Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления.

Финансовый цикл.

Управление оборотными активами в значительной мере зависит от их структуры. Очень удобным является метод анализа и управления через финансовый цикл. Это понятие нужно для того, чтобы учитывать время нахождения капитала по циклу оборота капитала (сырье — НЗП — готовая продукция — дебиторы — деньги). Финансовый цикл взаимно увязывает статьи капитала, такие, как оборотные активы, текущие пассивы, собственный оборотный капитал, и производственные, технологические и финансовые характеристики, такие, как длительность производства продукции, период нахождения сырья и готовой продукции на складе, срок оплаты дебиторской задолженности, срок погашения кредиторской задолженности.

По сути, длительность каждой операции связана с величиной капитала, которая необходима для выполнения данной операции. Связь величины капитала с длительностью операции осуществляет­ся через период оборачиваемости данной статьи. Например, период оборачиваемости дебиторов (в годах) равен средней дебиторской задолженности, деленной на годовую выручку. Коэффициент 365 или 360 нужен для пересчета периода оборачиваемости в дни при использовании годовых показателей затрат и продаж. Для кварталь­ных данных следует брать коэффициент, равный 91.

Показатели срока оборачиваемости рассчитываются как

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Например:

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Продолжительность операционного цикла состоит из периода оборачиваемости запасов и периода оборачиваемости дебиторов. Период оборачиваемости запасов складывается в свою очередь из перио­дов оборачиваемости основных и вспомогательных сырья и мате­риалов, незавершенного производства, готовой продукции и ряда других статей.

Финансовый цикл равен продолжительности операционного цикла минус период оборачиваемости кредиторской задолженности.

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Этот показатель часто называют еще операционным, или финансово-производственным, или производственно-коммерческим циклом (разные названия, суть одна).

Основной метод управления через финансовый цикл — это его максимальное сокращение путем уменьшения продолжительности операционного цикла (ведет к уменьшению оборотных активов) и увеличения периода оборачиваемости кредиторов (увеличиваются текущие пассивы). Это приводит к уменьшению необходимого собственного оборотного капитала, а значит, к улучшению финансо­вых возможностей предприятия.

На практике за каждую статью оборотных активов отвечает отдельный руководитель центра финансовой ответственности, в обязанности которого должно входить сокращение периода оборачиваемости активов (а значит, и сокращение потребности в активах и соответствующем финансировании).

Чем меньше финансовый цикл по различным видам продукции, тем меньше нагрузка на оборотный капитал и тем выгоднее эта продукция (при прочих равных условиях).

Для управления оборотными активами с помощью финансового цикла применим метод выделения основных статей, известный также как АВС-анаяиз. В этом случае величины статей баланса становятся теми факторами, которые рассматриваются при анализе

Цена капитала и фирмы.

Капиталявляется одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами. Капитал — стоимость, аван­сируемая в производство с целью получения прибыли.

Капитал - это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения прибыли, дополнительных материальных благ.

С одной стороны, под капиталом подразумевают сумму акционерного капитала, эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли. С другой стороны, под капиталом понимают все долгосрочные источники средств.

Капитал предприятия формируется за счет различных финансо­вых источников как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Привлечение этих источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат, выраженная в процентах к величине капитала, представляет собой цену (стои­мость) капитала фирмы.

Ценой (стоимостью) капитала называют общую сумму средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженную в процентах к этому объему.

Определение стоимости капитала предприятия проводится в не­сколько этапов:

На первом этапе осуществляется идентификация основных ком­понентов, являющихся источниками формирования капитала фир­мы.

На втором — рассчитывается цена каждого источника в отдель­ности.

На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала.

На четвертом — разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления.

В настоящее время управление финансами на предприятии ве­дется по двум направлениям:

1)как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами);

2)как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).

Финансовый менеджмент можно определить как целенаправленную деятельность субъекта управления (высшего руководства предприятия и его финансовых служб), направленную на достижение желаемого финансового состояния управляемого объекта (предприятия), т.е. управление предприятием для достижения им намеченных финансовых результатов и эффективности его деятельности.

Финансовый менеджмент — напрямую связан с управлением финансовым состоянием предприятия

Искусство финансового управления заключается в сочетании дей­ствий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансово­го положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источ­никами финансирования, формирующими структуру активов. Опера­тивное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, особенно в условиях становления рынка, — обязательное требование для эффективного финансового управления. Таким образом, финан­совый менеджмент представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ре­сурсами предприятий для достижения стратегических целей и ре­шения тактических задач. Как система управления финансовый менеджмент организует взаимоотношения внутри предприятия и за его пределами. Внутри предприятия формируется соответствую­щая мотивация сотрудников, соединяющая цели предприятия и субъекта управления — финансового менеджера на основе личной заинтересованности в увеличении доходности, а также возможности карьерного роста.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления.

Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

В качестве субъектов управле­ния на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятель­ность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных уровнях управления. По­скольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управ­ленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

Объектами управления в финансовом менеджменте являются де­нежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия.

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями.

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйствен­ные операции. Все операции могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствова­ния будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.

2. Финансовый механизм предприятия: рычаги и методы.

Финансовый механизм предприятия - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемые государством.

Финансовый механизм – система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Элементы финансового механизма:

Финансовый метод — это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.

К финансовым методам относятся: (налогообложение, страхование, инвестирование, планирование, прогнозирование и т. д.);

Финансовый рычаг — это прием действий финансового метода. К нему относятся: (прибыль, доход, амортизационные отчисления, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг);

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и др.);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Действие финансового рычага характеризует целесообразность и эффективность использования предприятием заемных средств как источника долгосрочного финансирования хозяйственной деятель­ности.

Финансовый рычаг представляет собой потенциальную возмож­ность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные сред­ства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.

Эффект финансового рычага определяется как приращение к чистой рентабельности соб­ственных средств, получаемое за счет использования кредита:

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru где

ЭФР - сила воздействия финансового рычага, %;

Т— ставка налога на прибыль;

RA — экономическая рентабельность активов, %;

р— средняя расчетная % ставка за кредит;

ЗК — заемный капитал,

СК — собственный капитал предприятия.

Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, наиболее выгодные условия кредитования и приемлемую ставку ссудного % .

В формуле можно выделить три основные составляющие:

1) налоговый корректор (1-Т) показывает влияние налогообло­жения на эффект финансового рычага;

2) дифференциал финансового рычага (RA - р) характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средней расчетной ставкой за кредит;

3) коэффициент финансового рычага (ЗК · СК) характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, приходящу­юся на единицу собственного капитала.

Эффект финан­сового рычага проявляется в том случае, если он является положи­тельной величиной; чем выше положительное значение дифферен­циала, тем выше эффект финансового рычага.

Чем больше объем привлекаемых предприятием заемных средств, тем больше выплачивается по ним процентов и тем меньше прибыль, следовательно, тем больше сила воздействия фи­нансового рычага.

Для того чтобы было выгодным привлечение заемных средств, цена заемного капитала должна быть меньше коэффициента рентабельности активов.

Финансовый цикл.

Управление оборотными активами в значительной мере зависит от их структуры. Очень удобным является метод анализа и управления через финансовый цикл. Это понятие нужно для того, чтобы учитывать время нахождения капитала по циклу оборота капитала (сырье — НЗП — готовая продукция — дебиторы — деньги). Финансовый цикл взаимно увязывает статьи капитала, такие, как оборотные активы, текущие пассивы, собственный оборотный капитал, и производственные, технологические и финансовые характеристики, такие, как длительность производства продукции, период нахождения сырья и готовой продукции на складе, срок оплаты дебиторской задолженности, срок погашения кредиторской задолженности.

По сути, длительность каждой операции связана с величиной капитала, которая необходима для выполнения данной операции. Связь величины капитала с длительностью операции осуществляет­ся через период оборачиваемости данной статьи. Например, период оборачиваемости дебиторов (в годах) равен средней дебиторской задолженности, деленной на годовую выручку. Коэффициент 365 или 360 нужен для пересчета периода оборачиваемости в дни при использовании годовых показателей затрат и продаж. Для кварталь­ных данных следует брать коэффициент, равный 91.

Показатели срока оборачиваемости рассчитываются как

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Например:

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Продолжительность операционного цикла состоит из периода оборачиваемости запасов и периода оборачиваемости дебиторов. Период оборачиваемости запасов складывается в свою очередь из перио­дов оборачиваемости основных и вспомогательных сырья и мате­риалов, незавершенного производства, готовой продукции и ряда других статей.

Финансовый цикл равен продолжительности операционного цикла минус период оборачиваемости кредиторской задолженности.

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления. - student2.ru

Этот показатель часто называют еще операционным, или финансово-производственным, или производственно-коммерческим циклом (разные названия, суть одна).

Основной метод управления через финансовый цикл — это его максимальное сокращение путем уменьшения продолжительности операционного цикла (ведет к уменьшению оборотных активов) и увеличения периода оборачиваемости кредиторов (увеличиваются текущие пассивы). Это приводит к уменьшению необходимого собственного оборотного капитала, а значит, к улучшению финансо­вых возможностей предприятия.

На практике за каждую статью оборотных активов отвечает отдельный руководитель центра финансовой ответственности, в обязанности которого должно входить сокращение периода оборачиваемости активов (а значит, и сокращение потребности в активах и соответствующем финансировании).

Чем меньше финансовый цикл по различным видам продукции, тем меньше нагрузка на оборотный капитал и тем выгоднее эта продукция (при прочих равных условиях).

Для управления оборотными активами с помощью финансового цикла применим метод выделения основных статей, известный также как АВС-анаяиз. В этом случае величины статей баланса становятся теми факторами, которые рассматриваются при анализе

Цена капитала и фирмы.

Капиталявляется одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами. Капитал — стоимость, аван­сируемая в производство с целью получения прибыли.

Капитал - это совокупность материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых для получения прибыли, дополнительных материальных благ.

С одной стороны, под капиталом подразумевают сумму акционерного капитала, эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли. С другой стороны, под капиталом понимают все долгосрочные источники средств.

Капитал предприятия формируется за счет различных финансо­вых источников как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Привлечение этих источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат, выраженная в процентах к величине капитала, представляет собой цену (стои­мость) капитала фирмы.

Ценой (стоимостью) капитала называют общую сумму средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженную в процентах к этому объему.

Определение стоимости капитала предприятия проводится в не­сколько этапов:

На первом этапе осуществляется идентификация основных ком­понентов, являющихся источниками формирования капитала фир­мы.

На втором — рассчитывается цена каждого источника в отдель­ности.

На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала.

На четвертом — разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.

Наши рекомендации