Классицизм и его судьба в русской литературе

Практическое занятие 6

Задание

Сформулируйте основные черты классицизма как художественного метода, исходя из рекомендаций А.П. Сумарокова ("Эпистола о стихотворстве"). Обобщите материал, приведите примеры из русской и зарубежной литературы. Сопоставьте басню В.К. Тредиаковского "Ворон и Лисица" с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица". Найдите общее и различное. Рассмотрите, как в произведении Тредиаковского реализуются принципы классицизма и как или трансформируются (или разрушаются) в тексте Крылова.

План

1. Общее понятие творческого метода. Его соотношение с понятиями "литературное течение (направление)", "школа", "стиль писателя".

2. Общественно-исторические условия возникновения и формирования классицизма в России.

3. Жанры русского классицизма, их специфика. Принципы изображения характеров. Теория "трех стилей".

4. Нормативность теории и литературная критика: отступление от канонов классицизма в творчестве русских писателей.

5. Черты классицизма в методе просветительского реализма. Дискуссионность понятия "просветительский реализм".

6. Выпишите в словарь терминов определения - классицизм (характеристика), жанры русского классицизма, художественный метод, понятие "просветительский реализм" и др.

А.П.Сумароков. Эпистола о стихотворстве

Стихи слагать не так легко, как многим мнится.

Незнающий одной и рифмой утомится.

Не должно, чтоб она в плен нашу мысль брала,

Но чтобы нашею невольницей была…

Знай в стихотворстве ты различие родов

И, что начнешь, ищи к тому приличных слов,

Не раздражая муз худым своим успехом:

Слезами Талию, а Мельпомену смехом…

Рассмотрим свойство мы и силу эпиграмм:

Они тогда живут, красой своей богаты,

Когда сочинены остры и узловаты;

Быть должны коротки, и сила их вся в том,

Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.

Склад басен должен быть шутлив, но благороден,

И низкий в оном дух к простым словам пригоден,

Как то де Лафонтен разумно показал

И басенным стихом преславен в свете стал,

Наполнил с головы до ног все притчи шуткой

И, сказки пев, играл все тою же погудкой…

Сонет, рондо, баллад – игранье стихотворно,

Но должно в них играть разумно и проворно.

В сонете требуют, чтоб очень чист был склад…

Коль строки с рифмами – стихами то зовут.

Стихи по правилам премудрых муз плывут.

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен.

Витийств не надобно, - он сам собой прекрасен…

Старайся мне в игре часы часами мерить,

Чтоб я, забывшийся, возмог тебе поверить,

Что будто не игра то действие твое,

Но самое тогда случившись бытие…

Свойство комедии – издевкой править нрав;

Смешить и пользовать – прямой ее устав.

Представь бездушного подьячего в приказе,

Судью, что не поймет, что писана в указе.

Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,

Что целый мыслит век о красоте волос,

Который родился, как мнит он, для амуру,

Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.

Представь латынщика на диспуте его,

Который не соврет без "ерго" ничего.

Представь мне гордого, раздута, как лягушку,

Скупого, что готов в удавку за полушку.

Представь картежника, который, снявши крест,

Кричит из-за руки, с фигурой сидя: "Рест!"

Ступай за Боалом и исправляй людей.

Смеешься ль, страсти зря, представь мне их примером

И, представляя их, ступай за Молиером.

Когда имеешь ты дух гордый, ум летущ

И вдруг из мысли в мысль стремительно бегущ,

Оставь идиллию, элегию, сатиру

И драмы для других: возьми гремящу лиру

И с пышным Пиндаром взлетай до небеси

Иль с Ломоносовым глас громкий вознеси…

Все хвально: драма ли, эклога или ода –

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа;

Лишь просвещение, писатель, дай уму;

Прекрасный наш язык способен ко всему (1747).

В.К.Тредиаковский. Ворон и Лисица

Негде Ворону унесть сыра часть случилось:

На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.

Оного Лисице захотелось вот поесть;

Для того домочься б, вздумала такую лесть:

Воронову красоту, перья цвет почистивши,

И его вещбу еще также похваливши,

Прямо, говорила: "Птицею почту тебя

Зевсовою впредки, буде глас твой для себя,

И услышу песнь доброт всех твоих достойну".

Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,

Начал, сколько можно громче, каркать и кричать,

Чтоб похвал последню получить себя печать.

Но тем самым из его носа растворенна

Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна

Оною корыстью, говорит тому на смех:

"Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех".

И.А.Крылов. Ворон и Лисица.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Литература

1. Буало Н. Поэтика искусства (по хрестоматии).

2. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. С.117-153.

4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков. Книга для учителя. – М., 1983. С.29-42.

5. Литературные манифесты западноевропейских классиков. –М., 1980.

6. Поспелов Н.Г. Проблемы литературного стиля. – М., 1970.

7. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. – М., 1981.

8.

Словари и справочные издания

1. Краткая литературная энциклопедия и Литературный энциклопедический словарь (соответствующие статьи).

2. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Словари, энциклопедии: feb-web.ru

Практическое занятие 7

Наши рекомендации