Глава о награде единобожников и знающих 7 страница

4. (39) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передали Мухаммад ибн Хасан Саффар и Саад ибн Абдуллах Джамиа от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы и Хайсама ибн Аби Масрука Нахди и Мухаммада ибн Хусейна ибн Аби Хаттаба от Хасана ибн Махбуба от Амру ибн Аби Микдама от Исхака ибн Галиба от Имама Садыка (А) от его отца (А):

Посланник Аллаха (С) сказал в одной из своих проповедей:

«Хвала Аллаху, Который был в Своей изначальности Единым и в Своей вечности Величественным через Его Божественность, Превознесшимся Своим Величием и Могуществом! Он положил начало тому, что основал, и образовал то, что сотворил, без всякого предшествующего образца. Он вывел[17] то, что сотворил, проницательностью Своего Господства и знанием Своего Могущества. Он создал всё, что создал, крепостью Своей Силы, и расколол[18] светом сияния[19]. И нет заменяющего для Его творения, и нет изменяющего для Его создания, и нет отменяющего для Его решения, и нет отклоняющего для Его повеления, и нет убегающего от Его призыва, и нет прехождения для Его царства, и нет предела Его сроку, и Он – сущий первым и пребывающий вечно. Он закрылся от Своих созданий Своим светом, на горизонтах высочайших, в гордой славе, превознесенном царстве – высокий над всеми вещами, близкий ко всякой вещи. Он проявился (таджалла) для Своего творения без того, чтобы быть видимым, ибо Он превыше всех взоров. И пожелал Он быть выделенным через Свое единство (таухид), и вот, облекся в Свой свет, и вознесся в Своей возвышенности, и укрылся от Своих творений, и отправил к ним посланников, дабы они были Его совершенным доводом (худжжат) над Его созданием, и чтобы они были для них свидетелями их, и среди них отправил пророков несущими благую весть и предостерегающими, дабы от очевидных знамений погиб тот, кто погиб, и от очевидных знамений обрел жизнь тот, кто обрел жизнь, и дабы узнали об их Господе то, о чем они пребывали в неведении, и узнали Его по Его господству (рубубийа) после того, как они отвратились, и знали Его единым по Его божественности после того, как они заблуждались».

5 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، وأحمد بن إدريس جميعا، قالا: حدثنا محمد بن أحمد بن يحيى، عن بعض أصحابنا رفعه، قال: جاء رجل إلى الحسن بن علي عليهما السلام فقال له: يا ابن رسول الله صف لي ربك حتى كأني أنظر إليه، فأطرق الحسن بن علي عليهما السلام مليا، ثم رفع رأسه، فقال: الحمد لله الذي لم يكن له أول معلوم ولا آخر متناه، ولا قبل مدرك، ولا بعد محدود، ولا أمد بحتى ولا شخص فيتجزأ، ولا اختلاف صفة فيتناهى فلا تدرك العقول وأوهامها، ولا الفكر وخطراتها، و لا الألباب وأذهانها صفته فتقول: متى؟ ولا بدئ مما، ولا ظاهر على ما، ولا باطن فيما، ولا تارك فهلا خلق الخلق فكان بديئا بديعا، ابتدأ ما ابتدع، و ابتدع ما ابتدأ، وفعل ما أراد وأراد ما استزاد، ذلكم الله رب العالمين

5. (40) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передали Мухаммад ибн Йахья Аттар и Ахмад ибн Идрис Джамиа, что передал Мухаммад ибн Ахмад ибн Йахья от некоторых своих друзей, говоря:

Посланник Аллаха (С) пришел к Хасану ибн Али (А) и сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Опиши мне твоего Господа так, чтобы я как будто видел его». И Хасан ибн Али (А) опустил голову на некоторое время, а потом поднял ее и сказал:

«Хвала Аллаху, у Которого нет ни известного начала, ни положенного предела, ни постижимого предшествования, ни ограниченного последования! И нет у Него ни срока, до которого Он был бы, ни облика[20], разложимого на части, ни противоречия качеств (сифат), дабы Он достиг предела. Разум и догадки не постигнут Его, и качества Его не поймут ни мысли и их предположения, ни умы и их представления. Скажут ли о Нем: “Когда?” – но вот, нет у Него начала. И нет того, в чем Он был бы явлен, и нет того, в чем Он был бы скрыт, и нет того, что Он не сотворил бы и оставил. Он сотворил творение и дает начало (всякому) новому, и делает новым всякое начало. Он делает то, что пожелает, и желает то, что наделяет и расширяет. Таков Аллах, Господь миров!»

6 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد ابن الحسن الصفار، عن عباد بن سليمان، عن سعد بن سعد، قال: سألت أبا الحسن الرضا عليه السلام عن التوحيد، فقال: هو الذي أنتم عليه

6. (41) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Аббада ибн Сулеймана от Саада ибн Саада, что он сказал:

Я спросил у Имама Резы (А) о единобожии (таухид). Он сказал: «Это то самое (убеждение), на котором вы стоите»[21].

7 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، عن إبراهيم بن هاشم، و يعقوب بن يزيد جميعا، عن ابن فضال، عن ابن بكير، عن زرارة، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: سمعته يقول في قوله عز وجل: (وله أسلم من في السماوات والأرض طوعا وكرها) قال: هو توحيدهم لله عز وجل

7. (42) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах от Ибрахима ибн Хашима и Йакуба ибн Йазида Джамиа от Ибн Фаззаля от Ибн Букайра от Зурары от Имама Садыка (А):

Я слышал, как о слове Аллаха, велик Он и свят: «Ему предались те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно» (3: 83) Имам Садык (А) сказал: «Это - единобожие (таухид) Аллаха, велик Он и свят».

8 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن الحسين عن محمد بن سنان، عن إسحاق بن الحارث، عن أبي بصير، قال: أخرج أبو عبد الله عليه السلام حقا، فأخرج منه ورقة، فإذا فيها: سبحان الواحد الذي لا إله غيره، القديم المبدئ الذي لا بدئ له الدائم الذي لا نفاد له، الحي الذي لا يموت، الخالق ما يرى، وما لا يرى، العالم كل شئ بغير تعليم، ذلك الله الذي لا شريك له

8. (43) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Хусейн от Мухаммада ибн Синана от Исхака ибн Хариса от Абу Басира, что он сказал:

Имам Садык (А) достал ларец, потом достал из него лист, на котором было написано: «Пречист Единый, кроме Которого нет иного бога, – Вечный, Создающий, Которого никто не создал, Постоянный, у Которого нет отсутствия, Живой, Который не умирает, Творец того, что видимо и не видимо, Знающий обо всякой вещи, но не учившийся знанию! Таков Аллах, и нет Ему сотоварища».

9 - حدثنا محمد بن القاسم المفسر رحمه الله، قال: حدثنا يوسف بن محمد بن زياد، وعلي بن محمد بن سيار، عن أبويهما، عن الحسن بن علي بن محمد بن علي الرضا، عن أبيه، عن جده عليهم السلام، قال: قام رجل إلى الرضا عليه السلام فقال له:

يا ابن رسول الله صف لنا ربك فإن من قبلنا قد اختلفوا علينا، فقال الرضا عليه السلام:

إنه من يصف ربه بالقياس لا يزال الدهر في الالتباس، مائلا عن المنهاج ظاعنا في الاعوجاج، ضالا عن السبيل، قائلا غير الجميل، أعرفه بما عرف به نفسه من غير رؤية، وأصفه بما وصف به نفسه من غير صورة، لا يدرك بالحواس، ولا يقاس بالناس، معروف بغير تشبيه، ومتدان في بعده لا بنظير، لا يمثل بخليقته، ولا يجور في قضيته، الخلق إلى ما علم منقادون، وعلى ما سطر في المكنون من كتابه ماضون، ولا يعملون خلاف ما علم منهم، ولا غيره يريدون، فهو قريب غير ملتزق وبعيد غير متقص، يحقق ولا يمثل، ويوحد ولا يبعض، يعرف بالآيات، ويثبت بالعلامات، فلا إله غيره، الكبير المتعال

9. (44) Передал нам Мухаммад ибн Касим Муфассир, что передали Йусуф ибн Мухаммад ибн Зийад и Али ибн Мухаммад ибн Сайар от отцов их обоих от Хасана ибн Али ибн Мухаммада ибн Али Реза от его отца от его отцов (мир им!), что он сказал:

Человек пришел к Имаму Резе (А) и сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха, опиши нам твоего Господа! Ибо мы разошлись во мнениях о Нем».

Имам Реза (А) сказал: «Воистину, тот, кто описывает своего Господа через сравнение с чем-то (помимо Него), погрузился в глубокое заблуждение, сбился с пути, вступил на стезю кривды[22] и учит мерзости. Я говорю о Нем только так, как Он Сам сказал о Себе, безо всякого видения; описываю Его только так, как Он Сам описал Себя, безо всякого образа. Не постигается Он органами чувств, и не сравним Он с людьми. Он известен безо всякого уподобления; в Своей отдаленности приближен, но без сопоставления[23]; не сравним Он со Своим творением, и справедлив Он в Своем судействе. Все творения ведомы в сторону того, что Он знает, и уходят они туда, куда Он начертил в тайном из Своего Писания. И они не делают ничего против того, что Он о них знает, и не желают кого-то помимо Него. Он – близкий, но не присоединенный (к творениям), далекий, но не отдалившийся (от них); существует, но не через воплощение; один, но не через деление (на части). О Нем знают по Его знамениям (аят), и Он устанавливается по Его признакам. Нет бога, помимо Него - Велик Он, Возвышен!»

10 - ثم قال عليه السلام: بعد كلام آخر تكلم به: حدثني أبي، عن أبيه، عن جده، عن أبيه عليهم السلام، عن رسول الله صلى الله عليه وآله، أنه قال: ما عرف الله من شبهه بخلقه، ولا وصفه بالعدل من نسب إليه ذنوب عباده. والحديث طويل، أخذنا منه موضع الحاجة، وقد أخرجته بتمامه في تفسير القرآن

10. (45) После некоторых других слов Имам Реза (А) сказал:

«Передал нам наш отец от его отца от его деда от его отца (А) от Посланника Аллаха (С), что он сказал: “Не познал Аллаха тот, кто уподобил Его творению, и не описал Его через справедливость тот, кто приписал Ему грехи Его рабов”».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Этот хадис длинный, мы передали из него только то, что относится к теме. Целиком мы привели его в «Тафсире Корана».

11 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رضي الله عنه، عن محمد بن يحيى العطار عن محمد بن أحمد، عن عبد الله بن محمد، عن علي بن مهزيار، قال: كتب أبو جعفر عليه السلام إلى رجل بخطه وقرأته في دعاء كتب به أن يقول: (يا ذا الذي كان قبل كل شئ، ثم خلق كل شئ، ثم يبقى ويفنى كل شئ، ويا ذا الذي ليس في السماوات العلى ولا في الأرضين السفلى ولا فوقهن ولا بينهن ولا تحتهن إله يعبد غيره)

11. (46) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль от Мухаммада ибн Йахьи Аттара от Мухаммада ибн Ахмада от Абдуллаха ибн Мухаммада от Али ибн Махзийара, что он сказал:

Имам Бакир (А) своей собственной рукой написал одному человеку, чтобы тот читал в дуа: «О, Тот, Кто был прежде всех вещей, а потом создал все вещи, а потом останется после гибели всех вещей! О, Тот, кроме Которого нет другого бога для поклонения, - ни на высших небесах, ни на низших землях, ни над ними, ни между ними, ни под ними!»

12 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، عن عمه محمد بن أبي القاسم، عن أحمد بن أبي عبد الله البرقي، عن محمد بن عيسى اليقطيني، عن سليمان بن راشد. عن أبيه، عن المفضل بن عمر، قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: الحمد لله الذي لم يلد فيورث، ولم يولد فيشارك

12. (47) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей от его дяди Мухаммада ибн Аби Касима от Ахмада ибн Абдуллаха Барки от Мухаммада ибн Исы Йактини от Сулеймана ибн Рашида от его отца от Муфассаля ибн Умара, что он сказал:

Я слышал, что Имам Садык (А) сказал: «Хвала Аллаху, Который не рождал, чтобы кто-то наследовал Ему, и не был рожден, чтобы у Него имелся сотоварищ».

13 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي قال: حدثنا محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثني علي بن العباس، قال: حدثني إسماعيل بن مهران الكوفي، عن إسماعيل بن إسحاق الجهني، عن فرج بن فروة، عن مسعدة بن صدقة، قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: بينما أمير المؤمنين عليه السلام يخطب على المنبر بالكوفة إذ قام إليه رجل فقال: يا أمير المؤمنين صف لنا ربك تبارك وتعالى لنزداد له حبا وبه معرفة، فغضب أمير المؤمنين عليه السلام، ونادى الصلاة جامعة فاجتمع الناس حتى غص المسجد بأهله، ثم قام متغير اللون فقال:

الحمد لله الذي لا يفره المنع، ولا يكديه الاعطاء إذ كل معط منتقص سواه، الملئ بفوائد النعم وعوائد المزيد، وبجوده ضمن عيالة الخلق، فأنهج سبيل الطلب للراغبين إليه، فليس بما سئل أجود منه بما لم يسأل، وما اختلف عليه دهر فيختلف منه الحال، ولو وهب ما تنفست عنه معادن الجبال وضحكت عنه أصداف البحار من فلذ اللجين وسبائك العقيان ونضائد المرجان لبعض عبيده، لما أثر ذلك في وجوده ولا أنفد سعة ما عنده، ولكان عنده من ذخائر الافضال ما لا ينفذه مطالب السؤال ولا يخطر لكثرته على بال، لأنه الجواد الذي لا تنقصه المواهب، ولا ينحله إلحاح الملحين (وإنما أمره إذا أراد شيئا أن يقول له كن فيكون) الذي عجزت الملائكة على قربهم من كرسي كرامته، وطول ولههم إليه وتعظيم جلال عزه، وقربهم من غيب ملكوته أن يعلموا من أمره إلا ما أعلمهم، وهم من ملكوت القدس بحيث هم من معرفته على ما فطرهم عليه أن قالوا: (سبحانك لا علم لنا إلا ما علمتنا إنك أنت العليم الحكيم).

Наши рекомендации