Фанфары (Verdi - Don Carlo - Spuntato ecco il di) фонограмма до 00:37, потом тише и выкл

ЯВЛЕНИЕ 1. Первая песня

Песня (слова Маши Мелашенко)

Музыка – к/ф «Крестный отец», Эннио Морриконе

В зале Гасан, Фалиппа и несколько активных афинян. Хор полукругом стоит внизу, напротив сидящих. Музыканты возле кафедры (?) Анит, Мелет и Ликон рядом ближе к выходу. На выходе – охранник.

Жил-был когда-то земледелец Стрепсиад,
Работал много, был ни беден, ни богат.
Сынок был гад, был вороват,
Погряз в долгах старик несчастный Стрепсиад.

А в Облаках, в Мыслильне жил Отец Сократ,
Умнее всех и изворотливей стократ,
Ел виноград, жевал салат,
И модной этике учил юнцов Сократ.

Из кривды правду он лепил, потом назад,
Из пыли угольной мог сделать снегопад…
Отец был рад – сын-демократ
В зад комару послал святой патриархат!

Пусть кредиторы не ворчат и не кричат,
Сынок ученый уж оформил «невозврат», -
Мозги кипят, слова звучат...
Сократ – Godfather, он достоин всех наград!

Старик в восторге – превосходен результат!..
Но вдруг сказал словечко сыну невпопад.
Сын глуповат, сын грубоват,
Побил отца и доказал - не виноват!

Крестьянин проклял Облака и тот домкрат,
Которым ввысь был поднят Батюшка Сократ,
В душе – разлад, и в сердце – ад,
Мыслильню сжег дотла, остался дым и смрад.

Читатель, будь мудрей, чем старый Стрепсиад,
Весь мир питает лженаучный суррогат, -

Там постулат, а тут – трактат…
Но знай – велик, прекрасен Истинный Сократ!

ЯВЛЕНИЕ 2. В зале, перед началом судебного процесса.

Заходит секретарша, следом за ней журналистка и оператор. Секретарша показывает пропуска, проходит. Журналиста пытается пройти следом, охранник закрывает собой вход. В процессе следующего действия в зал заходят новые афиняне с билетами и с интересом смотрят на происходящее.

СЕКРЕТАРША (хору): Что вы тут за балаган развели?! А ну, марш отсюда! С дороги!

Певцы с обиженным видом уходят, переговариваясь, занимают места первого-второго ряда. Анит, Мелет и Ликон стоят полукругом и что-то обсуждают, время от времени жестикулируя.

ЖУРНАЛИСТКА. Добрый вечер! Добрый вечер, дорогие телезрители! С вами специальный корреспондент ежевечерней программы Акрополь-Вести - ваша несравненная Гликерия. Мы ведем прямое включение из зала Басманного суда г.Афины, где буквально через пять минут начнется нашумевший процесс над Сократом.

Заседание проводит секретарь суда Андрогена. Здравствуйте, Андрогена! Что вы ждете от сегодняшнего процесса?

СЕКРЕТАРША. Здравствуйте, Гликерия. Процесс сегодня будет очень интересный. К нам обратился очень уважаемый человек, любимец публики товарищ поэт Мелет, с заявлением, которое подписал он и ещё два достойных человека. Он обвиняет известного ритора Сократа... в чем же? Смотрите прямое включение заседания.

ЖУРНАЛИСТКА. Андрогена, пожелайте нашим телезрителям что-нибудь этакого!

СЕКРЕТАРША. Смотрите в оба, постарайтесь ничего не пропустить! Я желаю, чтобы вы все получили огромное удовольствие от судебного заседания и чтобы этот процесс запомнился всем очень надолго!

ЖУРНАЛИСТКА. Спасибо, Андрогена. Итак, с минуты на минуты начинается заседание!

Журналистка убегает. Заходят последние активные афиняне.

ПЕРВАЯ (заходит, разговаривая по телефону). Алло, Галочка?! Ты не поверишь! Я откопала-таки билет на процесс! Да-да! (увидев Мелета, Ликона, Анита) Ого!!! Тут те самые обвинители! Кто? Ликон? Не знаю, кто из них! Когда узнаю, скажу. Все, Галочка, они, кажется, начинают скоро! Я перезвоню! Завидуй!

ВТОРАЯ (третьей). Надо места получше занять. Поближе к кафедре.

ТРЕТЬЯ (второй). Сдалась тебе эта кафедра! Ты что, не знаешь, что где-то тут должна стоять клетка? Его в неё и посадят.

ВТОРАЯ (третьей). Ну так нет же клетки!

ТРЕТЬЯ (второй). Значит принесут сразу в клетке!

Усаживаются. Разнообразные диалоги в толпе. «Активные афиняне» здороваются, обнимаются, занимают места. Вокруг Г.Ч.Г. сидит особенно много активных афинян. ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ К/Ф «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ». ВСЕ ЗАМИРАЮТ В ТЕХ ПОЗАХ, В КАКИХ БЫЛИ. ПРОПОЛЗАЯ ПОД НОГАМИ ОХРАННИКА, ВЫХОДИТ ЧЕСТНОЙ.

ЧЕСТНОЙ (с середины сцены, обращаясь к залу) Я – ЧестнОй гражданин, глас Аристофана! (поклоны. Подходит к обвинителям, кривляясь, ходит вокруг них).

Постарайтесь поизящней, помудрее говорить.

Если страшно вам, боитесь, что невежественный зритель

Не оценит полновесно ваших тонких, острых мыслей,

Попечения оставьте! Не заботьтесь!

Страх смешон. Здесь сидит народ бывалый,

Книгам каждый обучался, правду каждый разберет.

Все - испытанные судьи, изощренные в ристаньях,

Спорьте смело, по заслугам зрители оплатят вам.

УХОДИТ ПОД ТУ ЖЕ МУЗЫКУ, ПРОПОЛЗАЕТ ПОД НОГАМИ ОХРАННИКА. КАК ТОЛЬКО МУЗЫКА СТИХАЕТ, ДВИЖЕНИЕ В ЗАЛЕ И МЕЖДУ ОБВИНИТЕЛЯМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

ЯВЛЕНИЕ 3. Начало процесса и выход Сократа.

Секретарша идет к своему месту и что есть силы бьет молотком об дощечку.

СЕКРЕТАРША (орет). Всем встать! Суд идет!

Все поспешно поднимаются. Обвинители спешат на места.

Фанфары (Verdi - Don Carlo - Spuntato ecco il di) фонограмма до 00:37, потом тише и выкл.

Сверху спускаются судьи с самым надменным видом.
Поприветствуем, товарищи, наших судей! Наш Басманный суд - самый Басманный суд в мире!
(Долгие аплодисменты).

Судебное заседание по обвинению Сократа, сына Софрониска, в кощунстве и непочитании богов прошу считать открытым. Можно садиться.

Объявляется состав суда: каменщик Евсипп, разнорабочий Евтихий, завхоз Центрального афинского публичного дома Феолит, временно безработный Аристипп, временно безработный Андокид, гончар Клисфен, разнорабочий Никосфен, временно безработный Килон. Секретарь суда товарищ Андрогина.

Введите подсудимого!

Охранник вводит Сократа под руку. Активные афиняне начинают шуметь и переговариваться.

ВТОРАЯ (третьей). Ну и где? Где твоя клетка?! Обломалась?

ТРЕТЬЯ (второй). Не может этого быть! Где клетка?! Это не по правилам!

ЧЕТВЕРТАЯ (пятой). Погляди, погляди! Я думала, он заросший, а он бритый, оказывается!

ПЯТАЯ (четвертой). Просто облысел, это у него в молодости шевелюра была…

СОКРАТ (толкая охранника). Я философ, я требую к себе бережного отношения!

ОХРАННИК. Все так говорят, милейший, абсолютно все! Сегодня вы у нас философ, завтра Ломоносов, после завтра ещё какой-нибудь Зевсоносул…

СОКРАТ. Пустите, или я за себя не отвечаю!!!

Прыжок. Охранник несет Сократа к кафедре. Сократ кричит и упирается. Активные афинянки восхищаются охранником и посылают ему воздушные поцелуи. Охранник с гордым видом возвращается к входу и ещё долго держит нос кверху.

СЕКРЕТАРША. Подсудимый, пройдите за кафедру. Ваше имя.

СОКРАТ. Сократ.

СЕКРЕТАРША. Вашего отца звали Софрониск.

СОКРАТ. Да.

СЕКРЕТАРША. Чем вы занимаетесь?
СОКРАТ. Я хожу по улицам и беседую с добрыми людьми о законах и мудрости. Я полагаю...
СЕКРЕТАРША. Никаких "я полагаю". Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на Суд! Отвечайте Суду как следует! У вас есть постоянная работа?

СОКРАТ. Я думал, что это постоянная работа. Я разговариваю с людьми и помогаю им познать самих себя, так и оракул в Дельфийском храме завещает. Я полагаю...

СЕКРЕТАРША. Нас не интересует "я полагаю". Отвечайте, почему вы не работали?

СОКРАТ. Я работал. Я считаю это работой. Такой же, как и любую другую.

СЕКРЕТАРША. Нас это не интересует. Нас интересует, с каким учреждением вы были связаны. У вас есть удостоверение за подписью начальника отдела кадров, что вы там философ или кто?

СОКРАТ. Нет.

СЕКРЕТАРША. Очень хорошо. Ваше мнение по вашему делу мы дадим вам высказать в конце процесса. Проводите подсудимого на скамью подсудимых.

Охранник за руку отводит Сократа на скамью подсудимых. Афинянки грустят и обижаются.

СЕКРЕТАРША. Слово для поддержки обвинения предоставляется общественному обвинителю товарищу Ликону.

Наши рекомендации