Потребительские характеристики газеты
Создавая макет, сотрудники секретариата используют разные приемы и виды верстки, некоторые так увлекаются, что теряют стилевое единство номера. Чтобы этого не случалось, редакция разрабатывает композиционно-графическую модель оформления газеты – устанавливает определенную систему содержания и оформления издания, которая позволяет наилучшим образом выявлять и сохранять его индивидуальность из номера в номер, поддерживать общение с аудиторией в понятных, привычных и удобных для нее формах, а также ускорять процесс выпуска номера. Эта модель обычно складывается из двух локальных моделей – тематической и графической:
тематическая модель определяет организацию номера по конкретным постоянным рубрикам, разделам, по их выходу на полосы в определенные дни недели. Во многих редакциях она бытует под названием сетевой график.
графическая модель включает в себя распределение материалов по полосам, их композиционное расположение на странице, шрифтовое, размерное и цветовое оформление. В ней устанавливают постоянные графические элементы – количество колонок на полосе, виды верстки полос, заголовков, виды текстовых и заголовочных шрифтов, их размеры, форматы текстового набора, границы между материалами, виды разделительных линеек и т.д.
Существуют два уровня моделирования – описательная и физическая модель. Первая представляет собой памятку для сотрудников редакции и типографии, в которой описаны все основные тематические и графические особенности газеты. Она закрепляет за каждой полосой разделы, текстовые шрифты, вид верстки, формат набора, средства выделения и т.д., учитывает также периодичность публикаций той или иной тематики, их объем, место в номере. Такая памятка позволяет всем, кто участвует в выпуске номера, работать оперативно, не тратить время на обсуждение, какие графические элементы необходимо использовать. Физическая модель – это та же описательная модель, но закрепленная в комплекте стандартных (или типовых) макетов полос, на основе которых и ведется выпуск газеты. Современные электронные программы верстки, богатый выбор изобразительных компьютерных средств позволяют дизайнеру, оформителю газеты сделать удобную графическую модель газеты. Наличие стилей, занесенных в память компьютера, исключают отход от модели.
Каждое периодическое издание получает свою оценку у потребителя, на основании которой он решает: покупать, подписываться на него или нет. Весьма пристально оценивают его и рекламодатели, прежде чем вложить туда свои деньги. Поэтому редакционный коллектив, чтобы его продукция успешно конкурировала на информационном рынке, должен учитывать достаточно широкий диапазон параметров, характеризующих издание с различных сторон.
Весь набор характеристик издания можно разбить на четыре категории:
организационно-технические;
содержательные;
оформительские;
потребительские.
Каждая категория включает в себя систему критериев, часто интегрального характера, позволяющих объективно оценивать газету или журнал, а также ввести по значительной их части количественные оценки, что дает возможность сравнения изданий между собой.
В категорию организационно-технических характеристик входят:
Содержательно-жанровый статус издания в той формулировке, в которой его определяет сам издатель. Если самоопределение отсутствует или фактический статус противоречит статусу, заявленному издателем, это дезориентирует потребителя.
Год основания издания. Если издание прекращалось и возобновлялось, это должно быть отмечено в издании.
Учредитель издания. Название учредителя является информацией, обязательной для опубликования в выходных данных, но многими изданиями не обнародуется либо маскируется за малоинформативными названиями фирм-издателей. Следует отметить, что далеко не всегда известность учредителя и издателя помогает понять, чьи интересы выражает издание.
Периодичность. Этот важный параметр характеризует степень интенсивности воздействия печатных СМИ на аудиторию.
Объем издания (журнала) указывается в журнальных страницах, а не в печатных листах, для облегчения понимания. Это также удобно для сравнения изданий, поскольку большинство имеют один и тот же формат – А-4. Объем издания позволяет судить не только о толщине кошелька издателя, но и о рекламной емкости.
Тираж указывается разовый. Этот важнейший показатель спроса должен рассматриваться совместно с направленностью на сегмент аудитории и типом распространения, чтобы дать объективную картину истинной популярности.
Красочность. Для этой характеристики указывается тип печати: в одну, две или четыре краски, при необходимости выделяя обложку и другие части издания. Этим параметром во многом определяется привлекательность издания для рекламодателей.
Бумага. Указывается наиболее характерный для издания тип применяемой бумаги по потребительским критериям, что позволяет судить о полиграфическом качестве и уровне заботы редакции о «товарности» издания.
Распространение издания. Данная характеристика воплощается в трех разновидностях: подписка, розница и бесплатная рассылка, наличие и соотношение которых дает понятие о степени устойчивого спроса, типе коммерческой идеи и сбытовой политике редакции.
Размещение рекламы. Доля журнальной или газетной площади, на которой размещена реклама. Реклама классифицируется на обычную открытую рекламу и на скрытую, в той или иной степени имиджевую рекламу, что дает возможность оценить как интерес рекламодателей к изданию, так и рекламную политику редакции.
В содержательные характеристики входят:
Актуальность, то есть степень отражения в издании современных процессов развития той или иной сферы или отрасли, а также наличие проблематики, интересующей читательскую аудиторию.
Аналитичность, то есть серьезность и системность подходов к формированию тематики издания и глубина освещения проблем. Кроме того, в этом критерии заложена оценка профессионализма публикаций в своей предметной области.
Новизна. Данный критерий отражает как степень новизны тематики, так и нетрадиционность подходов и методов в освещении проблем. Также эта характеристика косвенно устанавливает способность редакционного коллектива адекватно реагировать на изменения в политической, экономической, социальной и других сферах общества.
Практичность, которой измеряется степень пригодности информации, преподнесенной в издании, к использованию в практической деятельности читателей. Этот широко трактуемый критерий позволяет судить в значительной степени о полезности издания, его информационной ценности. Под практичностью в данном случае понимается не только голая утилитарность, удовлетворение сиюминутных потребностей, но и стратегические задачи, например, помощь в профессиональном и общекультурном развитии.
Язык. Интегральный критерий включает в себя такие понятия, как простота и доступность изложения, степень злоупотребления научной терминологией и техническим жаргоном, насыщенность речевыми оборотами из канцелярско-бюрократической лексики, наличие научной и литературной редактуры, а также уровень языковой культуры, что в итоге отражает степень адекватности отображения смысла в текстовой форме.
В оформительские характеристики входят:
Удобочитаемость. Данный составной критерий включает в себя не только уровень быстроты идентификации литер, распознаваемости и воспринимаемости текста, удачность подбора шрифтовых гарнитур, но и результат работы всей совокупности систем: «шрифт – подложка», «текст – иллюстрация», «поле набора – бумажный лист» и так далее, в том числе логичность структуры издания, разделение на информационные блоки, наличие визуальной распознаваемости и удобной системы поиска и идентификации информации.
Иллюстрированность. По ней понимается оптимальность насыщения журнальных полос содержательными и декоративными нетекстовыми изобразительными элементами, а также их уместность, сочетаемость с текстом и другими элементами системы оформления. Кроме того, принимается во внимание содержательное, изобразительное и техническое качество иллюстративных материалов. Этот критерий позволяет оценить не только профессионализм сотрудников редакции, работающих с изображениями, но и умение руководства издания системно подходить к работе с информацией. Количество иллюстраций, их содержательность, изобразительность и другие параметры помогают оценить, с одной стороны, имеется ли у редакции понимание того, что форма не менее важна, чем содержание, а с другой стороны, - присутствует ли чувство меры.
Оформление. Данная интегральная характеристика включает в себя критерии наличия и качества общей художественной концепции издания, обретения «своего лица», применения собственных оригинальных приемов размещения разных типов информации на полосах и в общем объеме издания. Сюда также относится умение плодотворно пользоваться широким арсеналом художественно-технических приемов и средств современной издательско-полиграфической техники. Эта характеристика позволяет оценить системность художественных подходов и степень выполнения главной задачи любого издания – мотивировать читателя прочесть его и помочь наилучшим образом усвоить информацию.
В потребительские характеристики входят:
Направленность, то есть сознательная или неосознанная предназначенность для тех или иных сегментов читательской аудитории, что позволяет оценить потенциал и границы влияния издания.
Информационная ценность. Данный интегральный критерий включает в себя такие понятия, как степень оригинальности, или, наоборот, заимствованности информации, ее свежесть, приложимость к практической деятельности читателей, влияние на общекультурное развитие, точность, достоверность и подробность публикаций, их злободневность и соответствие запросам читательской аудитории. Этот комплекс характеристик позволяет оценить, во-первых, насколько фактическая тематика, масштаб и качество публикаций соответствует продекларированным редакцией, и, во-вторых, представляет ли собой издание реального помощника в делах, или оно – лишь средство удовлетворения чьих-то амбиций.
Товарный вид. Эта комплексная характеристика включает в себя такие параметры, как качество бумаги, полиграфическое исполнение, красочность, иллюстрированность, понятность структуры и наличие системы поиска информации, распознаваемость и наличие собственного «лица», привлекательность обложки, а также остальные параметры, ощущаемые и оцениваемые на качественном уровне органолептическим методом, т.е. взглядом, наощупь, по запаху и т.д.
Подготовленность читателя. Уровень и специфика подготовленности читателей, требующиеся для понимания информации, публикуемой изданием, выступают как дополнительные критерии, которые косвенно помогают оценить качественно и количественно спрос на издание и структуру спроса, а также позволяю оценить степень специализированности информации и практическую значимость издания для каждого типа читателя и рекламодателя.
Конкурентность. Эта характеристика описывает уровень конкурентности информационного поля, на котором выступает конкретное издание, что дает возможность оценить его шансы на реальный успех, а также понять, есть ли необходимость совершенствовать издание по тем или иным аспектам. Кроме того, это дает некоторое понимание статуса и положения издания на рынке информации.
Индекс жизнестойкости. Данный интегральный показатель учитывает тип финансирования издания, его источники, категорию коммерческой идеи издания, источники информационной поддержки, профессионализм и кадровую структуру редакционного коллектива, характер распространения издания, амбиции издателей и круга авторов. Эта комплексная качественная характеристика позволяет ориентировочно оценить перспективы самого издания и любых типов сотрудничества с ним.
Описанный комплекс характеристик дает реальную возможность читателю, рекламодателю и посредникам всех видов с достаточной степенью уверенности делать свой выбор.
Лекция №23.