Виды и источники информации
Человек оценивает прежде всего смысл происходящей вокруг него действительности. Никто не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой собственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, называется социальной.
Социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Информация превратилась в главный ресурс социального прогресса («Кто владеет информацией, тот владеет миром»), это целый мир явлений и отношений. Коренной проблемой для потребителя является отбор информации. В среднем. аудитория успевает ознакомиться с 25% газетного материала, 5% телевизионного, 15% радийного. Значение социальной информации обусловлено потребностью общества в саморегулировании. Социальный мир представляет собой сложную систему. Взаимодействие элементов этой системы предполагает оперативное информирование о намерениях и действиях составляющих частей этой системы.
Журналистская информация. С различными видами журналистской информации мы ознакомились (см. виды анализа). Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма. Их нельзя сравнивать по степени важности. Ведь экономическая информация не может заменить духовное творчество, а торговля – науку.
На журналистскую информацию распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и критериев полезности и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы переплетаются идеологическое и управленческое начала. В науке принято говорить о духовно– практической природе журналистского творчества. В духовном отношении журналистская информация характеризуется идейной насыщенностью. В прессе важно добиться, чтобы аудитория усвоила определённые идеи, взгляды, нравственные или политические ценности. Но при этом важно сохранить известное равновесие между объективной подачей материала и личной оценкой описываемого события самим журналистом.
В социально–управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду неизменная опора на факты, достоверность подачи материа-ла. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды… Журналист без фактов, как кале-ка без костыля… Самому себе не верит без фактов и фактоидов» - такой ав-топортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондрашов. Материалы печати, телевидения и радио подчёркнуто актуальны., хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво и популярно. Печать оперативна, что даёт ей возможность находиться в самой гуще событий. Журналистике присуща особая краткость материалов. Одновременно ей характерна аналитичность подхода к событиям, о которой мы с вами уже говорили. И, наконец, нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс.
Российской прессе традиционно близка авторская, комментирующая, пуб-лицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художест-венному творчеству. По отношению к ней справедливы будут слова Льва Николаевича Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник… Из этих трёх основных условий… главное – последнее: без него, без любви к предмету, нет произведения искусства».
Итак, журналистская информация соединяет в себе обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий
Основную информацию журналист черпает из трёх источников: 1) индивидуального (человек), 2) коллективного (коллектив), 3) документального (официальные и личные документы, материалы СМИ).
Человек (в американской научной традиции он обозначается как "живой источник") – центральное звено информационной среды. Это свидетель или участник происходящих событий, он – носитель информации о себе и окружающих, он – транслятор информации, полученной от других. При работе с человеком, как источником информации, применяются следующие методы: наблюдение (выявляются непосредственные данные, выражающие сущность происходящего), проверка данных, самонаблюдение (наряду с фактической информацией определённую роль может сыграть интуиция), беседа, умело направляемая в нужное русло. С помощью беседы можно получить широкий круг данных: фактические, мнения (эмоциональные реакции); объяснения ситуации; предложения и прогнозы; речевые приметы собеседника, передающие особенности его личности.
Коллектив (в это понятие входит окружение, люди и в том числе вся вещественно-предметная среда – обстановка, которая окружает человека). Предметы и вещи могут рассказать не меньше, чем сам человек, при условии, если корреспондент знает "язык вещей". Общение с коллективом требует специальной подготовки и психологических знаний.
Документ (это понятие употребляется в нескольких значениях). Документ есть материальный носитель записи – бумага, фотоплёнка, магнитная запись. Это хранилище информационных продуктов, благодаря которому они включаются в коммуникативный процесс. Документ (в узком смысле) – это официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Освоение документа складывается из трёх процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации.