Экологическая тропа по Кузьминскому лесопарку
Перед тем как непосредственно приступить к обзорной экскурсии или прохождению экологической тропы, ведущий преподаватель со студентами проводит инструктаж по технике безопасности в полевых условиях, согласно экскурсионному маршруту.
Экологическая тропа предусматривает обзорную экскурсию в Кузьминский лесопарк. Студенты знакомятся с фауной и флорой лесопарка.
Экскурсии — основная форма изучения животных на период учебной практики. Основные правила на экскурсиях — самое пристальное внимание и тщательная запись увиденного и услышанного. При наличии на экскурсии 20 и более студентов приводит к повышенному шумовому фону и отпугивает животных. При проведении экскурсии самое важное условие — тишина и концентрация группы вокруг ведущего преподавателя. Следовательно, группы свыше 20 человек целесообразно дробить на 2 подгруппы. Для проведения экскурсии во внимание принимается и одежда, которая не должна быть слишком яркой. Особенно следует избегать красные и белые тона.
Цель экскурсии является изучение беспозвоночных и позвоночных животных – обитателей лесопарковой зоны в пределах города.
Для решения поставленной цели предусмотрены следующие задачи:
1. Изучить видовой состав беспозвоночных – обитателей леса, выявить фоновые виды;
2. Изучить видовой состав позвоночных – обитателей леса, выявить фоновые виды;
3. Овладеть методами сбора беспозвоночных животных в лесу;
4. Собрать и провести предварительное определение беспозвоночных;
5. Проведение предварительного определения встреченных во время учебной практики представителей позвоночных животных.
На экскурсию каждый студент берет записную книжку, простой карандаш (для схематичной зарисовки указанных преподавателем объектов). При проведении экскурсии необходимо вслушиваться в пение птиц, особо уделять внимание позывным и тревожным крикам, и стараться как можно дольше не вспугивать их.
Для исключения непредвиденных ситуаций, в том числе возможных травм, студентам без указаний ведущего преподавателя, запрещено сходить с намеченной в аудитории на инструктаже по технике безопасности на кафедре «Зоологии, экологии и охраны природы имени А.Г. Банникова», экскурсионной тропы.
Экскурсия может сопровождаться зарисовками некоторых объектов: различных животных, включая птиц, их гнезд и яиц, остатков пищи и т.д. При зарисовке желательно показывать масштабность объектов.
Фиксируются в порядке следования все встреченные животные и следы их присутствия и жизнедеятельности, а также встречаемые растения; одновременно приводятся их краткие систематические, морфологические и экологические характеристики, заимствованные из литературных источников.
На экскурсии студенты могут видеть живые организмы в их естественной обстановке и наблюдать их взаимные отношения и связь с окружающей природой. Такие, например, явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, питания и т.д.
По возможности обнаружение мест весенне-летнего гнездования и осмотр старых отслуживших гнёзд мелких птиц. Определение видов птиц по голосам и найденным гнёздам. Особенности зимовки птиц в условиях городской среды (места укрытий, способы добывания корма, роль звуковых и зрительных коммуникаций в этологии птиц).
Экскурсия дает возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимообусловлены.
Ведущий преподаватель может дать задание студентам сделать небольшой реферат по Кузьминскому лесопарку.
Фотографирование и видеосъемка. Фотоснимки и видеоролики во время экскурсии — это не только иллюстрация практики, но и документ, подтверждающий наличие студента на практике и его работу. На экскурсии главными объектами для фотографирования являются участки местности и характерные места обитания отдельных видов и конкретных животных, а также норы, гнезда, объеденные деревья и кустарники, возможные тропы животных и т.д.
Сделанные на учебной практике фотографии и видеоролики представляют не только познавательный, но и учебный, методический и даже научный интерес. Фотографии, наравне с зарисовками и собранными коллекциями, студенты могут использовать для демонстрации на лабораторно-практических занятиях, на конференциях и кружковых занятиях, на отчетных выставках и даже при написании будущих курсовых и научных работ, и т.д.