Материалы по истории радиовещания
Из истории радио США
Из истории радио Германии
Из истории радио Франции
Из истории радио Великобритании
Из истории радио Канады
Из истории радио Японии
Из истории радио Австралии
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ РАЗВИТИЯ РАДИОТЕХНИКИ
Предыстория (1600–1894)
Первые шаги (1895–1920)
Завоевание пространства (1921–1995)
СТАНОВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ В СССР
СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛЯРНОГО ВЕЩАНИЯ В РОССИИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РАДИОПРЕССА
ФОРМАТЫ КОММЕРЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ РАДИОВЕЩАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Дополнительная
МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ РАДИОВЕЩАНИЯ
Из истории радио США
Термин «бродкастинг» – «вещание» был введен в обращение во время Первой мировой войны. До этого использовались такие слова, как «радиотелеграфия» и «радиотелефония».
Экспериментальные радиопередачи в начале века проводили американские изобретатели Реджинальд Фессенден и Ли де Форест. Впервые экспериментальную передачу публичного выступления по радио P.A. Фессенден осуществил в 1900 году. Затем, после изобретения им генератора высокой частоты, он решил испробовать новую технику в своей мастерской в Бренд Рок, штат Массачусетс, накануне Рождества 1906 года, послав в эфир вместо азбуки Морзе человеческий голос и музыку. За три дня до эксперимента он направил радиотелеграфные сообщения на ближайшие корабли с просьбой принять его послание в определенное время. Операторы в наушниках услышали в условленный час голос человека, соло на скрипке в исполнении изобретателя, чтение отрывков из Библии и поздравления с Рождеством. В 1910 году подобным же образом Ли де Форест передал в эфир из нью-йоркского театра «Метрополитен» пение великого оперного певца Энрико Карузо.
Но ни Фессенден, ни де Форест не создали вещательной станции с регулярной сеткой программ. Пионером радиовещания в США стал инженер компании «Вестингауз» Френк Конрад, открывший первую лицензионную вещательную станцию в Питсбурге 2 ноября 1920 года.
По сути, раньше и не могло быть полноценного радиовещания, ибо отсутствовала радиоиндустрия – она появилась к 1920 году.
Технической основой массового радиовещания стала «Радиокорпорация Америки», образованная в 1919 году, задуманная как всеобъемлющий монополист радиопроизводства и радиовещания.
Давид Сарнов, один из ведущих деятелей корпорации, провозгласил радио бесприбыльной организацией наподобие библиотеки или музея. Он предложил финансистам и промышленникам вложить средства в новое предприятие. Никто не откликнулся. Станции обратились к слушателям за взносами, но тоже не были услышаны. Мало шансов на успех имело бы и введение абонентной платы по примеру Англии. Радиовещание США избрало коммерческий путь.
Давида Абрамовича Сарнова родители привезли в США в 1900 году. Америка заговорила о нем в 1912 году, когда 21-летний радист Сарнов принял сигналы с терпящего бедствие «Титаника», а потом три дня без перерыва принимал и записывал имена оставшихся в живых пассажиров, передаваемые кораблями-спасателями. В 1916 году он пишет: «Необходим план, который сделает радио домашним прибором. Как пианино или фонограф... Данный план особенно мог бы заинтересовать фермеров и жителей отдаленных районов. Приобретя музыкальный радиоящик, они могли бы наслаждаться концертами, лекциями, чтением стихов т.д.»
Бурное строительство новых станций в 20-е годы, стремительное производство приемников логически поставило вопрос о программной централизации, о создании сетей станций. Первые попытки в этом направлении сделала американская телеграфно-телефонная компания в 1922 году. Ее 26 вещательных станций были связаны общими программами, транслировавшимися от океана до океана. Но подлинная история национальных сетей началась 9 сентября 1926 года с образования на базе «Радиокорпорации Америки» сети «Нэшнл бродкастинг компани» (Эн-би-си).
27 января 1927 года - дата рождения «Коламбия бродкастинг систем» – Си-би-эс. В 1934 году появляется «Мючуал бродкастинг систем» – Эм-би-эс и в том же году – «Америкен бродкастинг компани» – Эй-би-си. Эти гиганты задавали тон в электронных СМИ США.
В 1967 году Конгресс США принял Закон об образовании общественной сети «Паблик бродкастинг сервис» – Пи-би-эс. В 1985 году возникла национальная сеть Руперта Мэрдока «Фокс».
Правительственным регулятором электронных СМИ стала Федеральная комиссия связи, образованная в 1934 году.
«Золотым» веком радио принято считать 30–40-е годы. По американским сетям транслировались симфонические концерты, драматические и оперные спектакли из знаменитых театров. Эн-би-си основала свой Симфонический оркестр под управлением Артуро Тосканини – радио предпочитало «живую», а не «консервированную» музыку с пластинок. Прошли в эфире дебюты оркестров Пола Уитмена, Лоуренса Уэлка, Винсента Лопеса, Гая Ломбардо. Накануне Второй мировой войны классическая музыка была вытеснена популярными ритмами Бенни Гудмана, Оззи Нельсона, Томми Дорси. Что касается развлекательных шоу, то они достигли пика популярности благодаря Бобу Хоупу, Джеку Бенни, Фреду Аллену и Джимми Дюранте.
Сети создавали блестящие радиопьесы и комедийные сериалы, как, например, «Голдберги» – о еврейской семье из Манхэттена. Этот сериал держался в эфире с 1929 по 1946 год. Дневные серийные драмы, предназначенные для домохозяек, пропитанные слезами умиления и насыщенные «пенистой» рекламой производителей моющих средств, получили название «мыльных опер».
Колоссальным событием в истории радио стал день 30 октября 1938 года, когда по сети Си-би-эс прошла радиопостановка «Вторжение с Марса» (режиссер Орсон Уэллс, по роману Герберта Уэллса «Война миров»). Имитация живого репортажа с места событий о захвате марсианами Нью-Йорка и продвижении их в штат Нью-Джерси вызвала массовую панику в стране. Радиослушатели не внимали неоднократным напоминаниям в эфире о том, что это лишь художественная радиопрограмма и все, о чем она повествует, – фантастика. Такой феномен влияния радио на психику людей стал предметом многих исследований в области социологии, психологии, журналистики.
Еще один пример могущества и убеждающей силы радио – феномен Кейт Смит. Популярная певица во время Второй мировой войны провела радиомарафон по сбору средств для фронта. Она просто сидела у микрофона в течение 18 часов и уговаривала американцев дать деньги на разгром врага. Кейт Смит вышла из студии потеряв голос, но Америка, вняв ее просьбам, прислала 39 млн. дол.
Радио США стало и могучим инструментом политики. Подлинным триумфом для президента Франклина Делано Рузвельта стали его радиобеседы с американцами «У камина».
Жанровому и коммерческому богатству радио пришел конец с рождением телевидения. Но радио выжило и с 60-х годов стало набирать популярность благодаря специализациям станций и по содержанию, и по характеру аудитории (черная, испанская и т.д.).
Многое из того, чем прославилось и что пережило радио США, затем было пройдено всем мировым радиовещанием независимо от системы власти и собственности.
В начало
Из истории радио Германии
Радиовещание началось в Германии в конце 1923 года и достаточно быстро превратилось в общегерманский централизованный государственный институт. Он стал опорой нацизма еще до прихода Гитлера к власти в 1932 году, т.е. за год до того, как Гитлер получил должность рейхсканцлера из рук Гинденбурга, он добился для своей партии свободного доступа в эфир.
Немецкое радио конца 20-х годов отличали высокий профессионализм информационных, публицистических и просветительских передач и пристальное внимание к акустическим возможностям радио, его способности отражать реальную жизнь в звуковых образах. Этой художественной задаче соответствовали и наиболее прогрессивные художественно-творческие технологии того времени. Построенный во второй половине 20-х годов Берлинский радиодом, по свидетельству специалистов, был одним из лучших в мире по акустическим параметрам и техническому оснащению. Немецкие журналисты и литераторы, активно работавшие по заказу радиоредакций, были увлечены поисками новых форм радиопьесы – поэтической (Г. Кессер), документальной (Э. Толлер, Р. Гунольд, Р. Леонгард и др.). Получает развитие акустический фильм – разновидность документальной радиопьесы с подлинными звуками города, завода, приморского поселка и т.д. (Справедливо заметить, что здесь кроются исторические корни того направления «арт-акустики», которое получило широкое распространение в мировом эфире 90-х годов.)
Опыт немецких радиожурналистов и радиодраматургов получает широкое развитие в разных странах. Например, пьеса Э. Толлера «Новости Берлина», в основе которой лежит сочетание информационных материалов новостного характера и традиционной театральной пьесы, была поставлена почти одновременно в Берлине, Москве, Нью-Йорке и других крупных городах. Теоретическим проблемам радиовещания посвящался цикл статей Б. Брехта «Радиотеория» (1927–1930), книга Р. Кольба «Гороскоп радиопьесы» (1930), исследования В. Беньямина и др. Все они считаются классикой социальной психологии и культурологии XX века.
Гитлер получил в свои руки хорошо развитое средство массовой информации и очень быстро превратил его в инструмент агитации и пропаганды.
Из всех средств воздействия на массы Гитлер отдавал предпочтение радио. Для него звучащее слово было важнее печатного: «Сила, которая превращает религиозное и политическое течение в несокрушимую лавину, это – магическая сила звучащего слова», – заявлял он в своей книге «Майн кампф» («Моя борьба»). С помощью радио Гитлер устроил «эффективную промывку мозгов» своему народу, сравнительно быстро превратив достаточно большую часть его в послушное стадо своих обожателей. Министр пропаганды Геббельс с полным основанием определил радио как «самый важный и надежный инструмент для руководства народом».
Главное место в нацистском радиовещании занимали массированные, хорошо подготовленные пропагандистские кампании. Так, например, готовился референдум жителей Саарской области по вхождению в состав Германии (референдум проходил в январе 1935 года). За год до голосования руководством нацистской партии был создан специальный центр пропаганды, который обрушил на Саар и жителей Германии целый каскад радиопрограмм. В течение года по германским станциям прошло 40 тематических передач под общим названием «Наш Саар», 6 передач «Час нации», посвященных Саару, 22 «специальные» программы на эту же тему, И репортажей с митингов с выступлениями Гитлера и его наместника в Сааре Геббельса, 70 политических бесед, 63 экономические беседы, 77 передач для школьников, 49 передач «Час юношества», 25 радиопьес, 16 хоровых выступлений с саарскими песнями, 15 политических интервью, 12 радиопутешествий по саарским городам, 125 репортажей и «круглых столов», 25 передач на иностранных языках о Сааре как неотъемлемой части Германии. В результате жители Саара проголосовали за присоединение к Германии.
Радиовещание в нацистской Германии контролировалось и направлялось тремя подразделениями: руководством нацистской партии, Министерством пропаганды и отделом культуры рейха. Геббельс был руководителем всех трех. 26 радиостанций представляли институт общегерманского вещания – «Великое германское радио». Политические программы и выступления фюрера шли синхронно по всем станциям. Только определенные программы – для фермеров, для детей, а также передачи культурного характера – передавались на региональном уровне и отражали провинциальные различия в допустимых пределах. Местная станция могла себе позволить дать легкую инструментальную музыку, в то время как по центральной, берлинской, звучала только симфоническая. Джаз был запрещен, гитлеровское руководство определяло его как «безобразное кваканье инструментов, противное нашему слуху». Религиозные и атеистические передачи также были запрещены.
Особое внимание в радиовещании 30-х годов уделялось организации аудитории. Нацисты организовали общегерманскую кампанию под лозунгом «Каждый гражданин страны – радиослушатель». Велась активная работа по коллективному прослушиванию радио в общественных местах и на предприятиях. Принимались решительные меры, чтобы уберечь немцев от иностранного вещания. Для этого с 1933 года стали выпускать новые типы приемников для коллективного слушания – «народный приемник» и «приемник немецкого народного фронта». Эти аппараты не позволяли принимать зарубежные станции. Приемник, предназначенный для массового слушания, впервые появляется в этом году в Германии под названием «Камерад». Он мог обслуживать аудиторию до 500 человек. Специальные коротковолновые приемники были выпущены лишь двумя фирмами – «Телефункен» и «АЕГ», и то только в моделях. Они предназначались, как указывалось в рекламном прейскуранте, «для немцев, находящихся за границей».
На 1 июля 1939 года немецкая аудитория имела чуть больше 15 млн. радиоприемников, через два года их число увеличилось еще на один миллион. Только США превосходили Германию по числу радиоприемников.
В сетке вещания германского радио ведущее место занимал фюрер. Это были и особый радиожанр, и особая рубрика, и особое состояние аудитории. Невозможно было представить Гитлера, сидящего перед микрофоном и ведущего задушевную беседу, отвечающего на вопросы слушателей. Его стихия не радиостудия, а огромный зал, заполненный до отказа людьми, оснащенный микрофонами. Истерические крики фюрера переплетались с ревом обезумевшей от его речей толпы.
С началом победного шествия нацистских войск по Европе и с нападением Германии на СССР германское радио полностью перестроилось на военный лад, основное место в эфире стал занимать блок политических и военных программ. С 1940 года начала выходить передача «Голос солдата». Специальная информационная программа о военных действиях называлась «Экстренные сообщения». Она впервые прозвучала во время захвата Норвегии и стала для слушателей синонимом могущества немецкой армии. Еще одна репортажная военная программа – «Сообщения с фронта» – шла прямо в эфир с самолетов, бомбивших английские города, из передовых частей немецких войск, вступавших в европейские столицы.
Информационные и военные программы постепенно сворачивались и исчезали из эфира, когда гитлеровские войска стали терпеть поражение за поражением. Их заменяли бодрящие выступления Геббельса и радиокомментаторов. Гитлер стал выходить в эфир крайне редко.
Страны антигитлеровской коалиции были единодушны в стремлении демонтировать после победы пропагандистскую машину нацизма, что и произошло. Однако страны двух систем перенесли свои представления на послевоенное устройство Германии. На развалинах гитлеровского рейха образовались два немецких государства, противостоящих друг другу, – ФРГ (с сентября 1949 года) и ГДР (с октября 1949 года). Разделенная Германия на 40 лет стала передним краем «холодной войны», и в частности войны в эфире.
В ФРГ была принята модель общественного вещания, приближающаяся к британской, но не централизованная, а местная, в рамках отдельного региона. Радиовещание в ФРГ получило название «общественно-правового». В ГДР радиовещание носило отпечаток советского образца – централизованное, государственное.
В 1950 году в ФРГ образовался консорциум – АРД, который объединил под своим началом региональные (земельные) радиостанции, но лишь как координатор программной политики. Позже, с образованием телевидения, в этот консорциум вошел блок телестанций. Характерной особенностью западногерманского эфира стало то, что после 1945 года он был насыщен всякого рода зарубежными станциями, в частности радиостанциями (более десятка) войск союзников, которые вещают и до сего дня, занимая внутренние радиочастоты.
В начале 80-х годов в ФРГ были отменены ограничения на коммерческое вещание, и система радиовещания стала «дуальной», или биполярной.
В 1990 году, после объединения двух Германий, радиостанции ГДР вошли в систему консорциума АРД, став общественно-правовыми. Были открыты шлюзы для частных станций. В 1993 году доля частного вещания составляла в западных землях 41, в восточных – 19%.
Общественно-правовое вещание в 90-е годы финансируется за счет абонентной платы и небольших рекламных поступлений. Из общей суммы абонентной платы 25% передаются радио, остальное – телевидению. Радиостанции образовательного, учебного характера живут за счет бюджета земель. Частные, коммерческие, существуют благодаря рекламе.
Сегодня содержательная структура многих германских радиостанций копирует вещание других европейских стран и США. Форматы самые разнообразные: всевозможные типы музыкальных станций, информационные станции, станции ток-шоу, прямого эфира со слушателями.
В Германии сохраняются лучшие традиции просветительского и художественного вещания. Такие радиоконцерны, как ZDF, «Кельнское радио», «Радио Берлина» и другие, сохраняют в своей структуре специальные редакции, готовящие радиоспектакли по классическим и современным радиопьесам. «Радио Баден-Бадена», например, выпускает ежегодно несколько десятков радиокомпозиций и радиопьес, в том числе и историко-образовательного характера типа «Радио Америки», «Радио Аргентины» и т.д. Каждая такая программа имеет широкую общеевропейскую рекламу и занимает в эфире один раз в месяц до трех с половиной часов. В 1995 году концерн ZDF передал в эфир с синхронной аудиоверсией перевода спектакль «Полный поворот кругом», поставленный на Московском радио кинорежиссером Андреем Тарковским с Никитой Михалковым в главной роли. Этот эксперимент имел успех, и работа была продолжена уже с радиоспектаклями А. Эфроса и других мастеров русского театра и кино.
В начало
Из истории радио Франции
Во Франции первая экспериментальная радиопередача прозвучала в 1908 году с Эйфелевой башни. Это была музыка с пластинок. Передачу провел американский изобретатель Ли де Форест, а слышали ее французские военные радиооператоры. Однако это событие вошло в анналы истории американского, но не французского радиовещания.
Регулярное французское радиовещание началось в начале 20-х годов опять-таки с Эйфелевой башни, где расположилась первая радиостанция. В 1932 году была провозглашена государственная монополия на радиовещание, однако с допуском в эфир ограниченного числа частных радиостанций. В 1945 году с частными станциями было покончено, правительство определило электронные СМИ как официальный рупор своей политики, всецело подчинив эфир контролю. Известна хрестоматийная фраза генерала де Голля, тогдашнего лидера Французской Республики: «У вас, у оппозиции, есть газеты, у меня – радио и телевидение».
Французское вещание отличали высокий эстетический уровень и жанровое разнообразие программ, забота о национальной культуре и французском языке. Среди наиболее популярных были программы о французских шансонье, различные забавные игры с участием куплетистов, детские передачи в виде викторин, состязания умелых и сообразительных с вручением призов победителям, литературно-драматические композиции и радиоспектакли различных жанров.
В отличие от ряда стран мира, вместе с развитием радио проходивших начальную школу грамотности и духовного оформления, Франция начинала радиовещание без подготовительного периода – она сразу направила вещание в русло национальной культуры.
В истории французского радио выделяются два наиболее выразительных и характерных пласта программ: радиотеатр и музыкальные передачи. Постановочный, драматургический элемент как радийный был основой многих программ. Зачем, к примеру, давать в эфир беседу, от которой может заскучать слушатель? Не лучше ли превратить ее в диалог реальных или придуманных персонажей? На французском радио к работе над готовым текстом регулярно привлекались мастера диалога – драматурги, киносценаристы.
В 1947 году в эфир вышел цикл музыкальных передач для детей и юношества под названием «В царстве музыки». Они были построены в форме радиопьес, в которых фигурировали фея Музыка, принц Ритм, мадам Сольфеджио и ее семь детей – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Цикл пользовался столь большой популярностью, что через десять лет к нему добавили еще один – «Турнир в царстве музыки». Здесь уже проявляли свои таланты одаренные дети до 14 лет из разных городов страны. В конце года профессора Парижской консерватории подводили итоги «турнира» и награждали победителей.
Неиссякаемым источником французского радиотеатра были отечественная история, отечественная и мировая классика. Список инсценировок и радиопьес огромен. Он включает сотни названий, в том числе инсценировки Л. Толстого, пьесы Корнеля и Шиллера.
В 60-е годы, когда телевидение отобрало у радио почти всю драматургию, радио осталось в поле культуры, пытаясь найти свои подходы к художественному вещанию.
На Международной конференции Европейского радиовещательного союза в конце 60-х годов отмечался опыт Франции, где радио и телевидение выступают не как конкуренты, а как союзники. Так, постоянная телевизионная рубрика «Театр через века» была под пристальным вниманием радио. Радио заблаговременно предупреждало телезрителей, своих радиослушателей, что на следующий день после телепремьеры они могут принять участие в ее обсуждении в радиостудии.
Большое место во французском радиотеатре занимают современные оригинальные радиопьесы. Для того чтобы стимулировать авторов, радио объявляет ежегодные конкурсы на лучшую комедию и драму. Этой же цели служат международные фестивали радио в Канне и в Арле, за лучшие работы вручаются премии.
Творческое беспокойство французского вещания постоянно подогревалось экстерриториальными радиостанциями, которые вторгались во французский эфир, привлекая к себе внимание слушателей, такими, как «Радио Монте Карло», «Радио Люксембург», «Европа-1», а также бельгийское и швейцарское радио.
Правительство долгие годы щедро субсидировало электронные СМИ, поддерживая высокий уровень художественного вещания. Парижский Дом радио к началу 70-х годов располагал четырьмя оркестрами, четырьмя хоровыми коллективами, включая детскую певческую капеллу; подобные оркестры и хоры имелись и в других городах, где шло вещание. В этот период радио Франции ежегодно использовало до 35 тыс. актеров, певцов и музыкантов и ежедневно давало в эфир две новые концертные программы. С творческим потенциалом Французского радио могли соперничать только три страны в Европе – Советский Союз, Англия и Италия.
Почти в течение сорока лет после войны электронные СМИ Франции постоянно перестраивались, реорганизовывались, переименовывались, сокращались. В 1982 году государственной монополии в сфере вещания пришел конец: государственные каналы преобразовывались в общественные. В эфир хлынул поток передач новых коммерческих станций. Только вокруг Парижа в первый же год после демонополизации эфира их появилось более 150. Многие эпатировали публику тяжелым роком, проповедью гомосексуализма, эротики и т.д. Лишь четкая и жесткая лицензионная политика государства помогла со временем устранить крайности. В новой структуре французского вещания осталось одно централизованное подразделение общественного характера – «Радио Франс», в которое входят три общенациональные радиосети: «Франс Интер», «Франс Культюр» и «Франс Мюзик». «Радио Франс» имеет два симфонических оркестра и два хора. Оно оказывает помощь 12 региональным радиокомпаниям.
Официально еще с 70-х годов XX века были провозглашены четыре основных принципа французского вещания:
1) доступ общественности к разнообразным программам и информации;
2) независимость работников эфира от государства и частных финансовых интересов;
3) децентрализация вещания через увеличение числа местных станций;
4) сохранение за государством роли регулятора и ответственного за лицензирование станций.
К началу XXI века радио Франции сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ.
В начало