Анализ информационной программы
1. Информационная программа в системе телевизионного канала.
2. Периодичность и продолжительность выхода новостных блоков.
3. Структурно-содержательный диапазон информационной программы.
4. Соотношение «мягких» и «жестких» новостей в информационном выпуске.
5. Приемы инфотейнмента и драматизации новостей в программе.
6. Образ ведущих.
7. Интерактивность.
«Жесткие» новости - новости, основанные на достоверной информации о событиях и фактах реальности, изложенные в строгом стиле и не допускающие субъективных оценок, комментариев.
«Мягкие» новости – новости, содержащие информацию, которая может нести на себе печать авторской индивидуальности как в выборе событий, так и в форме их изложения.
Инфотейнмент – термин, возникший в результате аббревиатурного синтеза слов: information (информация) и entertainment (развлечение), предполагающий подачу новостей в форме развлекательных передач («Другие новости» на Первом канале).
Интерактивность – качество коммуникативного процесса, которое обеспечивает устойчивую обратную связь и постоянное взаимодействие между коммуникаторами в противовес однонаправленному, линейному общению. Интерактивностьпозволяет переключиться с ситуации монолога на ситуацию не только диалога, но и речевого взаимодействия.
Анализ дискуссионной программы
1. Проблемно-тематический контекст программы (конкретно-бытовой, экономический, политической, социальный и т.п.).
2. Формат и структура программы.
3. Жанровая стратегия телевизионного продукта.
4. Способ продвижения телевизионного продукта (запись или прямой эфир).
5. Роль ведущего.
6. Образ собеседников, экспертов, приглашенных гостей.
7. Роль «массовки» в студии.
8. Способы воздействия на аудиторию. Степень ее вовлеченности в телевизионный процесс. Интерактивность.
9. Эффективность воздействия программы и реализация социальной миссии журналистики.
Ток-шоу– talk-show (букв.: «разговорное зрелище») - популярный жанр радио- и телевизионных передач, предполагающий проведение живого диалога со слушателями и зрителями на актуальные темы – от политики до быта. Обязательные составляющие ток-шоу – ведущий, герои, эксперты, аудитория в студии («массовка»).
Телевизионное интервью -(от англ, interview – буквально встреча, беседа) – жанр телевизионной публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова «интервью», то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Телевизионное интервью как жанр обладает важным качеством – зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Итак, интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.
Анализ развлекательной программы
1. Типологические характеристики развлекательной программы.
2. Особенности композиции.
3. Элементы массовизации в шоу.
4. Приемы артизации в программе.
5. Прагматический аспект программы.
Типологические группы
современного развлекательного телевидения[17]:
- юмористические программы (концерты, обозрения - творческий вечер Яна Арлазорова, «Кривое зеркало»);
- музыкальные программы (концерты, смонтированные обозрения – концерт, посвященный Дню милиции, «Субботний вечер»);
- игровые программы.
Форматы игрового телевещания[18]:
- реалити-шоу («Последний герой» на Первом канале);
- ток-шоу («Пусть говорят» с Андреем Малаховым»);
- криминальные обозрения (с активным использованием приема реконструкции событий);
- интеллектуальные викторины («Что? Где? Когда?»);
- спортивные состязания;
- поединки в различных сферах человеческой деятельности («Кулинарный поединок»).