Очевидная истина и идеология (вероучение)

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСЛАМЕ

ГЛАВА I

ВВЕДЕНИЕ

Представьте себе, что путешествуя, вы вдруг увидели, что путь разветвляется на две дороги: труднопроходимую, поднимающуюся в гору, и ровную, спускающуюся на равнину.

Первая дорога неровная, покрытая камнями, колючками и ямами, полная скрытых опасностей. К тому же трудно идти и подниматься по ней. Однако рядом с ней установлен государственный указательный знак о том, что, хотя эта дорога бугристая в начале и труднопроходимая, но все-таки это – правильный путь, ведущий в город и приводящий вас к намеченному месту.

Вторая – асфальтированная, обсаженная по обочинам фруктовыми и декоративными деревьями, вдоль которой расположено много уютных кафе и увеселительных заведений. Путешественник найдет на этой дороге все, что удовлетворит его нужды, порадует его чувства и поднимет настроение. Однако имеется дорожный знак с предупреждением, что это весьма опасная и губительная дорога. Она приводит к пропасти с неизбежной гибелью.

Так вот, какую из этих двух дорог вы выберете себе для следования?

В большинстве своем человеческая натура склонна к легкому, а не к трудному, к сладостному, а не к мучительному. Она любит свободу и ненавидит оковы, ведь это инстинкт, заложенный в нас Богом. А если бы человек позволил своей душе распоряжаться собой по ее усмотрению и повиновался ей, он пошел бы по второй дороге. Но тут, на перекрестке, вмешивается разум: тормозит, взвешивает два варианта: сиюминутное наслаждение, вслед за которым наступает вечная мука, и кратковременную муку, вслед за которой наступит вечное наслаждение. Нет сомнения в том, что он выберет первый вариант.

Эти примеры олицетворяют рай и ад.

Путь к аду изобилует всяческими наслаждениями, к которым склонна душа: смотреть на красоту и соблазняться ею, удовлетворять похоть и сладострастие, добывать богатство любым способом, ведь деньги – любимая и желаемая вещь, в деньгах заключается свобода и роскошь, а душа любит свободу и роскошь и ненавидит ограничения.

Поистине, путь к раю не усыпан лепестками роз, на нем встречаются всякие трудности, ограничения и оковы. В нем – непокорность собственной душе и противостояние страсти. Однако последствием временных тягот на этом пути является вечное наслаждение в грядущем мире. А плодом сиюминутного наслаждения на пути к аду является вечная мука в аду, что можно уподобить ученику накануне экзамена: ему тягостно оставлять своих родственников, с интересом наблюдающих за веселым и сладостным зрелищем, чтобы уединиться с книгами и тетрадями. Однако вслед за этими тяготами он получит радость успеха. Другим примером является состояние больного, которому приходится несколько дней отказываться от вкуснейшей пищи; но после этого его ждет награда – восстановление здоровья.

Предоставив нам две эти дороги, Аллах одарил нас способностью отличать одну от другой, так что каждый человек – грамотный или невежда, взрослый или ребенок – может отличить добро от зла. Это значит, что совершив добродеяние, мы почувствуем облегчение, а совершив злодеяние, почувствуем угрызения совести.

Более того, эта способность свойственна не только людям, но и животным. Например, если вы бросили кошке кусок мяса, она спокойно и медленно будет есть его на виду у вас. Но если она украла кусок мяса, то она обязательно убежит в какой-то уголок, поспешно съест его, оглядываясь на вас, боясь, что вы будете преследовать ее, чтобы отнять у нее мясо! Итак, из этого примера видно, что в первом случае совесть у кошки была чиста, так как она почувствовала, что мясо ей дано, т.е. она владеет им, между тем как во втором случае ее реакция показывает, что она инстинктивно знает, что совершила воровство. Иными словами, она отличала справедливость от несправедливости, законность от незаконности.

Так же и собака, совершив что-нибудь хорошее, заискивает перед своим хозяином, будто требует у него награду. А если она вела себя дурно, то отойдет в сторону, виляя хвостом, как бы выражая свое извинение или ожидая наказания.

Все это раскрывает смысл слов Аллаха:

"И разве… не указаны [человеку] два главных направленья (Добра и Зла)?"

(Сура 90, аяты 8-10)

Для пути в рай Аллах назначил проповедников, чтобы те вели по нему людей и указывали им его. Это – пророки (мир им). А для другого пути Он назначил тех, кто соблазняет людей и увлекает их по нему, – спутников сатаны. Он сделал алимов, исламских ученых, наследниками пророков. Вот, например, Фатима, дочь Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), не унаследовала от него ни денег, ни имущества, а алимы унаследовали от него да'уа (призыв к Исламу). Тот, кто искренне и по мере сил исполнит миссию Призыва, будет удостоен чести этого наследия.

Эта миссия Призыва трудна, так как человеческая душа по природе своей склонна к свободе, а религия ограничивает ее, а душа еще и склонна следовать за сладострастием, но религия ее сдерживает. Кто призывает к распутству и ослушанию, тот тем самым потворствует природе человеческой души, и она следует за ним подобно текущей по склону воде.

Душа подобна водохранилищу на вершине горы: если ударом мотыги пробить его, вода хлынет сразу и прямо на ваших глазах стечет в долину. Но наполнять водохранилище – дело другое. Это требует насосов, больших усилий и огромных затрат.

Вот еще один пример, показывающий человеческую слабость. Если хотите спустить тяжелую скалу с вершины горы к ее подножию, то все, что нужно для этого, – слегка сдвинуть ее с места и столкнуть со склона. Она скатится вниз, а вернуть ее на вершину – весьма кропотливая задача. Такова и натура человеческая.

Ваш дурной приятель, не соблюдающий религии, скажет вам: "Там красивая девушка танцует обнаженная, давайте посмотрим на нее!" Ваша душа сразу увлекается этим, ваша страсть устремляет на нее ваш взгляд, тысяча чертей подгоняют вас к ней. И когда вы уже у ее двери, появляется проповедник, чтобы отговорить вас от любования этой девушкой. Вам будет тяжело, внимая его совету, сопротивляться страсти души и влечению сердца.

Поборникам зла нетрудно и неутомительно распространять его, но трудности и утомленность постигают поборников добра и проповедников. В распоряжении поборника зла имеется все, что привлекает душу: сексуальные соблазны вокруг, запретная любовь, все, что дает наслаждение глазам, ушам, сердцу и телу.

Как смогут проповедники Ислама конкурировать со всеми этими соблазнами? Что они могут предложить? Всего лишь сдержанность и умеренность!!!

Случайно взглянув на девушку, выставляющую напоказ свою красоту, вы склоняетесь к тому, чтобы смотреть и наслаждаться этой красотой. Но в этот момент проповедник скажет вам: "Опустите глаза свои и не глядите на нее". Душе торговца, увидевшего на практике, что можно добиться большой прибыли путем вложения денег в банк под проценты и получать ее регулярно без всякого труда, это будет очень приятно. Но тут проповедник скажет: "Оставьте проценты и не протягивайте к ним руки". Служащий, увидев, как его коллега получает взятку, равную его шестимесячной зарплате, уже высчитывает, сколько поимеет он сам и его семья в том случае, если он последует его примеру. И тут вмешивается проповедник, советуя ему воздержаться от такого поступка.

Он скажет людям: "Бросьте эти доступные настоящие наслаждения, дабы получить грядущие незримые наслаждения, бросьте то, что видите, ради того, что не видите, боритесь со склонностями ваших душ и страстями ваших сердец." Хотя все это тяжело для души. Не удивляйтесь моему описанию религии как тяжкого бремени! Аллах так описал ее в Коране:

"Мы скоро ниспошлем тебе слова весомости великой".

(Сура 73, аят 5)

Всякий подвиг тяжек для души. Ученику тяжело оставлять телевизор и усердно заниматься. Ему также тяжело оставлять место развлечения и заниматься чтением и письмом. Спящему тяжело покидать постель на рассвете и идти на утреннюю молитву. Мужчине тяжело расставаться с женой и детьми и отправляться на войну.

Вот почему повсюду больше неправедных, чем праведных, больше недостойных и беспечных, чем идущих верным путем и помнящих Аллаха. Вот почему слепое следование большинству людей чаще всего приводит к заблуждению, о чем указано в Коране:

"И если ты последуешь за теми, которых большинство на сей земле, они собьют тебя с пути Аллаха…"

(Сура 6, аят 116)

Итак, если бы редкость и меньшинство не являлись качествами отличительности и превосходства, алмаз не был бы таким дефицитным материалом, а уголь – обильным и везде доступным. Аналогично этому, гениальные, талантливые люди и выдающиеся герои не составляли бы меньшинства среди людей.

Много поколений пророков (мир им) и их наследников из праведных исламских ученых были проповедниками пути в рай, между тем как дьяволы и их сообщники из развращенных и развращающих людей были поборниками пути в ад. Ведь нашим душам присуща как способность воспринимать пророческие учения (черта пророков), так и способность следовать за заблудшими людьми (черта дьявола). Итак, некоторые из нас вступают в союз с пророками, а некоторые – в союз с шайтаном (дьяволом), олицетворенный в "душе, побуждающей к пороку".

Можно задать такой вопрос: "В чем разница между умом и душой?" Я не претендую на точное определение и четкое разграничение этих понятий. Ведь до сих пор наука не в состоянии пролить свет на их сущность! Но все-таки постараюсь кое-что пояснить.

Все мы говорим: "Я себе сказал" или "Мой ум мне подсказал". Но что такое "я" и что такое "себе"? Что такое "моя душа" и что такое "мой ум"? Хотя это пока еще нам не понятно и я не собираюсь постичь неизвестное, но все-таки я приведу доступный пример.

Человеческое тело находится в постоянном изменении, и клетки, живущие в нем годами, вдруг исчезают. С душой происходит то же самое: надежды, желания, боли и страдания человека постоянно меняются. Тут уместен вопрос: "Какая часть от "Я" остается неизменной?" Ответ: "Это дух". А вторым вопросом может быть: "Что такое дух?"

Аллах осведомил нас о многих тайнах человеческого тела: о функциях наших органов и лечении от многих болезней. Он также сообщил о недугах человеческой души, о том, что одни души более склонны к злу, между тем как другие способны на самокритику, и, напротив, имеются совершенно спокойные и миролюбивые души. Он также осведомил нас, что каждая душа вкусит смерть. Но Всемогущий не раскрыл нам ничего относительно человеческого духа, так как знание этого "…от веления Владыки моего…" (Сура 17, аят 85).

Дух не подчиняется законам времени и пространства. К примеру, один человек при вас может уснуть на 1/4 часа. А за это время он может увидеть себя путешествующим по Америке или по Индии, прожить там 20-30 лет и испытать большое наслаждение или большое огорчение. Удивительно, как жизнь на протяжении 20 лет или более была вмещена в 15 мин.? Этот пример показывает, что вдали от могилы нам придется понести огромную кару или получать наслаждение. Самому духу ничего не свойственно – ни быть здоровым, ни болеть. Он существовал до того, как был внедрен в свое тело и в свою душу, он останется также и после разложения тела и угасания души.

Вот другой пример о противоречии между разумом и душой. В зимнюю ночь, когда вы спите, наслаждаясь теплой постелью и блаженством сна, вы неожиданно слышите звон будильника для утренней молитвы. В этот момент внутренний голос скажет вам: "Вставай на молитву", и, уже поднимаясь с постели, вы услышите, как другой голос скажет вам: "Поспи еще немножко". Опять вмешивается первый голос: "Молитва лучше сна". Но второй голос возражает: "Спать так приятно, время еще есть, оставайся еще немножко в постели!" И так спор между двумя голосами продолжается: "поспи, вставай, поспи, вставай..." Первый голос – это разум, второй – душа.

Такая ситуация изобилует многими формами. Это же чувство колебания охватывает человека, желающего перепрыгнуть через яму или ручей. Он хочет перепрыгнуть, однако боится упасть. Он слышит в себе два противоречивых голоса: "Прыгай!", "Вернись назад!"... И если он без колебания прыгнет, услышав слово "Прыгай!", то успешно достигнет другой стороны, а если будет колебаться, слыша голос: "Вернись назад!", то упадет в яму. Ведь это доказано опытом.

В каждой ситуации, когда человек оказывается перед запретным удовольствием и душа агитирует его вкусить это удовольствие, через разум вмешивается иман (вера), чтобы не совершилось запретное дело. Шанс победы разума прямо зависим от силы этой веры.

Однако это не значит, что разум всегда побеждает, и мусульманин никогда не ошибается. Ислам – реалистическая религия, учитывающая человеческие инстинкты. Ведь Аллах сотворил человека, а не подобие ангелов, дьяволов или животных.

Ангелы повинуются и поклоняются Ему, дело дьяволов – ослушание и неверие, а домашних и диких животных Творец не одарил разумом, а только лишь инстинктом, поэтому они не обязаны слушать повеления Аллаха и не ответственны за свое поведение. Мы не принадлежим ни к одной из этих категорий.

Кем тогда мы являемся? Кто такой человек?

Человек – уникальное существо, в нем имеется что-то ангельское, дьявольское и даже кое-что от животного. Его ангельские качества берут верх, когда он искренно поклоняется Аллаху и вступает в тесную связь с Ним, вкусив сладость веры в миг вдохновленности ею. Такой человек похож на ангелов, которые всегда послушны Аллаху в том, что Он приказал, и делают то, что им велено.

А если человек, отрекшись или не признав своего Творца, оказался неверным или же поклонялся кому-либо или чему-либо иному, кроме Него, это значит, что в нем преобладает дьявольская черта. А когда такой человек сердится, он поступает, словно дикарь, его душа стремится любой ценой победить соперника, даже физически. В таких случаях человек поступает, как дикий зверь. Аналогично этому, если человек не в состоянии контролировать свои плотские желания, в нем преобладает исключительно животная сторона его натуры, т.е. он будет похож на жеребца, быка или любое другое животное.

Итак, основу человеческой натуры составляют эти две тенденции, одна из которых склоняет к добру, а вторая – к злу. Однако Аллах одарил человека силой разума, чтобы различать их, и силой воли, чтобы можно было двигаться в избранном направлении. Итак, если правильно применять свой разум при выборе решения, а свою волю – в его осуществлении, развивать свои наклонности к добру и воспитывать в себе доброжелательность, то получишь вечное удовольствие в грядущей жизни; иначе – будешь нести ответственность и терпеть муки.

Правда, душа по природе своей склонна к свободе, но религия ограничивает эту "свободу", чтобы дисциплинировать душу. Однако такое ограничение обязательно, ведь если позволить душе совершать всякую мерзость по ее желанию, исходя из ее свободолюбия, наше общество превратилось бы в большой дом для умалишенных, так как абсолютная свобода характерна лишь для сумасшедших. Умалишенный делает все, что приходит ему в голову: ходит по улице голым, садится на плечи шоферу автобуса, а если ему понравится ваша одежда, он может сорвать ее с ваших плеч. Если же ему понравится ваша дочь, он попытается вступить с ней в незаконную любовную связь, руководствуясь страстью, а не разумом.

Сумасшедший – это единственный человек, который пользуется абсолютной свободой. У разумного человека разум ограничивает его свободу. Арабское слово акль (разум) происходит от слова "привязь" – веревка, которая привязывается к шее верблюда. Подобно этому, арабское слово хикма (мудрость) происходит от слова "удила". Слово "цивилизация" также подразумевает в себе понятие "ограничение" с той точки зрения, что она удерживает вас в определенных рамках и не разрешает делать все, что вам угодно. Она предписывает уважение прав других людей и соблюдение общественных традиций. Закон, или право, – это тоже "привязь", ведь он устанавливает предел вашей свободы там, где начинается свобода вашего соседа.

Более того, ослушание приятно, так как оно соответствует природе души. Вам, например, приятно слушать сплетню и участвовать в подобном разговоре, так как вы чувствуете себя лучше того человека, которого обсуждают. Воровство тоже приятно, так как при этом легко и без особых усилий можно добиться богатства. Прелюбодеяние тоже приятно, так как оно предоставляет душе то, что она любит, и удовлетворяет ее страсть. Мошенничество на экзамене тоже приятно, так как оно без труда приводит к успеху. Уклонение от работы – приятно, так как душа при этом ощущает сладость лени.

Так вот, если вы остановитесь и поразмыслите, вам станет очевидно, что эта временная свобода не стоит следующего за ней вечного тюремного заключения в аду, а это запретное наслаждение не стоит последующей муки.

Согласится ли кто-нибудь заключить договор сроком на 1 год, допускающий удовлетворение всех распутных желаний: получение сколь угодно большого количества денег, жизнь в любом дворце, в любой стране по выбору, женитьба на любой женщине, обладание двумя, тремя, четырьмя женами, развод вечером и женитьба утром и удовлетворение любой прихоти. Но затем, по истечении года, он будет наказан через повешение. Разве не скажет он: "Долой всякое наслаждение в течение года, если вслед за ним будет смертная казнь". Не задумается ли он над тем, что когда ему накинут на шею петлю, у него не останется никакого удовольствия? Разве не будет ему понятно, что боль от казни он испытает в течение только одной минуты, между тем как пытка в будущей жизни – бесконечна?

Вряд ли в мире найдется человек, не совершивший за свою жизнь греха и не вкусивший сладости этого греха, хотя бы тогда, когда он однажды предпочел мягкую постель утренней молитве. А что сейчас осталось в наших руках от того удовольствия, которое мы получили десятки лет назад? Ничего. Причем исполнение любой обязанности всегда причиняет определенное неудобство. Например, соблюдая пост в течение месяца Рамадана нам, мусульманам, приходится испытывать чувство голода и жажды. Но что осталось ныне в наших душах от чувства голода в пост Рамадан десять лет назад?!

Удовольствия от неповиновения исчезнут, но наказание останется, страдания от повиновения исчезнут, но награда сохранится.

Что остается в час кончины от тех удовольствий, которые мы получили, и от тех тягот, которые мы испытывали?

Всякий верующий желает покаяться и вернуться на путь Аллаха, но он откладывает и затягивает с этим. Например, я часто говорил себе: "Совершив хадж, я покаюсь и начну новую жизнь!" Вот я совершил хадж, но все-таки не покаялся. Я говорил: "Я покаюсь, когда мне будет сорок лет". Я достиг этого возраста, и мне уже шестьдесят лет, но я не покаялся, я поседел и все равно не покаялся. Я не говорю, что я все время живу грешной жизнью и совершаю непристойные поступки! Нет, слава Богу. Это лишь означает, что человек желает для себя праведности, однако откладывает это, думая, что еще есть время, считая, что жизнь долгая, что он еще успеет. Но внезапно приходит смерть. Я уже дважды видел смерть и узнал, какое чувство испытывает мертвый. Я сразу же пожалел о каждой минуте, потерянной без повиновения. Клянусь Аллахом, выздоровев, я сохранил это чувство на несколько месяцев и стал благочестивым, но затем я опять погрузился в разгар жизни и опять позабыл ... позабыл все о смерти.

Все мы забываем о смерти. Ежедневно перед глазами проходят похоронные процессии, однако мы не задумываемся над тем, что и нам придется умереть. Даже совершая молитву за упокой, мы думаем о мирских проблемах. Всякий из нас думает, что смерть постигнет всех людей, кроме него самого, хотя в глубине души убежден, что придет день, когда и он покинет этот мир.

Сколько бы человек ни жил, в конце концов он умрет. Пусть он проживет 60, 70, 100 лет, разве и они не истекут? Не знаете ли вы кого-нибудь, кто прожил 100 лет, но тоже умер? Пророк Нух (мир ему) жил 950 лет, проповедуя своему народу. А где он сейчас? Разве его мирская жизнь продолжилась бесконечно? Был ли он освобожден от смерти? Почему бы нам все-таки не задуматься о смерти и не готовиться к ней, раз она неизбежна?

Если кому-нибудь предстоит поездка, хотя и неизвестна ее точная дата, разве не нужно готовиться к ней и быть начеку, чтобы по команде вовремя отправиться? Однажды, находясь в Иордании, мне довелось быть свидетелем следующей ситуации. Иорданские преподаватели заключили контракт для работы в Саудовской Аравии. Их предупредили, что полетят они самолетом и к этому надо готовиться. Кто сразу оформил свой паспорт, приготовил свой багаж и попрощался с семьей, тот был готов в любое время, по вызову, отправиться в аэропорт. А кто пренебрегал этим предупреждением и откладывал приготовления, тот, получив вызов для поездки в аэропорт, говорил: "Подождите меня, пока я схожу на рынок и куплю вещи, поеду в свою деревню попрощаться с семьей, а затем обращусь в министерство иностранных дел, чтобы получить паспорт". Такого не станут ждать, а вылетят без него. Однако что скажет он, если такой вызов будет объявлен ангелом смерти? Это такой вызов, который не может быть отменен или проигнорирован. Ангел смерти независимо от его воли и желания возьмет его к себе, не дав отсрочки ни на час, ни на минуту, ни на миг, ведь он даже не вправе давать такую отсрочку. Да и кто знает, когда именно к нему явится ангел смерти?

Что такое смерть?! И в чем ее суть?

Человеческая жизнь имеет несколько стадий: первая стадия – зародыш в матке, затем стадия жизни в этом мире, вслед за этим идет стадия "барзах" (промежуточная стадия между смертью и воскресением). В конечном итоге наступает вечная, истинная стадия – последняя жизнь. Отношение каждой новой стадии к предыдущей равно отношению последующей стадии к ней, т.е. 2-я стадия к 1-й = 3-й стадии ко 2-й.

Обширность этого мира относительно матки равна обширности барзаха относительно этого мира и обширности грядущего мира относительно к барзаху. Когда ребенок находится в зародышевом состоянии, для него чрево матери является его безбрежным миром. На вопрос о значении его выхода из матки, зародыш, "поразмыслив и подумав", ответил бы, что это есть ничто иное, как настоящая смерть. И если бы в матке была пара близнецов, и один родился раньше другого, то второй, увидев, как брат покинул его, заявил бы, что его близнец уже умер и похоронен в неизвестных глубинах. А если бы рожденный близнец увидел свою отделившуюся плаценту, он тоже подумал бы, что это его брат, и стал бы плакать о нем, как оплакивает сына мать, видя, как его тело, о котором она все время заботилась, не давая пылинке упасть на него, уже опущено в землю; ведь он не понимает, что это тело – не что иное, как плацента: оно равносильно грязной рубашке, которую надо выбросить, оно как потрепанная одежда, которая уже никому не нужна.

Вот что такое смерть. Фактически это – новое рождение, выход на новую, более просторную и длинную стадию жизни. Настоящий мир является только транзитным средством, наша жизнь в нем как жизнь эмигранта, плывущего на пароходе в Америку. Он платит за уютную каюту, прилагает усилия для обеспечения удобства во время поездки. Но позволит ли он себе потратить все свои деньги на обновление всех постельных принадлежностей и покраску стен каюты, чтобы, прибыв в Америку, остаться без единого гроша? Или он скажет себе:

"Мое пребывание в этой каюте – одна неделя, я буду довольствоваться тем, что имеется в ней, и сберегу деньги для оборудования нового дома, в котором я буду постоянно проживать в Америке".

Другой пример для сопоставления этого мира с последующим миром. Несколько лет назад Америка объявила об атомном испытании на небольшом острове в Тихом океане. На острове жили несколько сотен рыбаков, которым предложено было покинуть свои жилища с обещанием компенсации в виде таких же домов в Америке или в другой стране по их выбору. Там они будут продолжать жить в таких же условиях, к каким они привыкли на своем острове. Причем им надлежало подать подробные описи имущества и свои пожелания к назначенному времени, после чего самолетами их будут вывозить с острова.

Реакция жителей была разной. Одни сдали свои пожелания своевременно. Другие пренебрегли этим и отложили дело до последнего срока. Третьи сказали, что это ложь, что в мире нет места под названием Америка, что их остров – это весь мир, и они не покинут его, забывая о том, что весь остров скоро будет взорван и от него останутся только развалины!

Этот пример демонстрирует несколько категорий людей, живущих на земле:

Первая категория – верующий человек, который думает о своей последней жизни, покаянием и послушанием готовится встретить своего Бога. Его можно сравнить с первой группой рыбаков, которые подготовились ехать и жить в другом месте. Вторая категория – верующий, но допускающий ослушание своего Бога и игнорирующий Его указания. Он похож на вторую группу рыбаков, которые беспечно отнеслись к грозившей опасности. А третья категория – материалисты-неверующие, заявляющие, что это наш единственный мир, после чего нет жизни, что смерть – долгий сон, постоянный отдых и безвозвратная гибель. Они похожи на третью группу рыбаков.

Однако это не значит, что Ислам требует от мусульманина полностью отказаться от настоящего мира и освободиться от всякой ответственности. Ислам не предполагает, что мусульманин должен всегда находиться в мечети или жить в пещере, как отшельник! Нет, Ислам требует от мусульманина следующее: в человеческом обществе быть наилучшим примером подлинно цивилизованного человека, в богатстве быть среди достойнейших, честнейших и справедливейших людей, а в науке быть среди ведущих ученых. Он побуждает каждого мусульманина вести уравновешенный и здоровый образ жизни: удовлетворять право своего тела на нормальное питание и занятие спортом; право своей души – на развлечение, отдых и законные наслаждения; право его семьи – на заботу о ней и доброе обращение с ней; право его детей – на воспитание, жизненную ориентацию и сочувствие; право общества – на его труд во имя прогресса и благосостояния, а также право Аллаха – на поклонение и повиновение Ему Одному.

Иными словами, мусульманин может приобретать богатство законным путем, пользоваться всеми разрешенными благами, жить обеспеченной жизнью, оставаясь при этом истинным единобожником, не примешивать к своей вере ни явного, ни скрытого многобожия, сохраняя правильное исламское вероучение, не позволяя себе никаких запрещенных поступков, выполняя свои религиозные обязанности, и деньги он должен иметь в своих руках, а не в своем сердце, так как он полагается не на богатство, а только на своего Господа, и его единственная цель – искать того, что угодно Аллаху.

ГЛАВА II

ИСЛАМ

Что такое Ислам?

Однажды я своим ученикам задал следующий вопрос: "Если какой-нибудь иностранец обратится к вам с просьбой за один час дать ему понять, что такое Ислам, как вы решите эту задачу?" Они ответили: "Это невозможно, он должен изучить принцип единобожия, чтения и толкования Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада , систему исламского права, вникнуть в разные проблемы и вопросы, на что понадобится не менее пяти лет". Я резко возразил и сказал: "Хвала Аллаху! А как же неграмотный бедуин, пришедший к нашему Пророку , который в течение одного дня или даже меньше, познакомившись с Исламом, смог преподнести эту религию своему народу и стать проповедником и учителем, поборником и знатоком Ислама? Не помните, как Пророк разъяснил всю религию тремя фразами, отвечая на вопрос ангела Джибрииля (мир ему) по трем пунктам: о вере (иман), об Исламе и о совершенстве в поклонении (ихсан)? Так почему же нам сегодня нельзя разъяснить ее за один час?"

Итак, что такое Ислам?

И как стать мусульманином?

Всякое кредо, правильное оно или фальшивое, всякая ассоциация, благотворительная или преступная, всякая партия, хорошая или плохая, – все они имеют свои принципы, идеологические основы и предписания, определяющие их цель и направления деятельности и являющиеся уставом (сводом законов) для их членов и последователей.

Каждый, кто хочет вступить в любую из таких организаций, прежде всего смотрит на эти принципы, и если они удовлетворяют его сознательный и подсознательный ум и у него не осталось никакого сомнения, он подаст заявление о вступлении в организацию и станет одним из ее членов и приверженцев. С этого времени он обязуется выполнять указания, записанные в ее уставе, и платить установленные членские взносы. Еще ему необходимо доказать своим поведением верность ее принципам, всегда помнить их и не противоречить им, а в своей морали и поведении являться хорошим примером и настоящим пропагандистом этой организации.

Можно сказать, что членство в организации заключается в следующем:

• признание ее устава;

• вера в ее принципы;

• подчинение ее установкам;

• соблюдение в жизни этих принципов и установок.

Это общее положение распространяется и на Ислам. Тот, кто хочет принять религию Ислама, должен убедиться в ее принципах и полностью им доверять. Таким образом у него сформируется идеология.

Эти принципы кратко можно изложить следующим образом:

1. Материальный мир – это не все, жизнь в этом мире – это не вся жизнь.

2. Человек существовал до рождения (в чреве матери), он будет существовать и после смерти: он не сотворил себя сам, а был сотворен прежде, чем он познал себя.

3. Окружающие его неодушевленные предметы не могли его сотворить, так как он наделен разумом, а они нет.

4. Всякая вещь в этой вселенной была создана из небытия Единственным Всемогущим Богом.

5. Бог – Единственный, Кто оживляет и умерщвляет. Он же создал всякую вещь, а если захочет, Он истребит и сотрет все.

6. Бог не имеет сходства ни с кем из Своих творений, Он – Изначален, Извечен, Могущественен: Его Могущество не имеет границ; Он Всеведущий: ничего не скрывается перед Его знанием.

7. Он – Справедливый, но Его абсолютную справедливость нельзя соразмерить с критериями человеческой справедливости.

8. Он установил законы вселенной. В ней Он соразмерно сотворил всякую вещь, извечно определил ее молекулы, разновидности, определил возможные состояния органической и неорганической материи во вселенной: движение или покой, постоянство или изменчивость, активность или инертность ...

9. Он одарил человека умом, с помощью которого тот решает многие дела, предоставленные Богом в его распоряжение. Он одарил его разумом, чтобы делать выбор, силой воли, чтобы достигать задуманного им.

10. За этим преходящим миром Аллах сотворил вечную жизнь, где благодетель обретет награду в раю, а злодей – наказание в аду.

11. Аллах – Один, Единственный. Обожествлять что-нибудь другое наряду с Ним – нельзя. Нет посредника, который в состоянии приблизить нас к Нему и ходатайствовать перед Ним, разве что только с Его разрешения. Так что объектом какого бы то ни было обожествления может быть только Он.

12. Он создал зримые материальные творения, которые мы ощущаем, и незримые творения; творения неодушевленные и одушевленные. Последние бывают либо только праведными – это ангелы, либо только неправедными – дьяволы, либо теми и другими одновременно, среди которых бывают праведные и неправедные, благочестивые и злодеи – это джинны и люди. Из числа людей Аллах избирает также тех, к кому Он присылает ангела с вероуставом (шариатом), чтобы они доводили Его вероустав до остальных людей. Такие избранные Аллахом люди называются посланниками.

Такие вероуставы включены во все священные писания, ниспосланные с небес. Последующее писание или отменяет предыдущее писание, или уточняет его. Последнее писание – Коран. Писания, предшествовавшие Корану, были либо искажены, либо утеряны, либо забыты, а он сохранился без всякого искажения или утери. Последним из этих посланников и пророков был Мухаммад ибн Абдулла , араб из племени курайш, им завершились миссии, а его религией завершились религии. Таким образом, после него не было и не будет пророков.

Священный Коран – это главный источник законов Ислама. Тот, кто подтверждает ниспослание Корана Аллахом, полностью веруя в него, называется му'мин (истинно верующий). Верование в таком смысле известно лишь Аллаху, так как люди не в состоянии проникнуть в человеческие сердца, чтобы узнать, что таится в них. Поэтому тот, кто хочет, чтобы люди считали его последователем Ислама, должен объявить эту веру, произнеся два свидетельства:

"Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха". (На арабском языке оно звучит так: Ашhаду-а-ль-ля-иляhа-и-ль-ля-л-Лаh. Уа-ашhаду-анна-Мухаммадун-расулю-л-Лаh)

Произнеся эти два свидетельства, человек становится мусульманином, т.е. подлинным гражданином Исламского сообщества (умма), пользующимся всеми правами мусульманина. Отныне он обязан исполнять возложенные Исламом обязанности.

Отдельные акты поклонения Богу (ибадат) несложны, их немного, они не требуют больших усилий и не отягощают; их всего четыре:

1. Молитва (салят): мусульманин выполняет утром два ракята (цикла), в которых обращается к своему Господу, прося у Него милости, ища у Него убежища от наказания. А до молитвы он должен совершить омовение (ууду), помыть свое лицо, руки и ноги, а если имеется осквернение, он должен помыться полностью (гусль).

Кроме утренней, он совершает еще четыре молитвы: 4 ракята в полдень, 4 ракята в предвечернее время, 3 ракята после заката, 4 ракята в начале ночи.

Вот эти обязательные молитвы, выполнение которых требует не более получаса в сутки. Причем, для исполнения молитвы не требуется ни специального места, ни специального человека (священника). Между мусульманином и его Творцом нет посредника.

2. Ежегодно, в определенный месяц, мусульманин соблюдает пост (саум). Этот месяц называется Рамадан. Завтрак он принимает к концу ночи, обед – после заката, а в течение дня он воздерживается от пищи, от питья и от полового сближения с супругой. Итак, Рамадан – месяц очищения души и желудка, воспитания нравственности и общего оздоровления. Он олицетворяет коллективную добродетельность, милосердие и сострадание, а также равенство в материальной жизни.

3. Если после удовлетворения своих нужд и нужд семьи у мусульманина остаются лишние деньги, которые не понадобились ему в течение целого года, он должен по истечении года раздать бедным и нуждающимся 2,5% из этой суммы. Этот благотворительный акт отдачи средств в пользу нуждающихся (закят) никак не отяготит его, однако явится весьма существенной помощью для нуждающихся и больных, а также основой общественной солидарности.

4. Ислам установил периодические собрания для мусульман. Они собираются пять раз в сутки для исполнения совместной молитвы, каждый раз в течение 1/4 часа, причем это не наносит ущерба их работе, какой бы ни была их профессия. На этой совместной молитве каждый участник, стоя перед Аллахом, укрепляет свою преданность Ему, в результате таких встреч сильный помогает слабому, грамотный обучает неграмотного, богатый содействует бедному. А если кто-то не присутствовал на собрании, а исполнил молитву дома, в этом нет провинности, но он тогда лишается вознаграждения и прочих благ, воздаваемых за присутствие в мечети.

Еще есть еженедельное собрание по пятницам – молитва Джуму'а, длящаяся примерно один час и обязательная только для мужчин.

Есть еще собрание, проводимое два раза в год – праздничная молитва, присутствие на которой необязательно, но очень желательно, и длится она около часа.

Наши рекомендации