Итоговый и промежуточный контроль
Промежуточный контроль представляет выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию по данному УМКД, самостоятельное составление студентами схем, таблиц, алгоритмов по изучаемым темам, подбор примеров на изучаемое правило, работу над ошибками.
Итоговый контроль вариативен: написание контрольного диктанта и выполнение тестовых заданий (АСТ-тест), либо написание контрольного диктанта и выполнение грамматического, орфографического, пунктуационного анализа, либо выполнение тестовых заданий (АСТ-тест) и контрольной работы.
Образцы контрольной работы
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Графически объясните расстановку знаков препинания. Сгруппируйте орфограммы по видам, типам, укажите вариантные орфограммы.
В ясный ветре(н,нн)ый день вдыхая зап...хи пробуждё(н,нн)ой земли бродим по пр…талинкам тундры и наблюда…м ма(с,сс)у пр…любопытных явлений. Из(под) ног то и дело выб…га…т пр…падая к земле куропатка сорвётся и тут(же) как подстреле(н,нн)ый упадёт на землю крошечный кулич…к. У основания каме(н,нн)ой ро(с,сс)ыпи проб...рается прож...рливый п...сец покрытый клоч(?)ями выл...нявшей шерсти. Пор…вняв-шись с обломками камней он дела…т хорошо ра(с,сс)чи-та(н,нн)ый прыж…к и пр…давлива…т лапами выск...чившую мышь. А ещё дальше горностай держа в зубах серебр…ную рыбу ск…чками проносит(?)ся к валунам.
У медле(н,нн)о та…щих ледничков скоро зацв...тёт роза которая разв…вает(?)ся и бор...т(?)ся за жизнь ещё под крышкою льда. Наступ…т лето и ветер заколыш...т вен(?)чики цветов. А нам пора возвращат(?)ся в до...атый домик полярной станци… где вкусно пахн…т печ…(н,нн)ым хлебом и уютом человеч(?)его жилья.
2. Исправьте ошибки, определите причины затруднений ученика. Выполните работу над ошибками (на примере трёх разных видов орфограмм и двух видов пунктограмм).
Кусты огалились. Перед глазами гостей неожиданно открылась, окружоная лесом, широкая площядка утромбованая и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьми гранный повельон, весь разуграшенный флагами и зеленью.
Когда стала смеркатся вокруг повельона зажгли длиные цепи, из разноцветных, китайских фонорей. Но этого оказалось мало площядка оставалась почти неосвещённая. Вдруг с обоих концов вспыхнули два электрических солнца. Березы и Грабы, окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед. За ними слабо выресовывались на чёрном небе круглые и зубщатые деревья чащи окутаные в серо зелёную мглу. Кузнечики в степи, незаглушаемые музыкой кричали так громко и дружно, что казалось буд-то кричит только одно кузнечик, но кричит ото всюду: и с права и с лева и с верху.
Практикум по русскому языку*
Специальность: 030601 – журналистика (квалификация – журналист)
Статус дисциплины: региональный компонент
Выписка из госстандарта
ДПП.Ф.14 Практикум по русскому языку
По циклу общепрофессиональных дисциплин журналист в области курса «Практикум по русскому языку» обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации, совершенствует стилистические умения, развивает творческие способности и навыки эффективной письменной коммуникации.
Пояснительная записка
Курс «Практикум по русскому языку» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин «Современный русский язык», «Стилистика», «Литературное редактирование» и «Корректура». «Практикум по русскому языку» является первоначальной ступенью изучения системы современного русского языка в рамках высшего образования. Каждый уровень языка изучается с точки зрения нескольких подходов: структурно-семантического, функционального и коммуникативно-прагматического.
Дисциплина «Практикум по русскому языку» преподаётся для журналистов в рамках антропоцентрического подхода. Особое внимание уделяется не только системно-структурной организации языка (правилам орфографии и пунктуации), но и роли автора текста, который выбирает то или иное средство общения в процессе коммуникации (коммуникативный аспект). Эмпирической базой данного курса являются статьи о работе журналиста, материалы корреспондентов, в том числе опубликованные по итогам прохождения студентами летней производственной практики.
Журналистский материал – это речевая коммуникация, которую можно представить следующим образом: адресант (журналист) – цель коммуникации (коммуникативные намерения адресанта) – средство коммуникации (текст – авторский стиль, язык) – адресат (читатель) – обратная связь (реакция адресата). Чтобы добиться необходимого результата (сформировать отношение, точку зрения; вызвать определённую эмоцию и т. д.), журналист должен правильно определить цель коммуникации и выбрать оптимальное для читательского восприятия средство. Иначе результатом общения станет коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т. е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего.
На занятиях по практикуму в центре внимания оказывается не только средство коммуникации – текст (выбор языковых средств, стилистического регистра), но и коммуникативные намерения журналиста. Журналистика как форма «речевого общения» осложняется отсутствием моментальной обратной связи, причём все трудности приходится решать автору публикации, который сначала должен предугадать реакцию читателя на свой материал, а потом, руководствуясь этим, его написать. Корреспондент, создавая текст, выполняет две задачи: с одной стороны, он отражает, фиксирует, описывает, моделирует действительность; с другой стороны, управляет действительностью, преобразует её, утверждает определенные ценности и нормы, в том числе языковые.
Современный журналистский текст ориентирован на удовлетворение интересов и потребностей читателя не только в области тематики и героев материалов, но и в выборе стиля общения и соответствующих языковых средств. Одним из важных факторов коммуникации является языковая и коммуникативная компетенция адресанта и адресата. Важное условие их взаимопонимания – знание языка, его единиц и правил их изменения, сочетания и употребления, а также норм речевого общения. В рамках курса «Практикум по русскому языку» студенты совершенствуют не только свою грамотность, но и коммуникативную компетенцию.
Занятия в рамках данного курса не сводятся только к выполнению упражнений и написанию диктантов, рассчитанных на отработку той или иной орфограммы или пунктограммы. На занятиях студенты могут реализовать свои творческие способности – используя список слов и словосочетаний написать журналистский материал; сделать зарисовку об одногруппнике, используя максимальное количество прилагательных и причастий с н и нн, составить кроссворд или ребус, проверяющий знание одногруппниками слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением; разыграть сценку, отражающую суть расстановки знаков препинания при однородных членах или в различных типах сложного предложения.
Таким образом, в процессе работы используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальная, парная и групповая работа. Значительный объём информации отводится на самостоятельное изучение, что позволяет студенту систематизировать знания, полученные в рамках школьного обучения, и реализовать навыки, которые приобретаются в курсе «Технология самостоятельной работы».
В течение двух семестров студенты практически на каждом занятии выполняют небольшие самостоятельные и контрольные работы, что позволяет отследить эффективность усвоения материала. Обсуждение и исправление различных видов ошибок, допущенных в материалах, которые студенты создают в рамках «Выпуска учебной газеты», проходит в форме индивидуальных консультаций. Каждый семестр изучения дисциплины «Практикум по русскому языку» завершается зачётом, который проводится в форме контрольного диктанта с авторским продолжением.