Общий вывод после работы группы на классном часе: Оказывается, умный — это умеющий, поэтому умным может стать любой человек.

Тема «Человек — Homo sapiens».

Этот классный час открывает для пятиклассника, перешедшего из начальной школы в среднюю школу, серию внеурочных занятий по осмыслению жизни человека. Первая тема весьма значима для подростка, поэтому она и звучит столь серьезно.

Среди растительного и животного мира (флоры и фауны) человек занимает особенное место благодаря данной ему способности мыслить. Он получил название Homo sapiens — «человек разумный». Именно эта его способность возвысила

человека над миром животных.

Занятие посвящается осмыслению такой характеристики человека. Построим занятие в логике мыслящего человека: от вопроса «что?» станем двигаться к вопросам «где?», «когда?» и «как?».

Этюд классного часа можно провести в активной форме, привлекая всех детей к осознанию понятия «мыслящий». Предложим недописанные предложения:

  1. Кошка видит мясо, и, если она голодна...

Человек видит румяный пирожок и, если он голоден,...

2. Гроза. Гремит гром, сверкает молния. Лошади в стойле...

Гроза. Гремит гром, сверкает молния. Человек...

3. Заноза в лапе собаки. Ветеринар, чтобы оказать помощь...

Заноза в пальце ребенка. Врач хочет вытащить занозу...

Определяется основной признак «мыслящего»: мыслить — значит устанавливать связи между явлениями и предметами.

Но вот что пишет Э. Сетон-Томпсон в книге «Рассказы о животных»: … Бывает, что одно какое-нибудь животное и по силе и по уму превосходит своих сородичей. Оно становится великим вожаком... К таким выдающимся диким животным принадлежали:

Куртланд — короткохвостый волк. В течение почти десяти лет наводивший ужас на весь город Париж в начале ХIУ столетия;

Клуборут — хромой бурый медведь, разоривший в какие-нибудь два года всех свинопасов и заставивший половину фермеров бросить свое дело.

Лобо — волк в Новой Мексике, ежедневно убивавший по корове в течение пяти лет, и, наконец,

Пантера Сене, погубившая менее чем за два года около трехсот человеческих жизней...

Элементарное установление связей на уровне рефлекса свойственно и животному, но только человек может выявлять такие связи, которые не лежат на поверхности. Иллюстрацией примитивного мышления может служить уверенность не, которых людей (27%!) в том, что Солнце вращается вокруг Земли.

Способность человека видеть суть явления наделяет его способностью предвидеть последствия действий.

Удачным было бы проведение здесь социально-психологической игры «Последствия».

Роль способности мыслить дети выявляют вместе с педагогом в сфере творчества, учения, в профессиональной работе, в создании законов общества, даже в сфере взаимных отношений. И даже — в организации отдыха.

Когда перед человеком разворачивается какое-то явление (например, «двойки» по учебному предмету или ссоры между людьми), то «человек мыслящий» ищет причину и устанавливает причинно-следственные связи: что есть причина и что есть следствия данной причины?

Можно просить детей вспомнить о каких-то приятных либо неприятных последствиях собственных действий, которые и были причиной этих последствий. Если дать образец «Когда со мной это случилось, я понял, что…» - детям проще будет произвести мыслительную операцию.

В заключении можно вспомнить про двух баранов, столкнувшихся на мостике через речку, и сценически разыграть подобную ситуацию для двух Homo sapiens.

Вывод классного часа: Жить – значит применять свою способность мыслить. Но способность эту приходиться развивать человеку. Учеба в школе – это средство развития данной человеческой способности.

Тема «Человечество — это мужчины и женщины».

Эту тему лучше всего рассматривать в пятом классе, когда протекает становление самосознания и подросток осознает свои социальные роли, в том числе, свою гендерную роль. В школе роль мужчины и женщины, конечно, осмысливается в её социальном ракурсе. Для пятиклассников полезно будет начинать осваивать по-новому правила особого поведения.

Придется сначала сказать о том, что такое социальная роль — во избежание понятия роли как притворства, игры, лицемерия. Социальная роль — это санкционированное, ожидаемое и одобряемое поведение человека в определенных обстоятельствах. Мы говорим о роли пассажира, пешехода, покупателя, клиента, зрителя, туриста и т.д. Все они играют роль человека (не животного), но в силу обстоятельств они ведут себя соответственно этим обстоятельствам.

От мужчин и женщин тоже ожидают определенных характеристик поведения.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя защиты слабого, помощи слабому, выполнения тяжелой работы.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя определения цели, ответственности за себя и других, дополнительных полномочий.

Если ты мужчина,

люди ждут от тебя готовности оказать услугу даме комплиментов в адрес дамы, великодушия к людям.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя уважения защитника, просьбы о помощи и благодарности, выполнения тонкой работы.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя определения средств и способов, благодарности за ответственность, признания полномочий.

Если ты юная дама,

люди ждут от тебя признательности за услугу, нежности и красоты, сдержанного поведения.

Подчеркнем: «люди ждут от тебя» — это означает, что ты волен выбирать свое мужское или женское поведение, но только знай, что отношение к тебе станут выстраивать согласно твоему выбору.

Просим подростков вспомнить: видели ли они такое поведение мужчин и женщин в реальной жизни. Например, «Однажды я видел даму, которая...» или «Однажды я встретил мужчину, который...».

А теперь предложим жизненные ситуации, в которых мальчик станет играть роль мужскую, а девочка — роль дамы, так, чтобы данные характеристики проявляли себя.

Обратим внимание на обращение, которое принято направлять в адрес мужчин и женщин — «дамы и господа». «Господа» — потому что мужчины несут ответственность за жизнь на Земле, они господа жизни в итоге. А «дамы» — потому что всегда прекрасны, создают особый климат своим присутствием.

Педагог с этого момента называет подростков «дамы и господа».

Чтобы провести рефлексию, предложим ученикам начало фразы «Во время классного часа я думал... и понял, что...»

Наши рекомендации