Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его
Давид предвосхитил Иеремию правильным пониманием того, что чувства надо проверять и испытывать:
Пс.138:23-24 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Совет Давид дает хороший, вот только если бы он сам всегда следовал ему! Вспомните самый известный грех – Вирсавия. Но как происходили события? Не сразу же он прыгнул с крыши дворца в объятия красавицы? Увидел – похоть. Что дальше? Послал узнать, кто она. Слуги идут – и время идет. Приходят, говорят, Она принадлежит его подчиненному. Теперь – еще и зависть, слуги идут за ней, и пока ее приводят – проходит еще время. Почему бы не испытать ему самому все чувства, которые захватили его? Ведь Бог давал ему время! Почти всегда Господь дает время что-то проверить. Это сатана мастер подкидывать быстрые задачи, требующие быстрых решений. Так он и поступил со Христом в пустыне. Быстро преврати камни в хлеб, хотя надо время для сева, роста и созревания колосьев, потом сделать муку и только потом испечь хлеб. Быстро стань царем, но впереди было еще 3,5 года. Быстро взлети на небо, но впереди еще должна быть смерть, воскресение и только потом вознесение.
Господи, испытай меня и мои чувства, причем, просить можно о любых чувствах! Даже когда от них разрывается сердце и трещит голова! Любые…..
Фил.4:6 …открывайте свои желания пред Богом,
А вот еще Давид: молчание не принесло ему доброго:
Пс.31:3 Когда я молчал, (я слабел) обветшали кости мои от вседневного стенания моего
Давид не молился о своих грехах, т.е. он молился только о хорошем.
Очень яркий стих у Павла:
2Кор.7:10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Павел, прекрасный знаток сердца человека показывает нам образец и тест для проверки любого чувства. Любое чувство, независимо от того, приятное оно или нет, может либо удалять от Бога, либо приближать к Богу. Печаль – gr. «резать». Вряд ли кто скажет, что это приятное чувство. Но печаль может приблизить к Богу, подобно той, которую испытал Петр. И печаль может удалить от Бога (мирская), как было в случае с Иудой.
Просить у Бога мудрости. Господи, то, что я чувствую, приближает к Тебе или удаляет?
Иак.1:2-5 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,-- и дастся ему.
Иаков показывает нам христианина, у которого испытания (капкан, ловушка) внезапные (впадаете). Естественно, они приносят неприятные чувства. Но теперь призыв к радости, потому что, переживая неприятные чувства, человек проходит испытание и усовершается. Но как к этому относиться? Просить мудрости – что теперь делать, все эти переживания приближают к Тебе или удаляют? Тогда будут правильные богоугодные поступки.
Итак, боль – это нормальное чувство. Любое чувство надо переживать, не отвергать. И любое чувство, независимо от того, приятно оно или нет, проверять молитвой и Словом, прося мудрости.
И последнее.
ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
Наша зрелость не должна пониматься как эмоциональное спокойствие. Зрелость
подразумевает способность переживать наши чувства, а затем, после испытания, принимать правильные решения и совершать правильные поступки.
Евр.5:14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Gimnazo.
Чувства, которые мы переживаем, находят свое выражение. Горечь вызывает слезы, радость – улыбку, сожаление – вздох, гнев – крик или жестикуляцию.
Как нам, учителям Библии, поступать. Демонстрировать олимпийское спокойствие или взрываться криком и отвечать слезами на ошибку ученика? Что говорит Писание?
Для священников В.З. было особое наставление: они не должны были разрывать своих одежд.
Лев.10: 6 Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь,
Раздирание одежды – это крайняя форма выражения печали, горя и безвозвратной потери.
Иов.1:20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю…
Но почему нельзя было раздирать священникам? Священники – это видимое присутствие невидимого Бога. Значит, что бы не происходило вокруг, ситуацией владеет Великий и Вездесущий Бог!
Бог – справедливый и любящий, Он контролирует все ситуации. Позже иудейский раввин из колена Вениаминова Савл, названный Павлом, напишет:
Рим.8:28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
Все, возрожденные и крещенные по вере, теперь священники, так говорит Петр:
1П.2:9 Но вы-- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Это относиться и к нам. Никогда не бывает полностью необратимой ситуации, что бы не происходило. Все можно поправить, исправить. Пока мы живы. Всем управляет наш Господь. Мы на виду у всех, все смотрят на нас. Даже больше, Евр. показывает изумительную по красоте картину духовного мира: