Воспитатель помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: козы с козлятами, лошади с жеребятами, свиньи с поросятами, коровы с телятами, овцы с ягнятами, кролики с крольчонком, ослица с осленком, кошки с котятами.
Воспитатель: Каких домашних животных можно назвать крупными?
Дети: Корову и лошадь.
Воспитатель: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?
Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.
Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети: овцу, барана, козу, свинью.
Воспитатель: Какую пользу они приносят человеку?
Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны - еще и шерсть.
Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем мелкими?
Дети: Собаку и кошку.
Воспитатель: Расскажите, какую пользу они приносят.
Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.
Воспитатель: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?
Дети: Нужные.
Воспитатель: Все они приносят пользу. Значит, они какие?
Дети: Полезные.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела этих животных вы можете назвать.
Дети называют части тела животных.
Игра « Чей, чья, чьи?» Проводится с мячом.
Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи)
Копыта коровы. Чьи копыта? (коровьи)
Борода козы. Чья борода?
Хвост лошади. Чей хвост? И т.д.
Воспитатель: У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите на картинки и закончите предложения.
Игра «Скажи наоборот».
У коровы длинный хвост, а у свиньи …(короткий)
У свиньи толстые ноги, а у овечки ….(тонкие)
У кошки мягкая шерсть, а у свиньи щетина…(жесткая)
У козы острые рога ,а у барана …(тупые)
У лошади короткая шерсть, а у козы …(длинная)
Физкультминутка
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться и проснуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молочко
Полакаю язычком
Игра «Образуй новое слово»
У коровы длинный хвост. Корова какая? (длиннохвостая)
У быка острые рога. Бык какой? (остророгий)
У лошади белая грива. Лошадь какая? (белогривая)
У козы тонкие ноги. Коза какая? (тонконогая) и т.д.
У кролика длинные уши. Кролик какой? (длинноухий)