Учебно-методическая и научная
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. – М.-Ростов н/Д, 2008;
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М., 2005;
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М., 2003.
Дополнительная литература
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. - М.: Политиздат, 1981;
Ахмадулин Е.В. Журналистика как целостная социальная система //Филол. вестник РГУ. 2004. № 1.- С. 47-51.
Ахмадулин Е.В. Моделирование процесса массовой коммуникации // Методы исследования журналистики. Ростов н/Д, 1984. - С. 39-46.
Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.,1978;
Баразгова Е. С. Американская социология: Традиции и современность: Курс лекций. Екатеринбург; Бишкек, 1997.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. М., 1995.
Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 183 с.
Воскобойников В. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М., 1993.
Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М., 2003.
Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Сост. В. В. Петрова. М., 1989.
Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М., 2006. – 384 г.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – МГУ, 1995. – 271 с.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – МГУ, 1999. – 301 с.
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства массовой информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 416 с.
Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. пособ. М., 1997.
Миллс Р. Властвующая элита / Пер. с англ. М., 1959.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев; М., 2001. Терин В. П. Теория массовой коммуникации. М., 2000.
Шаркав Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд.
М., 2004.
Телевизионная журналистика/ Ред.-колл.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М., 2002.
Терин В. П. Теория массовой коммуникации. М., 2000.
Шарков Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М., 2004.
Шютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М., 2004.
Шютц А. Смысловая структура повседневного опыта: очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. М., 2003.
Adorno Т., Horkheimer M. Dialectic of Enlightenment. N.Y., 1972.
Bennett W. L. News: The Politics of Illusion. N.Y., 1988.
Carey J. Communication as Culture: Essays on Media and Society. Winchester, 1989.
DeFleur M.L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5th ed. N.Y., 1989.
Dijk T. A. van. Discourse Analysis: Its Development and Application to the Structure of News//Journal of Communication. 1983. No 33(3).
Dijk T. A. van. News Analysis. Case Studies of International and National News in the Press. Hillsdale, 1988.
Dijk T. A. van. News as Discourse. Hillsdale, 1988.
Fallows J. Breaking the News. N.Y., 1996.
Festinger L. A. Theory of Cognitive Dissonance. N.Y., 1957.
Gerbner G. Epilogue: Advancing on the Path of Righteousness (Maybe) // Cultivation Analysis: New Directions in Media Research / Ed. by N. Signorielli and M. Morgan. Newbury Park, 1990.
Klapper J. T. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960.
McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987.
Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
Merton R. On Theoretical Sociology. N.Y., 1967.
Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957.
Mills C. W. The Sociological Imagination. N.Y., 1959.
Park R. News as a Form of Knowledge // On Social Control and Collective behavior/ Ed. by R. H. Turner. Chicago, 1967.
ГЛОССАРИЙ
Агенты изменения(Change Agents) — в теории диффузии инноваций те, кто непосредственно оказывает влияние на ранних адептов и лидеров мнения.
Агрессивные сигналы(Aggressive Cues) — информация, содержащаяся в изображении насилия в масс-медиа, которая внушает мысль об уместности агрессии против конкретных жертв.
Аксиальный коммуникативный процесс предполагает передачу информации определенным единичным адресатам.
Активная аудитория(Active Audience) — это фундаментальное положение теории обретения пользы и удовлетворения формулируется по-разному, но предполагают определенный уровень активности со стороны потребителей медиа.
Анализ фреймов(Frame Analysis) — согласно этой теории Гофмана, люди пользуются собственными ожиданиями, чтобы разобраться в повседневной жизни.
Аудитория массовая - численно неопределенная часть общества, имеющая постоянный, периодический или эпизодический контакт со средствами массовой информации. В массовой аудитории выделяются: расчетная, на которую специально ориентировано конкретное СМИ; реальная, сформированная вокруг конкретного издания; и потенциальная, которую редакция того или иного издания рассчитывает привлечь дополнительно.
Бихевиоризм(Behaviorism) — представление о том, что все поведение людей — это условная реакция на внешние раздражители.
Британские культурные исследования(British Cultural Studies) — направление в исследованиях массовой коммуникации, представители которого изучают методы доминирования элиты над культурой в историческом плане, подвергают это явление критике и вскрывают его сегодняшние формы.
Вахтеры(Gate-Keepers) — в двухступенчатом потоке это посредники между медиа и широкой аудиторией.
Власть элиты(Elite Power) — утверждение Миллса о том, что подлинная власть в Америке принадлежит небольшой группе руководителей военно-промышленного комплекса.
«Горячие» и «холодные» медиа(Hot and Cool Media) — термины, используемые Маклюэном для разграничения между отдельными медиа в зависимости от степени вовлеченности, которую оно требует от своих потребителей.
Двухступенчатый поток(Two-Step Flow) — представление о том, что медиасообщения поступают сначала к лидерам мнения, а от них к последователям мнения.
Доминантная реальность(Dominant Reality) — в культивационном анализе социальная реальность, создаваемая в результате многократного показа по телевидению шаблонных презентаций социальных явлений.
Журнализм - информационное коммуникаторство или информационная медиация, способ, тип деятельности, связанный с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой вероятностной анонимной аудитории.
Информационный поток(Information Flow) — концепция о том, как информация поступает от медиа к аудитории, чтобы оказать определенное влияние.
Информация - совокупность сведений, сообщение о чем-либо.
Исторические типы журналистики - устойчивые образования систем массовой коммуникации, сложившиеся под влиянием социально-политической организации общества, общественных интересов (идей), культурно-образовательных и технико-экономических системоформирующих факторов.
Канал - средство массовой информации (газеты, журналы, теле- радиопрограммы) и технические средства тиражирования, трансляции и ретрансляции, предназначенные для "доставки" информации массовой аудитории.
Катарсис (Catharsis) — также называется сублимацией; идея о том, что просмотр насилия в масс-медиа снимает или уменьшает естественные агрессивные побуждения у людей.
Когнитивный диссонанс(Cognitive Dissonance) — согласно этой концепции, информация, несовместимая с уже имеющимися у индивида установками, вызывает у него психологический дискомфорт или диссонанс.
Компенсаторное подкрепление(Vicarious reinforcement) — в теории социального научения подкрепление, которое только наблюдается у индивида, но им не испытывается.
Конвергентная избирательность(Convergent Selectivity) — в теории игры понятие о том, что медиа выполняют важную функцию обеспечивать людей разнообразными причудами и моделями поведения, из которых они сами могут выбирать.
Критические культурные исследования(Critical Cultural Studies) — направление в исследованиях массовой коммуникации, оспаривающее власть элитных групп путем разоблачения способов использования ими медиа.
Коммуникативный фактор эффективности сообщения связан с восприятием информации, выбором, усвоением, оценкой сообщения.
Коммуникатор - субъект, который сообщает о чем-либо объекту. В понятие коммуникатор входит все, что, так или иначе, связано с поиском информации, отбором, контролем этого отбора, обработкой (создание текста), компоновкой в виде номеров газет или телерадиопрограмм.
Коммуникант - получатель сообщения в коммуникационном процессе.
Коммуникация - общение на основе информации; социально-культурное взаимодействие людей, групп, организаций, государств и регионов посредствам информационных связей.
Контрольно-правовые органы - организации, учреждения, общественные и профессиональные объединения, регулирующие правовые, этические отношения журналистики с индивидуумом, обществом и государством.
Культурно-образовательный системоформирующий фактор журналистики, способствует формированию потенциальной аудитории, ее запросов к количеству и качеству производимой массовой информации, а также регулирует возможности интерпретации полученной информации.
Масс-медиа (англ. massmedia) - комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории. В перечень этих средств, помимо традиционных СМИ, входят книги, брошюры, кино, видеокассеты, диски и др.
Либертарианство(Libertarianism) — нормативная теория, предполагающая, что все люди хорошие и разумные сами по себе и способны отличить добро от зла.
Лидеры мнения(Opinion Leaders) — в двухступенчатом потоке те, кто передает информацию от медиа к последователям мнения.
Макроскопическая теория(Macroscopic Theory) — теории, объясняющие медиа-эффекты на уровне культуры или общества.
Массовая культура(Mass Culture) — в теории массового общества популярная культура, подрывающая высокие формы культуры.
Межличностная коммуникация - общение двух или нескольких собеседников, в процессе которого роли коммуникатора и коммуниканта постоянно меняются.
Микроскопическая теория(Microscopic Theory) — теории, объясняющие медиа-эффекты на личном или индивидуальном уровне.
Модель вероятности уточнения(Elaboration Likelihood Model) — подход, рассматривающий формирование установки непосредственно как функцию обработки информации.
Наука коммуникации(Science of Communication) — средство понимания производства, обработки и воздействия символьных и сигнальных систем путем разработки проверяемых теорий, которые объясняют явления, связанные с этим производством, обработкой и влиянием.
Научение через наблюдение(Observational Learning) — согласно концепции социального научения, для усвоения какого-то поведения индивиду достаточно его увидеть.
Нормативные теории(Normative Theory) — теории, описывающие идеальную структуру и функции медиасистемы.
Общественное мнение - проявление общественного сознания, выражающееся в массовых оценках социальными группами актуальных проблем; суждение общества о чем-либо, выражает позицию одобрения или осуждения, регулирует поведение индивидов и социальных групп, насаждает определенные нормы общественных отношений.
Общественные интересы (ОИ) - системоформирующий фактор журналистики, включающий в себя различные виды мировоззрений, идеологий, бытующих в обществе, других специфических интересов и "отвечающий" за характер общественного мнения и издательские (продюсерские) концепции и типологические модификации средств массовой информации.
Ограниченные эффекты(Limited Effects) — идея о том, что медиа оказывают минимальный или ограниченный эффект, поскольку этот эффект сдерживается разными промежуточными факторами.
Онтология (от греч. оntos - сущее и logos - слово; понятие, учение) - учение о бытии (в отличие от гносеологии - учение о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности
Парадигма(Paradigm) — объединяющая теоретическая концепция.
Паралингвистический параметр сообщения: для печатных СМИ - это полиграфические характеристики текста, верстка, выбор шрифтов, оформление заголовков, рубрик, лидов и т. п.; для электронных СМИ (устной коммуникации) - это высота и тембр голоса, артикуляционные характеристики, темп речи, манера говорить и т.п.
Пентада Лассуэлла - пятиэлементная формула американского ученого Гарольда Лассуэлла, в которой процесс массовой коммуникации представлен вопросами: "кто сообщает?", "что именно?", "по каким каналам?", "кому?", "с каким эффектом?".
Первичность или новизна(Primacy or Recency) — в изменении установок вопрос о том, где лучше размещать информацию и аргументы в побуждающем сообщении — в начале или в конце.
Периодические издания (газеты, еженедельники, журналы) - регулярно выходящие издания. Периодичность их характеризуется числом номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени - день, неделя, месяц.
Печать - совокупность способов и приемов получения изображения на бумаге и других материалах путем перенесения красочных слоев с печатной формы; процесс получения печатных оттисков; печатные издания, в том числе периодические (газеты, журналы).
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - противопоставляет политико-идеологическому монизму (от греч. monos - один) множество общественных интересов различных социальных групп и социальных институтов.
Посткоммуникативный фактор эффективности сообщения - влияние информации на сознание и социальное поведение членов аудитории.
Пресса (от слова "пресс" - печатный станок) - печатные периодические издания (газеты, журналы).
Политэкономическая теория(Political Economy Theory) — исследует власть элиты над экономическими институтами, чтобы контролировать другие институты, включая медиа.
Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - распространение политических, философских, религиозных, экономических, научно-технических и иных идей и знаний с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения.
Публицистика - род произведений, посвященный актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически - изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической, театрально - драматической и др. формах. В системе журналистики П. является одной из распространенных форм массовой информации.
Публичная коммуникация - передача информации путем общения коммуникатора с некой группой коммуникантов (аудиторией), при которой обмен ролей может происходить лишь частично (в малых группах) или не происходить вообще (выступление оратора на митинге).
Резонанс(Resonance) — в культивационном анализе желание индивидов видеть на ТВ то, что соответствует их собственной повседневной жизни.
Рекреативная функция (от лат. recreation - восстановление) - способствует снятию усталости и напряжения, восстановлению и укреплению душевного покоя и равновесия путем создания условий для отдыха, интересного проведения досуга.
Релаксация (от лат. relaxation - расслабление). См.: Рекреативная функция.
Ретиальный коммуникативный процесс предполагает передачу информации некому множеству вероятных или возможных приемников.
Семантические помехи коммуникации возникают из-за сложности лексики (терминология, неологизмы, фразеология), сокращений, фонетических особенностей (нечеткость артикуляции, различие произношения), сложности грамматики, синтаксических конструкций, стиля.
Система - это множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.
Системный подход - направление методологии познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Социально - политическая организация общества (СПОО) - системоформирующий фактор журналистики, способствующий регулированию системы путем формирования законодательной базы, создания специфических общественных и государственных институтов (субъектов управления) по контролю за деятельностью производства и распространения массовой информации.
Социальные институты - государственные, хозяйственные органы, профсоюзные и другие организации, партии, ассоциации, функционирующие в сфере распространения средств массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений
Средства массовой информации (СМИ) - специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения и др.), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве.
Средства массовой коммуникации - включают в себя весь производственно - распространительный комплекс системы массовой коммуникации: коммуникатора как инициатора массового социального общения с аудиторией и внутри нее, носители и каналы массовой информации (СМИ) и саму массовую информацию как средство общения.
Тексты - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. (Е.А. Прохоров).
Теория подкрепления(Reinforcement Theory) — то же, что и феноменологическая теория.
Теория сверстывания материалов печати(Agenda-Setting) — теория, доказывающая, что медиа говорят людям не что думать, а о чем думать.
Теория социального научения(Social Learning Theory) — согласно этой теории, люди учатся путем наблюдения за окружающими, подражая им и отождествляя себя с ними.
Теория социального присутствия(Social Presence Theory) — согласно этой теории, дифференциальные свойства различных средств коммуникации зависят от числа присущих им социапьных сигналов.
Теория социальной ответственности(Social Responsibility Theory) — нормативная теория, которая объявляет медиаиндустрию ответственной перед общественностью, с одной стороны, и призывает к технократическому контролю, с другой.
Теория среднего уровня(Middle Range Theory) — состоит из обобщений на основе эмпирических данных.
Технократический контроль(Technocratic Control) — прямое регулирование медиа, чаще всего правительственным органом или комиссией.
Технологический детерминизм(Technocratic Determinism) — идея о том, что вся человеческая история и опыт определяются техническим прогрессом. Торонтская школа (Toronto School) — группа канадских ученых-культурологов 1960-х годов, сторонников идеи технического детерминизма в развитии общества.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимое отношение к существованию в обществе различных идей, взглядов, программ, интересов и т.п.
Феноменологическая теория(Phenomenistic Theory) — теория Клаппера, доказывающая, что медиа редко являются единственной причиной эффектов и относительно слабы по сравнению с другими социальными факторами; основная роль медиа заключается в подкреплении.
Формирование повестки дня(Agenda-Building) — теория о том, что медиа, правительство и граждане совместно составляют список приоритетных проблем текущего дня.
Франкфуртская школа(Frankfurt School) — группа ученых-неомарксистов, работавших в 1930—1950-х годах во Франкфуртском университете.
Функция - (от лат. functio - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, назначение; внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений к целому, системе.
Функциональный анализ(Functional Analysis) — исследование роли медиа в обществе, обычно в поддержку статус-кво.
Чикагская школа(Chicago School) — группа социологов Чикагского университета, сложившаяся в 1940-х годах, которые рассматривали современные города как «огромные сообщества» сотен взаимосвязанных малых групп.
Экстралингвистический параметр сообщения связан с внешней лингвистикой, изучающей совокупность, этнических, исторических, социальных, географических и других факторов, обусловленных развитием, распространением и функционированием языка.