов:
1 - Любое доказательство из Корана и Сунны, говорящее о том, что только Всевышний Аллах достоин поклонения, указывает на то, что любой вид поклонения нужно посвящать только Ему. Это является одним из видов доказательств. И тот, кто посвятил какое-либо поклонение кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, совершил ширк.
2 - Конкретное доказательство, говорящее об определенном виде поклонения.
И относительно /назра/ пришли общие доводы. Как например, слова Всевышнего Аллаха:
﴿وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ﴾
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:
﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура аз-Зарийат, аят 56)
А также:
﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». (Сура ан-Ниса, аят 36)
А также:
﴿قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلَّا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾
«Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи». (Сура аль-Ан’ам, аят 151)
/Назр/ является поклонением, а Всевышний Аллах запретил посвящать поклонение кому-либо, кроме Него. Кто сделает подобное, тот многобожник.
Также ты можешь привести конкретные аяты или хадисы относительно /назра/. И шейх в начале книги привел общие доводы, а затем в каждой главе привел конкретные доводы. Это является глубоким пониманием написания книг и доводов шариата. Потому что доводы человека должны быть различными. Если ты приведешь сначала общие, а затем конкретные доводы, то у твоего оппонента не найдется ответа. А если ты привел всего лишь один довод, то он может его исказить и начать спорить. Если человек начнет учить наизусть доказательства, которые приводят ученые, тогда никто не сможет его одолеть. Всевышний Аллах обещал Своим рабам победу, сказав:
﴿إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ﴾
«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». (Сура Гъафир, аят 51)
И как сказал шейх в книге «Кашф аш-Шубухат»: «Простой единобожник может победить тысячу ученых многобожников». И это действительно так.
Всевышний Аллах сказал:
﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا﴾
«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается».(Сура аль-Инсан, аят 7)
Доказательство ясное и понятное. Всевышний Аллах похвалил тех людей, которые исполняют свой /назр/. Значит Всевышний Аллах любит такой вид поклонения. Если это поклонение, значит посвящение его кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, будет ширком.
Также Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ﴾
«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». (Сура аль-Бакара, аят 270)
Всевышний Аллах возвеличил /назр/, указывая на то, что знает о нем.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться». Бухари, 6700.
Из этого хадиса следует, что исполнять /назр/ обязательно, а это значит, что исполнение /назра/ является поклонением, которое любит Всевышний Аллах. И объясняется это тем, что обязательные предписания, как и все деяния, необходимые для их совершения, относятся к обрядам поклонения. А для исполнения /назра/ необходимо принести сам /назр/, ибо если бы не было /назра/, то не было бы необходимости исполнять его. И исполнять /назр/ нужно потому, что человек, несущий ответственность за свои деяния, обязал себя совершить этот обряд поклонения.
Но если человек дал /назр/ совершить грех, он не должен ослушаться Аллаха, потому что взятое на себя обязательство ослушаться Аллаха противоречит запрету ослушаться Великого и Могучего Аллаха, однако поступивший таким образом обязан совершить искупительные действия, которые совершают при нарушении клятвы. Подробно об этом упоминается в главах о /назре/, которые входят в книги по фикху.
/Назр/, принесенный Великому и Могучему Аллаху, является великим обрядом поклонения, и /назр/, принесенный не Аллаху, также является обрядом поклонения. И если человек приносит /назр/ не Аллаху, то он поклоняется творению, если же он приносит /назр/ Аллаху, то он поклоняется Великому и Могучему Аллаху. [Конец слов шейха]
Шейху задали вопрос: «Можно ли давать /назр/ после того, как что-то случилось? Например, я сдал экзамены и затем даю /назр/ поститься три дня».
[Шейх Салих али Шейх ответил]: /Назр мутлякъ/ - это такой /назр/, который не связан ни с чем, что может произойти в будущем. /Назр мукъайяд/ связан с будущим. Человек дает /назр/ совершить то-то и то-то, если случится так или так. Например, говорит: «Если Всевышний Аллах вылечит больного, то я буду поститься три дня».
/Назр/ будет /мутлякъ/ тогда, когда человек дает его просто так или по причине того, что уже случилось. Поэтому то, о чем спрашивали входит в /назр мутлякъ/. [Конец слов шейха]
___________
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Необходимость быть верным данному /назру/.
2. Если доказано, что /назр/ является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-либо другому, является ширком.
3. Нельзя исполнять /назр/, данный в неповиновении Аллаху.
باب من الشرك الاستعاذة بغير الله