Длительные совместные игры сверстников

«Бюро находок»

Эта игра может продолжаться один или несколько дней (последнее предпочтительнее). В течение опреде­ленного времени дети, обнаруживая потерянные ве­щи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, закол­ка для волос, варежки, даже мыльница — если в рас­писании занятий было посещение бассейна), сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро нахо­док» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

«Кругосветное путешествие»

В течение двух—трех дней или недели дети всем классом (группой) совершают «кругосветное путеше­ствие». Маршрут путешествия желательно прослежи­вать и отмечать на карте.

На борту корабля находятся капитан, его помощ­ник, матросы (4—5 человек), юнга, кок, корабель­ный врач и несколько пассажиров (например, семья из четырех человек, журналист, художник, бизнес­мен, дипломат). За время плавания с путешественни­ками происходят всевозможные приключения: они сражаются с пиратами (4—5 человек), знакомятся с культурой иноземных племен (4—5 человек), ведут переговоры с рабовладельцами (2—3 человека) и ос­вобождают несчастных рабов (3—4 человека), терпят лишения на необитаемом острове и наконец благопо­лучно возвращаются.

Поскольку игра продолжается несколько дней, то каждый день целесообразно разыгрывать одну—две сценки. Сценки могут быть представлены играми раз­личных типов. Например, в сцене знакомства с куль­турой иноземных племен уместны образные игры или игры-драматизации, а в сцене сражения с пирата­ми — игры-соревнования.

Не страшно, если какую-либо роль сначала испол­няет один ребенок, а потом другой или если кому-то из детей поручены две роли. Важно, чтобы все учени­ки класса были задействованы в игре. Поэтому взрос­лый, совместно с детьми, может дополнять игру но­выми сценами и персонажами.

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Король-Боровик»

Ведущий произносит текст, а дети выполняют дви­жения согласно тексту:

Шел Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.

«Тишина»

Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изобража­ют то, о чем говорит ведущий, в соответствии со сво­ей ролью. Текст, например, может быть таким (жир­ным шрифтом выделены роли):

Тишина.

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышло из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявк­нула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбе­жала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались ли­стья. Упала ветка, и т.д.

«Попугай»

(отрывок из рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского

«Попугай»)

...Ника часто капризничала, и как начнет, бывало, плакать, так три часа и плакала.

Перестанет совсем уже, мама спросит ее:

— Ты, Никочка, перестала плакать?

— Нет, мама,— ответит Никочка,— я отдыхаю толь­ко, я сейчас опять начну.

Вот раз, когда Никочка так отдыхала, попугай вдруг говорит:

— Ты, Никочка, перестала плакать?

Даже Никочка рассмеялась. Захочет плакать, вспом­нит попугая и только рассмеется...

Никочка была и самая капризная, и самая боль­шая шалунья...

Основой игр-драматизаций могут быть и другие литературные произведения, например, отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок» М.Зощенко и «Большая стирка» Л.Пантелеева (недис­циплинированное поведение); «Как я был учителем» Л.Ленча (протестное поведение); из сказок «Малень­кий Мук» В.Гауфа (агрессивное поведение); «Сказка про тигрицу Барчу и тигренка Ачу» (симптоматическое поведение) и «Кузнечик и улитка» (демонстративное поведение) Д.Биссета, «Два кролика» К.Д.Ушинского (протестное поведение), «Лесные хоромы» М.Л.Ми­хайлова (конфликтное поведение) и др.

Незатейливую сказку, но отвечающую потребно­стям и целям коррекционно-развивающей работы можно придумать и самим. Например, такую:

«Маленький деревянный стульчик»

В одном богатом и знатном доме жил-был малень­кий деревянный Стульчик. Помимо него в доме, в хо­рошо освещенной просторной парадной зале, жили большие Стулья с высокими спинками и мягкие удоб­ные Кресла. За ними регулярно ухаживали слуги: бе­режно смахивали с них пыль, натирали лаком. Они всегда сияли чистотой и блеском. Без них не обходи­лось ни одно празднество и торжество. Сидеть на больших Стульях и мягких Креслах имели право толь­ко хозяева и знатные гости, а детям строго-настрого запрещалось использовать их для своих игр. Большие Стулья и мягкие Кресла очень гордились своей жиз­нью и с презрением поглядывали на маленький дере­вянный Стульчик, который большую часть своей жизни проводил на крохотной тесной кухне. Ему тоже очень хотелось хоть ненадолго заглянуть в парадный зал, но он понимал, что этой мечте сбыться не суж­дено. И все, как казалось Стульчику, из-за его не­взрачного внешнего вида: и ростом он не вышел, и краска местами облупилась, и ножка одна вот-вот сломается. Поэтому, когда на ночь Стульчик задвига­ли в самый темный угол, он не возражал; когда на него вставали ногами в грязных башмаках, чтобы до­тянуться до верхней полки,— он подчинялся; а когда на него ставили горячую кастрюлю, он готов был за­плакать от обиды и закричать от боли, но все равно терпел и молчал.

Однажды хозяева решили расстаться с маленьким деревянным Стульчиком. Они выставили его за воро­та, чтобы дворник выбросил Стульчик на помойку. Полдня простоял Стульчик под проливным дождем, простудился и стал жалобно скрипеть, а большие Стулья и мягкие кресла смотрели на него сквозь окна теплой, светлой залы и злорадствовали: «Так ему и надо! Поделом!».

Мимо проходили люди и никто даже не обращал внимания на маленький деревянный Стульчик. И толь­ко к вечеру, когда почти стемнело, один прохожий на­конец заметил Стульчик, оглядел его со всех сторон, улыбнулся, бережно взял в руки и унес с собой. Этот человек был мастер-краснодеревщик. Он сразу понял, что маленький деревянный Стульчик не рухлядь, а старинная драгоценная вещь.

Долго пришлось повозиться краснодеревщику: он отмыл Стульчик, починил, очистил старую дешевую краску, покрыл его дорогим лаком и прежде невзрач­ный Стульчик приобрел свою первозданную красоту. А еще, мастер шепнул Стульчику, что теперь он не должен вести себя как прежде. Пора перестать быть робким, молчаливым, застенчивым.

Через несколько дней, когда подсох лак и вывет­рился запах краски, мастер отнес маленький деревян­ный Стульчик в музей и поставил его на самое почет­ное место. Теперь Стульчик оказался в центре внима­ния, на небольшом возвышении, под ногами у^него — мягкий ковер, его освещают десятки ламп, им* восхи­щаются служащие музея и посетители. Но Стульчик решил не зазнаваться. В ответ на восторженные слова в свой адрес он приветливо улыбается, приглашает присесть и поговорить, с удовольствием позирует фоторепортерам, радуется новой жизни сам и радует других.

ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«Интересная походка»

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо вид­но друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желаю­щих в круг и дети по очереди показывают свой вари­ант походки. Желательно, чтобы походку каждого ти­па изображали по 2—3 человека.

«Разные лошадки»

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изо­бразить лошадку — упрямую, шаловливую, каприз­ную, вежливую, застенчивую, злую и др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть зайчики (хвастливый, трусливый, сердитый, ле­нивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).

«Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного ге­роя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц — трусливый; Лягушка — болтливая, непослушная; Муха — назойливая, непо­седливая; Волк — злой, драчливый; Лиса — недотро­га, лукавая притворщица; Козел — упрямый, серди­тый; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время всем познако­миться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ

ИГРЫ

«Киска! Брысь под лавку»

Играют парами: сначала — взрослый с каждым ре­бенком по очереди, потом — дети друг с другом. Ребе­нок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной стороной вверх кладет на «открытые» ладошки взрос­лого. Взрослый смотрит в глаза ребенку, гладит его ладошки и выразительно приговаривает: «Киска, кис­ка! Брысь под лавку!». На слово «брысь» ребенок должен успеть отдернуть ладошки, не дать их осалить. Чтобы игра проходила эмоционально, присказку же­лательно варьировать, вводя новый текст до слова «брысь» и произносить его неожиданно. Например, «Киска, киска! Ой, какая хорошая киска, пушистая, серенькая, а усики... Брысь!».

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа, Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь, сказал... девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова и он же определяет новое число. Если ребенок не успел от­дернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель оп­ределяется из двух оставшихся игроков.

«Атомы—молекулы»

Игроки-атомы беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они в течение десяти секунд, пока звенит колокольчик, объединяются в молекулы определен­ной величины (по 2—5 атомов). Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают из игры. Ведущий каж­дый раз называет такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один игрок оставался лишним.

«Посидим в тишине»

Детям предлагают представить, что в соседней ком­нате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бес­шумно положить одна на другую четыре тарелки; пере­лить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими ша­риками; сложить карандаши в пенал и т.п.

«Загадочный стук»

Из числа играюших детей выбирается водящий. Он выходит из комнаты (класса) и стучит в дверь: угро­жающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, как-то иначе (по выбору). Остальные дети должны по­нять эмоциональный подтекст стука. Ребенок, которо­му удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ

ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ИГРЫ

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок — зеркало, другой — смотрящийся в зеркало. Задача играющих — синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящемуся в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.

«Зеркало наоборот»

Дети свободно располагаются в пространстве ли­цом к ведущему. Задача игроков выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. На­пример, ведущий молчит, дети — кричат; ведущий сжимает руки в кулаки, дети — раскрывают ладошки; ведущий топает ногами, дети — хлопают в ладоши; ведущий раскидывает руки в стороны, дети — скре­щивают руки на груди и т.д.

«Голова—мяч»

Дети играют парами или, что сложнее, тройками. Для игры потребуется мяч средних размеров. Мяч ле­жит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени и зажимают мяч между головами. Если играют по двое, то задача детей — поднять мяч со стула и до­нести его до определенного места, например, до сте­ны. Если играют по трое, то достаточно поднять мяч со стула и удерживать его так некоторое время. Удача сопутствует тем игрокам, которые действуют медлен­но и согласованно. Строго запрещается поддерживать мяч руками.

«Ванька—Встанька»

Дети по четыре — пять человек кружком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего одно­временно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем, по команде ведущего, также садятся. По­беждает кружок, который встал и сел первым. Запре­щается размыкать руки и опираться на них. Команда, нарушившая правила, выбывает из игры.

«Звонари»

В отведенном для игры месте натянута веревка, на которую прикреплены на разной высоте и на некото­ром расстоянии друг от друга колокольчики (четыре— семь штук). Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. В руке у ребенка-зво­наря палочка. Он называет номер колокольчика, в ко­торый собирается звонить, отмеряет на глаз расстоя­ние до него (оптимально шесть— десять шагов), закрывает глаза (их лучше завязать платком), подхо­дит и ударяет. Если удар точный, то ребенок возвра­щается на исходную позицию и выбирает следующий колокольчик. Если ребенок промахивается, то звона­рем становится другой.

«Шалтай-Болтай»

Дети хором произносят слова:

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Куда упал? Во что попал?

Ребенок-водящий с закрытыми (а лучше с завя­занными платком) глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, кнопка­ми, пуговицами, семечками; камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдель­но правой и левой рукой. Игру можно усложнить, ес­ли в емкости смешаны два-три наполнителя.

7.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Минное поле»

Дети играют парами. Один ребенок в каждой паре — командир, другой — сапер. Дети рядом сидят за сто­лом. Перед ними лежит тетрадный лист в клеточку, на котором изображено «минное поле». Мины обо­значены черными точками на пересечении клеточек. Задача командира давать такие команды, чтобы сапер кратчайшим путем, обходя мины, перебрался с од­ного края поля на другой. Задача сапера точно следо­вать приказам командира и графически изобразить свой путь.

Отдавая приказы, командир должен помнить, что движение возможно в любую сторону, кроме диаго­нали. Побеждает та пара, которая первой, без ссор и пререканий пройдет все десять мин.

Вариант «минного поля»:

Вариант возможных команд командира: 2 клеточка вверх, 5 — вправо, 4 — вниз, 3 — вправо, 1 — вверх 1 — вправо, 1 — вверх. Ура!

«Сто одежек»

Дети играют тройками. Каждая тройка — это семья: папа, мама и ребенок. Перед каждым игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона (кукла-папа, кукла-мама, кукла-ребенок — мальчик или девочка) и набор одежды (не менее десяти пред­метов), вырезанной из бумаги. Задача детей как можно быстрее одеть каждого члена семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду.

Трудность заключается в том, что часть одежды в комплекте изначально предназначенном для каждого кукольного члена семьи, принадлежит другому. Поэто­му, игроки, одевающие кукол, должны об этом вовре­мя догадаться и поменяться необходимой одеждой.

«Латаем ковер»

Игра аналогичная предыдущей, только дети сорев­нуются уже четверками. Игроки сидят за столом с че­тырех сторон. Перед ними лежит достаточно большой лист бумаги, рисунок на котором имитирует ковер с дырками. Причем на одном секторе ковра дырки (семь— десять штук — у всех игроков обязательно одинаковое количество) хотя и отличаются размером и конфи­гурацией, тем не менее все треугольной формы. На дру­гом секторе -- четырехугольные, на третьем — округ­лые, на четвертом — бесформенные. Каждый ребенок латает свой сектор ковра. В его распоряжении имеется нужное количество заплат, но опять же, предлагаемые заплаты намеренно перепутаны. Дети сами должны это обнаружить и исправить ошибку. Выигрывает та чет­верка, которая первой залатает ковер.

Для изготовления ковра потребуется большой лист бумаги (ватман или кусок обоев), который следует по­делить на четыре равные части. Из картона вырезаются заплаты (семь — десять штук каждой формы). Заплаты накладывают на соответствующий сектор ковра и каждую обводят карандашом, получаются «дырки». По же­ланию и ковер, и заплаты можно сделать цветными. Варианты ковра и заплат:

«Неожиданные картинки»

Столы (парты) расставлены по кругу. У каждого ребенка набор карандашей (фломастеров) и лист бу­маги, подписанный с обратной стороны. Каждый на­чинает рисовать какую-либо картинку. По команде ве­дущего все перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева. Получив взамен лист от соседа справа, продолжают рисовать уже начатую им картинку. Через две-три минуты опять происходит об­мен рисунками. Если детей много, то рисунки целесо­образно передавать через одного. Совершив полный круг, рисунки возвращаются к своим первоначаль­ным владельцам. Получившаяся картинка — результат коллективного творчества детей.

«Цепочки слов»

Ведущий называет какое-либо слово, например «мед», и спрашивает рядом стоящего игрока что он себе представляет, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает: «пчела». Следующий игрок, услы­шав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например, «боль» и т.д. Получиться мо­жет такая цепочка: мед — пчела — боль — врач — ско­рая помощь — машина — автогонки и т.д.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«День рождения»

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каж­дый из вас не раз присутствовал на этом празднике и как именинник, и как гость. Сейчас каждый получит определенную роль, которой должен придерживаться в течение всей игры». Возможные роли: Именинник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Весельчак, Бестактный, Сердитый, Забияка, Застен­чивый и др. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей коррекционно-развивающей работы. Если есть необходимость, особенно поначалу, то можно опреде­лить роль более подробно. Например, Застенчивый — сидит в сторонке, молчит, участия в общем веселье не принимает, всех сторонится и т.д. Задача взрослого — внимательно наблюдать за ходом игры и поведением каждого из участников, отмечая соответствие его пове­дения предложенной роли и сюжету.

«В поликлинике»

Игра аналогична предыдущей. Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им пред­ставить себя в поликлинике и вспомнить, как по-раз­ному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете возможны такие роли:

Доктор — его роль целесообразнее взять на себя взрослому.

Трусливый — сидит дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову ру­ками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т.п.

Нетерпеливый — норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад-вперед по ко­ридору, торопит Доктора и других детей и т.п.

Упрямый — игнорирует просьбы других, поступает назло. Например, его просят подвинуться, чтобы всем было удобно сидеть, а он даже не пошевелился; его просят снять в помещении куртку, а он, наоборот, надел еще и шапку; 'его просят не петь, т.к. кругом больные, а он поет еще громче и т.п.

Хвастливый — каждому сообщает, что он не боит­ся никаких процедур, никакого лечения. Например, к стоматологу ходит с радостью, горькое лекарство пьет не поморщившись, кровь из пальца готов сдавать хоть каждый день, а уж про уколы и говорить нечего —пустяки, их боятся только трусы. Но как только под­ходит очередь Хвастливого, он заметно робеет и т.п.

Капризный — постоянно ноет, все время чем-то не­доволен: то ему жарко, то ему хочется пить, а на просьбу посетителей не скулить и не портить всем на­строение, начинает громко и безутешно плакать и т.п.

Застенчивый — сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? — молчит, испу­ганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т.п.

Распределив и обсудив роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен по­стоянно находиться в указанном образе.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Цепи»

Играющие делятся на две команды, равные по си­лам и по числу игроков. Каждая команда, взявшись за руки, образует цепь. Цепи располагаются одна против другой на расстоянии 10—15 метров. Звучит ритуаль­ный зачин (члены команд произносят его хором):

1 команда: Али-Баба!

2 команда: На что слуга?

1 команда: Цепи рвать!

2 команда: Кого вызывать?

1 команда (совещаются между собой и выбирают): Мишу!

Игроки второй команды отпускают Мишу из своей цепи. Он бежит к цепи соперников и старается с раз­бега разорвать ее в любом месте, т.е. разъединить ме­жду двумя игроками сжатые руки. Если Мише это удается, то оторванную меньшую часть цепи он берет к себе в плен — присоединяет к своей команде. Если же ему не удается разорвать цепь, то он сам становит­ся пленником — присоединяется к этой цепи. И так — пока одна из команд полностью не растеряет своих игроков.

Можно, по договоренности, разорвав цепь, заби­рать не часть цепи, а только двух игроков, между кото­рыми она была разорвана. И еще, игроки, присоеди­ненные из команды соперника, участие в разбивании цепи не принимают.

«Горелки»

Играющие образуют круг и движутся по часовой .стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произ­носят слова:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три, Беги!

На слово «три» все останавливаются, водящий про­тягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выиг­рывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок — водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий стано­вятся в общий круг. Игра продолжается.

«Разорви круг»

Играющие, держась за руки, образуют круг и начи­нают двигаться по кругу вправо или влево. По сигналу ведущего они останавливаются и, дергая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но не рас­цепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяет­ся. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседей очень крепко.

«Поймай последнего»

Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сигналу ведущего, стоящий впереди старается поймать последнего в ко­лонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок вы­ходит из игры.

По договоренности впереди стоящий может ловить не только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.

ЛИТЕРАТУРА

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.

Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного раз­вития маленьких детей. СПб., 1996.

Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. пси-хол. труды. М., 1995.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990.

Вайнер М.Э. Дети. Эмоции. Школа. Обнинск, 2001.

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. Вып.1. М., 1998.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб., 1996.

Ивочкина Н.В. Коррекционньге возможности народной игры // Начальная школа, 1998, № 11—12, с. 25—32.

Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991.

Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гипе­рактивности ребенка. М., 1997.

Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения. М., 2001.

Медведева И., Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.

Михайленко Л.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.

Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в до­школьном возрасте. М., 2000.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.

Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126.

романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.

М./ЯШ.

Романов А.А. С чего начинается поведенческая игротерапия? М., 1993.

Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1998.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 1. М., 2000.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Марина Эдуардовна Вайнер

Наши рекомендации