Совместные локомоционные игры бельчат.
А вот в искусственных, лабораторных условиях такую ситуацию можно создать, что и было сделано в Сухумском питомнике обезьян в эксперименте, поставленном на двух детенышах макак-резусов. Детенышей отлучили от их матерей приблизительно в трехмесячном возрасте и на год и семь месяцев поместили в специальные экспериментальные клетки. Одной обезьянке пришлось жить в узкой, но высокой клетке, где она не могла бегать, но зато могла лазать и высоко подпрыгивать. Вторая же, наоборот, жила в низкой и широкой клетке, в которой она могла свободно бегать, но не лазать, ибо тут же упиралась головой в потолок, как только поднималась на ноги. В результате каждый детеныш «специализировался» в доступной ему сфере локомоции — один научился делать удивительные, обычно не свойственные обезьянам прыжки, вплоть до сальто-мортале, другой изобрел необычные варианты перемещения по горизонтали: носился по клетке на согнутых ногах, вытянув вперед сцепленные руки, ездил по всей клетке на боку, отталкиваясь ногами от стенки, ходил на трех конечностях, держа одну ногу во рту.
Как мы видим, все эти локомоционные игры служили выработке — пускай экстравагантных — навыков, соответствующих специфическим индивидуальным условиям жизни этих животных, развивающихся в столь экстремальных условиях. Когда, однако, эти макаки были выпущены в просторную клетку, обнаружились их искусственно подавленные нормальные локомоционные способности: обезьяна, жившая в «башне», правда, робко и неуверенно, но стала ходить по клетке, а вторая и вовсе сразу принялась прыгать и скакать, проявив при этом удивительную ловкость и уверенность, и совершенно не боялась пространства — в первый же день она залезла на сетчатую стенку клетки и овладела висящей в клетке трапецией.
Приведенный эксперимент (как и подобные ему) подтверждает сформулированный выше вывод о значении индивидуальных локомоционных игр. Не все зависит от них в развитии локомоционной активности: инстинктивные, врожденные элементы ее созревают и без игрового научения, однако не так хорошо, не так разносторонне, а подчас и ущербно, с изъянами. В большей или меньшей степени это относится, конечно, ко всем категориям игр.
Вместе, вместе!
Локомоционные движения наиболее простые и однообразные, поскольку они обусловлены субстратом, по которому передвигается животное. Врожденный характер локомоционных движений проявляется четко. Животное только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями, как мы видели, дело обстоит значительно сложнее. Еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно-манипуляционные действия выполняются в условиях общения, т. е. при совместных играх. В таких ситуациях манипуляционные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров, отвечающих им тем же. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественное отличие совместных игр от одиночных.
Совместные игры животных в наибольшей мере привлекают внимание исследователей разных стран и поэтому они наиболее изучены, им посвящены многие научные публикации. Мы вынуждены ограничиться здесь несколькими примерами и кратким освещением лишь некоторых узловых вопросов.
Для молодых млекопитающих, особенно копытных, весьма характерны прежде всего совместные локомоционные игры. У молодых оленей, например, или жеребят они состоят из ненаправленных на определенную цель «буйных» пробежек. Подскакивая на ходу, животные носятся с поразительной скоростью вместе или даже наперегонки то туда, то сюда, но не гоняются друг за другом. Только в редких случаях, и то по инициативе детеныша, в таких играх участвуют материнские особи. Это относится и к детенышам хищных млекопитающих и приматов.
Другая распространенная форма игры — преследование детенышами друг друга. Эти игры развиваются из первичных одиночных локомоторных игр (пробежек около и вокруг матери). Детеныши то носятся галопом, то скачут прыжками вдогонку, нередко резко меняя направление. При этом роли игровых партнеров то и дело меняются: преследователь становится преследуемым и наоборот. Это — игра в «охоту», в преследование жертвы или врага. С другой стороны, это и упражнение в бегстве. Нередко одновременно играют в «прятки» с внезапным нападением на партнера из укрытия.
Часто играющие детеныши как бы «пугают» друг друга угрожающими движениями, которые могут привести к игровым стычкам, но зачастую воспринимаются и как приглашение к совместным пробежкам. У газелей, например, игровое запугивание выражается в незавершенных (без физического контакта) движениях бодания или, наоборот, защитных движениях (опускание головы, подставление рогов, расставление передних конечностей с одновременным опусканием передней части туловища). Последняя из перечисленных поз весьма напоминает соответствующую позу собаки, приглашающей к совместной пробежке. У газелей она также чаще всего выполняет такую функцию, но может дать и начало стычке. «Запугивают» молодые газели и прыжками вокруг партнера с одновременными выпадами в его сторону. И этим они также напоминают резвящихся щенков.