Эссе о проблемах журналистской практики

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческом конкурсе по направлению подготовки
42.03.02 «Журналистика»

Цель творческого конкурса

Творческий конкурс проводится в качестве профильного конкурса по специальности при поступлении на направление подготовки 42.03.02«Журналистика».

Цели вступительного испытания:

– убедиться в наличии у абитуриента элементарных навыков поиска и переработки информации, а также создания новой информации на основе имеющейся;

– оценить уровень общей культуры, способность грамотно и эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках устного общения и письменной коммуникации;

– выявить наличие психологических и общекультурных предпосылок к овладению профессией журналиста (в том числе – осознанность выбора профессии и уровень зрелости в принятии самостоятельных решений, понимание специфики выбранной сферы деятельности).

Этапы творческого конкурса

Творческий конкурс проходит в два этапа. Каждый этап конкурса оценивается по 100-бальной системе. Нижняя граница положительной оценки каждой части творческого конкурса составляет 50 баллов. Абитуриент, получивший менее 50 баллов за один из этапов, считается не прошедшим творческий конкурс.Итоговая оценка творческого конкурса – сумма баллов, выставленных за две части конкурса.

Этап «Сочинение»предполагает написание текста на одну из свободных тем, предложенных комиссией. Темы объявляются только во время начала экзамена. На данный этап отводится 3 астрономических часа.

Максимальное количество баллов за письменную работу – 100. Абитуриент, получивший менее 50 баллов за письменную работу, к другому этапу конкурса не допускается.

Этап «Собеседование»предполагает выполнение творческих заданий и устное общение с комиссией. Оно включает:

а) устную презентацию абитуриента «Почему я должен стать журналистом» и обсуждение заранее сданного в приемную комиссию резюме (25 баллов) – см. пункт «Резюме»;

б) собеседование по заранее сданному в приемную комиссию аналитическому эссе об актуальных проблемах журналистской практики (30 баллов) – см. пункт «Аналитическое эссе»;

б) выполнение и обсуждение творческого задания, связанного с типовыми трудовыми операциями журналиста (35 баллов)

Отдельно до 10 баллов присваивается за наличие журналистских публикаций (см. пункт «Портфолио»).

Максимальное количество баллов за второй этап – 100. Абитуриент, получивший менее 50 баллов за собеседование,к другому этапу конкурса не допускается.

Резюме абитуриента

Резюме предоставляется заранее, последний срок его приема – день консультации перед творческим конкурсом.

Резюме должно содержать следующие обязательные части:

А. Данные об абитуриенте: указывается фамилия, имя и отчество абитуриента, дата рождения.

Б. Краткий ответ на обязательные вопросы:

1. Почему абитуриент хочет стать журналистом?

2. Что повлияло на выбор направления?

3. Имеет ли абитуриент опыт в данной сфере деятельности, если да, то его описание (работа в школьных и молодежных СМИ, сотрудничество с профессиональными СМИ и т.д.; сколько материалов опубликовано, на какие темы)?

4. Где и кем хочет работать абитуриент по окончании вуза, какие темы освещать?

5. Что абитуриент ждет от обучения в вузе, как, по его мнению, ему может помочь образование?

6. Достижения абитуриента.

Во время собеседования комиссия учитывает такие качества, как умение работать с документами (внимательно читать положение о творческом конкурсе, программу), умение кратко и информативно передавать сведения.

Если резюме не соответствует формальным требованиям (например, предоставлено в рукописном варианте), комиссия может снизить баллы за определенную часть собеседования.

Отсутствие резюме не является препятствием для участия во втором этапе творческого конкурса, но влияет на оценку за определенную часть собеседования, поскольку абитуриент демонстрирует отсутствие умения работать с письменными источниками информации.

Портфолио абитуриента

В качестве подтверждения достижений абитуриента в избранной профессии по творческому конкурсу принимаются только копии опубликованных материалов в печатных СМИ, распечатки страниц сайтов СМИ, вышедшие в эфир аудиовизуальные материалы.

Статьи, фотопубликации предоставляются только в виде копии. Обязательное условие – наличие фамилии абитуриента. Если материал написан под псевдонимом или подпись отсутствует, копия материала заверяется редактором СМИ или представителем организации, издающей СМИ (подпись + печать).

Копии телевизионных и радиоматериалов предоставляются в одном из двух вариантов:

а) на видеокассетах, CD и DVD-дисках.

б) размещаются на порталах видео или аудиохостинга в сети Интернет (например: Youtube), а в резюме абитуриента делается дополнительный 7 пункт «Публикации» и даются ссылки на материалы.

Наличие публикаций помогает составить более полное представление о творческих способностях абитуриента.За журналистские публикации абитуриента комиссия присваивает до 10 баллов.

Абитуриент имеет право приложить к публикациям копии дипломов победителя в творческих конкурсах и олимпиадах по журналистике, а также сертификаты об окончании курсов по журналистике (в том числе телевидению, радио, фотожурналистике) любого уровня; справки о посещении творческих студий, мастер-классов по журналистике и массовой коммуникации. Отдельные баллы за это не начисляются, но помогают составить более полное представление об абитуриенте и о степени осознанности выбора профессии.

Комиссия по проведению творческого конкурса не принимает, не рассматривает и не учитывает: а) оригиналы и копии грамот, благодарственных писем за достижения в науке, искусстве, спорте и общественной жизни, б) сборники стихов и рассказов, в) научные публикации.

Приемная комиссия, равно как и комиссия по проведению творческого конкурса не несут ответственности за сохранность оригиналов творческих публикаций, дипломов и грамот.

Эссе о проблемах журналистской практики

Эссе о проблемах журналистской практики помогает оценить осведомленность абитуриента о выбранной профессии, зрелость гражданской позиции, моральные качества, умение мыслить логически, видеть причинно-следственные связи.

Эссе заранее сдается в комиссию в соответствии с требования Программы творческого конкурса по журналистике не позднее, чем в день проведения консультации перед творческим конкурсом и далее не принимается.

Отсутствие эссе не является препятствием для участия во втором этапе творческого конкурса, но влияет на оценку за определенную часть собеседования.

Наши рекомендации