Посвящение обета (назр) не аллаху является ширком

Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют свои обеты и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (аль-Инсан, 7).
Он сказал также: «И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах знает о том. И не будет у несправедливых помощников!» (Аль-Бакара, 270).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться».

[Шейх Салих али Шейх говорит]: /ан-Назр/ не Всевышнему Аллаху - это один из видов ширка. Под ширком здесь подразумевается большой ширк. Почему? Сущность /назра/ в том, что человек обязывает себя каким-то поклонением перед Всевышним Аллахом. То есть /назр/ - это обязывание себя каким-то поклонением. /Назр/ может иметь связь с чем-то, а может быть и несвязанным.
Также указанием на то, что /назр/ является поклонением служит то, что Всевышний Аллах похвалил тех, кто выполняет его. Он сказал:

﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا﴾


«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается».(Сура аль-Инсан, аят 7)
В этом указание, что исполнение /назра/ узаконено в шариате. Это может быть обязательным, а может быть желательным. Всевышний Аллах любит это дело. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться». Бухари, 6700.
Также Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ﴾


«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». (Сура аль-Бакара, аят 270)
Это указывает на то, что Всевышний Аллах любит исполнение /назра/. И посвящение этого великого поклонения кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха будет ширком.
Тут возникает вопрос! Давать /назр/ является порицаемым делом в религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о /назре/: «Нет в нем добра». Муслим, 1639.
Как же пророк (мир ему и благословение Аллаха) порицает то, что является поклонением? /Назр/ бывает двух видов:
1 - Назр /мутлякъ/.
Это обязывание себя каким-то поклонением. И это обязывание ни с чем не связано. Например, человек говорит: «Я даю обет /назр/ Всевышнему Аллаху, что совершу два ракаата молитвы». И это происходит без какой-либо причины. Этот вид /назра/ не заходит в то, что порицал пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Нет в нем добра. Он только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
2 - Назр /мукъайяд/.
Человек обязывает себя каким-то поклонением, прося за это поклонение что-то у Всевышнего Аллаха. Например, он говорит: «Если Всевышний Аллах излечит такого-то человека от болезни, то я даю /назр/ раздать столько-то милостыни». Или говорит: «Если я сдам экзамены, то всю ночь простою в молитве». Такой человек как будто бы ставит условие Всевышнему Аллаху, говоря:«О Господь, если ты мне дашь это и это, то я буду держать пост /саум/». То есть это по какой-то причине, прося что-то взамен. Это и есть то, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Нет в нем добра. Им только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
Жадный человек не совершает какое-либо поклонение, пока не получит что-то взамен. Это очень распространено среди простых людей. Они думают, что их нужды могут быть выполнены только через /назр/. Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Запрещено быть убежденным в том, что нужды человека могут быть исполнены только посредством /назра/. Такой человек думает, что Всевышний Аллах дает только взамен на что-то другое. Это плохие мысли об Аллахе, так Он проявляет милость Своим рабам просто так».
Отсюда мы понимаем, что /назр мутлякъ/ не входит в порицаемое. Однако выполнение /назра/, будь он /мутлякъ/ или /мукъайяд/ - это поклонение. А порицание связано не с самим делом, а с убеждениями.
Также у нас есть правило относительно доводов в вопросах, связанных с большим ширком. Доводы бывают двух видов:
1 - Любое доказательство из Корана и Сунны, говорящее о том, что только Всевышний Аллах достоин поклонения, указывает на то, что любой вид поклонения нужно посвящать только Ему. Это является одним из видов доказательств. И тот, кто посвятил какое-либо поклонение кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, совершил ширк.
2 - Конкретное доказательство, говорящее об определенном виде поклонения.





И относительно /назра/ пришли общие доводы. Как например, слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ﴾


«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾


«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура аз-Зарийат, аят 56)
А также:

﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾


«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». (Сура ан-Ниса, аят 36)
А также:

﴿قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلَّا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾


«Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи». (Сура аль-Ан’ам, аят 151)
/Назр/ является поклонением, а Всевышний Аллах запретил посвящать поклонение кому-либо, кроме Него. Кто сделает подобное, тот многобожник.
Также ты можешь привести конкретные аяты или хадисы относительно /назра/. И шейх в начале книги привел общие доводы, а затем в каждой главе привел конкретные доводы. Это является глубоким пониманием написания книг и доводов шариата. Потому что доводы человека должны быть различными. Если ты приведешь сначала общие, а затем конкретные доводы, то у твоего оппонента не найдется ответа. А если ты привел всего лишь один довод, то он может его исказить и начать спорить. Если человек начнет учить наизусть доказательства, которые приводят ученые, тогда никто не сможет его одолеть. Всевышний Аллах обещал Своим рабам победу, сказав:

﴿إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ﴾


«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». (Сура Гъафир, аят 51)
И как сказал шейх в книге «Кашф аш-Шубухат»: «Простой единобожник может победить тысячу ученых многобожников». И это действительно так.
Всевышний Аллах сказал:

﴿يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا﴾


«Они исполняют обеты /назр/ и боятся дня, зло которого разлетается».(Сура аль-Инсан, аят 7)
Доказательство ясное и понятное. Всевышний Аллах похвалил тех людей, которые исполняют свой /назр/. Значит Всевышний Аллах любит такой вид поклонения. Если это поклонение, значит посвящение его кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, будет ширком.
Также Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ نَفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُمْ مِنْ نَذْرٍ فَإِنَّ اللهَ يَعْلَمُهُ وَمَا للظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ﴾


«Что бы вы ни потратили, какой бы обет /назр/ вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников». (Сура аль-Бакара, аят 270)
Всевышний Аллах возвеличил /назр/, указывая на то, что знает о нем.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться». Бухари, 6700.
Из этого хадиса следует, что исполнять /назр/ обязательно, а это значит, что исполнение /назра/ является поклонением, которое любит Всевышний Аллах. И объясняется это тем, что обязательные предписания, как и все деяния, необходимые для их совершения, относятся к обрядам поклонения. А для исполнения /назра/ необходимо принести сам /назр/, ибо если бы не было /назра/, то не было бы необходимости исполнять его. И исполнять /назр/ нужно потому, что человек, несущий ответственность за свои деяния, обязал себя совершить этот обряд поклонения.
Но если человек дал /назр/ совершить грех, он не должен ослушаться Аллаха, потому что взятое на себя обязательство ослушаться Аллаха противоречит запрету ослушаться Великого и Могучего Аллаха, однако поступивший таким образом обязан совершить искупительные действия, которые совершают при нарушении клятвы. Подробно об этом упоминается в главах о /назре/, которые входят в книги по фикху.
/Назр/, принесенный Великому и Могучему Аллаху, является великим обрядом поклонения, и /назр/, принесенный не Аллаху, также является обрядом поклонения. И если человек приносит /назр/ не Аллаху, то он поклоняется творению, если же он приносит /назр/ Аллаху, то он поклоняется Великому и Могучему Аллаху. [Конец слов шейха]

Шейху задали вопрос: «Можно ли давать /назр/ после того, как что-то случилось? Например, я сдал экзамены и затем даю /назр/ поститься три дня».
[Шейх Салих али Шейх ответил]: /Назр мутлякъ/ - это такой /назр/, который не связан ни с чем, что может произойти в будущем. /Назр мукъайяд/ связан с будущим. Человек дает /назр/ совершить то-то и то-то, если случится так или так. Например, говорит: «Если Всевышний Аллах вылечит больного, то я буду поститься три дня».
/Назр/ будет /мутлякъ/ тогда, когда человек дает его просто так или по причине того, что уже случилось. Поэтому то, о чем спрашивали входит в /назр мутлякъ/. [Конец слов шейха]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Необходимость быть верным данному /назру/.
2. Если доказано, что /назр/ является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-либо другому, является ширком.
3. Нельзя исполнять /назр/, данный в неповиновении Аллаху.

باب من الشرك الاستعاذة بغير الله

ПРИБЕГАНИЕ (ИСТИ’АЗА) К КОМУ-ЛИБО, КРОМЕ АЛЛАХА ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

Всевышний Аллах сказал: «...Некоторые из числа людей искали покровительства у некоторых из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или их беззаконие)» (аль-Джин, 6).
Хаула бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: "Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!" — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место».

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Таухид познается через то, что противоречит ему. И поэтому тот, кто хочет узнать о таухиде, должен узнать о том, что ему противоречит. Таухид включает в себя утверждение и отрицание. Таухид включает в себя веру в Аллаха и неверие в /тагъута/. Тот, кто соберет эти две вещи, будет из тех, кто узнал таухид. Поэтому шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб подробно рассказал о таухиде, а затем подробно рассказал о ширке. Шейх рассказал о малом ширке в словах и в делах, а также о большом ширке в делах и в убеждениях. В предыдущих главах шейх рассказал нам о жертвоприношении и обете /назр/ кому-либо, помимо Аллаха. Жертвоприношение и обет /назр/ - это два великих поклонения. Они явные. Жертвоприношение связано с делами. Что касается обета /назр/ то дают его словами, а исполняют делами. Шейх вначала рассказал о большом ширке в делах, а это жертвоприношение. Потом рассказал об обете /назр/, так как он исходит от языка.
То есть рассказал о деле, а затем о слове. В каждом из них есть убеждение и возвеличивание кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

﴿يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ﴾


«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее». (Сура аль-Бакъара, аят 165)
А также:

﴿تَاللَّهِ إِنْ كُنَّا لَفِي ضَلَالٍ مُبِينٍ(97)إِذْ نُسَوِّيكُمْ بِرَبِّ الْعَالَمِينَ﴾


«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров». (Сура аш-Шу’ара, аят 97-98)
Далее шейх рассказал об /исти’азе/ к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха. /Исти’аза/ - это слова, которые следуют вместе с убеждением. И этот ширк - большой ширк.
«الاستعاذة» - /аль-Исти’аза/ - это поиск убежища, надеясь на то, что тот, к кому он прибегает, спасет его от зла. Также есть термин /лияз/ - это прибегание к кому-то, с надеждой на добро.
В арабском языке формула «истаф’аля». От нее образовались такие слова, как /исти’аза/, /истигъаса/ и /исти’ана/. Эта формула в основном указывает на требование чего-то. Например, /истискъа/ - это требование дождя. Также бывает и другой смысл. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَاسْتَغْنَى اللَّهُ﴾


«Аллах обошелся без них». (Сура ат-Тагъабун, аят 6)
То есть тут /истигъна/ - это не требование богатства, а наоборот означает большое количество богатства у Всевышнего Аллаха.
Но чаще всего эта формула обозначает требование чего-то. Если тот, кто чего-то просит ниже чем тот, у кого он просит - это называется ду’а. И это со стороны языка, а также со стороны шариата.
/аль-Исти’аза/ - это поиск убежища. В нем содержится ду’а.
/аль-Истигъаса/ - это просьба о помощи в тяжелой ситуации. В этой просьбе также есть ду’а.
Если в нем ду’а, значит оно поклонение. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا﴾


«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». (Сура аль-Джинн, аят 18)
А также:

﴿وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ﴾


«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:

﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾


«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». (Сура ан-Ниса, аят 36)
Потому что любое требование чего-то - это ду’а. Прошение у равного себе называется /ильтимас/. Прошение у того, кто ниже тебя - это /амр/ - то есть приказ. Прошение у того, кто выше тебя - это ду’а.
Нет сомнения в том, что делающий /исти’азу/ или /истигъасу/ ниже, чем тот, к кому он обращается. Поэтому в этих вопросах можно приводить то доказательство, которое указывает на то, что наших ду’а достоин только Всевышний Аллах.
Но любая ли /исти’аза/ является ширком? Это требует разъяснения.
Некоторые ученые сказали: «/Исти’аза/ дозволена только к Аллаху. Запрещено прибегать к созданию, даже если оно может дать тебе убежище. Потому что смысл /исти’азы/ - это обращение сердцем, просьба об убежище, желание и страх». Поэтому такие дела можно посвящать только одному Всевышнему Аллаху.
Другие ученые сказали: «В некоторых доводах пришло об /исти’азе/ к созданиям в том случае, если это создание может помочь. /Исти’аза/ - это просьба защитить от зла. /Исти’аза/ будет большим ширком только тогда, когда тот, к кому обращаются не в силах помочь».
Поэтому данный вопрос следует разбирать подробно. /Исти’аза/ включает в себя дела сердец и дела органов. Внешнее проявление /исти’азы/ - это поиск убежища и защиты от зла. Но помимо этого в /исти’азе/ есть и внутренняя сторона, а это связь сердца.
Когда ученые говорят, что прибегать за убежищем можно только к Аллаху, они имеют ввиду /исти’азу/, которая включает в себя внутреннее и внешнее проявления вместе. Потому что связывать свое сердце можно только с Аллахом.
В /исти’азе/ есть внешнее и внутреннее проявления. Поэтому среди ученых разногласие в этом вопросе. Ты должен знать, что те люди, которые совершали ширк, придавая к Аллаху в сотоварищи джиннов, праведников и других, они собрали в своей /исти’азе/ внешнее и внутреннее проявления.
Поэтому ясна ложь тех многобожников, которые говорят о том, что делает /исти’азу/ к созданиям, якобы в том, что эти создания могут, заявляя, что Аллах дал им такую возможность. Ложность этих слов можно показать с двух сторон:
1 - Они заявляют, что мертвый или джинн, к которому они прибегают, может им помочь. Надо объяснить им ложность таких заявлений с помощью сунны, а именно необходимо указать ему на запретность связывания сердец с кем-либо, помимо Всевышнего Аллаха. /Исти’аза/ к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха - это большой ширк, так как в этом поклонение тому, к кому ты прибегаешь. Если же сердце раба спокойно и связано только с Аллахом, и он считает того, к кому он прибегает всего лишь причиной, то это внешняя /исти’аза/. И если нет связи сердца, то это дозволено.
Всевышний Аллах говорит:

﴿وَأَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ الإِنْسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ الجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقاً﴾


«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)». (Сура аль-Джинн, аят 6)
До этого Всевышний Аллах сказал в начале данной суре:

﴿قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِنْ الْجِنِّ﴾


«Скажи: "Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана"». (Сура аль-Джинн, аят 1)
В первом аяте пришло слово /рахакъа/. /Рахакъа/ - это страх или беззаконие. Когда джинны увидели, что к ним делают /исти’азу/, они посчитали себя великими и зло от них увеличилось. Многобожники думали, что в каждом месте на земле есть свой господин из числа джиннов. Он является хозяином определенного места и управляет им. И поэтому, останавливаясь в каком-либо месте, они говорили: «Прибегаем к господину этого места от ненормальных из его народа». Они надеялись, что этот господин спасет их от зла до тех пор, пока они в этом месте. Но джинны, напротив, увеличивали страх и беспокойство. И это было наказанием для людей, а наказание следует за грехом. А грех заключался в придавании к Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах приказал прибегать за убежищем только к Нему. Он сказал:

﴿قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ﴾


«Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета"». (Сура аль-Фаляк, аят 1)
А также:

﴿قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ﴾


«Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей"». (Сура ан-Нас, аят 1)
А также:

﴿قُلْ رَبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ(97) وَأَعُوذُ بِكَ [رَبِّ] أَن يَحْضُرُونِ﴾


«Скажи: "Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне"». (Сура аль-Му’минун, аяты 97-98)
А также:

﴿وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بالله﴾


«А если дьявол станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха». (Сура аль-А’раф, аят 200)
Из этих аятов мы видим, что /исти’азу/ можно делать только к Аллаху. Всевышний Аллах приказал пророку (мир ему и благословение Аллаха) делать /исти’азу/ только к Нему. И мы привели доводы, что /исти’аза/ является поклонением. Поэтому тут же можно привести все аяты, которые указывают на то, что поклонения достоин только Всевышний Аллах.
Также насчет слов: «но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)», то Къатада и другие саляфы сказали, что /рахакъа/ - это грех. Это тоже верно, так как отсюда следует, что /исти’аза/ является поклонением.
Хауля бинт Хаким рассказывала, что слышала, как посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: "Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!" — не постигнет никакой вред, пока он не покинет это место». Муслим, 2708.
Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил пользу обращения за помощью к Словам Аллаха. Приказал прибегать от нехороших созданий к Словам Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые привели этот хадис, опровергая му’тазилитов. В этом хадисе указание на то, что Слова Всевышнего Аллаха не созданы. Они сказали:«Потому что запрещено делать /исти’аза/ к созданиям. И если делать ее к созданию, то это будет ширком». Это слова имама Ахмада и других ученых.
«Слова Аллаха» - им нет предела и никто не может их изменить. Всевышний Аллах сказал:

﴿قُلْ لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَنْ تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي﴾


«Скажи: "Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа"». (Сура аль-Кахф, аят 109)
А также:

﴿وَلَوْ أَنَّمَا فِي الْأَرْضِ مِنْ شَجَرَةٍ أَقْلَامٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِنْ بَعْدِهِ سَبْعَةُ أَبْحُرٍ مَا نَفِدَتْ كَلِمَاتُ اللَّهِ﴾


«Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха». (Сура Лукман, аят 27)
А также:

﴿وَتَمَّتْ كَلِمَةُ رَبِّكَ صِدْقًا وَعَدْلًا لَا مُبَدِّلَ لِكَلِمَاتِهِ﴾


«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов». (Сура аль-Ан’ам, аят 115)
Аллах повелел искать у Него защиты от зла, которое сотворил Сам Великий и Могучий Аллах. И хотя это откровение имеет общий смысл, оно относится только к творениям, которые причиняют зло, поскольку среди творений существуют добрые творения, которые не причиняют зла. К таким творениям относятся Рай, ангелы, посланники, пророки, праведники и т.д. [Конец слов шейха]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Тафсир 6 аята из суры «аль-Джин».
2. Прибегать (исти’аза) к кому-либо кроме Аллаха является ширком.
3. Это подтверждается и приведённым хадисом, который учёные использовали в качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются сотворенными, потому что прибегать (исти’аза) к созданиям является ширком.
4. Достоинство этой молитвы, несмотря на её краткость.
5. Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это ещё не свидетельствует об отсутствии в этом ширка.

باب من الشرك أن يستغيث بغير الله أو أن يدعو غيره

ПРОСЬБА О ПОМОЩИ В ТЯЖЕЛОЙ СИТУАЦИИ (ИСТИГЪАСА) ИЛИ ЖЕ ДУА К КОМУ-ЛИБО КРОМЕ АЛЛАХА ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

Всевышний Аллах сказал: «Не взывай помимо Аллаха к тем, которые не могут принести тебе ни пользы, ни вреда! Если же ты сделаешь это, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах причинит тебе зло, то никто, кроме Него, не избавит от него, а если захочет Он добра тебе, то никто не отвернёт блага Его. Низводит Он это на кого хочет из рабов Своих, ведь Он — Прощающий, Милосердный!» (Йунус, 106-107).
Всевышний Аллах сказал также: «...Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас ризъком; просите ризкъ у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Нему вы будете возвращены!» (аль-‘Анкабут, 17).
Всевышний также сказал: «И кто заблуждается более, чем те, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят им до дня Воскресения и которые молитвам их не внимают? А когда люди будут воскрешены, они окажутся им врагами и откажутся от поклонения им». (аль-Ахкоф, 5-6).
Он также сказал: «Кто отвечает на зов принужденного, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на Земле? Или какое-то божество вместе с Аллахом? Мало вы размышляете!» (ан-Намль, 62).
Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: "Давайте обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера". Когда об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:"Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха"».

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Это является большим ширком. /Истигъаса/ - это просьба о помощи в тяжелой ситуации. Просьба о помощи - это ду’а. И поэтому ученые сказали: «Шейх сказал:"ДУА К КОМУ-ЛИБО КРОМЕ АЛЛАХА", после слов: "ПРОСЬБА О ПОМОЩИ В ТЯЖЕЛОЙ СИТУАЦИИ" - это общее после конкретного. Иногда конкретное приводится после общего, а иногда наоборот». /Истигъаса/ - это одно из видов ду’а.
/Истигъаса/ - это просьба о помощи в тяжелой ситуации. Тяжелая ситуация - это когда человек попал в беду, боится, что случится что-то плохое, или же боится гибели. И поэтому, когда кто-то помог кому-то в тяжелой ситуации, говорят: «агъасаху». Как сказал Всевышний Аллах:

﴿فَاسْتَغَاثَهُ الذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الذِي مِنْ عَدُوِّهِ﴾


«Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов». (Сура аль-Касас, аят 15)
То есть сторонник Мусы попросил помочь ему в тяжелой ситуации. И Муса (мир ему) помог ему.
Нельзя просить о помощи в том деле, в котором может помочь только Всевышний Аллах. Так как можно просить помощи в тяжелой ситуации у созданий в том, на что они способны.
Некоторые ученые сказали: «/Истигъаса/ будет большим ширком, если просить у создания то, на что неспособны создания». Другие сказали: «/Истигъаса/ будет большим ширком, если просить у созданий то, что не может никто, кроме Всевышнего Аллаха». Эти два определения различаются и более правильным будет второе определение. Есть такие вещи, которые вроде бы способен сделать человек, но однако на самом деле наоборот. Например, человек тонет и увидел человека на берегу, которые вроде бы может помочь. Он говорит: «Помоги мне». А тот на берегу не умеет плавать. Получается это просьба к созданию в том, на что оно неспособно. Будет ли это большим ширком? Нет. Почему? Потому что в основе создания умеют плавать и могут помочь в такой ситауции. И поэтому второе правило более верное. А просьба о помощи в том, на что обычно способны создания не является ширком.
Ду’а - это поклонение. Ду’а бывает двух видов:
1 - «دعاء مسألة» - /Ду’а масаля/.
Это просьба. Например, некий человек поднимает руки и просит о чем-то Всевышнего Аллаха.
2 - «دعاء العبادة» - /Ду’а ’ибада/.
Как сказал Всевышний Аллах:

﴿وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا﴾


«Мечети принадлежат Аллаху. Не поклоняйтесь же ни к кому наряду с Аллахом». (Сура аль-Джинн, аят 18)
А также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ду’а - это поклонение». Имам Ахмад в «Муснад», 4/267, 271, 276; Бухари в «аль-Адаб уаль-Муфрад», 717; Абу Дауд, 1479; Тирмизи, 3372; Ибн Маджах, 3828; Насаи в «Кубра», 11464.
/Ду’а масаля/ и /ду’а ’ибада/ разные термины. /Ду’а ’ибада/ - это допустим, молитва, закят, то есть любой вид поклонения.
Ученые сказали: «/Ду’а ’ибада/ включает в себя и /ду’а масаля/. И /ду’а ’ибада/ требует /ду’а масаля/». Тот, кто просит что-то у Всевышнего Аллаха, совершает /ду’а масаля/. Этим самым он поклоняется Всевышнему Аллаху. Так как /ду’а масаля/ - это один из видов поклонения, потому что Всевышний Аллах любит, когда Его рабы просят. И /ду’а ’ибада/ требует /ду’а масаля/. Например, собираясь молиться, человек просит Всевышнего Аллаха принять эту молитву.
Понимание этого является очень важным. Оно помогает правильно понимать Коран. Потому что люди, призывающие к ширку по-своему толкуют аяты, в которых говорится о ду’а. /Ду’а масаля/ и /ду’а ’ибада/ всегда вместе.
Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿وَلاَ تَدْعُ مِنْ دُونِ اللهِ مَا لاَ يَنْفَعُكَ وَلاَ يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذاً مِّنَ الظَّالِمِينَ (106) وَإِن يَمْسَسْكَ اللهُ بِضُرٍّ فَلاَ كَاشِفَ لَهُ إِلاَّ هُوَ وَإِنْ [يُرِدْكَ] بِخَيْرٍ فَلاَ رَادَّ لِفَضْلِهِ يُصِيبُ بِهِ مَن يَّشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَهُوَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ﴾


«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он - Прощающий, Милосердный». (Сура Йунус, аят 106-107)
«Не взывай» - в этих словах запрет. Это охватывает все виды /ду’а/. Как мы говорили до этого, ду’а бывает двух видов. Если пришло /накира/ в отрицательном, запретном или условном контексте - это указывает на всеобщность. /Тад’у/ - это /накира/. Поэтому этот аят охватывает и /ду’а ’ибада/, и /ду’а масаля/. Именно поэтому шейх привел этот аят в данной главе.
«Не взывай вместо Аллаха» - то есть Всевышний Аллах запретил посвящать кому-то, кроме Него, и /ду’а ’ибада/, и /ду’а масаля/. /Ду’а масаля/ - как, например, /исти’аза/ или /истигъаса/. /Ду’а ’ибада/ - как например, молитва, закят, тасбих, земной поклон, жертвоприношение и /назр/. А из дел сердец: упование, любовь, надежда и страх. Все это входит в /ду’а ’ибада/. В этом аяте обращение к самому пророку (мир ему и благословение Аллаха), который был имамом богобоязненных и имамом единобожников.
«Не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда» - охватывает всех созданий: разумных и неразумных. Разумные, как например, ангелы, пророки, посланники и праведники. А неразумные - идолы, деревья и камни.
Затем Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников». И если это обращение к пророку (мир ему и благословение Аллаха), у которого был совершенный таухид. Но если бы он сделал ширк, он бы стал многобожником, однако далек он от этого (мир ему и благословение Аллаха). Это заставляет нас бояться, так как, несомненно, мы ниже его степенью.
«الظالمون» множественное число от слова «الظالم» - то есть тот, кто совершает несправедливость. <

Наши рекомендации