Особенности деятельности журналиста в электронных СМИ: радио, телевидении, Интернет.

Электронные СМИ — явление нового формата, представляю собой средства массовой информации, сочетающих в себе все черты предыдущих формаций и добавляющих ряд новых — абсолютная оперативность, непосредственная вовлеченность потребителя в процесс создания информации, функционирование в динамично изменяющихся условиях.

По своей сути, электронными СМИ являются и новые медиа, которые представляют собой набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой.

Особенности работы в СМИ, в том числе и в электронных, сегодня сочетаются с информационным типом общества. Информационное общество – общество знания и информации. Изменение общества предполагает и изменение методов обмена информацией. Его структура предполагает глобализацию и быстрый доступ к информации. Информация превращается в силу, а национальные границы легко преодолеваются с помощью радио, телевидения и интернета. Решающую роль в информационном обществе играет доступность и оперативность информации. И интернет играет в этом важнейшую роль – можно передавать информацию не только с большой скоростью, но и большому количеству людей. Поэтому многие СМИ сейчас возникают именно в пространстве интернета или имеют там свои странички и версии.

Радио:С момента изобретения радио этот вид связи и средство массовой информации непрерывно развивается и совершенствуется.

Специфика журналистского труда на радио связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо объект. Если в газете есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке. И еще одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестает существовать.

Итак, специфика радио состоит прежде всего в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и еще в том, что передача воспринимается только на слух. Исходя из этого и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.

Особенность работы на радио предопределила и специфику используемых жанров. Короткие информации чаще всего группируются по темам и читаются диктором; в интервью нередко принимают участие корреспондент, диктор и интервьюируемое лицо; радиорепортаж обычно ведет журналист, который рассказывает об обстановке, используя шумы и музыку, иной раз декламирует стихи. Радиорепортаж будет убедительным только тогда, когда корреспондент побывает на месте события. Довольно часто радиорепортаж идет в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь, без заранее написанного текста.

Многие жанры прессы в радиожурналистике модифицируются благодаря тому, что передачи воспринимаются только на слух. К примеру, более впечатляющим по сравнению с газетно-журнальным может стать радиофельетон, если насытить его саморазобрачительными речевыми характеристиками персонажей. Существуют и свои, особые жанры радио. Например, радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая и т.п.), которая позволяет более эффективно доносить до слушателей фактический материал передачи.

Весьма серьезные требования предъявляются к языку журналиста. Поскольку звучащее слово является основным выразительным средством, необходимо внимательнейшим образом следить за своей речью. И не только за ее лексическим составом, но и за фонетикой. Косноязычный радиожурналист – это нонсенс.

ТВ:Журналисту на телевидении должны быть свойственны особые профессиональные черты, обусловленные спецификой работы на телевидении.

Например, если журналист-газетчик в процессе подготовки материала для публикации имеет дело только с автором, то журналист телевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, кино- и телеоператором, а также с художниками, звукорежиссерами, дикторами, ассистентами, администраторами.

Одна из главных задач начинающего тележурналиста — овладеть особенностями жанра телепередачи, где содержание, идейно-тематическое наполнение определяет структуру, стиль и форму передачи. Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.

Журналист выступает в роли репортера, как правило, в таких случаях, когда собирает материал на месте происшествия. Репортерпрежде всего информирует о событии. Но не это главное в репортаже. Журналист должен описать событие, образно показать, как оно произошло, дать возможность зрителю сопереживать вместе с ним, увидеть то, что произошло, его глазами.

Кстати, речь на телевидении в отличие от печатного слова определяется тройной зависимостью: изображение — звук — слово, что ближе всего к устной речи. Построение, стиль, характер речевой структуры зависят от специфики материала телепередачи, фильма.

Тележурналист должен уметь вести беседу. В беседе журналист обязан внимательно выслушать собеседника, оперевшись на один из его тезисов, согласиться с ним, затем развивать последовательно аргументы, лежащие в основе оценок, позиции журналиста. Высшая оценка и критерий его работы — способность убедить участников передачи, зрителей в своей правоте. Ведущий передачи не должен превращаться в ведомого.

Журналист должен освоить один из основных жанров на телевидении — интервью: кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица (лиц) на актуальные темы.

Журналисту надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо, интервьюер — лишь посредник для слушателя. Часто журналисту хочется сообщить известную ему информацию, прокомментировать ответы, выразить собственное мнение. Ничего принципиального против этого возразить нельзя. Но таким образом интервью видоизменяется, становясь беседой или дискуссией, где оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее идентичные роли.

Популярна среди тележурналистов и работа ведущегопередачи (модератора). Он работает в кадре, пользуется как собственным, так и подготовленным другим автором текстом, соединяет в себе качества комментатора, диктора и интервьюера.

К ведущему телепередачи предъявляется много требований: он должен уверенно проводить интервью с одним или несколькими участниками передачи, работать во всех формах вещания, быстро и точно ориентироваться в самых различных ситуациях. Вместе с тем уметь молчать, давая другим возможность высказаться. Ведущий обязан владеть ситуацией, придавать передаче «стиль», оказывать влияние на ее качество и продолжительность, уметь успокоить собеседника, а в случае необходимости «разогреть» его или «спровоцировать» на откровенный разговор. Ведущий может выступать в роли посредника, но в случае необходимости должен с достоинством выйти из положения, если его собеседник в полемическом задоре выскажет оскорбительное или неверное суждение.

Каждый ведущий работает по-своему. Передача считается удачной, когда у зрителей возникает чувство, что ведущий задает именно те вопросы, которые хотелось бы задать и им, и не превращает ее в трибуну для самовыражения. Главное — правильно осветить тему, не упрощать серьезные проблемы и не драматизировать безобидные события.

Нередко тележурналист выступает и как корреспондент, который обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами событийного характера, подготавливает и ведет телевизионные репортажи с места событий, выступает в передачах с собственными материалами. Корреспондент принимает участие в разработке перспективного и текущих планов отдела, редакции, организует выступления политических деятелей, специалистов народного хозяйства, представителей науки и культуры.

Тележурналист должен освоить и принять критерии качества телепередачи. По ним определяют ее идейный и художественный уровень. Основные из них:

— оперативность или актуальность темы;

— компетентность и авторитет участников передачи;

— оригинальность, неожиданность драматургического хода, сценарного замысла, авторской позиции;

— использование возможностей жанра, документального и игрового телевидения, их взаимодействия и взаимопроникновения;

— применение художественных приемов, эстетически обоснованное сочетание выразительных изобразительных средств — слова, видеоряда, музыки, шумов.

Журналист обязательно участвует вместе с режиссером в монтаже. Монтаж — это особая система смысловых, звукозрительных и ритмических соотношений между отдельными кадрами, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Не может быть безучастным журналист и при монтаже по звуку.

Будучи автором, тележурналист, приступая к передаче, обязан четко определить ее цель и замысел. Цель не всегда удается достичь, чаше реализуется замысел. Высшая оценка и критерий передачи — единство воплощения творческого замысла и ее цели.

Интернет:Онлайн-журналисту мало иметь в своей профессиональной копилке лишь качества, необходимые "традиционолисту" для достижения успеха: грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль, универсализм, настойчивость, такт, талант, коммуникабельность, профессиональная этика, опыт, интуиция, правовая подкованность.

Он должен уметь особым образом организовывать свой текст, делая его минимально кратким, но максимально выразительным. От него требуется так же дизайнерское чутье: как при помощи графических или анимационных средств выделить нужное слово или мысль, как правильно вставить гиперссылки, не "утяжелив" ими статью, как оформить подзаголовки и т.п.

Сеть базируется на нелинейном (многопотоковом) принципе потребления информации. Так, потребителям не требуется переключаться от одного материала к другому, третьему, с одной волны на другую. Такая модель потребления информации вызывает потребность заново продумать процесс написания текстов. Если вместо этого продолжать представлять информацию отдельными гомогенными единицами, как это сделали бы журналисты в газете, читатель прочтет только один материал с экрана монитора и покинет сайт, возможно, навсегда. Так можно потерять 50 % потенциальной аудитории.

Другими словами, имея собранную по теме информацию, нужно постараться составить из нее серию взаимосвязанных текстов, которые вместе будут представлять общее покрытие темы, но которые могут быть прочитаны по отдельности. Этим можно привлечь и удержать большее количество аудитории.

Наши рекомендации