Отведение людям подобающего им места
Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал Вабисе, что то, о чём он спрашивает, ему следует постигать сердцем, зная, что он сумеет постичь это по состоянию своей души, так как постичь (подобное) способен только весьма понятливый и разумный человек с озаренным сердцем. Что же касается человека, грубого по своей природе и обладающего слабой способностью к постижению, то благодаря этому он ответа не получит, подобные методы ни к чему его не приведут и такой человек может получить ответ только благодаря подробным объяснениям относительно необходимых ему велений и запретов шариата. Данный пример свидетельствует о том, как прекрасно воспитывал своих сподвижников посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который говорил с ними с учётом уровня их интеллекта и повелевал отводить людям подобающие их положению места.
Наилучший нрав
Поистине, посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, отличался самым лучшим, самым достойным и самым прекрасным нравом, поскольку он являлся олицетворением шариатских нравственных качеств и служил живым примером следования тем наставлениям Аллаха, которые Всевышний даёт Своим рабам в Своей великой Книге. Именно поэтому Аллах и воздал хвалу Своему благородму посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказав:
" ...и, поистине, ты - (человек) великого нрава." "Калям". 4.
Что же касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то она сказала:
"Нравом его, салляллаху ‘алейхи уа саллям, был Коран".
И пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, следовал наставлениям Корана, выполнял его веления, и избегал того, что было им запрещено, в результате чего следование установлениям Корана на практике стало для него как бы присущим от рождения качеством и его природой.
8. Этот хадис направляет людей к тому, чтобы они воспринимали наилучшие нравственные качества, так как благонравие является одним из важнейших свойств благочестия.
9. В этом хадисе показывается, сколь высоко ценится в исламе сердце, и говорится, что прежде чем делать что-либо, необходимо обратиться за советом к собственному сердцу.
10. Pелигия является внутренним сдерживающим началом и внутренним цензором, тогда как те законы, которые устанавливаются самими людьми, играют роль внешнего сдерживающего начала.
11. Религия удерживает человека от совершения греховного, поскольку она побуждает душу наблюдать за человеком вместе с его Господом в отличие от закона, имеющего возможность судить о человеке только по внешним проявлениям и предполагающего необходимость наблюдения, от которого душа может избавиться, или применить против него какую-нибудь хитрость или cделать что-нибудь ещё.
Хадис 27. Неуклонно следовать сунне и избегать нововведений
Сообщается, что Абу Наджих аль-'Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
"(Однажды) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: "О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!"
Он сказал:
"Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этогo и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение'' (Абу Дауд и ат-Тирмизи.)
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Этот хадис содержит в себе наставление посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), предназначавшееся им как для его сподвижников, так и для всех тех мусульман, которые будут жить после него. Это наставление объединяет в себе наказ бояться Всемогущего и Великого Аллаха, а также слушать мусульманских правителей и повиноваться им, благодаря чему можно обрести счастье в обоих Мирах.
Кроме того, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), дал своей общине наставление придерживаться того, что обеспечит ей спасение и правильное руководство, если она станет неуклонно следовать сунне, идти правильным путём и удаляться от заблуждений и нововведений.
ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ
Отличительные черты действенного увещания
Увещание является добрым советом и напоминанием о последствиях, и для того, чтобы увещание было действенным, дошло до сердец и оказало влияние на души, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
A - Выбор темы.
Увещать людей, устрашать их и напоминать им следует о том, что может принести им пользу в религиозных и мирских делах, не ограничиваясь при этом только ознакомлением их с установлениями и установленными наказаниями, но мудро и со знанием дела подбирая темы для разговоров о том, что могло бы пригодиться им в реальной жизни. Привычка ограничиваться одними пятничными и праздничными проповедями, несомненно, немало способствует тому, что в душе многие мусульмане отворачиваются от истинной сути своей религии, особенно в тех случаях, когда эти проповеди становятся формальным исполнением служебных обязанностей, а не призывом, который мог бы найти отклик в душах людей, в то время как слова, зачитываемые с минбаров и написанные несколько веков назад, невольно в еще большей мере способствуют усыплению мусульман и созданию серьёзной преграды, отделяющей путь ислама от реальной жизни и современных проблем.
Если мы хотим добиться в этом успеха, примером для нас должен служить посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который часто увещал своих сподвижников не только во время установленных проповедей, а обращался к ним с действенными увещаниями во исполнение веления, данного ему Аллахом, который сказал:
"Призывай к пути Господа своего с (помощью) мудрости доброго увещания..." "Пчелы", 125.