Глава о награде единобожников и знающих 13 страница

28. (63) Передал нам Тамим ибн Абдуллах ибн Тамим Кураши, что передал его отец от Хамдана ибн Сулеймана Нейшабури от Али ибн Мухаммада ибн Джахма, что он сказал:

Я был на собрании возле (халифа) Мамуна, и там присутствовал Али ибн Муса Реза (А). Мамун сказал ему: «Не утверждаешь ли ты, что пророки очищены от грехов (масум)?»

Он ответил: «Да».

Тот сказал: «Тогда сообщи мне о словах Аллаха об Ибрахиме: “И когда опустилась над ним ночь, он увидел звезду и сказал: ‘Это - мой Господь‘” (6: 76)».

Имам Реза (А) сказал: «Ибрахим противостоял трем группам: одна поклонялась звездам, другая луне, а третья – солнцу. Аят относится к тому времени, когда Ибрахим вышел из подвала, в котором скрывался. Когда же опустилась над ним ночь, он увидел звезду и сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же звезда закатилась, он сказал: “Не люблю я закатывающихся”, ибо закатывание – из качеств преходящего, а не вечного. Когда же он увидел восходящую луну, то сказал: “Это – мой Господь”, в виде отрицания и вопрошания. Когда же она закатилась, он сказал: “Если Господь мой не наставит меня на прямой путь, то окажусь я среди заблудших” (6: 77). И потом “он увидел восходящее солнце и воскликнул: ‘Вот мой Господь! Он больше‘” (6: 78), чем звезды и луна – в виде отрицания и вопрошания, а не в виде сообщения и утверждения. И когда закатилось солнце, он сказал трем группам из поклонявшихся звездам, луне и солнцу: “О, народ мой! Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом. О да! Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, Кто сотворил небеса и землю. И я не принадлежу к многобожникам!” (6: 78-79).

Воистину, тем, что говорил Ибрахим (А), он всего лишь желал разъяснить им ложность их верований и доказать, что поклонение не принадлежит обладающим качествами звезды, луны или солнца, но принадлежит оно только Тому, Кто сотворил их и сотворил небеса и землю. И то, что он прояснил таким образом для них, было внушено ему Аллахом и даровано Им, велик Он и свят. Как сказал Он: “Таковы Наши доводы, которыми Мы поддержали Ибрахима в его спорах со своим народом” (6: 83)».

И Мамун сказал: «Поразительно, о сын Посланника Аллаха!»

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Этот хадис очень длинный, мы привели из него только то, что относится к теме. Полностью мы изложили его в книге «Уйуну ахбари риза (А)» («Избранные хадисы Резы (А)»).

29 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن الحسين بن الحسن بن أبان، عن محمد بن أورمة، عن إبراهيم ابن الحكم بن ظهير، عن عبد الله بن جرير العبدي، عن أبي عبد الله عليه السلام، أنه كان يقول: الحمد لله الذي لا يحس، ولا يجس، ولا يمس، ولا يدرك بالحواس الخمس، ولا يقع عليه الوهم، ولا تصفه الألسن، وكل شئ حسته الحواس أو لمسته الأيدي فهو مخلوق، الحمد لله الذي كان إذ لم يكن شئ غيره، وكون الأشياء فكانت كما كونها، وعلم ما كان وما هو كائن

29. (64) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Хусейна ибн Хасана ибн Абана от Мухаммада ибн Аурама от Ибрахима ибн Хакама ибн Захайра от Абдуллаха ибн Джарира Абди от Имама Садыка (А), что он говорил:

Хвала Аллаху, Который не чувствуется, и не воспринимается на ощупь, и не ощущается прикосновением, и не постигается пятью органами чувств, и мысли не охватывают Его, и языки не описывают Его! Всякая же вещь, которую ощущают органы чувств, или касаются ее руки - сотворена. Хвала Аллаху, Который был, когда не было ничего другого, кроме Него, и Он сформировал вещи, и были они такими, какими Он сформировал их, и знает Он то, что было, и то, что будет!

30 - حدثنا أحمد بن زياد بن جعفر الهمداني رضي الله عنه، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن القاسم بن يحيى، عن جده الحسن بن راشد، عن يعقوب بن جعفر، قال: سمعت أبا إبراهيم موسى بن جعفر عليهما السلام، وهو يكلم راهبا من النصارى، فقال له في بعض ما ناظره: إن الله تبارك وتعالى أجل وأعظم من أن يحد بيد أو رجل أو حركة أو سكون، أو يوصف بطول أو قصر، أو تبلغه. الأوهام، أو تحيط به صفة العقول أنزل مواعظه ووعده ووعيده، أمر بلا شفة ولا لسان، ولكن كما شاء أن يقول له كن فكان خبرا كما أراد في اللوح

30. (65) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Касима ибн Йахьи от его деда Хасана ибн Рашида от Йакуба ибн Джафара, что он сказал:

Я слышал, как Имам Казым (А), разговаривая с монахом из христиан, сказал ему: «Воистину, Аллах выше и величественнее, чтобы быть ограниченным рукой, ногой, движением либо пребыванием, или чтобы быть описанным через длину и высоту, или чтобы мысли достигали Его, или чтобы Его обнимали качества разумов. Он ниспослал Свое предостережение, обещание и угрозу и дал повеление без помощи языка или губ, но так же как Он говорит чему-то: “Будь!”, был Сведующим (об этом), как хотел в Скрижали (лаух)».

31 - حدثنا أحمد بن هارون الفامي رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد بن عبد الله ابن جعفر بن جامع الحميري، عن أبيه، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن أبيه، عن محمد بن أبي عمير، عن غير واحد، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: من شبه الله بخلقه فهو مشرك، ومن أنكر قدرته فهو كافر

31. (66) Передал нам Ахмад ибн Харун Фами, что передал Мухаммад ибн Абдуллах ибн Джафар ибн Джами Химйари от его отца от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от его отца от Мухаммада ибн Абу Умейры от Имама Садыка (А), что он сказал:

Тот, кто уподобил Аллаха Его творению, – многобожник (мушрик), а кто отказал Ему в силе (кудрат) – неверный (кафир).

32 - حدثنا أبي، وعبد الواحد بن محمد بن عبدوس العطار رحمهما الله، قالا: حدثنا علي بن محمد بن قتيبة، عن الفضل بن شاذان، عن محمد بن أبي عمير، قال:

دخلت على سيدي موسى بن جعفر عليهما السلام، فقلت له: يا ابن رسول الله علمني التوحيد فقال: يا أبا أحمد لا تتجاوز في التوحيد ما ذكره الله تعالى ذكره في كتابه فتهلك، واعلم أن الله تعالى واحد، أحد، صمد، لم يلد فيورث، ولم يولد فيشارك، ولم يتخذ صاحبة ولا ولدا ولا شريكا، وإنه الحي الذي لا يموت، والقادر الذي لا يعجز، والقاهر الذي لا يغلب، والحليم الذي لا يعجل، والدائم الذي لا يبيد، والباقي الذي لا يفنى، والثابت الذي لا يزول، والغني الذي لا يفتقر، والعزيز الذي لا يذل، والعالم الذي لا يجهل، والعدل الذي لا يجور، والجواد الذي لا يبخل، و إنه لا تقدره العقول، ولا تقع عليه الأوهام، ولا تحيط به الأقطار، ولا يحويه مكان، ولا تدركه الأبصار وهو يدرك الأبصار وهو اللطيف الخبير، وليس كمثله شئ وهو السميع البصير (ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم ولا خمسة إلا هو سادسهم ولا أدنى من ذلك ولا أكثر إلا هو معهم أينما كانوا) وهو الأول الذي لا شئ قبله، والآخر الذي لا شئ بعده، وهو القديم وما سواه مخلوق محدث، تعالى عن صفات المخلوقين علوا كبيرا

32. (67) Передали нам наш отец и Абдулвахид ибн Мухаммад ибн Абдус Аттар, что передал Али ибн Мухаммад ибн Кутейба от Фазля ибн Шазана от Мухаммада ибн Аби Умейры, что он сказал:

Я пришел к Имаму Казыму (А) и сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Научи меня единобожию (таухид)!»

Он сказал: «О, Абу Ахмад! В единобожии (таухид) не переходи границы того, что упомянул Аллах – велик Он и свят! - в Своей Книге, иначе погибнешь. И знай, что Аллах Великий – Единый, Единственный, Самодостаточный (самад), не родил, чтобы у Него был наследник, и не рожден, чтобы был у Него сотоварищ, и не брал Он жены, сына или сотоварища, и что Он – Живой, Который не умирает; Сильный, Который не знает немощи; Сокрушающий, Который не бывает побежден; Терпеливый, Который не спешит; Постоянный, Который не погибает; Пребывающий, Который не исчезает; Прочный (сабит), Который не преходит; Богатый, Который не беднеет; Величественный, Который не ведает унижения; Знающий, Который не бывает в неведении; Справедливый, Который не совершает угнетения; Щедрый, Который не является скупым.

Разумы не определяют Его, и мысли не касаются Его, и стороны (света) не объемлют Его, и место не ограничивает Его, и взоры не постигают Его, но Он постигает взоры, и Он – Проницательный, Сведующий, и нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий. “Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым; между меньшим или большим, чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились” (58: 7).

И Он – Первый, прежде Которого не было никакой вещи, и Он - Последний, после Которого нет никакой вещи, и Он – Вечный. Всё же, что кроме Него, - сотворено, изменяемо. Превыше Он качеств сотворенного великим вознесением!»

33 - حدثنا أبو سعيد محمد بن الفضل بن محمد بن إسحاق المذكر المعروف بأبي سعيد المعلم بنيسابور، قال: حدثنا إبراهيم بن محمد بن سفيان، قال: حدثنا علي ابن سلمة الليفي، قال: حدثنا إسماعيل بن يحيى بن عبد الله، عن عبد الله بن طلحة بن هجيم، قال: حدثنا أبو سنان الشيباني سعيد بن سنان، عن الضحاك، عن النزال ابن سبرة، قال: جاء يهودي إلى علي بن أبي طالب عليه السلام، فقال: يا أمير المؤمنين متى كان ربنا؟ قال: فقال له علي عليه السلام: إنما يقال: متى كان لشئ لم يكن فكان وربنا تبارك وتعالى هو كائن بلا كينونة كائن، كان بلا كيف يكون، كائن لم يزل بلا لم يزل، وبلا كيف يكون، كان لم يزل ليس له قبل، هو قبل القبل بلا قبل وبلا غاية ولا منتهى، غاية ولا غاية إليها غاية انقطعت الغايات عنه، فهو غاية كل غاية

33. (68) Передал нам Абу Саид Мухаммад ибн Фазль ибн Мухаммад ибн Исхак Музаккир, известный как Абу Саид Муаллим, что передал Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфьян, что передал Али ибн Салма Лифи, что передал Исмаил ибн Йахья ибн Абдуллах от Абдуллаха ибн Тальхи ибн Худжейма, что передал Абу Синан Шайбани Саид ибн Синан от Заххака от Назаля ибн Сабра, что он сказал:

Иудей пришел к Али ибн Аби Талибу (А) и спросил: «О, повелитель верующих! Когда был твой Господь?»

Али (А) ответил: «“Когда” применяется к вещам, которые не были, а потом возникли; Господь же наш – велик Он и свят! – существует, но не возникал существующим, и был Он без “каким Он был”; и существует и не исчезнет Он без “не исчезнет” и без того, “какой Он есть”. Нет у Него “прежде”: Он прежде любого “прежде” безо всякого “прежде” и без конца и предела; Он Сам – предел, но Ему нет предела – предел, на котором завершились пределы, и Он есть предел всех пределов».

34 - أخبرني أبو العباس الفضل بن الفضل بن العباس الكندي فيما أجازه لي بهمدان سنة أربع وخمسين وثلاثمائة، قال: حدثنا محمد بن سهل يعني العطار البغدادي لفظا من كتابه سنة خمس وثلاثمائة، قال: حدثنا عبد الله بن محمد البلوي قال: حدثني عمارة بن زيد، قال: حدثني عبد الله بن العلاء قال: حدثني صالح بن سبيع، عن عمرو بن محمد بن صعصعة بن صوحان قال: حدثني أبي عن أبي المعتمر مسلم بن أوس، قال: حضرت مجلس علي عليه السلام في جامع الكوفة فقام إليه رجل مصفر اللون - كأنه من متهودة اليمن - فقال: يا أمير المؤمنين صف لنا خالقك وانعته لنا كأنا نراه وننظر إليه، فسبح علي عليه السلام ربه وعظمه عز وجل وقال:

الحمد لله الذي هو أول بلا بدئ مما ولا باطن فيما، ولا يزال مهما ولا ممازج مع ما، ولا خيال وهما ليس بشبح فيرى، ولا بجسم فيتجزأ، ولا بذي غاية فيتناهى، ولا بمحدث فيبصر، ولا بمستتر فيكشف، ولا بذي حجب فيحوى كان ولا أماكن تحمله أكنافها، ولا حملة ترفعه بقوتها، ولا كان بعد أن لم يكن، بل حارث الأوهام أن تكيف المكيف للأشياء ومن لم يزل بلا مكان، ولا يزول باختلاف الأزمان، ولا ينقلب شأنا بعد شأن، البعيد من حدس القلوب المتعالي عن الأشياء والضروب، والوتر، علام الغيوب، فمعاني الخلق عنه منفية، وسرائرهم عليه غير خفية، المعروف بغير كيفية، لا يدرك بالحواس، ولا يقاس بالناس، ولا تدركه الأبصار، ولا تحيط به الأفكار، ولا تقدره العقول، ولا تقع عليه الأوهام، فكل ما قدره عقل أو عرف له مثل فهو محدود، وكيف يوصف بالأشباح، و ينعت بالألسن الفصاح؟ من لم يحلل في الأشياء فيقال هو فيها كائن، ولم ينأ عنها فيقال هو عنها بائن، ولم يخل منها فيقال أين، ولم يقرب منها بالالتزاق، ولم يبعد عنها بالافتراق، بل هو في الأشياء بلا كيفية، وهو أقرب إلينا من حبل الوريد، وأبعد من الشبه من كل بعيد لم يخلق الأشياء من أصول أزلية، ولا من أوائل كانت قبله بدية بل خلق ما خلق، وأتقن خلقه، وصور ما صور، فأحسن صورته، فسبحان من توحد في علوه، فليس لشئ منه امتناع، ولا له بطاعة أحد من خلقه انتفاع، إجابته للداعين سريعة، والملائكة له في السماوات والأرض مطيعة، كلم موسى تكليما بلا جوارح وأدوات ولا شفة ولا لهوات سبحانه و تعالى عن الصفات، فمن زعم أن إله الخلق محدود فقد جهل الخالق المعبود

Наши рекомендации