Параграф I. Место и роль «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОКАНАЛА «ЭХО МОСКВЫ»

Курсовая работа

Выполнила:

Нестеренко А. Ф.,

Студентка 2 курса д/o

Научный руководитель:

Зав. кафедрой

Теории и истории журналистики,

профессор

В.Н. Симатова

Самара, 2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Параграф I Место и роль «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания………………………………………………………………..5

Параграф II Жанрово-тематические особенности информационно-аналитической программы «Своими глазами» на радиоканале «Эхо Москвы»………………………………………………………………… .…15

Параграф III Творческий портрет ведущей радиоканала «Эхо Москвы» Ольги Бычковой ……………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………….....33

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что радиостанция «Эхо Москвы», эфир которой ориентирован на новостное вещание, позволяет держать людей в курсе главных событий, что, несомненно, важно в современном, постоянно развивающемся мире. Это является одним из основных факторов, способствующих тому, что «Эхо Москвы» смогла завоевать широкую аудиторию. Еженедельно в Москве эту радиостанцию слушает около 2 миллионов человек, а в российских регионах в целом – около 7,1 миллионов человек [1]. Популярность радиоканала позволяет назвать его одной из самых цитируемых радиостанций России [2]. Однако следует выяснить, чем оправдан интерес аудитории к «Эху Москвы»: направленностью радиоканала на новостное вещание или умением журналистов радиостанции грамотно анализировать события. В связи с популярностью радиоканала формулируется цель данной курсовой работы – выявление типологических характеристик радиоканала «Эхо Москвы».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. определить место и роль радиоканала «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания;

2. проанализировать информационно-аналитическую программу «Своими глазами» на радиостанции «Эхо Москвы» и выявить её жанрово-тематические особенности;

3. рассмотреть деятельность журналистки радиоканала «Эхо Москвы» Ольги Бычковой и составить её творческий портрет.

Эмпирической базой курсовой работы являются выпуски еженедельной программы «Своими глазами», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы» за период с октября по декабрь 2013 года.

Данная курсовая работа включает в себя введение, три параграфа, заключение, список литературы.

Параграф I. Место и роль «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания.

Прежде чем определить место и роль радиоканала «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания, нужно охарактеризовать основные радиостанции России по типологическим признакам. Я.Н. Засурский выделяет следующие типологические характеристики радиоканалов: тип собственности, охват аудитории, содер­жательно-тематическая направленность, характер предлагаемой ин­формации, функциональные характеристики, адресат сообщений [3]. В данном параграфе будут рассматриваться следующие радиостанции: «Радио России», «Маяк FM», «Русская служба новостей», «Русское радио», «Комсомольская правда» и «Эхо Москвы».

Сначала рассмотрим радиоканалы, находящиеся под руководствомВсероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.К ним относятся «Радио России» и «Маяк FM»[4]. Основными слушателями «Радио России» являются «люди старших возраст­ных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры» [5]. Эфир "Радио России" наполнен 182 передачами. «Радио России» является на данный момент единственной федеральной радиостанцией общего формата, производящей все виды радиопрограмм – информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные и детские [6]. Здесь нужно пояснить, что такое формат. Е.Л. Вартанова определяет это понятие, как «совокупность жанровых, тематических и прочих признаков, формирующих концепцию вещания»[7]. Основу радиостанции «Радио России» составляют 58 познавательных программ, а также музыкальные передачи, количество которых достигает числа 45.

«Радио России» выполняет информационную и рекреативную функции, которые А.В. Курейчик считает основными для радиостанций [8]. Информационная функция радиоканала осуществляется посредством информационной программы «Вести», которая выходит в эфир 6 раз в день: в 06:02, 07:12, 10:02, 13:12, 16:12 и 18:12. Длительность одного новостного выпуска составляет от 10 до 15 минут. Рекреативную функцию «Радио России» выполняют 15 развлекательных программ, наполняющих эфир радиоканала. Из них можно выделить передачу «Курьёз на бис», представляющую собой викторину для любителей классической музыки, и «Поэтический минимум» - авторскую программу Дмитрия Воденникова о поэзии.

Говоря об особенностях «Радио России», можно привести слова В.Умановского: «Три радиостанции — «Эхо Москвы», «Спорт-FM» и «Маяк-FM» — передают только информацию, и лишь одна радиостанция — «Радио России» — умудряется сочетать вещи, может быть, несочетаемые — и музыку, и информацию»[9]. Действительно, радиостанция, эфир которой наполнен именно таким образом, составляет серьёзную конкуренцию остальным радиоканалам в современной системе российского радиовещания. Однако «Радио России» не попала в рейтинг самых цитируемых радиостанций страны [10].

Выше уже было сказано, что «Маяк FM», как и «Радио России», находится под руководством ВГТРК. К аудитории этой ра­диостанции Я.Н. Засурский относит людей «среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающих в сравнительно небольших городах» [11]. Стоит отметить, что Я.Н. Засурский называет главным компонентом программ информационных станций «выпуски новостей, которые идут в интенсивном режиме, а также оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения» [12]. Таким образом, «Маяк FM» можно назвать информационной радиостанцией, ведь выпуски «Новостей» выходят в эфир радиоканала каждые полчаса.

Однако с 2007 года концепция вещания радиостанции начала меняться и ориентироваться на молодёжь [13]. Это привело к введению на «Маяке» такого явления, как инфотейнмент. Л.А. Васильева определяет инфотейнмент как «разыгрывание новости» [14]. Данное явление можно наблюдать в таких программах на «Маяке FM», как «Профилактика» и «Ивановы». В последней, например, мы можем услышать не только новости науки, но и как ведущие проводят различные игры. В игре «100 рублей» ведущие задают друг другу вопросы на различные темы, а проигравший отдаёт сопернику 100 рублей. В игре же под названием «30 кадр» участвуют слушатели. Её смысл состоит в том, чтобы угадать фильм по подсказкам ведущих и фрагментам кинокартины, включаемым в эфире. Но, несмотря на своеобразную наполненность эфира, в списке самых цитируемых радиостанций России «Маяк FM» стоит на восьмом месте [15].

Особое место среди информационных радиостанций занимает «Русская служба новостей», занимающая первое место в рейтинге самых цитируемых радиостанций России [16]. Её учредителем является «Русское радио». «Русская служба новостей» - коммерческий федеральный радиоканал, в эфир которого каждые полчаса выходят новостные выпуски. Здесь нужно отметить уникальность информации, которую радиостанция предоставляет своим слушателям: «Русская служба новостей» - не только радиоканал, но и информационное агентство, которое занимается «рассылкой новостей и интервью средствам массовой информации» [17]. То есть данную радиостанцию можно назвать одним из первоисточников новостной информации в системе российского радиовещания. Кроме кратких выпусков новостей, 3 раза в день на радиоканале выходит информационная программа «Главное за сегодня», которая длится от 20 до 80 минут. В программе обсуждаются главные события, произошедшие за день, и приводятся, как правило, по телефону комментарии очевидцев этих событий. Также в программе участвуют эксперты, находящиеся в студии, которые высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме, касающейся произошедшего события. Развлекательных передач на «Русской службе новостей» немного, что объясняется форматом радиостанции. Одной из них является одночасовая программа «Молочные друзья», выходящая в эфир в ночь со вторника на среду. Это передача о новостях из мира музыки и культуры, гостями которой являются представители различных музыкальных направлений. В настоящее время «Русская служба новостей» пользуется большой популярностью.

Перейдём к одному из самых рейтинговых российских музыкальных радиоканалов – «Русскому радио», являющимся федеральным и коммерческим, как и «Русская служба новостей». По данным официального сайта «Русского радио», еженедельная аудитория радиоканала достигает более 25 миллионов человек [18]. Я.Н. Засурский говорит, что радиостанцию слушают преимущественно «молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респон­денты со сравнительно высоким уровнем дохода, предпринимате­ли и домохозяйки» [19].

Говоря об особенностях «Рус­ского радио», нужно отметить первенство этой радиостанции в вещании только отечественной музыки [20]. Естественно, этот фактор не мог не повлиять на популярность радиоканала, а также на преемственность его концепции другими российскими радиостанциями [21]. Однако стремление «Русского радио» к лидерству привело к существенным минусам эфира, заключающимся в преобладании программ развлекательного характера. Их содержание заставляет усомниться в том, что целевой аудиторией радиоканала являются высокообразованные люди. Так, например, в выпуске программы «Русские перцы» от 31.12.2013, куда приходят звёзды российского шоу-бизнеса и делятся со слушателями своими планами, известный певец Валерий Леонтьев отвечал на вопросы ведущих. В их числе был следующий вопрос: «Как Вы относитесь к введению комендантского часа в Санкт-Петербурге?» Вопросы такого рода вызывают недоумение в том случае, когда их адресат не является экспертом. Естественно, никакой смысловой нагрузки данная передача не несёт.

Формат «Русского радио» подразумевает наличие инфотейнмента, который присутствует во всех программах радиостанции, кроме новостных выпусков. К примеру, в передаче «Русское информбюро» рассказывается о новостях без политики, в том числе о сплетнях из мира шоу-бизнеса. Таким образом, основная функция данного радиоканала – рекреативная. Однако информационная функция также выполняется «Русским радио» с помощью ежечасных выпусков новостей, материалы для которых предоставляет «Русская служба новостей».

Отдельного внимания заслуживает музыкально-информационный радиоканал «Комсомольская правда», так как он отличается от некоторых современных российских радиостанций богатой наполненностью эфира. Этот радиоканал предназначен для разнообразной аудитории, так как сетка вещания «Комсомольской правды» кроме музыкальных программ, предусматривает научные передачи, программы для автолюбителей, бизнесменов, кинолюбителей, дачников и домохозяек. Особую роль на радиоканале играет информационно-аналитическая программа «Тема дня», так как выходит 8 раз в день. Каждый выпуск передачи занимает от 10 до 15 минут эфирного времени. Здесь происходит обсуждение последних новостей, которые комментируют эксперты и корреспонденты «Комсомольской правды». Среди множества информационных программ радиостанции стоит отметить программу Андрея Баранова «О России с любовью», в которой ведущий рассказывает, что пишут зарубежные СМИ о России. К ряду необычных передач в системе современного российского радиовещания относится и информационно-аналитическая программа «Военное ревю», которая также выходит на «Комсомольской правде». В ней обсуждаются проблемы армии. Например, в выпуске этой программы от 19.12.2013 происходило обсуждение на тему изменений, которые произойдут в армии после пресс-конференции Владимира Путина. Необходимо упомянуть и передачу под названием «Народный адвокат», в которой ведущий Александр Яковлев и адвокат Леонид Ольшанский говорят о различных притеснениях со стороны властей и помогают решить проблемы слушателей, требующие адвокатской помощи. Такой широкий спектр интересных программ сегодня присутствует в сетке вещания далеко не каждой радиостанции.

Теперь обратимся к радиостанции «Эхо Москвы», которая, как предмет курсовой работы, будет проанализирована в данной главе более подробно, чем радиоканалы, рассмотренные выше. Если говорить о руководстве радиостанции, то необходимо упомянуть медиахолдинг «Газпром-медиа», который владеет 66% ЗАО «Эхо Москвы» [22]. Я.Н. Засурский в своей работе отмечает, что к концу 90-х гг. «Эхо Москвы» прочно заняло важное место в коммерческом эфире благодаря тому, что радиостанция была тогда практически единствен­ным полноценным информационным каналом [23]. Таким радиоканал является и в настоящее время.

По данным официального сайта радиостанции «Эхо Москвы», её целевой аудиторией являются обеспеченные и высокообеспеченные москвичи старше 40 лет с высшим образованием. Эти люди представляют собой более трети ежедневной аудитории радиостанции (799 тыс. чел.) [24]. Если рассмотреть структуру аудитории, которая также представлена на официальном сайте «Эха Москвы», мы увидим, что мужчины немногим более любят слушать данный радиоканал (53,2 %), чем женщины (46,8%). Причем в преобладающем количестве радиостанцию слушают мужчины и женщины, которым уже есть 60 лет.

Среди множества информационных передач радиоканала в первую очередь надо сказать о программе «Новости», которая выходит 33 раза в сутки с интервалом от 15 до 30 минут и длительностью от 3 до 5 минут. Материал для передачи предоставляет служба информации «Эхо Москвы», что является существенным преимуществом, например, перед радиостанцией «Русское радио». Она, как уже было сказано, ссылается на чужой источник информации, а именно на «Русскую службу новостей».

Самыми рейтинговыми передачами «Эха Москвы» являются «Утренний разворот», «Особое мнение», «Клинч», «Обложка-1», «Кейс», «48 минут», «2013», «Разбор полета», «Большой Дозор», «Арсенал», «Своими глазами», «Lingua Franca» «Полный Альбац», «Все так», «Сканер», «Цена победы», «Типичный случай»,«Точка», «Телехранитель», «Попутчики» [25]. Рассмотрим некоторые из них. Александр Плющев и Андрей Ходорченков каждую неделю ведут 45-минутную интерактивную передачу «Точка», в которой обсуждают вместе с гостями-экспертами программы всё, что касается Интернета, а также делятся со слушателями информацией о различных сайтах. Например, в программе от 27.10.2013 рассказывалось о новинках компаний Apple и Nokia, а в выпуске от 10.11.2013 поднималась тема стоимости создания сайта. Если слушатели хотят задать вопросы гостям передачи, они могут это сделать посредством смс-сообщений.

Стоит отметить и еженедельную передачу, заключающуюся в обсуждении мировых политических лидеров и именуемую как «48 минут». Такое название она получила за счёт своей длительности, однако, далеко не всегда данная программа занимает именно 48 минут эфирного времени. Ведут её Наргиз Асадова и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Надо сказать, что выбор личности из мира политики для каждого выпуска всегда обусловлен объективными причинами. Как правило, это выборы президента, мэра и т.д. Слушателям предлагается зайти на сайт «Эха Москвы» и проголосовать за или против обсуждаемой персоны.

На аудиторию, интересующуюся историей СССР и современной России, рассчитана еженедельная программа «Цена победы». Её ведущий – Виталий Дымарский­­­­­­­ - общается с гостями-экспертами на тему различных событий, касающихся истории страны. Так, в программе от 30.11.2013 поднималась тема переименования дня снятия блокады Ленинграда. Ведущий программы предлагает слушателям делиться на форуме информацией и малоизвестными фактами на обсуждаемую тему.

Если говорить о месте и роли радиостанции в системе российского радиовещания и проводить некоторые параллели с другими радиоканалами, нужно отметить, что «Эхо Москвы» в отличие от некоторых из них, скорее всего, сможет достаточно долго находиться в списке самых рейтинговых радиоканалов по многим причинам. Во-первых, как было указано выше, «Эхо Москвы» имеет стабильную аудиторию, какой не имеет, например, «Маяк FM», поскольку относительно новая смена концепции «Маяка», которая подразумевает переориентацию на молодёжь, вызвала частичную утрату прежней аудитории. Молодые же люди не могут в полной мере заинтересоваться радиоканалом, поскольку здесь у них срабатывает определённый стереотип. Этот термин Г.С. Мельник определяет как «упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека» [26]. В данном случае стереотип заключается в восприятии большинством людей «Маяка» как радиоканала, предназначенного для людей среднего и пожилого возраста. Решение этой проблемы может быть найдено только лишь в смене названия радиостанции.

Также «Эхо Москвы» имеет все шансы на долгую популярность ввиду широкого выбора информационных программ, которых нет, например, у «Русского радио», ведь в современном мире существует не так много радиостанций, которые могут предложить слушателям не только всевозможные развлечения и хорошую музыку, но и анализ последних событий, а также решение проблем слушателей. В этом «Эхо Москвы» схоже с радиостанцией «Комсомольская правда».

Немаловажную роль играет и штат «Эхо Москвы», в состав которого входят специалисты своего дела. Помимо журналистов, программы на радиостанции ведут главный редактор спортивных каналов "НТВ-Плюс" Василий Уткин, завкафедрой налогов и налогообложения РЭУ им Г.В. Плеханова, бывший министр труда Александр Починок, старший консультант инвестиционного банка UBS, ветеран разведки Юрий Кобаладзе и другие.

Всё это говорит о том, что на сегодняшний день «Эхо Москвы» занимает прочное место в современной системе российского радиовещания, и конкурировать с данным радиоканалом остальным информационным радиостанциям крайне тяжело.

Примечания

1. Радио Эхо Москвы [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://echo.msk.ru/about/audience/radioaudience.html

2. Медиалогия – система мониторинга СМИ [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/2759/2013/11/

3. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.330-331

4. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.332

5. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.331

6. Радиостанция «Радио России» [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.radiorus.ru/pr/about/

7. Е.Л. Вартанова. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.С.261

8. А.В. Курейчик. Функциональные особенности FM-радиостанций, Издатель: БГУ, 2010. С.57-58

9. В.Умановский. Радио России. Новый облик. // Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. C.198

10. Медиалогия – система мониторинга СМИ [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/2759/2013/11/

11. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.332

12. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.331

13. Газета «Ведомости» от 11.09.2007

14. Васильева Л. А. Делаем новости. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. С.51

15. Медиалогия – система мониторинга СМИ [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.mlg.ru/ratings/federal_media/2759/2013/11/

16. Там же.

17. Русская служба новостей [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://www.rusnovosti.ru/about_radio/

18. Русское радио [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://www.rusnovosti.ru/about_radio/

19. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.334

20. Русское радио [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://www.rusnovosti.ru/about_radio/

21. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.334

22. Газета «Ведомости» от 14.02.2012

23. Средства массовой информации России. Учебное пособие под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. С.332

24. Радио Эхо Москвы [Электронный ресурс] / Режим доступа- http://echo.msk.ru/about/audience/radioaudience.html

25. Там же

26. Г.С. Мельник. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации. Психологические процессы и эффекты. — СПб, 1996 г, С.12

Наши рекомендации