В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания
Всевышнего Аллаха: «И сказали они: "Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не
отступайтесь ни от Вадда, ни Сува', ни Йагуса, ни Йа'ука, ни Насра!.."» (Нух, 23). Он сказал:
«Это — имена __________праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то Шайтан внушил их народу,
Чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Сна-чала им не
Поклонялись, однако когда воздвигшие их люди умерли, и знания были забыты, им начали
поклоняться»*. (Передал аль-Бухари 8/511 и512).
Ибн аль-Каййим** сказал: «Некоторые салафы поведали: "Когда они умерли, люди усердно
Молились на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени —
стали поклоняться им"».
Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я —раб.
Говорите [обо мне. — Ред.]: раб Аллаха и Его посланник***. (Этот хадис передали аль-Бухари 6/355
И 12/131 и Ахмад 1/23, 24, 47 и 55).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас. (Этот
Хадис передали Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный
Хадис).
Муслим приводит хадис Ибн Масуда о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: Сгинули излишествующие! Он повторил это трижды.****. (Передали Муслим
(2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд [4608]).
*Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания
Праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в
Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника. Поэтому эти люди враждебно
Относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и запрещает его, даже если
Это — Слово Всевышнего Аллаха. О них сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Когда вспоминают
Аллаха Единого, ужасаются сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда
Вспоминают тех, кто помимо Него, — то вот, они радуются» (Толпы, 45).
**Ибн Каййим аль-Джаузиййа — Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб ад-Димашки (691—751 г.
Х.), ученый-мухаддис, автор более семидесяти трудов, составивших более 200 томов: «3ад аль-Ма'ад»
(7 томов), «И'лам аль-Муваккиин__________» (4 тома), различные толкования Корана, хадисов, «ас-Сунана» Абу
Дауда, поэмы о вероубеждениях приверженцев Сунны в 2 то-мах и др. Он получил знания по
Шариату более чем у 300 крупных ученых, в том числе и у шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Из его
Учеников многие стали крупными учеными, среди них — Ибн Касир и Ибн Раджаб. Он умер в 751 г.
Х., и на его похоронах присутствовало очень много мусульман.
Ибн Хаджар сказал: «Это был человек с бесстрашным сердцем, занимавшийся разными науками,
Знавший расхождения между мазхабами. Он был преисполнен любви к Ибн Теймийи». Ибн Раджаб
Сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, много поклонялся, долго совершал Намаз, часто
Восхвалял Аллаха. Он сильно любил Аллаха, каялся Ему и просил прощения. Я не видел никого,
Подобного ему в этом, и не видел ученых, знающих Коран и Сунну лучше него» (из книги «3айль
Табакат аль-Ханабила» Ибн Раджаба).
***Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из причин, погубивших обладателей
Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе, сыну Марйам, христиане сочли
Недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров,
Возвеличив до уровня сына Бога и даже Самого Бога. Аллах сказал: «Поистине, Мессия Иса, сын
Марйам, — только посланник Аллаха, и Его Слово, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте
же в Аллаха и Его посланников и не говорите — троица! Удержитесь, это — лучше для вас.
Поистине, Аллах — Единый Бог. Святость Его выше того, чтобы был У Него ребенок. Ему
принадлежит все", что в Небесах и на Земле...» (Женщины, 171). Аллах также сказал: «И сказали
иудеи: "Узейр — сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия — сын Аллаха". Эти слова в
устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они
отвращены!» (Покаяние, 30).
****Аль-Хаттаби сказал: «Излишествующие — это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в
Обсуждение философскими методами, внедряясь в то, что его не касается, и вдаваясь в то, что не
Сможет постичь разумом». К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных
Деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это
Относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал, что это — невежественные, заблудшие
Люди.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЙ
Суть возвеличивания заключается в том, что в отношении праведников преступаются
Допустимые границы, и им приписываются права, присущие только Аллаху. Из таких прав Аллаха, в
Которых у Него нет сотоварища, — обладание абсолютным совершенством, абсолютной
Независимостью и абсолютной свободой действовать, как Ему угодно, а также то, что никто, кроме
Него Одного, не заслуживает поклонения и обожествления. Тот же, кто возвеличил какое-либо из Его
Творений до такой степени, что придал ему какое-либо из этих качеств, тем самым приравнял его к