Законы внутренней этики

Вот как, к примеру, формулируются некоторые из положений внутренней этики Службой новостей телекомпании «4 канал». Большинство из них — результат многолетней практики, когда любая неудача, откровенный журналистский «ля тем не менее, давали урок профессионализма, позволяли приобрести новому поколению репортеров полезный опыт, формировали некий свод неписаных законов внутренней этики и, как следствие, философии новостей.

* Журналист не должен инициировать события.

Такой принцип появился в новостях «4 канала» после того, как в ноябре 1997 года сотрудникам Службы новостей пришла в голову мысль организовать «предпраздничную» акцию накануне 80-ой годовщины Октябрьской революции. Идея акции заключалась в том, что накануне годовщины революции — 6 ноября в филиале магазина «Кировский» можно было приобрести продуктовые наборы за старые, вышедшие из обращения деньги образца 1961 года. В наборы входили тушенка, сгущен крупа, плитка шоколада и т. д. Стоили такие наборы пять рублей двадцать пять копееек. По требованию генерального директора сети супермаркетов, было выдвинуто еще одно условие — продукты продавали только по пенсионным удостоверениям.

Акция была хорошо разрекламирована. В назначенный день у филиала «Кировского» собралось много людей, в основном пенсионеры. Приготовленные наборы быстро разобрали. Вскоре в Новости посыпались звонки недовольных граждан с претензиями, что наборов почему-то было мало, что надо было их не «продавать» в магазине, а разносить (!) по квартирам. Пенсионеры, вопреки замыслу репортеров Службы новостей, не приняли акцию как шутку. После этого уже никому приходит в голову идея инициировать подобным образом события.

* Не показывать «самосожженцев» и «лжеминирования».

«Самосожженцы» — это внутренний термин. Под ним в Службе новостей подразумевают человека или группу людей, которые пытаются использовать телевидение для решения своих проблем. Это правило появилось после выхода сюжета о женщине, которая пыталась совершить акт самосожжения на крыльце здания областной администрации, потому что ей — матери-одиночке с тремя детьми — давали квартиру большей площади, чем у нее была. Пример мог оказаться заразительным. Это подтвердили и события осени 2005 года. Когда сюжет о мужчине, который поджег себя и выбросился из окна многоэтажки, прошел по всем без исключения каналам У РФО. Об этом также можно было судить по многочисленным откликам «заинтересовавшихся» сюжетом телевизионщиков с центральных каналов. Другое дело, что одни «смаковали» в деталях и крупных планах острый с

жет, а другие, как «4 канал», рассказали о великой трагедии отчаявшегося мужчи­ны, не акцентируя внимание на видеоряде.

От показа «лжеминирований» (сюжетов о якобы заложенной в здании мине) Служба новостей «4 канала» отказалась по вполне понятным причинам. По дан­ным областного штаба ГО и ЧС, число сообщений о минировании резко возрастает после того, как местные телеканалы показывают подобные сюжеты. Поэтому если в здании не было найдено взрывного устройства, новости «4 канала» не станут рас­сказывать об этом событии.

* Не показывать тела погибших крупным планом.

Это правило уже давно принято журналистами большинства российских и за­рубежных телекомпаний. Однако из всех местных телеканалов только «4 канал» придерживается его в полной мере. С профессиональной точки зрения бывает ин­тересно проследить: сколько материала из отснятого на месте криминального со­бытия выйдет в эфир у коллег из нескольких телекомпаний Екатеринбурга. Меж­ду тем еще три-четыре года назад Служба новостей могла позволить себе показать то, что сегодня в эфир пропущено не будет. Чувство меры в освещении подобных новостей формировалось очень долго. Сегодня в новостях «4 канала» ни при каких условиях не будет показано тело погибшего человека крупным планом. Также жур­налист не станет использовать в сюжете на криминальную тему слово «труп».

* В новостях не должно быть заказных материалов.

На первый взгляд, это аксиома истинных профессионалов. Однако многие вла­дельцы региональных СМИ, особенно в небольших городах с населением чуть боль­ше ста тысяч человек, ссылаются на то, что рекламодатель предпочитает положи­тельные статьи и сюжеты о себе размещению рекламы в открытой форме в таком же объеме. В связи с таким положением некоторые учебные центры подготовки работников региональных телекомпаний на своих курсах теперь даже учит журна­листов: как сделать заказной материал так, чтобы это не «бросалось в глаза».

Однако по мнению бизнес-консультанта из США Уильяма Данкерли, кото­рый вел несколько номеров постоянную рубрику в российско-европейском жур­нале о медиа «Среда», — публиковать заказные материалы гораздо менее выгод­но прежде всего для самого рекламодателя: «Ваше издание должно работать как денежный печатный станок для рекламодателя: если рекламодатель тратит 1000 руб­лей на рекламу, он должен «вернуть» 4000 рублей. Является ли ваше издание таким печатным станком для денег? Многие российские медиа-предприятия — нет. В боль­шинстве случаев причина заключается в отсутствии эффективной связи между мар­кетинговыми приемами рекламодателей и потенциальными потребителями».

Многие российские специалисты, в том числе и в сфере экономики, также при­держиваются подобной точки зрения. Ведь доверие читателей к изданию — это его главный козырь с точки зрения коммерческой эффективности. Если изданию до­веряет читатель, стало быть, оно популярно, а если оно популярно, то в нем будет высокая стоимость площади за рекламу. Получается, что этика и экономика очень тесно связаны. Рентабельно быть честным перед читателем. Эффективный ком­мерческий путь — быть честным перед читателем, никогда не смешивать редакци­онную политику и информационную насыщенность с рекламой. В литературе по этике бизнеса есть один популярный тезис: «Хорошая этика есть хороший бизнес».

Наши рекомендации