Темы: «ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ», «РАЗМЕРЫ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ», «ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЖИВОТНОГО»
1.Основные факторы биологической цикличности. Биологические часы.
Материальная основа.
2. Цикличность пищевого поведения, половой активности.
3. Миграции животных.
4. Циркадные ритмы и поведение животных.
5. Влияние луны на поведение животных. Циклы поведения животных в приливно-отливной зоне.
6. Солнечные циклы и поведение животных.
7. Цикличность животных в искусственных условиях.
8. Годичные сезонные изменения поведения животных.
9. Цикличность жизни. Биологический и календарный возраст животных.
10. Размеры животных и их поведение.
11. Факторы, определяющие максимальные и минимальные размеры тела животных на Земле.
12. Особенности локомоций крупных и мелких животных на суше, в водной и воздушной среде.
13. Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.
14. Кинезы и таксисы – простейшие формы врожденного поведения.
15. Безусловные рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.
16. Представления о двухфазной основе инстинкта.
17. Изменения врожденного поведения в процессе онтогенеза.
18. Изменение врожденного поведения в процессе филогенеза.
19. Представления Н.Тинбергена о комплексе фиксированных действий и
врожденно узнаваемых признаках.
20. Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.
21. Научение как механизм индивидуальных адаптаций. Виды и механизмы научения животных.
22. Габитуация, сенситизация, тренировка, суммация сенсорики – основные механизмы научения примитивных животных.
23. Особенности научения высших животных.
24. Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой.
Классификация и условия выработки.
25. Механизм образования условного рефлекса.
26. Стадии формирования условного рефлекса.
27. Инсайт: сущность и распространенность в природе.
28. Механизмы научения животных раннего постнатального периода.
29. Память как обязательное условие приобретения личного опыта.
30. Теории формирования краткосрочной и долговременной памяти.
31. Поведение раннего онтогенеза. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.
32. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.
33. Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни.
34. Механизмы поддержания ассоциаций.
35. Типология сообществ животных.
36. Искусственные ассоциации животных. Принципы их формирования.
37. Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ.
38. Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.
39. Распознавание особей в ассоциациях животных.
40. Способы коммуникации у животных.
41. Биологическая роль ритуализации поведения животных.
42. Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика.
43. Половая цикличность самок и факторы ее определяющие.
44. Промискуитет, моногамия, полигамия.
45. Родительское поведение животных.
Оценка за коллоквиум:______ Подпись преподавателя:___________
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1. Манипулирование. Видовые особенности.
2. Язык общения животных в ассоциациях.
3. Внутривидовая агрессия животных по К.Лоренцу.
4. Особенности развития поведения и психики птиц в раннем онтогенезе.
5. Ритуализация поведения.
6. Реинтродукция животных; этологический аспект проблемы.
7. Особенности развития поведения и психики в раннем онтогенезе у млекопитающих.
8. Акустическая сенсорика и коммуникация у животных, обитающих на земле, в воде и почве.
9. Инфантилизм животных как следствие одомашнивания. Видовые особенности (собака, кошка, свинья, КРС, лошадь).
10. Узнаваемые раздражители, врожденное узнавание, понятие о «врожденном пусковом механизме».
11. Биологические поведенческие ритмы: их разновидности и происхождение.
12. Эмоция страха у животных: механизмы формирования и проявления. Этологическая значимость страха.
13. История развития этологии и зоопсихологии. Роль К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.фон Фриша.
14. Малые союзы животных. Принципы их формирования.
15. Сон как разновидность неактивного поведения. Биологическое значение медленного и быстрого сна.
16. Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей 19 века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).
17. Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.
18. Биомеханика движений животных в воздушной среде.
19. Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей 19 века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).
20. Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.
21. Особенности проявления сна и отдыха у КРС, лошадей, свиней, кур.
22. Импринтинг, подражание, реакция следования – основа раннего опыта молодняка.
23. Активизация поведенческих стереотипов под влиянием процесса одомашнивания животных.
24. Вклад Н.Н.Лодыгиной-Котс, А.Н.Северцова, Л.В.Крушинского, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина в развитие науки о поведении живолтных.
25. Роль гормонов в формировании различных стереотипов поведения (половое поведение, агрессия, родительское поведение, сон).
26. Цикличность поведения животных. Понятие о биологических часах.
27. Лауреаты Нобелевской премии К.Лоренц, Н.Тинберген и Карл фон Фриш – основоположники классической этологии.
28. Особенности поведения животных в ассоциациях неонатального периода. Материнское поведение.
29. Научение животных. Научение с подкреплением и без подкрепления.
30. Особенности движений животных в водной среде. Биомеханика движения рыб, вторичноводных животных, водоплавающих птиц.
31. Врожденное поведение животных (таксисы, кинезы, рефлексы, инстинкты, смещенная активность, регрессия поведения, инверсия поведения).
32. Размеры тела животных и продолжительность жизни. Особенности приматов, врановых птиц и попугаев.
33. Предмет и методы этологии как научной дисциплины.
34. Пренатальное поведение и развитие психики.
35.Особенности движения животных в воздушной среде. Разновидности полета.
36. Прикладное значение этологии. Структурно-логические связи этологии с другими дисциплинами.
37. Развитие поведения и психики животных в процессе филогенеза.
38. Биологическоен значение игры. Роль игры в развитии психики и поведения молодняка
39. Виды и механизмы научения животных.
40. Стереотипы полового поведения самца.
41. Скорость движения животных. Факторы, определяющие скорость движения в воздушной и водной среде.
42. Размер животных и особенности их поведения. Преимущества и недостатки мелких и крупных форм.
43. Половое поведение животных. Стратегические цели и тактические задачи самцов и самок. Периодизация полового поведения животных.
44. Поведенческие адаптации животных к жизни в экстремальных условиях.
45. Теория условных рефлексов И.П.Павлова как фундаментальная основа научения животных.
46. Роль агрессии и ритуалов в стабилизации и дестабилизации иерархических отношений животных в группе.
47. Приручение диких животных как первоначальный этап доместификации. Этологические адаптации.
48. Понятие о врожденном поведении.Кинезы, таксисы, рефлексы, инстинкты и др. формы проявления.
49. Этологические аспекты сна. Сон у животных разных видов и разных возрастов.
50. Безнадзорные собаки в городе. Особенности поведения, проблемы для горожан и пути их разрешения.
51. Системный подход к организации поведения животных. Центральная регуляция движений.
52. Особенности локомоций и поведения птиц.
53. Моно- и полифазный сон. Этологические различия.
54. Особенности поведения периода раннего онтогенеза зрело- и незрелорождаемых детенышей.
55. Материнское поведение: проявление у самок разных видов животных (собаки, кошки, коровы, кобылы, свиньи, козы, овцы, птица). Факторы, формирующие уровень материнской доминанты.
56. Животные в городе; особенности поведения синантропных, диких и домашних животных.
57. Язык общения животных в группе с устойчивой социальной структурой.
58. Раннее манипулирование; проявление у детенышей зрело- и незрелорождаемых видов.
59. Поведенческие адаптации животных к условиям недостатка кислорода (условия высокогорья, ныряние).
60. Классификация видов и форм поведения животных
61. Особенности локомоций и поведения рыб.
62. Брачные союзы животных; распространенность в природе, биологические преимущества.
63. Биомеханика движений. Особенности движений на месте у млекопитающих и птиц.
64. Измененеие врожденных форм поведения в процессе фило- и онтогенеза.
65. Поведение самцов и самок млекопитающих в период спаривания. Фазированность процесса, стереотипы самца и самки.
66. Тактильная сенсорика животных.
67. Факторы, ограничивающие предельно малые и предельно большие размеры тела. Этологический аспект проблемы.
68. Физиологические основы мотиваций поведения животных.
69. Локомоции как основа поведенческого акта животного. Центральная регуляция движений.
70. Выпрашивание как стереотип поведения животных.
71. Неволя и приручение как экстремальные факторы, изменяющие поведение животных
72. Особенности движений лошади и собаки. Виды аллюров.
73. Эмоция боли как причина поведения животных. Физиологические основы болевой сенсорики.
74. Поведение самки в перинатальный период. Видовые особенности.
75. Сенсорные системы у птиц.
76. Личный опыт как результат интеграции филогенетического развития поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.
77. Иерархическая структура ассоциаций животных и механизмы ее поддержания.
78. Биомеханика движений на суше.
79. Регуляция ритмичности сна и бодрствования у животных.
80. Особенности сенсорных систем у рыб.
81. Эмоция страха; проявление у разных видов животных.
82. Влияние внешних факторов (факторов среды) на половое поведение животных.
83. Структура индивидуального поведенческого акта. Двухфазный характер.
84. Внутренние причины наиболее стойких мотиваций поведения животных.
85. Половое поведение самок разных видов домашних животных (кобыла, корова, МРС, свинья, кошка, собака).
86. Поведенческие адаптации животных к экстремальным факторам среды (высокие и низкие температуры, недостаток кислорода, дефицит корма и воды и др.) поведенческого акта индивидуум.
87. Память как обязательное условие приобретения личного опыта. Виды памяти, теории памяти, материальный субстрат памяти.
88. Особенности материнского поведения у домашних животных (кошка, собака, свинья, кобыла, коза и др.).
89. Биологическое значение ольфакторной сенсорной системы животных, обитающих на суше.
90. Стадия быстрого сна. Изменения на ЭЭГ, клинические проявления у животных разных видов. Сновидения.
91. Особенности поведения детенышей раннего постнатального периода у свиней, коз, КРС, лошадей, кошек, собак, кур.
92. Исследовательское поведение животных.
93. Иерархические отношения в группе. Вожаки: типы и пути становления.
94. Голод как внутренняя побудительная причина поведения животных. Теории возникновения голода и насыщения.
95. Общая схема строения сенсорной системы животных.
96. Этологическое значение агрессии.
97. Этологическое значение акустической сенсорной системы для рыб, птиц и млекопитающих.
98. Поведение животных в ассоциациях перинатального периода.
99. Влияние одомашнивания на поведение животных.
100. Организация индивидуального поведенческого акта.
101. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.
102. Предрасположенность животных к приручению и одомашниванию; перспективы процесса одомашнивания.
103. Игра. Игры молодняка и взрослых животных.
104. Иерархия: биологическое значение и механизмы поддержания.
105. Предмет и методы этологии и зоопсихологии. Роль И.П.Павлова в развитии методологии изучения поведения животных.
106. Экстрасенсорные способности животных.
107. Потребность как внутренняя причина поведения животных. Классификация потребностей животных.
108. Классификация видов и форм поведения животных.
109. Роль агрессии и ритуалов в поддержании иерархического порядка в ассоциациях животных разных видов.
110. Изменения поведения животных вследствие одомашнивания.
111. Понятие о врожденном и приобретенном поведении животных. Личный опыт.
112. Иерархия в группе животных. Механизм установления иерархических отношений.
113. Сезонная спячка как разновидность сна. Адаптивное значение спячки.
114. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и эффекторная фаза.
115. Память как основа приобретения личного опыта. Классификация видов памяти. Материальные субстраты памяти.
116. Особенности химической сенсорики животных, обитающих в водной среде и на суше.
Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины
Таблица 31
Расчет успеваемости студента по дисциплине
Вид контроля | Количество баллов | |
№ лабораторно – практического занятия | ||
Итого за ЛПЗ | ||
Коллоквиум 1 | ||
Коллоквиум 2 | ||
Итоговая текущая успеваемость | ||
Экзамен | ||
Итоговая оценка по дисциплине |
____________________
Подпись преподавателя
Учебное издание
Составители:
Иванов Алексей Алексеевич
Войнова Ольга Александровна