Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинар ские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||
ОПК-1 | Знает: определение журналистики как общественной деятельности; статус журналиста; основные функции журналистики | Знает: основные действующие силы института массовой коммуникации; структуру массового сознания. | Знает: значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности, различия понятий журналистика, просвещение, пропаганда, агитация, манипуляция | Лекции | Ответ на семинаре, собеседование, тестирование, экзамен |
Умеет: отличать информационную деятельность от агитационной и пропагандистской | Умеет: характеризовать СМИ с точки зрения выполняемых им функций | Умеет: формулировать основные потребности общества в массовой информации, соотносить их со своей профессиональной деятельностью | Лабораторные занятия | Ответ на семинаре, собеседование, тестирование, комплексные ситуационные задания, экзамен | |
Владеет: профессиональными навыками, достаточными для осуществления журналистских функций | Владеет:способностью на базе положений теории журналистики анализировать современную редакционную практику СМИ | Владеет: набором профессиональных и гражданских принципов, навыком создания журналистских текстов с учетом общепринятых требований корпоративной социальной ответственности | Лабораторные занятия | Ответ на семинаре, собеседование, тестирование, комплексные ситуационные задания, экзамен |
10.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
В ходе лабораторных занятий по дисциплине используются следующие виды работ.
Собеседование. Ответ на семинаре. Обсуждение изучаемых тем в аудитории. Лабораторная работа. Комплексная ситуационная задача.Выполнение заданий, сформулированых в учебно-методическом комплексе, служащих для закрепления теоретического материала и усвоения его в контакте с конкретной продукцией СМИ. Для этого может использоваться форма викторины и деловой игры.
Тестирование. Итоговая контрольная работа, которая охватывает все темы, изученные в течение семестра. Учащимся предлагается десять тестовых заданий с тремя вариантами ответа, из которых необходимо выбрать один правильный. За каждый правильный ответ студент получает один балл. Общая сумма баллов добавляется к количеству баллов, набранных студентом в ходе семестра и тем самым может повлиять на итоговую экзаменационную оценку. Примерные тестовые задания содержатся в печатном учебно-методическом комплексе «Основы теории журналистики».
Экзамен.Ответ по билетам, содержащим вопросы теоретического характера.
10.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций
В соответствие с положением ТюмГУ о балльно-рейтинговой системе студент автоматически получает оценку «удовлетворительно» если набирает от 61 до 75 баллов, оценку «хорошо», если набирает от 76 до 90 баллов, оценку «отлично», если набирает от 91 до 100 баллов. В том случае, если по итогам 3 модулей студент набирает от 35 до 60 баллов или желает повысить оценку, она сдает устный экзамен, который проходит в устной форме и предполагает ответы навопросы:
1. Информационное общество. Виды социальной информации.
2. Признаки массовой информации. Потребности общества, которые она призвана удовлетворять.
3. Виды журналистской информации. Множественность значений термина.
4. Единое информационное пространство.
5. Массово-информационный процесс. Его стадии. Информационная насыщенность, информативность, информированность.
6. Прагматическая сторона текста.
7. Семантическая сторона текста.
8. Синтактическая сторона текста.
9. Общая характеристика функций журналистики.
10. Модели идеологического поведения СМИ.
11. Массовое сознание и его компоненты.
12. Пропаганда и агитация.
13. Концепции результативности СМИ.
14. Формирование имиджа коммуникатора. Факторы, влияющие на степень доверия коммуникатору.
15. Виды аудитории.
16. Варианты информационной политики редакции по отношению к аудитории.
17. Творческие факторы эффективности СМИ
18. Установки восприятия информации.
11. Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются такие интерактивные технологии как лекции с презентациями; ролевые игры (Аудитория СМИ), разбор конкретных ситуаций (Единое информационное пространство, Функции журналистики, Коммуникатор), диспуты по теме (Факторы эффективности СМИ), в процессе которых студенты смогут вырабатывать навыки практической профессиональной деятельности.
Обеспечен доступ студентам к дидактическим и практическим материалам по курсу. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и подготовки к контрольному тестированию находятся в печатной версии учебно-методического комплекса «Основы теории журналистики», который раздается студентам на первом практическом занятии.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
12.1. Основная литература:
Шишкин Н. Э. Основы теории журналистики. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012.
12.2. Дополнительная литература:
Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2012.
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Для обучения в рамках курса преподавателем используется программное обеспечение для создания презентаций. Студентами – текстовые редакторы для выполнения письменных заданий, интернет-браузеры для поиска необходимой информации. Для внеаудиторных контактов, консультаций по дисциплине, сдачи домашнего задания студентами используется электронная почта.
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных занятий используются аудитории с аудиовизуальным и мультимедийным оборудованием. В ходе лекционных занятий применяются презентации.
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Данная дисциплина является вводной для студентов, изучающих журналистику. Основная ее цель – ознакомить учащихся с теоретическими основами масс-медиа. Ключевую роль здесь играют лекционные занятия, без посещения которых студенту будет сложно ориентироваться в материале, выполнять практические задания, отвечать на семинаре.
Семинарские занятия служат для закрепления теоретического материала, объяснения сложных мест, выработке у студентов навыка научного подхода к исследованию СМИ и связанных с их функционированием круга вопросов. Структура лабораторных работ предполагает проверку домашнего задания, проведения викторин и деловых игр. Викторина. Студенты разбиваются на группы (3 – 5) человек, готовят ряд вопросов по теме лабораторного занятия. После утверждения вопросов преподавателем, группы задают эти вопросы своим «соперникам». В результате побеждает группа, сумевшая правильно ответить на большее количество вопросов.
Деловая игра (Рекомендуется для лабораторного занятия №8). Студентам предлагается разбиться на группы. Каждая группа разрабатывает концепцию органа СМИ и в соответствии с ней формулирует его аудиторную политику. Готовые проекты предлагаются на всеобщее обсуждение.
Вся необходимая для изучения дисциплины информация содержится в настоящей Рабочей программе, а так же в печатном УМК «Основы теории журналистики», который раздается студентам в начале курса.
Итоговая оценка выставляется на основании текущей успеваемости, которую отражает набранное студентом количество баллов. Однако у студента при желании есть возможность повысить ее, сдав экзамен в традиционной форме. Экзаменационные билеты содержат два теоретических вопроса по курсу.