Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Зимовье зверей».
2. Участники проекта:воспитатель, дети старшей группы, родители.
4. Тип проекта: исследовательский- творческий.
5. Продолжительность: две недели.
5. Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)».
6. Задачи проекта:
• Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу.
• Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
• Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
• Кто живет в лесу?
• Как зимуют дикие животные?
• Почему нужно охранять животных, беречь природу?
8. Предполагаемый результат:
1) у дошкольников будут сформированы умения:
• знания о диких животных лесов России,;
• узнавать по описанию;
• составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему;
• знать, среду обитания;
• поисково-исследовательские умения (умения находить необходимую информацию) ;
• осознание приносимой пользы диких животных;
2) будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Организация проекта:
Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
В ходе занятий с детьми, проводимых воспитателем, бесед с родителями, просмотра телепередач чтения литературы, игр, дети, совместно с воспитателем поставили проблему: «Как живут звери зимой в лесу?». Была выдвинута гипотеза: «Некоторые животные спят, а некоторые животные живут в лесу в своих домиках».
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
• Познакомиться с животными, живущими в лесу.
• Узнать, как они пережидают зиму, чем питаются.
• Для чего нужна красная книга?
Этап. Организация исследования в рамках проекта.
• Занятия.
• Беседа.
• Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы).
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала.
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
• Экскурсии.
Этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
1)Создание мини-книг и их презентация.
2)Открытое НОД.
Организация исследования в рамках проекта реализовывалось в ходе следующих мероприятий для детей.
НОД
1.Рассказ воспитателя о диких животных
2. «В зимнем лесу»
3.«Как животные готовятся к зиме».
4.Выставка «Дикие животные на открытках»
5. Презентация
Чтение художественной литературы:
1. А.Прокопьев «Белка»;
2. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов;
3. Мишка-башка», М. Пришвин;
4. «Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский;
5. «Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу»;
6. «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»;
7. «Хитрая лиса», (корякская, пер. Г. Меновщиков);
8. «Купание медвежат», В. Бианки;
9. «Лиса Патрекеевна», р.н.с., обр. К. Ушинский;
10. «В лесу», И. Чапек;
11. «Волчишко», Е. Чарушин:
12. «Н.Сладко «Как медведь сам себя напугал»;
13. «Бурый медведь», Л. Толстой»
14. «У страха глаза велики», р.н.
Дидактические игры:
1. «Кто где живет?»;
2. «У кого какое жилище?»;
3. «Чья мама?»;
4. « «Угадай, кто я?»;
5. «Чудесный мешочек»;
6. «Помоги животным подготовиться к зиме»;
7. «Собери картинку»;
8. «Какой еж соберет грибы, а какой яблоки»;
9. «Помоги зайцу прийти в гости к белке, не встретив лису»;
10. Лабиринт «Чей дом?»;
11. «Четвертый лишний».
Подвижные игры:
1. «У медведя во бору»;
2. «Птицы и лиса»;
3. «Зарядка зверей»;
4. «Зайка беленький сидит»;
5. «Лиса в курятнике»;
6. «Волк и зайцы»;
7. «Слепой медведь»;
8. «Серый волк»;
9. «Белый зайка»;
10. «Медведи и пчелы»;
11. «Ежик и мыши»;
12. «Помоги белочке»;
13. «Белкин дом».
5.Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:
1. «Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов;
2. «Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов;
3. «Медведи и их родственники». Б. Стоунхауз;
4. «Волчья стая». Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия.
5. «Лесные убежища». Иллюстрация.
6. «Гиганты леса». Иллюстрация.
7. «Медвежья семья». Иллюстрация.
8. «Лисица и ее семья». Иллюстрация.
9. «Большая книга животных». Энциклопедия.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной «Дикие животные».
Вводная часть.
Ходьба обычная в прямом направлении, на носочках. Бег трусцой друг за другом, с выбрасыванием прямых ног вперед. Ходьба обычная. Построение в три колонны.
Основная часть.
Упражнение «Ловкая лиса»
И. П. : основная стойка.
1 – наклонить голову вправо, руки на пояс.
2 – вернуться в исходное положение.
З – наклонить голову влево, руки на пояс.
4 - вернуться в исходное положение. 6 раз.
Упражнение «Шустрый заяц»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх.
1-наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны.
2- вернуться в и. п. 7 раз.
Указания детям «При наклонах в коленях не сгибать»
Упражнение «Быстрый волк»
И. п. : основная стойка, руки на поясе.
1 – поднять правую ногу вперед.
2- махом отвести правую ногу назад.
3- снова поднять вперед правую ногу.
4 – вернуться в и. п.
Повторить действия другой ногой. Повторить 4 раза.
Упражнение «Ловкая лисица»
И. п. : стоя на коленях и ладошках, голова приподнята.
1-2- выгнуть спину, опустить голову.
3-4- вернуться в и. п. Повторить 6 раз.
Указания детям: «Сильно выгибайте спину».
Упражнение «Мы рады зверям»
И. п. : основная стойка.
Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой.
Повторить 3 раза по 20 подскоков.
Заключительная часть.
Перестроение в колонну по одному.
Бег за направляющим в быстром темпе по кругу( 20сек.) .
Ходьба обычная( 30сек.) .
Приложение №2.
Считалка.
Вышли зайцы погулять,
Нужно зайцев сосчитать.
Раз, Два, три, четыре, пять,
Белых зайцев – ровно пять.
- Посмотрите, на опушке
Вновь торчат зайчаток ушки!
Раз, Два, три, четыре. Пять,
Всех никак не сосчитать!
Приложение №4.
Упражнения для языка.
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.Облизать сначала только верхнюю губу (язык чашечкой, затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Приложение№5.
Ход.
Дети наблюдают за одеждой прохожих и определяют, что она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука- это «заяц», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Воспитатель предлагает детям сравнивать ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, пушистые, с длинным мехом).
Воспитатель: что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки?
Дети: отрастить новую, пушистую.
Рассматривают старый и новый мех. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой.
Воспитатель: откуда зимой у зверей появляются новые шубки и куда исчезают весной?
Взрослый подводит детей к пониманию того. Как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старым мехом по коре дерева, на ней остаются полоски) .
Приложение №7
Конкурс: «Назови маму»
Медвежонок - /у медведицы/; лисенок - /у лисицы/; Зайчонок - /у зайчихи/; ежонок - /у ежихи/; Волчонок - /у волчицы/; лосенок - /у лосихи/.
Конкурс: Что? Где? Когда?
1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?
2. Как человек заботится о диких животных?
3. Какую пользу приносят дикие животные?
4. Какие повадки диких животных вы знаете?
5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.
6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.
Воспитатель: И вот закончилась игра
Но мы надеемся, что с ней…
Вы стали чуточку умней.
(Все участники награждаются медалями «Друг природы»).
Воспитатель. Мир вокруг нас так прекрасен
Много в нем прекрасных песен.
Всюду музыка слышна,
Сыграть в оркестре нам пора.
Исполняется русская народная мелодия «Ах, вы сени… » оркестром, на музыкальных бутылках, сделанных из природного материала.
Литература.
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д, : Феникс, 2010.-251с.
2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики. Дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. 6 КАРО. 2007.
5. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.
Мониторинг детей группы №6 знание и умений по проекту:
«Зимовье зверей»
Всего обследованных детей 12
Высокий уровень развития – 2 ребёнок – 16 %
Средний уровень - 4 детей - 34 %
Низкий уровень - 6 детей – 50 %
Всего обследованных детей 12
Высокий уровень развития – 3 ребёнок – 25 %
Средний уровень - 7 детей - 59 %
Низкий уровень - 2 детей – 16 %
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Зимовье зверей».
2. Участники проекта:воспитатель, дети старшей группы, родители.
4. Тип проекта: исследовательский- творческий.
5. Продолжительность: две недели.
5. Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Зимовье зверей (жизнь диких животных наших лесов зимой)».
6. Задачи проекта:
• Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу.
• Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами.
• Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
• Кто живет в лесу?
• Как зимуют дикие животные?
• Почему нужно охранять животных, беречь природу?
8. Предполагаемый результат:
1) у дошкольников будут сформированы умения:
• знания о диких животных лесов России,;
• узнавать по описанию;
• составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему;
• знать, среду обитания;
• поисково-исследовательские умения (умения находить необходимую информацию) ;
• осознание приносимой пользы диких животных;
2) будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
3) повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
Организация проекта:
этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
В ходе занятий с детьми, проводимых воспитателем, бесед с родителями, просмотра телепередач чтения литературы, игр, дети, совместно с воспитателем поставили проблему: «Как живут звери зимой в лесу?». Была выдвинута гипотеза: «Некоторые животные спят, а некоторые животные живут в лесу в своих домиках».
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
• Познакомиться с животными, живущими в лесу.
• Узнать, как они пережидают зиму, чем питаются.
• Для чего нужна красная книга?