Характер и условия газетного труда
Некоторые выпускники школ, решившие выбрать профессию журналиста, довольно туманно представляют себе будущую работу, поскольку их познания о ней чаще всего берутся из книг и фильмов, телепередач, в которых работник СМИ выглядит довольно привлекательно, а его жизнь, кажется, состоит из одних приключений и приятных событий. Подобные представления можно найти в книге В.Н. Курицына «Журналистика 1993-1997» (СПб., 1998). Вспоминая о собственных представлениях о журналистике, он пишет, что его манил миф о редакционной атмосфере: свой кабинет, коридоры и лестницы, полные сплетничающих, флиртующих, жующих бутерброды и улетающих в горячие точки журналюг, циничное умение сочинить за полчаса репортаж о событии, которого не видел, и сладкое право распоряжаться рабочим временем по своему усмотрению. Плюс запах свежеотпечатанной газеты, о котором твердят все авторы без исключения. «...Воплощение первой детской мечты - о редакционной атмосфере - у меня связано с газетой «Вечерний Свердловск». Там был полной набор: многоэтажное здание в центре города, забитое редакциями, журналюжная тусня, искомый кабинет, где можно было пить пиво с друзьями и из которого можно было уходить, когда душа пожелает, пить пиво к друзьям… В Москве для меня воплотился второй дорогой с детства миф - о журнализме. Из журнала «Журналист» и из соответствующей литературы я знал, что существует - на Западе, правда, а не у нас - так называемые колумнисты. Люди, которые ведут в журналах-газетах свои авторские рубрики: пишут с определенной периодичностью в определенном формате то, что думают по тому или иному поводу. Сидят, в общем, дома и пишут, что хотят, про что хотят. Работы идеальнее я себе представить не мог ….Брать интервью и «собирать материал» для очерков или корреспонденций мне всегда претило, люди за пределами референтного круга никогда не были мне особенно интересны, необходимость бывать в каких-то чужих местах всегда казалась мне мало совместимой с человеческой природой. В последние годы я получил широкую возможность заниматься этой идеальной работой: придумывать и вести авторские рубрики в разных местах. Высасывать из пальца соображения, которые представляются мне самому хоть отчасти любопытными, и рассказывать их своим друзьям и другим, незнакомым, но тоже дорогим моему яркому сердцу «читателям газеты».
Эти откровения показывают, что человек воплотил в жизнь свою мечту. Однако его взгляд и отношение к журналистике не являются нормой и довольно далеки от настоящего понимания и владения этой интересной профессией. Вся разница в том, что автор подстраивал журналистику под себя. Настоящий же журналист исходит, прежде всего, из общественных интересов. И главным в его мыслях и делах являются не собственные удобства, а социальная ответственность за то, что он пишет и для чего это делает. Именно служение людям, своим читателям, помощь им в решении их жизненных проблем являются наиболее важной мотивацией журналиста в его работе, а не только гонорар и зарплата, хотя и они являются существенным фактором. Однако же не это, последнее, заставляет журналистов работать в оппозиционной властям печати, несмотря на мизерную зарплату, рисковать жизнью при сборе и публикации информации, которую пытаются скрыть, и т.д.
Понимание журналистом своей политической и социальной роли, возможности активно влиять на общественные процессы является для него источником удовлетворения своей работой. Личная причастность к важнейшим событиям общественной жизни развивает обостренное чувство долга. Эти настроения каждого отдельного журналиста складываются в общее устойчивое настроение всего редакционного коллектива. Гордость за свою профессию большинства членов коллектива объясняет и их требовательность к себе и коллегам, нетерпимость к сотрудникам, равнодушным к журналистике, некомпетентным, случайно попавшим в редакцию. Здесь следует подчеркнуть, что такие чувства характерны для журналиста, которого отличает единство личных целей и ценностей с целями и ценностями общества. Если микросреда «работает» в соответствии с макросредой, т. е. направление ее воздействий согласуется с общей социальной ситуацией, личность, пребывающая в этой конкретной микросреде, осваивает широкую социальную среду, характерные для нее воззрения и идеалы, считают психологи. В противном случае сотрудники имеют совсем иную мотивацию своей деятельности.
Прежде всего, труд журналиста носит комплексный характер, т.е. сочетает в себе несколько видов деятельности – литературную, содержащую собственное творчество журналиста (создание информационно-публицистических текстов), редакторскую (правка и доработка авторских текстов) и организаторскую, включающую в себя массовую работу с аудиторией, авторским активом, о чем более подробно будет рассказано в последующих главах. В отличие от труда писателя, который работает самостоятельно от начала до конца создания литературного произведения, деятельность газетчика носит двойственный характер. С одной стороны, он, подобно литератору или представителю другой творческой профессии, свободен в сборе материала, разработке темы, выборе художественных средств при написании текста, т. е. он создает литературное произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь одним из элементов в общем «концерте газеты», в системе газетного номера, который создается коллективно, всей редакцией. И как элемент он должен быть подчинен целому - соответствовать общей идее номера, его тематике, жанровым особенностям и т. д. Поэтому при подготовке материала к публикации его коллективно дорабатывают в нужном направлении. Эти функции возлагаются на заведующего отделом, работников секретариата, заместителя редактора. Коллективная сторона в работе над материалом может выражаться также в совместном обсуждении автором и его коллегами темы будущего выступления, жанровой формы и других сторон работы.
При таком подходе к делу молодому журналисту, недавно пришедшему в редакцию, важно понять свою роль и место в общем процессе производства газеты, развивать способности наиболее оптимально сочетать личные творческие устремления с коллективными интересами редакции. Добровольное и сознательное самоограничение журналистом своих личных планов, согласование их с задачами коллектива, стоящими перед ним в данный момент, с теми целями, которые оправдывают эти ограничения, нисколько не ущемляют его творчество, а наоборот, приводят к гармонии в его отношениях с самим собой, с коллегами, коллективом в целом. Недостаточное же понимание и учет индивидуально-коллективного характера журналистского труда нередко приводят к тому, что новички обижаются, видя, как их работа подвергается правке, считают это посягательством на их творческую индивидуальность, вступают в конфликты, что сказывается на уровне социально-психологического климата отдела.
Такие же последствия имеет и несознательное отношение к производственно-творческому характеру журналистского труда. В отличие от того же писателя, художника, композитора, которые часто не ограничены во времени при создании своих произведений, журналист обязан написать текст в определенном объеме и в условленный, зачастую очень сжатый срок. Его деятельность строго подчинена производственному ритму выпуска номера газеты. В редакции, как и на любом предприятии, существуют производственные планы, с помощью которых регламентируется вся творческая работа журналиста. В соответствии с этими планами каждый журналист должен производить определенное количество строк текста, чтобы заполнить газетные страницы.
Неумение отдельными сотрудниками редакции четко организовать свой труд, создать оптимальный режим работы приводит к тому, что у них не остается времени на творческую сторону деятельности — обдумывание свежих, оригинальных тем, поиск новых «поворотов» в известных темах, интересных форм подачи материалов и т. д. Их работа превращается в «строчкогонство» - формальное выполнение установленной нормы строк текстов. Постоянный дефицит времени толкает таких журналист к использованию литературных штампов, поверхностному освещению проблем, многословию и пустословию. Это, конечно, не может устраивать творческую личность. Отсюда — жалобы определенной категории работников на монотонность, однообразие, рутину редакционной работы, неудовлетворенность своим трудом. Решить эту проблему, на наш взгляд, можно с помощью строгой организации собственного труда, а также с научной организацией работы редакции в целом.
Регулярный выпуск газеты, плановое производство публицистических текстов ставят журналиста в условия непрерывного труда. Его рабочий день, как известно, не нормирован. Обдумывание новых тем, проблем, деловые телефонные звонки продолжаются и дома, поскольку творческий процесс нельзя вогнать в распорядок рабочего дня редакции. Заканчивая писать один материал, журналист в то же время продолжает собирать факты, беседовать со специалистами, читать литературу, осмысливать жизненные явления для следующего выступления, думать над темами дальнейших публикаций, помогать нештатным авторам в работе над их рукописями и т. д., причем нередко делает все это оперативно. Опытные журналисты говорят, что журналистика — это не профессия, это образ жизни, что в общем близко к истине — зачастую все рабочее и нерабочее время журналиста подчинено интересам редакции. Он постоянно испытывает психологическую нагрузку, которая не исчезает, а лишь возрастает или уменьшается в зависимости от ситуации, в которую попадает журналист, от степени сложности задания.
Неумение отдельных сотрудников работать оперативно и непрерывно (а это влечет за собой срыв редакционных заданий, плана публикаций) вызывает соответствующую реакцию их коллег, определенное отношение к ним в коллективе. Чтобы улучшить социально-психологический климат редакции, сотрудников, которые не могут оперативно выполнять задания в силу индивидуальных особенностей, черт характера, следует, на наш взгляд, переводить на те участки работы редакции, где указанные качества не играют решающей роли.
Эмоциональное благополучие журналист испытывает, когда он чувствует, что его ценят в коллективе, доверяют ему выполнение важных редакционных заданий, внимательно относятся кего творческой индивидуальности. Однако завоевать авторитет в журналистском коллективе непросто, особенно новичку или выпускнику вуза. Быстрому вхождению сотрудника в коллектив помогает специализация. Суть ее состоит в том, что она позволяет каждому журналисту глубоко вникнуть в какую-то сферу общественной жизни — экономику, культуру, науку, международные отношения и т. д., детально изучить ее проблемы, стать специалистом в этом деле, компетентнее которого нет ни в отделе, ни в редакции. Это создает профессиональную ценность сотрудника, повышает его личную ответственность за порученный участок работы, придает ему моральный вес в глазах коллег, чувство собственной необходимости коллективу, т. е. значительно повышает его оценку окружающими и его самооценку.
Журналистская специализацияимеет несколько форм. Во-первых, это распределение между сотрудниками различных проблем отрасли, сферы общественной жизни, освещаемой отделом. При этом важно учитывать тип образования и квалификации тех журналистов, которые пришли в редакцию из других сфер деятельности и отводить тематику, близкую их профилю. Например, в отраслевых отделах каждое направление отрасли может вести конкретный сотрудник. В отделе международной жизни специализация складывается по-другому: здесь каждый сотрудник отвечает за определенный регион. Один «ведет» страны Америки, другой ведает проблемами стран Африки и Азии, третий освещает жизнь в странах Европы.
Во-вторых, жанровая специализация. Одни сотрудники предпочитают писать репортажи, другие — очерки, третьи — корреспонденции, четвертые — фельетоны. Такое разделение труд позволяет вырастить в редакции талантливых репортеров, очеркистов, фельетонистов.
Особую роль играет специализация в редакциях молодежных газет. Коллективы этих изданий более, чем другие редакционные коллективы, подвержены обновлению. Часто лучших журналистов, которые нашли свои темы, обрели собственный творческий почерк, приглашают работать в газеты и журналы более высокого уровня. Вакантные же места заполняют главным образом люди, чей жизненный и профессиональный опыт еще невелик, - выпускники университетов, вчерашние школьники. В связи с этим возникает проблема: каким образом новичку быстро и с наименьшими потерями для себя и для издания освоить профессиональные навыки, стать в коллективе полноценным и полноправным работником, которого бы уважали коллеги. Практика показывает, что наиболее эффективный способ добиться такого результата — это на первом этапе узкая специализация. За короткое время журналист должен превратиться в самого компетентного сотрудника в отделе, а затем и в редакции по определенной теме. Только после ее достаточного освоения, приобретения деловых, авторских связей, знакомства с уже накопленным опытом в данном вопросе можно ожидать от сотрудника более или менее полноценной деятельности, Этот первый этап изучения тематического материала и накопления знаний можно условно назвать «сотрудник — тема».
Второй этап — «сотрудник — идея»— наступает тогда, когда компетенция журналиста в своей теме настолько высока, что он, опираясь на весь изученный материал, уже может предлагать собственные идеи решения тех или иных вопросов. Глубокое освоение материала, свободное владение им, чувство уверенности в знании проблематики располагают к творчеству. На основе полученных знаний уже легче в дальнейшем осваивать смежные темы, разбираться в проблемах, освещаемых отделом. Благодаря такой специализации новички быстро становятся ценными для издания сотрудниками, растет их авторитет как специалистов. Положительная оценка их деятельности со стороны руководства газеты, других членов коллектива создает у молодых журналистов то самое эмоциональное благополучие, которое так необходимо для творческой работы.
Еще лучше студентам-журналистам начинать тематическую и жанровую специализацию не в редакции, а в университете, чтобы приходить в журналистский коллектив уже хорошим специалистом по конкретным вопросам общественной жизни. На эту мысль наталкивает анализ тематических интересов журналистов. Для одних отделов редакций газет сотрудников имеется с избытком, а для других явно не хватает. Видимо, при подготовке журналистов в вузах необходим более тщательный учет того, в работниках какой тематической, жанровой специализации нуждаются те или иные редакционные коллективы, необходима прямая связь редакции с факультетами и отделениями журналистики университетов. Предварительное знакомство редакционных коллективов со своими будущими сотрудниками, прохождение студентами производственных практик в этих редакциях, несомненно, помогут выпускникам в дальнейшей работе быстро найти себя, свое место в коллективе, предупредить конфликты, которые иногда случаются между опытными работниками и новичками, слабо знающими свои профессиональные роли.
Лекция №6.