Взаимодействие без принуждения

Все, что вы­зы­ва­ет ка­кую‑ли­бо по­ве­ден­че­с­кую ре­ак­цию, на­зы­ва­ет­ся сти­му­лом. Не­ко­то­рые сти­му­лы спо­соб­ны вы­зы­вать ре­ак­ции без ка­ко­го‑ли­бо обу­че­ния или тре­ни­ров­ки: мы вздра­ги­ва­ем от гром­ко­го зву­ка, мор­га­ем от яр­ко­го све­та, нас тя­нет в кух­ню, ко­г­да до нас до­но­сит­ся ап­пе­тит­ный за­пах; жи­вот­ные по­сту­па­ют то­ч­но так же. Та­кие зву­ки, свет и за­па­хи на­зы­ва­ют­ся бе­з­у­с­лов­ны­ми, или пер­ви­ч­ны­ми, сти­му­ла­ми.

Дру­гие сти­му­лы за­учи­ва­ют­ся бла­го­да­ря ас­со­ци­а­ции. Са­ми по се­бе они мо­гут ни­че­го не зна­чить, но ста­но­вят­ся вы­де­ля­е­мы­ми сиг­на­ла­ми для по­ве­де­ния; сиг­на­лы све­то­фо­ра за­ста­в­ля­ют нас сто­ять или ид­ти, мы вска­ки­ва­ем, что­бы снять труб­ку за­зво­нив­ше­го те­ле­фо­на, на шум­ной ули­це обо­ра­чи­ва­ем­ся, ус­лы­шав свое имя и т. д., и т. д. Еже­днев­но мы от­ве­ча­ем на мно­же­ст­во вы­учен­ных сиг­на­лов. Они на­зы­ва­ют­ся ус­лов­ны­ми, или вто­ри­ч­ны­ми, сти­му­ла­ми.

При фор­маль­ном тре­нин­ге льви­ная до­ля уси­лий при­хо­дит­ся на об­ра­зо­ва­ние ус­лов­ных сиг­на­лов. Сер­жант, за­ни­ма­ю­щий­ся стро­е­вой под­го­тов­кой со взво­дом но­во­бран­цев, и хо­зя­ин со­ба­ки на дрес­си­ро­во­ч­ной пло­щад­ке в рав­ной‑ме­ре стре­мят­ся сде­лать в ос­нов­ном так, что­бы обу­ча­ю­щи­е­ся по­ви­но­ва­лись ко­ман­дам, ко­то­рые в дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ля­ют­ся ус­лов­ны­ми сиг­на­ла­ми. Фо­кус не в том, что со­ба­ка мо­жет си­деть, а че­ло­век ос­та­на­в­ли­вать­ся, фо­кус в том, что это де­ла­ет­ся чет­ко и по ко­ман­де. Вот что мы на­зы­ва­ем по­ви­но­ве­ни­ем – не про­с­то вы­пол­не­ние дей­ст­вия, но га­ран­тия то­го, что оно бу­дет вы­пол­не­но по сиг­на­лу. Пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют это «по­ста­вить по­ве­де­ние под кон­т­роль сти­му­лов». Это вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся с тру­дом, вы­ра­бот­ка ос­но­вы­ва­ет­ся на пра­ви­лах, а пра­ви­ла ну­ж­да­ют­ся в про­вер­ке.

А что, ес­ли у вас нет в мы­с­лях ста­но­вить­ся хо­зя­и­ном со­ба­ки и вы не со­би­ра­е­тесь тре­ни­ро­вать спор­тив­ную ко­ман­ду?

Вам все рав­но мо­жет при­го­дить­ся по­ни­ма­ние то­го, что та­кое сти­муль­ный кон­т­роль. На­при­мер, ес­ли ва­ши де­ти без­дель­ни­ча­ют и не вдут на ваш зов, вы пло­хо вла­де­е­те сти­муль­ным кон­т­ро­лем. Ес­ли вы ру­ко­во­ди­те людь­ми и вам ино­гда при­хо­дит­ся два или три раза по­в­то­рять ‑при­каз или ин­ст­рук­цию, пре­ж­де чем они бу­дут вы­пол­не­ны, то зна­чит у вас про­б­ле­мы со сти­муль­ным кон­т­ро­лем. Раз­ве не слу­ча­ет­ся, что вы го­во­ри­те: «Я те­бе уже од­на­ж­ды ска­за­ла, я го­во­ри­ла те­бе ты­ся­чу раз, не…» (Не хло­пай две­рью, или не кла­ди мок­рый ку­паль­ник на кро­вать, или что‑ли­бо в этом ро­де.) Ко­г­да ска­зать один или ты­ся­чу раз не­до­с­та­то­ч­но, по­ве­де­ние не уп­ра­в­ля­ет­ся сти­му­ла­ми.

Ино­гда мо­жет ка­зать­ся, что мы об­ла­да­ем сти­муль­ным кон­т­ро­лем ко­г­да в дей­ст­ви­тель­но­сти это­го нет. Мы пред­по­ла­га­ем, что сиг­на­лу или ко­ман­де дол­ж­ны под­чи­нить­ся, а это­го не про­ис­хо­дит. Са­мой рас­про­стра­нен­ной ре­ак­ци­ей на это яв­ля­ет­ся уси­ле­ние сиг­на­ла. Так, офи­ци­ант не по­ни­ма­ет ва­ше­го фран­цуз­ско­го? Го­во­ри­те гром­че. Ча­ще все­го это не по­мо­га­ет. Субъ­ект дол­жен рас­по­з­на­вать сиг­нал, ина­че без­раз­ли­ч­но, кри­чи­те ли вы что есть мо­чи или да­же ре­ве­те с по­мо­щью уси­ли­тель­ной ап­па­ра­ту­ры рок‑ан­самб­ля, на вас бу­дут смо­т­реть не­ви­дя­щим взо­ром.

Дру­гой ре­ак­ци­ей че­ло­ве­ка на иг­но­ри­ро­ва­ние ус­лов­но­го сиг­на­ла яв­ля­ет­ся бе­шен­ст­во, ко­то­рое дей­ст­ву­ет толь­ко в том слу­чае, ес­ли субъ­ект про­яв­ля­ет пред­на­ме­рен­ное не­по­слу­ша­ние, не да­вая твер­до за­учен­но­го от­ве­та на хо­ро­шо вы­учен­ный сиг­нал. При этом ино­гда, по­ка­зав ха­ра­к­тер, мо­ж­но по­лу­чить хо­ро­шее по­ве­де­ние.

Бы­ва­ет, что субъ­ект от­ве­ча­ет пра­виль­но, но с очень боль­шой за­дер­ж­кой или че­рез пень‑ко­ло­ду. Ча­с­то не­ук­лю­жие от­ве­ты на ко­ман­ды оп­ре­де­ля­ют­ся тем, что субъ­ект не обу­чен от­ве­чать бы­ст­ро. Без по­ло­жи­тель­но­го под­кре­п­ле­ния не толь­ко за пра­виль­ный, но и за про­вор­ный от­вет на сиг­нал у субъ­е­к­та нет шан­сов ус­во­ить, что ус­пех при­но­сит бы­ст­рое по­ви­но­ве­ние сти­му­лам. При этом по­ве­де­ние в дей­ст­ви­тель­но­сти не кон­т­ро­ли­ру­ет­ся сти­му­ла­ми.

Ре­аль­ная жизнь изо­би­лу­ет пло­хой ор­га­ни­за­ци­ей уп­ра­в­ле­ния с по­мо­щью сти­му­лов. Как толь­ко один че­ло­век пы­та­ет­ся про­явить власть, дру­гой ока­зы­ва­ет­ся в опа­с­но­сти про­явить «не­по­слу­ша­ние» В дей­ст­ви­тель­но­сти про­б­ле­ма со­сто­ит в не­по­ни­ма­нии ко­манд или сиг­на­лов, ко­то­рым он по­э­то­му не мо­жет по­ви­но­вать­ся Это при­ме­ры пло­хой ком­му­ни­ка­ции или не­чет­ко­го уп­ра­в­ле­ния с по­мо­щью сти­му­лов.

Пра­ви­ла уп­ра­в­ле­ния с по­мо­щью сти­му­лов

Для то­го, что­бы уп­ра­в­лять с по­мо­щью сиг­на­лов, на­до сфор­ми­ро­вать ну­ж­ное по­ве­де­ние, а за­тем, ко­г­да оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, де­лать так, что­бы оно про­ис­хо­ди­ло во вре­мя или сра­зу по­с­ле ка­ко­го‑ли­бо оп­ре­де­лен­но­го сиг­на­ла. Этот сти­мул за­тем ста­но­вит­ся клю­чом, или сиг­на­лом, по­ве­де­ния.

На­при­мер, пред­по­ло­жим, что вы за­ста­в­ля­е­те со­ба­ку са­дить­ся, на­да­в­ли­вая на кре­стец и под­тя­ги­вая за ошей­ник. Это бе­з­у­с­лов­ные сти­му­лы, они дей­ст­ву­ют без обу­че­ния. За­тем вы под­кре­п­ля­е­те лю­бое са­мо­сто­я­тель­ное про­яв­ле­ние со­ба­кой этой по­зы, фор­ми­руя со­от­вет­ст­ву­ю­щее по­ве­де­ние. Де­лая это, вы про­из­но­си­те ко­ман­ду «Си­деть!», ко­то­рая пер­во­на­чаль­но ни­че­го не зна­чит для со­ба­ки (ко­не­ч­но, по­дой­дет и лю­бое дру­гое сло­во на лю­бом язы­ке). Ко­г­да со­ба­ка ус­во­ит, что вам ино­гда на­до, что­бы она се­ла, она ино­гда ста­нет вы­пол­нять это дей­ст­вие во вре­мя или по­с­ле предъ­я­в­ле­ния сиг­на­ла, или ус­лов­но­го сти­му­ла, ко­ман­ды «Си­деть!». В кон­це кон­цов она на­ч­нет вы­пол­нять дей­ст­вие то­ч­но в со­от­вет­ст­вии с тем, что ей при­ка­зы­ва­ют.

Те­перь по­ве­де­ние на­хо­дит­ся под кон­т­ро­лем сти­му­ла, не так ли? Еще нет. Про­де­ла­на толь­ко по­ло­ви­на ра­бо­ты. Жи­вот­ное сле­ду­ет так­же обу­чить – и это спе­ци­аль­ная тре­ни­ро­во­ч­ная за­да­ча – не са­дить­ся без ко­ман­ды. Ус­та­но­в­ле­ние уп­ра­в­ле­ния по­ве­де­ни­ем сти­му­ла­ми не яв­ля­ет­ся за­вер­шен­ным, по­ка оно со­вер­ша­ет­ся и в от­сут­ст­вии ус­лов­но­го сиг­на­ла.

Это, ко­не­ч­но, не оз­на­ча­ет, что со­ба­ка дол­ж­на це­лый день сто­ять, по­ка вы не ско­ман­ду­е­те: «Си­деть!». Она мо­жет са­дить­ся сколь­ко ей взду­ма­ет­ся. Од­на­ко во вре­мя тре­ни­ро­вок или ра­бо­ты, ко­г­да пред­по­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние ус­лов­ных сти­му­лов, «пуск» и «стоп» сиг­на­лы дол­ж­ны быть твер­до ус­та­но­в­ле­ны, что­бы вы­пол­не­ние ко­ман­ды бы­ло на­де­ж­ным.

Итак, пол­ный кон­т­роль с по­мо­щью сти­му­лов оп­ре­де­ля­ет­ся че­тырь­мя ус­ло­ви­я­ми, к ка­ж­до­му из ко­то­рых сле­ду­ет от­но­сить­ся как к са­мо­сто­я­тель­но­му раз­де­лу тре­ни­ро­во­ч­ной за­да­чи, са­мо­сто­я­тель­но­му пун­к­ту про­грам­мы вы­ра­бот­ки.

1 По­ве­де­ние все­гда осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сра­зу по­с­ле по­да­чи ус­лов­но­го сти­му­ла (со­ба­ка са­дит­ся, "ко­г­да ей при­ка­зы­ва­ют).

2. По­ве­де­ние ни­ко­г­да не воз­ни­ка­ет в от­сут­ст­вие сти­му­ла

(во вре­мя за­ня­тий или ра­бо­ты со­ба­ка ни­ко­г­да не са­дит­ся спон­тан­но).

3. По­ве­де­ние ни­ко­г­да не на­блю­да­ет­ся в от­вет на дру­гие сти­му­лы (ес­ли вы го­во­ри­те: «Ле­жать!», со­ба­ка не дол­ж­на са­дить­ся).

4. Ни­ка­кое дру­гое по­ве­де­ние не воз­ни­ка­ет в от­вет на дан­ный сти­мул (ко­г­да вы го­во­ри­те. «Си­деть!» со­ба­ка не дол­ж­на ло­жить­ся или ска­кать и ли­зать ва­ше ли­цо)

Толь­ко ко­г­да все че­ты­ре ус­ло­вия со­блю­да­ют­ся, со­ба­ка дей­ст­ви­тель­но по­л­но­стью и окон­ча­тель­но по­ни­ма­ет ко­ман­ду «Си­деть!». Те­перь вы дей­ст­ви­тель­но уп­ра­в­ля­е­те ею с по­мо­щью сти­му­ла.

Где в ре­аль­ной жиз­ни мы ис­поль­зу­ем или ну­ж­да­ем­ся в та­ком по­л­ном уп­ра­в­ле­нии с по­мо­щью сти­му­лов. Ну к при­ме­ру, в му­зы­ке. Ди­ри­же­ры ор­ке­ст­ра ча­с­то со­з­да­ют очень сло­ж­ную си­с­те­му сиг­наль­но­го уп­ра­в­ле­ния, а на ре­пе­ти­ции ди­ри­жер мо­жет встре­тить­ся с са­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми не­пра­виль­ны­ми ре­ак­ци­я­ми. На­при­мер, он мо­жет дать сиг­нал оз­на­ча­ю­щий од­но, – ска­жем, «фор­те», уси­ле­ние зву­ча­ния и не по­лу­чить его, мо­жет быть, вслед­ст­вие то­го что еще не­до­с­та­то­ч­но про­ч­но ус­та­но­в­ле­но зна­че­ние сиг­на­ла. Или он мо­жет и не да­вать сиг­на­ла уси­ле­ния, а тем не ме­нее по­лу­чить слиш­ком боль­шую ин­тен­сив­ность зву­ка. Осо­бен­но этим от­ли­ча­ют­ся ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты клас­си­че­с­ких ор­ке­ст­ров, Ри­хард Штра­ус в юмо­ри­сти­че­с­ком сво­де пра­вил для на­чи­на­ю­щих ди­ри­же­ров го­во­рил: «Ни­ко­г­да не под­ба­д­ри­вай­те взгля­дом иг­ра­ю­щих на ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах» Ди­ри­жер мо­жет дать сиг­нал, тре­бу­ю­щий дру­го­го, – до­пу­с­тим, «пре­сто» а вме­сто'

уве­ли­че­ния тем­па по­лу­чить уси­ле­ние зву­ча­ния со­ли­с­ты те­но­ры про­де­лы­ва­ют это весь­ма ча­с­то На­ко­нец, ди­ри­жер мо­жет тре­бо­вать вклю­че­ния боль­ше­го чи­с­ла ис­по­л­ни­те­лей, а вме­сто это­го по­лу­чить мно­же­ст­во оши­бок, так про­ис­хо­дит с хо­ри­ста­ми‑лю­би­те­ля­ми. Ка­ж­дый тип не­пра­виль­но­го от­ве­та на ус­лов­ный сти­мул дол­жен быть ис­пра­в­лен с по­мо­щью тре­ни­ров­ки, пре­ж­де чем ди­ри­жер бу­дет уве­рен, что у не­го или у нее аде­к­ват­ное сиг­наль­ное уп­ра­в­ле­ние.

Так же жиз­нен­но ва­ж­но сиг­наль­ное уп­ра­в­ле­ние в во­ен­ном де­ле. За­ня­тия по стро­е­вой под­го­тов­ке с но­во­бран­ца­ми – уто­ми­тель­ное и тру­до­ем­кое де­ло, и им са­мим оно мо­жет ка­зать­ся труд­ным и бес­смы­с­лен­ным, но оно вы­пол­ня­ет очень ва­ж­ную функ­цию. Стро­е­вая под­го­тов­ка не толь­ко вы­ра­ба­ты­ва­ет то­ч­ные ре­ак­ции на стро­е­вые ко­ман­ды, что даст воз­мо­ж­ность ко­ман­ди­рам с лег­ко­стью при­во­дить в дви­же­ние боль­шие груп­пы лю­дей, но она так­же вы­ра­ба­ты­ва­ет на­вык от­ве­та на ус­лов­ный сиг­нал во­об­ще: по­ви­но­ве­ние ко­ман­де, ко­то­рое в кон­це кон­цов яв­ля­ет­ся не столь­ко ум­ст­вен­ным ак­том, сколь­ко вы­учен­ным уме­ни­ем, яв­ля­ю­щим­ся ре­ша­ю­щим, а ча­с­то и жиз­нен­но ва­ж­ным для сол­да­та. С тех пор как бы­ли при­ду­ма­ны ар­мии, стро­е­вая под­го­тов­ка яв­ля­лась спо­со­бом вы­ра­бот­ки это­го на­вы­ка.

Что мо­жет быть сиг­на­лом?

Ус­лов­ным сти­му­лом – вы­учен­ным сиг­на­лом мо­жет быть все, аб­со­лют­но все, что мо­жет быть вос­при­ня­то. Фла­ги, свет, сло­ва, при­ко­с­но­ве­ния, ви­б­ра­ция, хлоп­ки про­бок шам­пан­ско­го – ко­ро­че го­во­ря, без­раз­ли­ч­но, ка­кой сиг­нал вы ис­поль­зу­е­те Коль ско­ро субъ­ект мо­жет вос­при­ни­мать его, сиг­нал мо­жет быть ис­поль­зо­ван для вы­зо­ва вы­учен­но­го по­ве­де­ния.

Дель­фи­нов обы­ч­но тре­ни­ру­ют с по­мо­щью вос­при­ни­ма­е­мых зре­ни­ем сиг­на­лов, ру­ки, но я знаю од­но­го сле­по­го дель­фи­на, ко­то­рый вы­учил мно­го раз­ных ти­пов по­ве­де­ния в от­вет на раз­ли­ч­ные при­ко­с­но­ве­ния. Па­с­тушь­их со­бак обы­ч­но дрес­си­ру­ют с по­мо­щью сиг­на­лов, по­дан­ных ру­кой и го­ло­сом. Од­на­ко в Но­вой Зе­лан­дии с ее ши­ро­ки­ми про­с­то­ра­ми,

где со­ба­ка мо­жет на­хо­дить­ся очень да­ле­ко, в ка­че­ст­ве ус­лов­но­го сиг­на­ла ис­поль­зу­ют прон­зи­тель­ные сви­ст­ки, ко­то­рые слыш­ны на боль­шем рас­сто­я­нии, чем го­лос. Ко­г­да но­во­зе­ланд­ский па­с­тух про­да­ет та­кую со­ба­ку, по­ку­па­те­лем мо­жет ока­зать­ся че­ло­век, жи­ву­щий за мно­го миль; так как сви­ст­ки не­воз­мо­ж­но за­пи­сать на бу­ма­ге, то ста­рый хо­зя­ин обу­ча­ет но­во­го ко­ман­дам по те­ле­фо­ну.

У рыб мо­ж­но вы­ра­бо­тать ус­лов­ный реф­лекс на зву­ки или свет – мы все зна­ем, как ак­ва­ри­ум­ные рыб­ки ус­т­ре­м­ля­ют­ся к по­верх­но­сти, ес­ли по­сту­чать по сте­к­лу или вклю­чить свет. А че­ло­ве­че­с­кие су­ще­ст­ва мо­гут вы­ра­бо­тать ус­лов­ные свя­зи пра­к­ти­че­с­ки на все что угод­но.

В тре­ни­ро­во­ч­ной си­ту­а­ции по­лез­но, что­бы для всех субъ­е­к­тов бы­ли од­ни и те же клю­чи и сиг­на­лы, что­бы не толь­ко дрес­си­ров­щик, но и дру­гие лю­ди мог­ли вы­зы­вать дан­ное по­ве­де­ние. По­э­то­му дрес­си­ров­щи­ки склон­ны стро­го сле­до­вать тра­ди­ци­ям в ис­поль­зо­ва­нии ус­лов­ных сти­му­лов. Во всем ми­ре

ло­ша­ди под се­д­лом на­чи­на­ют дви­же­ние, ко­г­да вы тол­ка­е­те их пят­ка­ми в бо­ка, и ос­та­на­в­ли­ва­ют­ся, ко­г­да вы на­тя­ги­ва­е­те по­во­дья. Верб­лю­ды в зоо­пар­ке Бронц ло­жат­ся, ко­г­да слы­шат ко­ман­ду «Каш!», да­же ес­ли ря­дом с ни­ми ни­ко­го нет, вклю­чая их дрес­си­ров­щи­ка, го­во­ря­ще­го по‑араб­ски; и лю­бой че­ло­век зна­ет, что на­до ска­зать, что­бы верб­люд лег.

И то, что жи­ву­щих в Нью‑Йор­ке верб­лю­дов мо­ж­но с тем же ус­пе­хом обу­чить ло­жить­ся при сло­вах «Спо­кой­но, крош­ка!», не име­ет ни ма­лей­ше­го зна­че­ния.

По­э­то­му‑то про­фес­си­о­наль­ные дрес­си­ров­щи­ки не мо­гут по­нять, что мно­гие ус­лов­ные сти­му­лы вы­бра­ны про­из­воль­но. Од­на­ж­ды в плат­ной ко­нюш­не я ра­бо­та­ла с мо­ло­дой ло­ша­дью на кор­де, обу­чая ее ко­ман­де «Впе­ред!». Тре­нер ко­нюш­ни смо­т­рел на это с от­вра­ще­ни­ем и на­ко­нец ска­зал: «Так ни­че­го не вый­дет – ло­ша­ди не по­ни­ма­ют „Впе­ред!“, на­до цо­кать». По­том взял ве­рев­ку у ме­ня из рук, ска­зал: «Тцо‑тцо» и сте­га­нул же­ре­бен­ка по кру­пу сво­бод­ным кон­цов ве­рев­ки, что ес­те­ст­вен­но тот­час же вы­зва­ло дви­же­ние впе­ред.

«По­нят­но?» – ска­зал он, счи­тая свои сло­ва до­ка­зан­ны­ми.

Я по­ня­ла. С тех пор, вос­пи­ты­вая мо­их по­ни, я обу­ча­ла их слу­шать­ся не толь­ко мо­их ко­манд, но и лю­бой воз­мо­ж­ной си­с­те­мы по­ну­ка­ний, ок­ри­ков, при­ме­ня­е­мой дру­ги­ми дрес­си­ров­щи­ка­ми. Это из­ба­ви­ло ме­ня от не­при­ят­но­стей и за­ста­ви­ло го­во­рить обо мне как о по­да­ю­щем на­де­ж­ды дрес­си­ров­щи­ке‑лю­би­те­ле. По край­ней ме­ре мне не при­хо­ди­лось пе­ре­де­лы­вать мо­их сиг­на­лов!

Обу­чить по­ни двум си­с­те­мам ко­манд не толь­ко воз­мо­ж­но, но и лег­ко. В то вре­мя, как на ка­ж­дый от­дель­ный сиг­нал вам на­до по­лу­чать толь­ко ка­кое‑ли­бо од­но по­ве­де­ние, впол­не до­с­ти­жи­мо по­лу­че­ние од­но­го и то­го же по­ве­де­ния на не­сколь­ко ус­лов­ных сиг­на­лов. На­при­мер, в пе­ре­пол­нен­ном людь­ми по­ме­ще­нии ора­тор мо­жет по­тре­бо­вать ти­ши­ны, вос­кли­к­нув: «Ти­хо!», или встать и, под­няв ру­ку, же­с­том при­звать к мол­ча­нию.

А ес­ли при­сут­ст­ву­ю­щие шу­мят и при этом на­хо­дят­ся в не­ко­то­ром под­пи­тии и, сле­до­ва­тель­но, от­ли­ча­ют­ся рас­се­ян­ным вни­ма­ни­ем, по­мо­жет по­звя­ки­ва­ние лож­кой по ста­ка­ну. Мы все обу­че­ны осу­ще­ст­в­лять дан­ное по­ве­де­ние в от­вет на лю­бой из, по край­ней ме­ре, трех этих сти­му­лов.

Вве­де­ние вто­ро­го ус­лов­но­го сти­му­ла для вы­учен­но­го по­ве­де­ния на­зы­ва­ет­ся пе­ре­но­сом сти­му­лов. Что­бы до­бить­ся пе­ре­но­са, вы предъ­я­в­ля­е­те ста­рый сти­мул – до­пу­с­тим, ко­ман­ду, по­дан­ную го­ло­сом, – как все­гда, и но­вую ко­ман­ду – ска­жем, сиг­нал, по­дан­ный ру­кой, – и под­кре­п­ля­е­те от­вет; за­тем по­сте­пен­но де­ла­е­те ста­рый сти­мул все ме­нее и ме­нее за­мет­ным и од­но­вре­мен­но при­вле­ка­е­те вни­ма­ние к но­во­му, де­лая его очень вы­ра­жен­ным, по­ка на но­вый сти­мул не бу­де­те по­лу­чать столь же хо­ро­ший от­вет, да­же то­г­да, ко­г­да ста­рый сти­мул не предъ­я­в­ля­ет­ся во­все. Обы­ч­но этот про­цесс идет не­сколь­ко бы­ст­рее, чем вы­ра­бот­ка от­ве­та на пер­во­на­чаль­ный сти­мул; ко­г­да уже вы­ра­бо­та­но «Вы­пол­няй это дей­ст­вие» и «Вы­пол­няй это дей­ст­вие по ко­ман­де», то лег­че вы­ра­бо­тать «Вы­пол­няй это дей­ст­вие так­же по дру­гой ко­ман­де».

Ин­тен­сив­ность сиг­на­ла и сти­ра­ние сти­му­лов

Не су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ных тре­бо­ва­ний к ин­тен­сив­но­сти и ве­ли­чи­не ус­лов­но­го сиг­на­ла, вы­зы­ва­ю­ще­го от­вет. Пер­ви­ч­ные, или бе­з­у­с­лов­ные, сти­му­лы, да­ют гра­ду­аль­ный от­вет в за­ви­си­мо­сти от ин­тен­сив­но­сти: ре­ак­ция на ре­з­кий, ко­лю­щий удар силь­нее, чем на бу­ла­во­ч­ный укол, и чем гром­че вне­зап­ный шум, тем силь­нее мы вздрог­нем. Од­на­ко ус­лов­но­му сти­му­лу до­с­та­то­ч­но быть уз­на­ну, что­бы вы­звать пол­ный от­вет. Вы ви­ди­те кра­с­ный свет и ос­та­на­в­ли­ва­е­те ма­ши­ну; бы­ст­рее или ме­д­лен­нее вы это де­ла­е­те не за­ви­сит от раз­ме­ра све­то­фо­ра. До тех пор, по­ка вы рас­по­з­на­е­те сиг­нал, вы зна­е­те, что де­лать. По­э­то­му, как толь­ко сти­мул за­учен, воз­мо­ж­но не толь­ко по­лу­чить его пе­ре­нос, но так­же по­сте­пен­но его умень­шать, по­ка он не ста­нет ед­ва раз­ли­чим, но по­пре­ж­не­му бу­дет да­вать те же ре­зуль­та­ты. Воз­мо­жен слу­чай, ко­г­да вы мо­же­те по­лу­чать ре­зуль­та­ты при та­ких сла­бых сиг­на­лах, ко­то­рые не вид­ны по­сто­рон­не­му гла­зу. Это на­зы­ва­ет­ся «сти­ра­ние» сти­му­лов.

Мы поль­зу­ем­ся сти­ра­ни­ем по­сто­ян­но: то, что по­на­ча­лу дол­ж­но быть очень мас­си­ро­ван­ным сти­му­лом («Дик, нель­зя сы­пать пе­сок на го­ло­вы дру­гим де­тям», – го­во­рим мы, вы­та­с­ки­вая Ди­ка из пе­со­ч­ниц), со вре­ме­нем пре­вра­ща­ет­ся в чуть за­мет­ный сиг­нал (про­с­то под­нять бро­ви иди по­гро­зить паль­цем). Дрес­си­ров­щи­ки жи­вот­ных ино­гда до­би­ва­ют­ся по­ра­зи­тель­ных, про­с­то вол­шеб­ных ре­зуль­та­тов с по­мо­щью стер­тых сти­му­лов. Один из са­мых за­бав­ных но­ме­ров, ко­то­рые я ви­де­ла, про­де­лы­вал по­пу­гай в Пар­ке ди­ких жи­вот­ных в Сан‑Ди­е­го. Он раз­ра­жал­ся ис­те­ри­че­с­ким хо­хо­том в от­вет на чуть за­мет­ное дви­же­ние ру­ки дрес­си­ров­щи­ка. Пред­ставь­те се­бе воз­мо­ж­но­сти это­го трю­ка: «Пе­д­ро, что ты ду­ма­ешь о шля­пе это­го че­ло­ве­ка?» – «Ха‑ха‑ха!». По­сколь­ку пуб­ли­ка не за­ме­ча­ет сиг­нал, един­ст­вен­ное вы­учен­ное по­пу­га­ем по­ве­де­ние ка­жет­ся ре­зуль­та­том ра­зум­но­го сар­до­ни­че­с­ки‑яз­ви­тель­но­го от­ве­та на во­п­рос; а на са­мом де­ле это был чет­кий от­вет на очень ос­лаб­лен­ный сти­мул, а сар­до­ни­че­с­кий ум, ес­ли и при­сут­ст­во­вал, то при­на­д­ле­жал дрес­си­ров­щи­ку, а мо­жет быть, сце­на­ри­сту.

Од­на­ко луч­шие при­ме­ры обу­сло­в­ли­ва­ния, сти­ра­ния и пе­ре­но­са сти­му­лов мне при­хо­ди­лось на­блю­дать не в ми­ре дрес­си­ро­ван­ных жи­вот­ных, а на ре­пе­ти­ци­ях сим­фо­ни­че­с­ких ор­ке­ст­ров. Бу­ду­чи пев­цом‑лю­би­те­лем, я за­ни­ма­лась в не­сколь­ких опер­ных и сим­фо­ни­че­с­ких хо­рах, ко­то­рые ча­с­то уп­ра­в­ля­лись за­ез­жи­ми ди­ри­же­ра­ми. В то вре­мя как мно­гие из сиг­на­лов, ко­то­рые по­да­ют ди­ри­же­ры му­зы­кан­там, яв­ля­ют­ся бо­лее или ме­нее стан­дар­ти­зо­ван­ны­ми, у ка­ж­до­го из ди­ри­же­ров есть свои соб­ст­вен­ные сиг­на­лы, и их зна­че­ние дол­ж­но быть ус­во­е­но в очень ко­рот­кое вре­мя – вре­мя на ре­пе­ти­цию ча­с­то лишь не­мно­гим пре­во­с­хо­дит вре­мя на вы­сту­п­ле­ние. Од­на­ж­ды на ре­пе­ти­ции сим­фо­нии Ма­ле­ра «Вос­кре­ше­ние», как раз в тот мо­мент, ко­г­да ба­сы со­би­ра­лись всту­пить с обы­ч­ной ог­лу­ши­тель­ной си­лой, я уви­де­ла, как ди­ри­жер предъ­я­вил бе­з­у­с­лов­ный сиг­нал, пре­ду­п­ре­ж­дав­ший: «Всту­пай­те мяг­че», изо­б­ра­зив на ли­це страш­ную тре­во­гу, при­гнув­шись к зе­м­ле и за­сло­нив ли­цо ру­кой, как бы за­щи­ща­ясь от уда­ра. Все по­ня­ли смысл пе­ре­дан­но­го со­об­ще­ния, и в сле­ду­ю­щие не­сколь­ко ми­нут ди­ри­жер смог ос­ла­бить сиг­нал и умень­шить ин­тен­сив­ность зву­ча­ния всех ча­с­тей хо­ра с по­мо­щью пре­до­с­те­ре­га­ю­ще­го взгля­да, лег­ко­го дви­же­ния спи­ны, ими­ти­ру­ю­ще­го при­па­да­ние к зе­м­ле, или чуть за­мет­но­го от­го­ло­ска от пре­ж­не­го же­с­та, и на­ко­нец, толь­ко вздра­ги­ва­ние плеч. Столь же ча­с­то ди­ри­же­ры осу­ще­ст­в­ля­ют пе­ре­нос сти­му­лов, со­че­тая ка­кой‑ли­бо из­ве­ст­ный или са­мо­оче­вид­ный жест – ска­жем, – под­ня­тие ла­до­ни квер­ху для обо­з­на­че­ния «Гром­че» – с не­зна­ко­мым же­с­том, та­ким, как при­су­щий толь­ко ему на­клон го­ло­вы или по­во­рот те­ла – од­на­ж­ды, си­дя сле­ва от ди­ри­же­ра сре­ди аль­тов, я на­блю­да­ла ди­ри­жер­ский жест, уп­ра­в­ля­ю­щий гром­ко­стью зву­ча­ния аль­тов с по­мо­щью ле­вой бро­ви.

Од­ним из ре­зуль­та­тов вве­де­ния уп­ра­в­ле­ния с по­мо­щью сти­му­лов яв­ля­ет­ся уси­ле­ние вни­ма­ния субъ­е­к­та, не­об­хо­ди­мое, ес­ли он хо­чет по­лу­чить под­кре­п­ле­ние за пра­виль­ный от­вет, осо­бен­но, ес­ли сти­му­лы под­вер­га­ют­ся сти­ра­нию. Бы­ва­ет, что субъ­ект спо­со­бен вос­при­нять столь сла­бые сиг­на­лы, в ко­то­рых не от­да­ет се­бе от­че­та сам дрес­си­ров­щик, по­да­ю­щий их. Клас­си­че­с­кий при­мер это­го – Ум­ный Ганс, ло­шадь, жи­ву­щая в Гер­ма­нии. Это бы­ло в на­ча­ле ве­ка; ее счи­та­ли ге­ни­аль­ной. Уда­ра­ми ко­пыт она мог­ла счи­тать, про­из­во­дить ариф­ме­ти­че­с­кие дей­ст­вия, скла­ды­вать из букв сло­ва и да­же из­вле­кать ква­д­рат­ные кор­ни; пра­виль­ные от­ве­ты, ко­не­ч­но, под­кре­п­ля­лись ла­ком­ст­вом. Хо­зя­ин, в про­шлом школь­ный учи­тель, был со­вер­шен­но уве­рен, что обу­чил ло­шадь чи­тать, ду­мать, за­ни­мать­ся ма­те­ма­ти­кой и всту­пать в об­ще­ние. И дей­ст­ви­тель­но ло­шадь «от­ве­ча­ла» на во­п­ро­сы да­же в от­сут­ст­вие хо­зя­и­на. Мно­гие уче­ные му­жи при­ез­жа­ли в Бер­лин изу­чать Ум­но­го Ган­са и убе­ж­да­лись в его ге­ни­аль­но­сти. И лишь од­но­му из пси­хо­ло­гов уда­лось по­ка­зать, что ло­шадь ори­ен­ти­ру­ет­ся на ка­кой‑то сиг­нал, и, ес­ли ни­кто из при­сут­ст­ву­ю­щих не зна­ет от­ве­та, уда­ры ко­пы­та но­сят не­оп­ре­де­лен­ный ха­ра­к­тер. По­тре­бо­ва­лось дли­тель­ное вре­мя и даль­ней­шее ис­сле­до­ва­ние, про­тив ко­то­ро­го вос­ста­ва­ли те, кто был убе­ж­ден в ге­ни­аль­но­сти ло­ша­ди; что­бы по­ка­зать, что сиг­на­лом к пре­кра­ще­нию уда­ров ко­пы­та был лег­кий подъ­ем го­ло­вы хо­зя­и­на или лю­бо­го дру­го­го че­ло­ве­ка, за­да­ю­ще­го во­п­рос, ко­г­да до­с­ти­га­лось пра­виль­ное чи­с­ло, это дви­же­ние, пер­во­на­чаль­но уси­ли­ва­е­мое ши­ро­ко­по­лой шля­пой, ко­то­рую но­сил учи­тель, те­перь бы­ло столь ма­лым, что его поч­ти не бы­ло вид­но (ни­ко­му, кро­ме Ум­но­го Ган­са), но оно поч­ти не под­да­ва­лось по­да­в­ле­нию про­из­воль­ным уси­ли­ем. Вот по­э­то­му ло­шадь мог­ла ори­ен­ти­ро­вать­ся, ко­г­да пре­кра­щать уда­ры ко­пы­том, на­блю­дая за лю­бым че­ло­ве­ком, а не толь­ко за хо­зя­и­ном. Фе­но­мен Ум­но­го Ган­са стал на­ри­ца­тель­ным для лю­бо­го слу­чая, ко­г­да внеш­не по­ра­зи­тель­ное по­ве­де­ние, на­чи­ная от ра­зу­ма жи­вот­но­го, кон­чая пси­хи­че­с­ки­ми яв­ле­ни­я­ми, на са­мом де­ле уп­ра­в­ля­ет­ся ка­ки­ми‑ли­бо мель­чай­ши­ми или стер­ты­ми про­яв­ле­ни­я­ми по­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та­то­ра, став­ши­ми ус­лов­ны­ми сти­му­ла­ми для субъ­е­к­та.

Ус­лов­ные сти­му­лы, вы­зы­ва­ю­щие от­вра­ще­ние

Един­ст­вен­ным слу­ча­ем, где си­ла ус­лов­но­го сти­му­ла, по‑ви­ди­мо­му, име­ет зна­че­ние, яв­ля­ет­ся обы­ч­но дрес­си­ров­ка до­маш­них жи­вот­ных – ры­вок за по­во­дья или при­вязь, лег­кий удар по бо­кам ло­ша­ди – все это раз­мы­тый ва­ри­ант пер­во­на­чаль­но­го бе­з­у­с­лов­но­го сти­му­ла, ре­з­ко­го рыв­ка или тол­ч­ка, силь­но­го уда­ра ру­кой, ко­то­рые вы­зы­ва­ют от­вет, не тре­бу­ю­щий обу­че­ния. По­э­то­му, ес­ли сла­бый сти­мул не дей­ст­ву­ет, со­з­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что от­вет воз­рас­та­ет, ес­ли вы уси­ли­те сти­мул. Од­на­ко по­пыт­ки осу­ще­ст­вить это на пра­к­ти­ке встре­ча­ют боль­шие за­труд­не­ния.

Вы­учен­ные сиг­на­лы и пер­во­на­чаль­ные сти­му­лы со­вер­шен­но раз­ли­ч­ны по сво­ей при­ро­де, а но­ви­ч­ки обы­ч­но это не учи­ты­ва­ют. Ес­ли они не по­лу­ча­ют от­ве­та, ска­жем, на лег­кий ры­вок, они дер­га­ют чуть силь­нее, за­тем еще не­мно­го силь­нее, и все со­вер­шен­но без поль­зы, так как ло­шадь или со­ба­ка с той же воз­рас­та­ю­щей си­лой тя­нут в дру­гую сто­ро­ну.

Про­фес­си­о­наль­ные дрес­си­ров­щи­ки име­ют обы­к­но­ве­ние ра­бо­тать над сиг­на­лом и при­ме­нять си­лу раз­дель­но; они да­ют ус­лов­ный сти­мул, и ес­ли жи­вот­ное ему не по­ви­ну­ет­ся, они, ми­нуя все гра­да­ции, не­ме­д­лен­но вы­зы­ва­ют ну­ж­ное по­ве­де­ние чрез­вы­чай­но силь­ным не­при­ят­ным сти­му­лом, спо­соб­ным «ос­ве­жить па­мять», как вы­ра­жа­ет­ся один дрес­си­ров­щик ло­ша­дей. Та­кую же функ­цию вы­пол­ня­ет пар­форс в дрес­си­ров­ке со­бак. При уме­нии да­же не­боль­шой че­ло­век, ис­поль­зуя та­кой ошей­ник, мо­жет до­бить­ся та­ко­го рыв­ка, ко­то­рый бу­дет до­с­та­то­чен, что­бы сва­лить с ног дат­ско­го до­га.

Имея в за­па­се эти пер­ви­ч­ные сти­му­лы, мо­ж­но бы­ст­ро по­лу­чить хо­ро­ший от­вет на очень сла­бые рыв­ки, и, как за­ме­ча­ет ан­г­лий­ская дрес­си­ров­щи­ца Бар­ба­ра Вуд­ха­ус, это в ко­не­ч­ном сче­те го­ра­з­до луч­ше, чем по­сто­ян­но дер­гать и тя­нуть за шею бед­ное жи­вот­ное к ка­ким‑то про­ме­жу­то­ч­ным и бес­смы­с­лен­ным це­лям.

Вре­мя от­ста­в­ле­ния

Что­бы до­бить­ся то­ч­но­сти от­ве­та на ус­лов­ный сти­мул, по­лез­но при­ме­нять при­ем ог­ра­ни­че­ния вре­ме­ни от­ста­в­ле­ния.

До­пу­с­тим, ваш по­до­пе­ч­ный обу­чил­ся со­вер­шать ка­кое‑ли­бо дей­ст­вие в от­вет на ус­лов­ный сиг­нал, но обы­ч­но име­ет­ся не­ко­то­рый ин­тер­вал вре­ме­ни ме­ж­ду предъ­я­в­ле­ни­ем сти­му­ла и от­ве­том субъ­е­к­та. Вы при­гла­си­ли лю­дей на ужин, и они не­мно­го за­по­зда­ли, или ваш слон по­с­ле сиг­на­ла к ос­та­нов­ке

по­сте­пен­но за­ме­д­ля­ет ход и на­ко­нец ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся.

Ес­ли вы хо­ти­те, то, ис­поль­зуя ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни от­ста­ва­ния, мо­же­те в про­цес­се тре­ни­ров­ки так со­кра­тить этот ин­тер­вал, что по­ве­де­ние бу­дет воз­ни­кать так бы­ст­ро, как это толь­ко фи­зи­че­с­ки воз­мо­ж­но.

Вы на­чи­на­е­те с то­го, что ус­та­на­в­ли­ва­е­те нор­ма­тив­ный ин­тер­вал, с ко­то­рым обы­ч­но на­блю­да­ет­ся по­ве­де­ние; за­тем вы под­кре­п­ля­е­те толь­ко то по­ве­де­ние, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся в те­че­ние это­го ин­тер­ва­ла. По­сколь­ку жи­вые су­ще­ст­ва ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся ва­ри­а­бель­но­стью, не­ко­то­рые от­ве­ты бу­дут вы­хо­дить за пре­де­лы ин­тер­ва­ла и за них не бу­дет да­вать­ся под­кре­п­ле­ние. На­при­мер, ес­ли вы по­да­е­те ужин то­ч­но в на­зна­чен­ное в при­гла­ше­нии вре­мя, а не жде­те опо­здав­ших, то они ри­с­ку­ют по­лу­чить все хо­лод­ное или за­стать мень­ший вы­бор.

Ко­г­да вы по­доб­ным об­ра­зом ус­та­но­ви­те вре­мен­ной ин­тер­вал и бу­де­те да­вать под­кре­п­ле­ние толь­ко на его про­тя­же­нии, то ско­ро вы об­на­ру­жи­те, что по­сте­пен­но все от­ве­ты на­чи­на­ют на­блю­дать­ся в его пре­де­лах и ни один не вы­хо­дит за не­го. Те­перь вы сно­ва мо­же­те под­тя­нуть гай­ки. До­с­та­то­ч­но ли пят­на­д­ца­ти ми­нут, что­бы се­мья со­бра­лась? На­ч­ни­те по­да­вать на стол че­рез две­на­д­цать ми­нут по­с­ле то­го, как всех по­зва­ли, или че­рез де­сять. Как бы­ст­ро вы бу­де­те за­кру­чи­вать гай­ки, дол­ж­но быть то­ч­но оп­ре­де­ле­но; как и при ка­ж­дом про­цес­се вы­ра­бот­ки же­ла­тель­но на­хо­дить­ся в тех пре­де­лах, в ко­то­рых наи­бо­лее ча­с­то на­блю­да­ет­ся дан­ное по­ве­де­ние.

Жи­вот­ные и лю­ди име­ют очень раз­ви­тое чув­ст­во вре­ме­ни и чрез­вы­чай­но чет­ко ре­а­ги­ру­ют на вы­ра­бот­ку вре­ме­ни от­ста­ва­ния, но дрес­си­ров­щик не дол­жен по­ла­гать­ся на авось.

Поль­зу­ясь ча­са­ми или да­же се­кун­до­ме­ром, ес­ли хо­ти­те, что­бы вы­ра­бот­ка от­ста­в­ле­ния ра­бо­та­ла на вас. Для по­ве­де­ния бли­жай­ших ок­ру­жа­ю­щих, вклю­чая се­бя, со­кра­ти­те вре­мя от­ве­та, ска­жем, с пя­ти та­к­тов до двух. И ко­не­ч­но, ес­ли вы ра­бо­та­е­те с людь­ми, не об­су­ж­дай­те ва­ши дей­ст­вия; вы не по­лу­чи­те ни­че­го, кро­ме воз­ра­же­ний. Про­с­то де­лай­те и смо­т­ри­те, что по­лу­ча­ет­ся.

В 1960 г. в оке­а­на­ри­у­ме «Жизнь мо­ря» од­ним из наи­бо­лее эф­фект­ных но­ме­ров, все­гда при­вле­кав­ших вни­ма­ние, бы­ла груп­па из ше­с­ти не­боль­ших дель­фи­нов, вы­пол­няв­ших раз­ли­ч­ные ак­ро­ба­ти­че­с­кие трю­ки в воз­ду­хе син­хрон­но. Они со­вер­ша­ли раз­ли­ч­ные прыж­ки и по­во­ро­ты в от­вет на под­вод­ные зву­ко­вые сиг­на­лы. Пер­во­на­чаль­но, ко­г­да сиг­на­лы толь­ко вво­ди­лись, прыж­ки, вра­ще­ния и все ос­таль­ные дей­ст­вия, ко­то­рые от них тре­бо­ва­лись, воз­ни­ка­ли спо­ра­ди­че­с­ки с ин­тер­ва­ла­ми пят­на­д­цать‑два­д­цать се­кунд. Но ис­поль­зо­вав се­кун­до­мер и ус­та­но­вив фи­к­си­ро­ван­ное от­ста­ва­ние, мы смог­ли сни­зить вре­мя ре­ак­ции до двух с по­ло­ви­ной се­кунд. Ка­ж­дое жи­вот­ное зна­ло, что по­лу­чить ры­бу мо­ж­но толь­ко вы­ско­чив в воз­дух и со­вер­шив ну­ж­ный пры­жок или вра­ще­ние в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной се­кунд по­с­ле на­ча­ла сиг­на­ла.

В ре­зуль­та­те дель­фи­ны рас­по­ла­га­лись во­к­руг под­вод­но­го ис­то­ч­ни­ка зву­ка на­во­ст­рив уши, и ко­г­да вклю­чал­ся сиг­нал, по­верх­ность бас­сей­на про­с­то взры­ва­лась их те­ла­ми, из­вер­га­ю­щи­ми­ся в воз­дух; это бы­ло дей­ст­ви­тель­но зре­ли­ще. Од­на­ж­ды, си­дя сре­ди зри­те­лей, я бы­ла по­ра­же­на, ус­лы­хав, как ка­кой‑то че­ло­век про­фес­сор­ско­го ви­да, – по‑ви­ди­мо­му пси­хо­лог, без­апел­ля­ци­он­но объ­я­с­нял сво­им спут­ни­кам, что един­ст­вен­ный спо­соб, ко­то­рый мы мог­ли при­ме­нить, что­бы до­бить­ся та­кой ре­ак­ции, яв­ля­ет­ся удар элек­т­ри­че­с­ко­го то­ка.

В ре­аль­ной жиз­ни ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни от­ста­ва­ния яв­ля­ет­ся по­про­сту тем вре­ме­нем, ко­то­рое вы счи­та­е­те ну­ж­ным ждать, по­ка прось­ба или ин­ст­рук­ция бу­дут вы­пол­не­ны. Ро­ди­те­лей, на­чаль­ни­ков, и учи­те­лей, ко­то­рые про­яв­ля­ют по­с­ле­до­ва­тель­ность в вы­ра­бот­ке оп­ре­де­лен­но­го вре­мен­но­го ин­тер­ва­ла ре­ак­ции, обы­ч­но счи­та­ют хо­ро­ши­ми, за­слу­жи­ва­ю­щи­ми то­го, что­бы с ни­ми иметь де­ло, да­же ес­ли от­ста­ва­ние – вре­мен­ное «ок­но», в те­че­ние ко­то­ро­го дол­ж­но осу­ще­ст­в­лять­ся по­ве­де­ние, ко­то­рое бу­дет под­кре­п­ле­но, – очень ко­рот­кое.

Пред­вос­хи­ще­ние

Наи­бо­лее ча­с­тым не­до­с­тат­ком в уп­ра­в­ля­е­мом сиг­на­ла­ми по­ве­де­нии яв­ля­ет­ся пред­вос­хи­ще­ние: как толь­ко сиг­нал ус­во­ен, субъ­ект так стре­мит­ся про­де­мон­ст­ри­ро­вать тре­бу­е­мое по­ве­де­ние, что со­вер­ша­ет его рань­ше, чем по­да­ет­ся сиг­нал.

Тер­мин, опи­сы­ва­ю­щий это про­яв­ле­ние, за­им­ст­во­ван из опе­ре­жа­ю­ще­го по­ве­де­ния у лю­дей при со­стя­за­ни­ях в бе­ге – опе­ре­жая вы­с­т­рел, фаль­старт, ло­ж­ная тре­во­га. Лю­ди, ко­то­рые опе­ре­жа­ют ука­за­ния и прось­бы дру­гих, обы­ч­но счи­та­ют­ся не­тер­пе­ли­вы­ми, вы­ско­ч­ка­ми или по­до­бо­ст­ра­ст­ны­ми; это очень раз­дра­жа­ю­щая при­вы­ч­ка, а во­все не до­б­ро­де­тель.

На со­рев­но­ва­ни­ях по вы­уч­ке с до­бер­ман‑пин­че­ра­ми ча­с­то бы­ва­ют не­при­ят­но­сти. Хо­тя эти со­ба­ки пре­кра­с­но под­да­ют­ся дрес­си­ров­ке, они столь воз­бу­ди­мы, что пред­вос­хи­ща­ют ко­ман­ды по ма­лей­шим на­ме­кам и на­чи­на­ют ра­бо­тать пре­ж­де, чем им в дей­ст­ви­тель­но­сти при­ка­зы­ва­ют, те­ряя при этом бал­лы. Пред­вос­хи­ще­ние яв­ля­ет­ся обы­ч­ной ошиб­кой ло­ша­дей, с ко­то­рых бро­са­ют лас­со на ро­део. Пред­по­ла­га­ет­ся, что ков­бой и ло­шадь дол­ж­ны ждать за барь­е­ром, по­ка не пу­с­тят бы­ч­ка, но воз­бу­ж­ден­ная ло­шадь пе­ре­ска­ки­ва­ет барь­ер рань­ше сиг­на­ла.

Ков­бой ино­гда ду­ма­ет, что у не­го ло­шадь с вы­со­ки­ми хо­до­вы­ми ка­че­ст­ва­ми, но на са­мом де­ле это про­с­то не­до­с­та­то­ч­но вы­ра­бо­тан­ное уп­ра­в­ле­ние с по­мо­щью сиг­на­лов.

Дру­гой чрез­вы­чай­но рас­про­стра­нен­ный слу­чай пред­вос­хи­ще­ния – оф­сайт в аме­ри­кан­ском фут­бо­ле. Один из иг­ро­ков так не­тер­пе­лив, что про­дви­га­ет­ся на тер­ри­то­рию дру­гой ко­ман­ды до то­го, как по­дан сиг­нал иг­ры, за что ко­ман­ду на­ка­зы­ва­ют.

С пра­к­ти­че­с­кой то­ч­ки зре­ния ли­к­ви­ди­ро­вать пред­вос­хи­ще­ние мо­ж­но, вво­дя тайм‑ау­ты. Ес­ли субъ­ект пред­вос­хи­ща­ет сиг­нал, и ес­ли это не­же­ла­тель­но, пре­кра­ти­те, вся­кую ра­бо­ту. Не да­вай­те сиг­на­лов и ни­че­го не де­лай­те це­лую минутy. Ка­ж­дый раз как субъ­ект опе­ре­дит вы­с­т­рел, ос­та­на­в­ли­вай­те ча­сы. За не­тер­пе­ние вы на­ка­зы­ва­е­те от­ста­в­ле­ни­ем воз­мо­ж­но­сти ра­бо­тать. Это вы­зы­ва­ет очень эф­фе­к­тив­ное по­да­в­ле­ние опе­ре­же­ния ко­ман­ды, в то вре­мя как вы­го­во­ры, на­ка­за­ние или по­в­то­ре­ние мо­гут ока­зать­ся во­все не­дей­ст­вен­ны­ми.

Сти­му­лы в ка­че­ст­ве под­кре­п­ле­ния: по­ве­ден­че­с­кие це­пи

Как толь­ко сти­мул ста­но­вит­ся ус­лов­ным сиг­на­лом, про­ис­хо­дит ин­те­ре­с­ная вещь: он пре­вра­ща­ет­ся в под­кре­п­ле­ние. Вспом­ни­те зво­нок на пе­ре­ме­ну в шко­ле. Зво­нок на пе­ре­ме­ну яв­ля­ет­ся сиг­на­лом, ус­лов­ным сиг­на­лом, оз­на­ча­ю­щим: «Вы сво­бод­ны, иди­те и иг­рай­те». А кро­ме то­го, он вос­при­ни­ма­ет­ся как под­кре­п­ле­ние – де­ти ра­ды, ко­г­да слы­шат его, и ес­ли бы они смог­ли сде­лать что‑ли­бо, чтоб за­ста­вить его про­зве­неть ско­рее, они бы это сде­ла­ли. Те­перь пред­ставь­те се­бе зво­нок на пе­ре­ме­ну, ко­то­рый не зво­нит, ес­ли в клас­се нет ти­ши­ны. Ко вре­ме­ни пе­ре­ме­ны у вас бу­дет очень ти­хий класс.

Ус­лов­ный сти­мул – пред­ве­ст­ник под­кре­п­ле­ния, и по­э­то­му он ста­но­вит­ся же­ла­е­мым со­бы­ти­ем. Же­ла­е­мое со­бы­тие – это са­мо по се­бе уже под­кре­п­ле­ние, а по­то­му вы с ус­пе­хом мо­же­те под­кре­п­лять по­ве­де­ние, да­вая ус­лов­ный сти­мул дру­го­го по­ве­де­ния. На­при­мер, я воз­на­гра­ж­даю кош­ку ла­ком­ст­вом, ко­г­да она под­хо­дит ко мне по ко­ман­де – она это­му на­у­ча­ет­ся и вы­пол­ня­ет это. Те­перь, ес­ли я бу­ду го­во­рить: «Ко мне» и воз­на­гра­ж­дать ее за ре­ак­цию вся­кий раз как уви­жу ее – на ка­ми­не, то ско­ро ока­жет­ся, что кош­ка, стре­мясь по­лу­чить ла­ком­ст­во, бу­дет за­би­рать­ся на ка­мин. Как вы по­м­ни­те, с то­ч­ки зре­ния кош­ки, она обу­ча­ет ме­ня да­вать ей ла­ком­ст­во. Для это­го она на­шла спо­соб за­ста­в­лять ме­ня про­из­но­сить: «Ко мне». Те­перь до­пу­с­тим, что я обу­чаю ее вспры­ги­вать на ка­мин, ко­г­да я же­с­том по­ка­зы­ваю на не­го, под­кре­п­ляя пра­виль­ные от­ве­ты ли­бо пи­щей, ли­бо ко­ман­дой «Ко мне». За­тем я бу­ду же­с­том ука­зы­вать на ка­мин вся­кий раз, ко­г­да: а) я знаю, что кош­ка го­лод­на и б) ко­г­да она слу­чай­но пе­ре­вер­нет­ся че­рез спи­ну…

Я вы­ра­бо­та­ла цеп­ное по­ве­де­ние.

По­ве­ден­че­с­кие це­пи – очень рас­про­стра­нен­ное яв­ле­ние.

В ре­аль­ной жиз­ни мы ча­с­то про­из­во­дим се­рии свя­зан­ных дей­ст­вий, со­сто­я­щих из мно­гих от­дель­ных по­ве­ден­че­с­ких ак­тов. Не на­до да­ле­ко хо­дить за при­ме­ра­ми – ра­бо­та плот­ни­ка или убор­ка квар­ти­ры – не­пло­хая ил­лю­ст­ра­ция. Мы ожи­да­ем, что и на­ши пи­том­цы бу­дут ве­с­ти се­бя так же: «По­дой­ди», «Сядь», «Ляг», «Сле­дуй за мной» и так да­лее без пе­ре­ры­ва и без ви­ди­мо­го под­кре­п­ле­ния. Эти дли­тель­ные ра­ды дей­ст­вий яв­ля­ют­ся цеп­ным по­ве­де­ни­ем. В про­ти­во­по­ло­ж­ность дру­гим дли­тель­ным дей­ст­ви­ям эти мо­гут вы­пол­нять­ся ча­са­ми, сот­ни р<

Наши рекомендации