Новых специализаций журналиста и пиарщика
Вот какой список профессий по мнению некоммерческой организаций Center for Sustainable Journalism в самое ближайшее время дополнит профессиональный ландшафт редакции любого СМИ.
Полагаю в этом же направлении будут изменяться штатные расписания ПР-отделов и ПР-агентств. В этом списке исключительно транспрофессиональные специализации.
Так что будущего журналиста и пиарщика уже никак нельзя будет считать чистым гуманитарием.
1.Оптимизатор заголовков. Подстройка заголовков статей под поисковые системы ради увеличения трафика из поисковиков.
2. Social Media Reporter / Aggregator – редактор социальных медиа т.е. сбор информации в социальных медиа и проверка фактов.
3. Story Scientist – исследователь контента т.е. изучение поведения пользователей в социальных сетях и подготовка рекомендаций по тематике и формату материала на этом основании.
4. Data Detective – редактор инфографики. Поиск и приведение к читабельной форме статистических данных.
5.Curator in Chief – главный хранитель. Curator in Chief сайта ответственен за правильность процедур сбора и хранения информации по источникам.
6. Explanatory Journalist – Журналист-популяризатор отвечает на вопросы пользователей особенно в тех случаях когда СМИ работают в режиме 24/7.
7.Viral Meme Checker / Viral Video Maker – Специалист по вирусному маркетингу. Эти люди следят за тем, чтобы «незначительные» новости не появлялись на страницах работодателя и создают контент, который распространяется в соцсетях и блогах с не меньшей скоростью.
8. Slideshow Specialist – специалист по слайд-шоу отвечает за визуальный-динамический ряд.
9.Networker / Engager – специалист по гражданской журналистике поддерживает медиакомпании рассчитанные на вовлечение большого числа пользователей и блоггеров, таких например как проект «Ведомостей» и «Серебряного дождя» «Охота на мигалки«.
10. E-Book Creator – создатель электронных книг. Выделение этой профессии отражает тенденцию уже активно проявившуюся на западе – использование электронных книги, в качестве канала продажи своего контента.
11. Web Developer – Веб-разработчик.
Положение о дисциплинах специализации по направлению и специальности «журналистика»
Общие положения
1.1. Дисциплины специализации предполагают получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков по направлению и специальности «журналистика».
Наименование дисциплины специализации должно четко соотноситься с профилем специализации, в рамках которой она ведется и не должно совпадать с наименованием других дисциплин специализаций.
1.2. Перечень дисциплин специализаций по направлению и специальности «журналистика» устанавливается в соответствии с Учебным планом направления 030600.62 «Журналистика» и специальности 030601.65 «Журналистика», одобренным ученым советом факультета журналистики (протокол № 21 от 28.06.2007 г.) и утвержденным ректором ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
К дисциплинам специализации относятся: спецкурсы, спецсеминары, спецпрактикумы, занятия в творческих мастерских (студиях), УИРС.
1.3. Содержание дисциплин специализации определяется требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 520600 «Журналистика» и специальности 021400 «Журналистика», утвержденным Министерством образования РФ 10.03.2000 г., и отображается в цикле «Дисциплины специализации» Учебного плана.
1.4. Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации, и формы аттестации студентов для разных специализаций направления и специальности «журналистика» совпадают и не зависят от формы обучения студентов (очной, очно-заочной, заочной).
1.5. Учебный план, кроме перечня дисциплин специализаций, определяет также объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации, форму аттестации студентов и порядок изучения данных дисциплин.
2. Специфика и содержание дисциплин специализации
2.1. Дисциплины специализации вводятся на 2 курсе и представляют собой органично взаимосвязанную по темам, методам и целям цепочку: спецкурс, спецсеминар, УИРС, спецпрактикум, творческая мастерская.
2.2. Спецкурс вводит студента в теорию изучаемого вопроса, предполагает теоретическое знакомство с той или иной актуальной проблемой журналистской практики. Форма отчетности: зачет или экзамен.
2.3. Спецсеминар переводит теоретический посыл в область конкретной журналистской практики, предлагая изучение методов, жанров и организационных форм профессиональной деятельности. Занятия по спецсеминару направлены на изучение практики современной журналистики: как идет работа в тех или иных СМИ. Форма отчетности: зачет или письменная работа.
2.4. УИРС (учебно-исследовательская работа студента), являющаяся предварительным этапом НИР (научно-исследовательской работы). В рамках УИРС осуществляется последовательное ознакомление со всеми этапами научной исследовательской работы, обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и эмпирической (экспериментальной) деятельности, подготовка курсового (дипломного) проекта. Форма отчетности: зачет или письменная работа, дифференцированный зачет (по курсовой работе).
2.5. Спецпрактикум является формой организации творческой работы студента, проявлением его способностей, демонстрацией практического овладения профессиональными знаниями и навыками. По окончании данного курса студент должен представить одну – две творческие работы. Форма отчетности: зачет.
2.6. В учебную программу специализаций включается работа творческих мастерских (студий), руководят которыми преподаватели кафедры теории и практики журналистики, имеющие большой стаж практической работы или совмещающие работу на кафедре с деятельностью в том или ином органе СМИ.
Ведущее место в профессиональной подготовке журналистов занимают дисциплины специализации. Лекционные курсы и практические занятия построены таким образом, чтобы студенты не только осваивали теорию журналистики, но и приобретали навыки практической работы в средствах массовой информации.
Студенты изучают технологию и методику творческой деятельности журналиста, организацию работы редакционных коллективов, получают навыки работы в редакциях, осваивают приемы подготовки журналистских материалов теле- и радиопередач, создания и продвижения Интернет-медиа, технологии создания конвергентного медиаконтента и многое другое.
Студенты проходят производственную практику в редакциях газет, журналов, радио и телевидения страны, занимаются в творческих мастерских и студиях. В процессе учебной практики студенты выпускают учебную факультетскую газету "Журналист", готовят учебные радио- и телевизионные передачи, создают интернет-издания и медиа-порталы. Выпускники факультета получают диплом специалиста по направлениям подготовки (специальности) "журналистика". В приложении к диплому указывается специализация в зависимости от отделения, на котором студент обучался: "Периодическая печать", "Телевидение", "Радиовещание", "Интернет-журналистика", "Реклама", "Связи с общественностью", "Фотожурналистика", "Редакционно-издательское дело", "Дизайн средств массовой информации", "Художественная культура", "Международная журналистика", "Инфографика", "Деловая журналистика", "Спортивная журналистика".
Базой для подготовки журналистов на факультете могут являться учебно-полиграфическая лаборатория, учебный телерадиоцентр, редакция газеты "Журналист", продюсерский центр, радиостанция "Факультет", центр информационных технологий, лаборатория конвергенции СМИ, объединенная редакция Интернет-проектов.
Организация работы журналиста (Лекция №11 УМК «Работа журналиста в газете»)
Сегодня работа журналиста во многих газетах начинается с подписания контракта (трудового договора), который пришел на смену старой системе. Существовавший ранее порядок был довольно общий, критерии профессиональной непригодности журналиста нигде не были сформулированы и избавить редакционный коллектив от «балласта» среди творческих сотрудников с помощью КЗОТа было практически невозможно. Контракт же позволяет вносить дополнительные условия работы, оговаривать ее продолжительность и условия расторжения. Это предоставляет редактору удобную форму регулирования состава редакции, избавления от слабых работников, замены их на более опытных, инициативных. Контрактная система заставляет сотрудников редакции думать о продлении контракта и работать в полную силу.
Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и редакцией, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку редакции, за которую администрация редакции обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательствами о труде и СМИ, коллективным договором и соглашением сторон. Заключив трудовой договор с редакцией, работник становится членом ее трудового коллектива и на него распространяются нормы трудового законодательства. Он получает право на соответствующие социальные гарантии и льготы, (компенсация за временную нетрудоспособность, ежегодный отпуск и др.).
В трудовом договоре конкретизируются обязанности редакционного работника в соответствии с той специальностью (должностью), на которую он принимается. Список обязанностей в виде должностных инструкций должен быть утвержден администрацией редакции, и с ним должны быть ознакомлены все вновь поступающие сотрудники редакции. Практика многих редакций свидетельствует, что в большинстве случаев администрация игнорирует эту норму, в результате чего при разделении труда возникают конфликты между членами редакционного коллектива
Поступая на работу в редакцию газеты, журналист занимает определенную должность, берет на себя выполнение конкретных обязанностей. Изучая в университете свою специальность « в целом» (организацию работы редакции, тематику, жанры публикаций и т.д.), он постигает ее тонкости только на практике. И здесь уже окончательно выбирает для себя определенную журналистскую специальность, которых довольно много в газетном деле.
Отраслевая специализация предлагает следующие направления:
- журналист- политолог,
- журналист-экономист,
- журналист-аграрник,
- журналист-международник,
- журналист, специализирующийся в области науки и техники,
- журналист, специализирующийся в области морально-нравственной тематики.
Функциональная специализация:
- собственный корреспондент,
- специальный корреспондент,
- сотрудник секретариата,
- фотокорреспондент,
- газетный дизайнер.
Жанровая специализация:
- репортер,
- комментатор,
- обозреватель,
- рецензент,
- очеркист,
- фельетонист,
- памфлетист.
Специализация по типу периодического издания:
- журналист детской прессы,
- журналист молодежной прессы,
- спортивный журналист,
- военный журналист,
- журналист многотиражной прессы,
- журналист корпоративной прессы
- журналист районной прессы,
- журналист деловой прессы,
- журналист информационно-коммерческой прессы.
Специализация по типу СМИ:
- газетчик,
- сотрудник журнала,
- сотрудник Интернет-издания.
Некоторые новые газеты, ориентирующиеся на западную модель прессы, вводят у себя и соответствующие должности. В их редакциях трудятся рирайтеры, стрингеры, фрилансеры, пруфридеры и т.п. Здесь работа строится, как на фабрике по типу «цепи», когда рабочий процесс разбивается на ряд последовательных операций, каждая их которых выполняется отдельным работником. Одни сотрудники занимаются только сбором информации (ходят на пресс-конференции, берут интервью), другие обрабатывают собранный материал, выстраивая его в соответствии с конкретными целями, третьи приводят его в удобочитаемую форму, излагают понятным языком, четвертые вылавливают из поступающей информации разного рода ошибки, пятые оценивают подготовленные материалы с точки зрения их ангажированности и т.д. Этот конвейер медиа-бизнеса далек от традиций отечественной журналистики и не всегда приживается на российской почве, особенно в региональной прессе.
Вот как видит один из авторов книги «Деловая пресса России: настоящее и будущее» организацию работы журналистов в редакции деловой газеты: «Сдается, что деловые издания должны делать два типа людей, объединенных в одной редакции. Во-первых, люди с хорошей экономической подготовкой. И, во-вторых, рирайтеры. И много-много стрингеров и фрилансеров вокруг них. Экономически подготовленный человек сам прекрасно знает, когда нужно начертить в газете кривую Лафера, а когда – кривую Филлипса. И что все это будет означать. И куда-когда-какие таблицы забацать. Рирайт переведет все это на более или менее доступный язык (при этом рирайтера нельзя допускать на полосы статистики и биржевых новостей, сунется – руки отрывать). Стрингер сбегает на пять пресс-конференций и возьмет шесть интервью, принесет все это хозяйство экономическому человеку и пошла работа по новому циклу. Да плюс ко всему этому богатству да хорошую политику (с интригами, прогнозами и пояснениями, что все это будет означать для бизнеса), да заграницу (по типу: резня бхуто и тутси приведет к резкому взлету мировых цен на бананы), да криминальные новости, да светскую жизнь с элементами культур-мультур, спорт и немножко о погоде в разных частях света. Да на хорошей бумаге, чтоб не воняла и пальцев не пачкала. Да с хорошим шрифтом и макетом. С картинками и фотографиями. Броские заголовки, содержательные подписи».
Для фабрик новостей, медиа-бизнеса, это, возможно, приемлемая модель, но для полноценной работы журналиста она недостаточна. Чтобы написать добротный материал, нужно самому пройти все этапы его создания, не передоверяя другим людям. На качестве публикации отражается все: выбор темы, проблемы, постановка задачи, сбор фактического материала, создание концепции будущего произведения, язык и стиль изложения, сюжет и композиция, жанровая форма материала, затем его последующая правка, доработка. В ходе этого процесса всегда происходят какие-то изменения, возникают вопросы, которые может разрешить только автор, полностью погруженный в данную работу.
Одной из самых сложных, но и самых интересных является работа собственного корреспондента. К ней привлекаются наиболее опытные сотрудники редакции. Ведь им приходится выполнять практически функции сотрудников всех творческих подразделений да еще вдали от редакции, полагаясь только на собственные силы и знания. Собкоровский пункт за границей или в регионе – это фактически редакция в миниатюре. Собкор должен обладать тематической и жанровой универсальностью - писать на любую тему, в любом жанре, причем, оперативно. Кроме того, он должен быть специалистом по стране, региону, которые освещает – знать их историю, культуру, современную политическую, экономическую жизнь и т.д., выбирать из всего этого объема информации наиболее актуальную, интересную для своего читателя.
Сегодня содержание собкоровского пункта за границей обходится для любой редакции в солидную сумму в валюте. Не каждое крупное, федеральное издание может себе это позволить. Чтобы вовремя освещать все важные события на своей территории, собкор должен быть, в первую очередь, хорошим организатором. Поскольку время, расстояния, моральные и физические ресурсы не дают ему возможности побывать во всех местах сразу, он должен наладить бесперебойную информационную сеть, которая бы снабжала его необходимыми сообщениями. Ему важно установить связи с местными органами управления, их пресс-службами, различными социальными институтами, общественными организациями, учреждениями, предприятиями. Не последнюю роль играют связи с местными средствами массовой информации. Большую экономию времени и широкий диапазон информации дает собкору организация своего авторского актива, в который могут входить и местные журналисты. Собкор должен уметь быстро находить нужного газете автора, специалиста, помочь ему выбрать и четко сформулировать тему будущего выступления, подсказать, как лучше литературно оформить его.
В связи с этим, собкор должен быть хорошим редактором.В объем его работы входит правка, доработка материалов местных авторов, общественных корреспондентов, обработка материалов информационных агентств.
Собкор должен обладать сильным чувством самодисциплины. Он самостоятельно планирует собственную работу, строит свой рабочий день, организует массовые мероприятия от имени газеты и т.д. От его личных качеств, инициативы, ответственности, напористости будет зависеть, насколько полно и разносторонне освещает газета вверенный ему регион.
Вот какой распорядок дня в Лондоне, по словам Г. Сагала, был у известного журналиста-международника Мэлора Стуруа, собственного корреспондента «Известий» в Великобритании. В половине шестого утра он уже на ногах. К этому времени мальчик-разносчик приносит ему по договоренности кипу утренних лондонских газет. Журналист их просматривает, отмечая карандашом важные сообщения. После этого он садится готовить информацию для своей газеты. Утренние часы у него были самыми интенсивными. В 10.30 утра ему звонили из редакции и он уже передавал готовый материал. В час английского ланча он проводил деловые встречи, которые служили ему важным источником информации. От 15 до 17 часов, если не было приглашения на прием, пресс-конференцию, обязательно читал местную прессу. В течение всего дня в его кабинете постоянно работали радио, телевизор. Если что-то сообщалось важное, сразу же передавал в редакцию. Если же можно было немного повременить с передачей материала, ехал на место, потому что «эффект присутствия» незаменим никаким сообщением.
Непосредственной работой зарубежных корреспондентов руководит международный отдел редакции, а также один из заместителей главного редактора газеты. Деятельность собкоров планируется так же, как и работа сотрудников аппарата редакции. Однако планирование носит не жесткий характер, так как жизнь, развитие международной обстановки вносят иногда существенные поправки в дела корреспондента.
Несмотря на универсальность работы собкора, ему нужна еще и узкая специализация. При глубоком освоении какого-то круга проблем тематической, региональной специализации журналисту не обойтись без хороших подсобных справочных материалов, без досье. Постоянное пополнение, переработка, анализ различной информации в рамках интересов собкора является неиссякаемым источником новых тем газетных выступлений журналиста. Опытные собкоры советуют вести досье непрерывно: поленишься сделать нужную вырезку или запись в своей путевой книжке – образуется пробел, который затем уже никогда не восполнишь.
Специальные корреспонденты – мобильный отряд наиболее опытных журналистов, предназначенный для выполнения важных и оперативных заданий редакции. Как правило, на эту должность зачисляют талантливых, инициативных сотрудников, которые могут быстро подготовить необходимый для газеты материал, разобраться на месте в сложных ситуациях и проблемах. Спецкоры обычно закрепляются за отраслевыми отделами или работаю под руководством секретариата. Во многих газетах практиковалась совместная работа специальных и собственных корреспондентов над наиболее сложными, актуальными материалами.
Важное место в повышении профессиональной квалификации занимает постоянная творческая учеба журналиста. Она протекает в различных формах:
- совместная работа над материалом молодого и более опытного журналиста;
- обсуждение значительных материалов сотрудников в отделе перед их публикацией;
- тематические семинары в рамках редакции;
- творческие совещания по жанрам;
- еженедельные производственные летучки;
- творческие отчеты сотрудников;
- совещания собкоров в аппарате редакции;
- стажировки собкоров в отделах редакции.
Рабочее место, инструментарий журналиста. Эффективность работы журналиста во много зависит от конкретной организации его труда на рабочем месте. Новая техника, пришедшая в редакцию, значительно экономит рабочее время, дает возможность в короткие сроки получать и обрабатывать информацию. Персональный компьютер – сегодня основное орудие труда: на нем журналист совмещает работу автора, редактора, машинистки, сотрудника секретариата, оформляющего рукописи, и даже линотиписта, отливавшего газетные строчки в металл. Доступ к различным базам данных, в Интернет помогает ему оперативно собрать нужные факты. Если требуются сведения из первых рук о каких-то событиях, можно за час-два найти множество потенциальных источников информации, считают журналисты, работающие с Интернетом. Тщательно сформулированный запрос, направленный в нужные группы новостей или в электронные списки рассылок, принесет немало свидетельств очевидцев какого-либо события.
Компьютер позволяет журналисту создавать досье по различным тематическим направлениям, вести собственный «темник» (внесение разных тем про запас), ничего не упускать из виду, значительно расширять тематику выступлений отдела. Накопление, переработка, анализ различной информации, касающейся специализации журналиста, держит его в курсе всех актуальных проблем. Портативные ноутбуки незаменимы для срочной работы вдали от редакции, передачи подготовленного материала по модему в отдел. Эта же связь очень удобна и для собкоров. Особую роль играет персональный компьютер в работе секретариата в ходе верстки номера. Оформители, дизайнеры, художники, журналисты с его помощью создают готовые полосы, заменяя весь громоздкий в прошлом типографский процесс верстки на таллере (когда в металлическую раму выставляли по рисованному макету газетные материалы, отлитые в металлических строчках, а затем делали бумажные оттиски). Компьютерная сеть редакции удобна и для руководителей: не сходя со своего рабочего места, они видят наполняемость материалами полос номера. Корректура вовремя вычитывает поступившие в электронную папку материалы, служба выпуска – верстает полосы.
Социально-психологический климат (СПК) в редакции газеты - существенный фактор, влияющий не эффективность работы сотрудников. Недооценка его ведет к весьма серьезным последствиям. Отрицательный СПК, установившийся в коллективе, оказывает непосредственное влияние не только на внутреннюю жизнь, но и на качество продукции журналистов, а отсюда — на степень действенности их публикаций и, в конечном счете, на уровень взаимодействия того или иного средства массовой информации с аудиторией.
СПК трактуют как совокупность межличностных отношений, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива и создают стойкие групповые настроения, мысли, определенное социально-психологическое состояние, проявляющееся во всех сферах деятельности коллектива, характеризующее уровень коллективного сознания, состояние, от которого зависит степень активности коллектива в достижении целей, стоящих перед ним. Вбирая в себя всю совокупность отношений, возникающих между членами коллектива в процессе их совместной деятельности, СПК не сводится, однако, к сумме этих отношений, а представляет собой интегральное образование, обладающее собственными характеристиками, которые и определяют тип климата. Он приобретает относительную самостоятельность и начинает оказывать обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Другими словами, СПК имеет двойственное значение. С одной стороны, это продукт совместной деятельности людей, а с другой, он же - фактор, оказывающий влияние на эффективность этой деятельности.
Социально-психологический климат является элементом в системе СПК общества, который формируется на основе определенной социально-экономической формации, господствующего в ней способа производства (макросреды). Элементами СПК основного коллектива (локальной макросреды) служит социально-психологический климат первичных коллективов (микросреды), в которых отдельные сотрудники оказываются в непосредственном контакте. В редакционном коллективе таким первичным коллективом выступает творческое подразделение — отдел. Элементами системы СПК первичного коллектива является эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников. В понятие «эмоционально-психологическое состояние личности» психологи включают самооценку человеком своего «я» в коллективе, оценку, которую дают ему его коллеги, руководство, степень его удовлетворенности своим положение в коллективе. Таким образом, перед нами — цепь различных уровней СПК, на одном конце которой находится эмоционально-психологическое состояние отдельной личности, а на другом - социально-психологический климат общества в целом. Все эти уровни взаимозависимы и оказывают друг на друга влияние. Так, эмоционально-психологическое состояние отдельных сотрудников оказывает непосредственное воздействие на формирование психологического климата в отделе, а тот, в свою очередь, — на климат редакции.
Отношения членов коллектива друг к другу подразделяются на две группы: отношения между руководителями и подчиненными и отношения между сотрудниками, равными между собой по должности. Взаимосвязи сотрудников в первой группе («по вертикали») складываются под воздействием стиля руководства, планирования, организации, стимулирования труда членов коллектива, подбора и расстановки кадров, их профессиональной учебы, соблюдения производственной дисциплины и т. д. Отношения во второй группе («по горизонтали») строятся с учетом понимания и исполнения возложенных на сотрудников профессиональных ролей и выражаются в их сработанности, согласии, совместимости, сплоченности, дружбе.На взаимоотношения людей большое влияние оказывают и личные качества членов коллектива — общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, принципиальность, справедливость, честность и др.
Творческий характер журналистского труда накладывает особый отпечаток на весь климат в коллективе, организационные формы совместной деятельности. Здесь особенно актуальна проблема совмещения свободы с дисциплиной, разнообразия и изменчивости с постоянством, независимости с подчинением.Перегибы как в одну, так и в другую сторону могут привести к крайне отрицательным последствиям, а порой свести на нет работу целого коллектива, подчеркивает А. Матейко в книге «Условия творческого труда». Журналистский труд, однако, несмотря на свою ярко выраженную творческую окраску, существенно отличается от других видов творческой работы благодаря его специфическим чертам — оперативности, непрерывности, индивидуально-коллективному и производственно-творческому характеру. Учет этих характеристик или, наоборот, игнорирование каких-либо из них придает взаимоотношениям сотрудников редакции тот или иной тон, непосредственно влияет на работу всего коллектива.
В некоторых редакциях новых изданий формирование коллектива происходит по принципу создания единой команды, под которой понимается сплоченная группа людей, работающая на общее дело. Это слово употребляют там, где руководителю необходимы для достижения цели не просто подчиненные, а единомышленники, преданные ему и идее. Такой подход существенно повышает социально-психологический, творческий климат коллектива. Главный редактор «Московского комсомольца» П. Гусев подчеркивает, что он создает свою команду, куда входят его заместители, заведующие отделов и предлагает, чтобы те поступали таким же образом на своем уровне. Сам он, создавая свою команду, старается привлекать к журналистской работе не только профессиональных журналистов, выпускников факультета журналистики, но и людей других профессий, способных, по словам П. Гусева, «мыслить нетрадиционно». Эксперимент в «МК» отчасти удался. Некоторые из числа ведущих журналистов редакции не имели журналистского образования.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Работа журналиста в газете»