Организация работы в печати, на радио и телевидении
Производственно-творческий коллектив, занятый созданием произведений для СМИ и объединенный в целостную организационную структуру, называется редакцией. Редакция газеты Известия. Редакция журнала Огонек. Литературно-драматическая редакция радио. Главная редакция информационных программ телевидения. Иногда встречаются и другие наименования. Информационное телевизионное агентство (ИТА ОРТ). Но суть здесь одна: речь идет об организационной структуре, цель деятельности которой сбор, переработка, хранение и распространение информации в виде журналистских произведений.
В печатной периодике редакции газет или журналов традиционно являются полностью самостоятельными структурами. В электронной прессе редакции являются составной частью более сложной системы. Телекомпания.В значительной мере деятельность редакций на телевидении аналогична деятельности соответствующих отраслевых отделов газет и журналов, разве что Главные редакции здесь более автономны по сравнению с отделами. Что же касается целостной организационной структуры по производству аудиожурналистских произведений, то ее принято называть радиостанцией. Радиостанция Эхо Москвы. Радиостанция Свобода. На ТВ идентичная организационная структура называется телестудией.
Пресса
Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему средства массовой информации: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление издания, его творческое лицо и художественное оформление, тираж, экономические показатели работы и т.д.
Согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого издания есть учредитель- частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество и т.д. В конечном итоге, учреждая СМИ, учредитель, как правило, определяет направленность издания, в соответствии с которым строится творческая деятельность редакции.
Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Довольно часто учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет (либо и то, и другое), в состав которого входят многие заинтересованные лица с одной стороны, известные, уважаемые люди, представляющие интересы читателей, с другой стороны, спонсоры организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку. Редакционный совет участвует в разработке долгосрочной идейно-художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, обсуждает кадровые вопросы и многое другое, непосредственно связанное с деятельностью редакции.
Редсовет собирается на свои заседания регулярно, но не так уж часто, поэтому здесь решаются глобальные, стратегические вопросы. Конкретизируются они на тактическом уровне редакционной коллегией, в состав которой входят наиболее ответственные и авторитетные сотрудники редакции. Редколлегия может собираться так часто, как это необходимо. Здесь решаются вопросы тематического и календарного планирования, утверждаются планы и макеты каждого конкретного номера (журнала наверняка, газеты не обязательно), решаются все оперативные проблемы. Редколлегиясовещательный орган, но ее решения, как правило, носят обязательный характер. Конфликт между редколлегией и главным редактором ЧП, в которое вмешиваются учредитель и редакционный совет и в этом случае им принадлежит право окончательного решения.
У главного редактора может быть один или несколько заместителей. Во втором случае первый заместитель выполняет обязанности главного редактора во время его отсутствия.
Для внутриредакционной структуры характерно деление на так называемые отраслевые отделы журналистские подразделения, отвечающие за освещение того или иного тематического направления в зависимости от общей направленности издания. Это могут быть отделы экономики и бизнеса, внутренней политики и международный отдел, культуры, писем, спорта и т.д. Абсолютно в каждой газете вы встретите отдел информации или хроники, в так называемых районках непременно есть сельскохозяйственный отдел. В женских журналах можно найти экзотические отраслевые отделы: кройки и шитья, вязания или, в целом, рукоделия, кулинарии.
Во главе каждого отдела заведующий (иногда его называют на западный манер шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники.
Третьим человеком в редакции, после главного редактора и его первого заместителя, считается ответственный секретарь, возглавляющий особое подразделение секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, так же как и машбюро, а нынче и операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера.
Макетирование создание модели номера в масштабе 1:1 настоящее искусство, требующее особых профессиональных навыков и высокого художественного вкуса. От секретариата зависит неповторимое лицо издания, его запоминающийся образ, благодаря которому издание подчас и становится популярным (либо даже при хорошем содержании не находит своего читателя).
Создание любой новой газеты или журнала начинается с разработки логотипа оригинально оформленного названия издания, и дизайн-макета обобщающих предложений (или, если угодно, обобщающей модели) по оформлению газеты или журнала: формат, шрифты заголовков и рубрик, шрифты и их размеры при наборе текста, другие изобразительные элементы (линейки, плашки, выворотки и проч.). Эту работу выполняет либо главный художник издания, либо специально приглашенный незаурядный мастер в области художественной графики и полиграфии. Выполненный им дизайн-макет в последующем работники секретариата будут наполнять конкретным содержанием, сохраняя общий облик издания, поддерживая его лицо.
Важный резерв в финансировании работы редакции публикация платной рекламы. Поэтому важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы. В последнее время создание рекламы принято считать особым видом журналистской деятельности.
Распространением всех газет и журналов в нашей стране в былые времена занималась монопольная организация Союзпечать. Сегодня почти все издания предпочитают иметь в составе редакции отделы распространения службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания.
К качественно-количественным признакампечатных изданийотносят:
тип издания;
содержание;
язык;
категории читателей;
периодичность (в том числе дополнительные выпуски);
время выхода в свет;
тираж;
формат;
количество полос,
сфера распространения.
Первые четыре признака характеризуют издание с качественной стороны, остальные носят количественный характер.
Тип издания: газета, журнал, альманах, бюллетень, дайджест
Содержание издания нередко обусловлено, задано изначально. Подчас оно достаточно ясно выражено в названии. Понятно, что газеты Комсомольская правда, Московский комсомолец, журналы Юность, Смена рассчитаны на молодежь и публикуют материалы соответствующей тематики.
Иногда содержательная характеристика фигурирует во второй строке логотипа и называется маркировкой. Например: Андрей. Журнал для мужчин. Как видим, здесь маркировка указывает и на категорию читателей, которой предназначено издание. Если Комсомолка и Юность делят читателей по возрастному признаку, то журнал Андрей по половому. В другом примере: Полярная почта. Газета Ассоциации советских полярников указано на тематическое своеобразие издания и особый состав его читателей.
Многие печатные издания рядом с (над) названием публикуют девиз, который тоже подчеркивает тематическую направленность, позицию газеты или журнала. Раньше у любой советской газеты был один и тот же девиз: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!, почти никогда не связанный с тематикой издания. Сегодня все обстоит иначе.
Язык издания напрямую связан с категорией читателей, если аудитория дифференцируется по национальному признаку, и ареалом распространения, когда речь идет о местных изданиях.
Категории читателей.Безусловно, категории читателей каждой конкретной газеты или журнала существенно зависят от вышеперечисленных признаков: типа издания, его содержания и языка. Стало быть, существуют так называемые массовые издания,которые рассчитаны на всю аудиторию в целом, а также специализированные издания, дифференцирующие аудиторию по половым, возрастным, социальным признакам, образовательному уровню, индивидуальным интересам и пристрастиям и т.д. по одному из этих параметров или нескольким сразу.
Для журналиста знание качественных характеристик издания, в котором он работает, обязательно, ибо от них в значительной мере зависят жанрово-тематические особенности его творчества.
Переходя к количественным характеристикам, заметим, что здесь принимается во внимание следующее:
Периодичностьежедневная газета (Правда, Московский комсомолец), еженедельник (Аргументы и факты, Век), еженедельный журнал (Новое время), ежемесячный журнал (Новый мир), газета выходит пять раз в неделю (Известия кроме воскресенья и понедельника), ежеквартальные издания и ежегодники чаще всего называются альманахами.
Вид издания основной, дополнительный, утренний или вечерний, субботнее или воскресное приложение.
Формат. Здесь следует учесть, что в полиграфии единицей измерения является печатный лист (60´92см). Формат больших газет (Правда, Известия, Комсомольская правда) А-2 печатный лист, сфальцованный (загнутый) вдвое 1/2 листа. А-3 1/4 печатного листа формат многих еженедельников (Неделя, Собеседник). А-4 1/8 печатного листа таблоиды (Футбол, Хоккей).
Газетную страницу принято называть полосой. Количество полос варьируется от одной (листовка, плакат) до ста и более.(Самая объемная из российских газет сейчас, пожалуй, Из рук в руки.)
Количество тетрадей. Тетрадь отпечатанные и сфальцованные листы или их доли. Количество полос в тетради зависит от количества загибов при двух 8 страниц, при трех 16, при четырех 32.
Тираж издания количество экземпляров каждого номера величина не всегда постоянная. Чаще тираж плавающий, в зависимости от спроса. Чем выше тираж, тем авторитетнее, популярнее издание. Рост тиражей одна из главных забот редакции.
Перейдем к распространению изданий. Под распространением продукции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодического печатного издания, аудио- или видеопрограмм. Распространение изданий может быть коммерческим (с получением денег от читателей) и некоммерческим (бесплатным).
Сфера распространения, как мы уже знаем, напрямую связан с типом издания. Когда говорят о региональных изданиях, не обязательно имеют в виду такие, которые распространяются в указанных регионах. Слово региональный часто выступает синонимом местный.
Если с коммерческой точки зрения, существуют два способа распространения: платный и бесплатный, то в плане технологии распространения печатной периодики можно назвать три основных способа:
адресная доставка традиционная подписка на домашний адрес; адресная доставка без подписки некоммерческое распространение и редакционная рассылка почтовыми бандеролями либо доставка редакционным транспортом;
продажа в розницу;
бесплатная безадресная раздача в руки (скажем, вы пришли на выставку и у входа вам вручили несколько номеров отраслевых газет).
Радио и телевидение
В техническом, да и в организационном отношении, будучи продолжением радио, телевидение долгое время развивалось, функционировало в некоем симбиозе со своим старшим собратом в области СМИ. Однако радио и ТВ являются самостоятельными видами журналистики, у каждого канала информации своя специфика, поэтому в мире утвердилась практика раздельного функционирования телевидения и радио. Тем не менее существует еще немало телерадиокомпаний, особенно на уровне местных, по преимуществу государственных, где радисты и телевизионщики сосуществуют.
Телерадиокомпанию обычно возглавляет президент. Коллективным руководящим органом компании является совет директоров. Поскольку механизм управления на радио и особенно на телевидении намного сложнее, чем в газете, здесь есть исполнительная и распорядительная дирекции, дирекция программ, в главных редакциях или других структурных образованиях, выполняющих те же функции, во главе также находится директор, а при нем главный редактор и главный режиссер, главный оператор и главный художник, отвечающие за соответствующие направления при подготовке программ.
Как и в печатной периодике, в электронной прессе главная задача журналистов создавать литературные тексты будущих передач. Однако, в соответствии со спецификой каждого рода журналистики, на радио и телевидении возникают дополнительные творческие подразделения и новые творческие профессии.
На радио, наряду с редакциями, решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Сюда входят как технические работники, обслуживающие все электронное хозяйство от микрофонов и переносных магнитофонов до монтажных комплексов и микшерских пультов, так и представители профессий, неведомых в печатной прессе: звукорежиссеры и звукооператоры, монтажницы, музоформители и музыкальные редакторы. Наконец, на радио появляется совершенно новая, ранее никогда не существовавшая профессия диктор.
Название профессии произошло от слова дикция манера произношения. Дикторы люди, обладающие, как правило, голосами красивого тембра, безукоризненной дикцией, богатством интонаций, умением с особой доходчивостью прочитать текст любого содержания любой степени сложности.
На радиостанциях и телестудиях, которые не ограничивают свое вещание одним каким-то разделом (только новости, или только музыка и т.д.), работают Главные редакции или просто редакции, сходные с отраслевыми отделами газет. Понятно, что в электронных СМИ намного шире представлена художественно-публицистическая и развлекательная журналистская продукция. Если в печатном, разумеется, специализированном издании можно встретить отдел музыкальной критики или даже отдел популярной музыки, то практически в любой телерадиокомпании есть редакция музыкальных программ. Так же, как литературно-драматическая, кинопрограмм, народного творчества и т.п. Эти редакции отвечают за художественный раздел вещания.
И все-таки радио и телевидение это средства массовой информации, и центральное место почти в каждой компании занимает служба информации. На радиостанциях и телестудиях есть также и другие творческие подразделения, готовящие документально-публицистические программы, охватывающие весь спектр общественной жизни: политику, экономику, науку, культуру, искусство. Заметное место в телерадиоорганизациях занимают спортивные редакции.
Кроме редакций и уже знакомого нам по радио звукоцеха, на ТВ, естественно, важную роль играют службы, обеспечивающие изобразительную сторону программы: операторы и художники, декораторы и осветители, гримеры и визажисты (парикмахеры) и т.д. Аппаратные видеозаписи (АВЗ) и аппаратные видеомонтажа (АВМ) это не только технические службы, ибо из лекции о содержании и форме журналистских произведений мы знаем, как много зависит от образной системы и пластических средств выразительности, света и цвета, внутрикадрового и междукадрового монтажа.
На телевидении, условно говоря, за содержание передачи отвечает редактор, за форму режиссер. Если редактор организатор творческого процесса (о чем мы говорили в лекции о журналистских профессиях), то режиссер руководитель производственно-творческого, технологического процесса подготовки и выдачи в эфир каждой программы. Режиссеру помогают ассистент и помощник люди на ТВ незаменимые.
Сейчас на ТВ появились представители универсальной профессии продюсеры. По аналогии с западным кинематографом подчас ошибочно думают, что в задачу продюсера входит только финансирование телевизионного производства. Это не так. Продюсер это и директор, и экономист, и организатор, и многое другое. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, невероятной пробивной силой, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью и проч. и проч. Уникальная профессия, для которой нужны люди особого склада. Специалисты этой профессии всегда в дефиците.
Типология электронной прессы предполагает такие основные уровни:
по ареалу распространения - общегосударственное и региональное (местное) ТВ и радио;
по содержанию и жанрово-тематическим особенностям программ (новости, музыка, кино, спорт и т.д.);
по аудиторному (адресному) признаку (программы для детей, для молодежи, для женщин, для пенсионеров и т.д.).
Типология по способу передачи радиоволн:
эфирное (традиционное, классическое) телевизионное вещание;
спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
кабельное (абонентское) телевидение;
цифровое.
Все большее распространение в мире видео в сети интернет. Сейчас, пожалуй, трудно сказать, что больше повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры один из весьма перспективных разделов компьютеровидения.
Лекция 8