Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива
В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журналисту становятся не только способность к анализу, лидерство, оперативность, коммуникабельность, но и предприимчивость, независимость, умение рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редакция сталкивается с постоянным дефицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вызывает необходимость искать спонсоров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммерческую работу. Стремясь уйти от финансового банкротства, редакции могут использовать самые неожиданные, иногда остроумные методы добывания денег и пополнить тем самым пестрый опыт российской прессы по выживанию в условиях рынка.
Редакция «Московского комсомольца» на паях с небольшим строительным кооперативом (70 % пая принадлежит редакции) получила в одном из подмосковных районов в аренду землю, закупила оборудование и построила... кирпичный завод, на котором помимо кирпича наладила выпуск монолитных блоков. Появились у газеты и собственные магазины, через которые реализуется часть тиража. Что же касается доходов от рекламы, то большой тираж и популярность «Московского комсомольца» позволили редакции диктовать условия рекламодателям и не заботиться об их поиске. Здесь впервые в Москве стали заниматься рекламой на профессиональном уровне: организовали при редакции малое предприятие — рекламное агентство, которое к тому же создало обширную базу данных о коммерческих структурах столицы и продает эти данные. А редакция «Вечернего Екатеринбурга» в рамках программы «Екатеринбург-XXI век» участвует в создании в городе... сети пельменных.
Журналистский корпус
Психологи рассматривают три этапа деловой активности человека. Первый, период функционирования — время начального освоения профессии, трудовой адаптации. Второй — профессиональный, когда профессия становится формой собственной жизни, когда в отрыве от профессиональной среды, любимого дела, человек «чахнет», «гаснет», теряет интерес к жизни. И третий — предпринимательство, когда человек становится творцом собственного дела.
Уже история российской журналистики XIX в. доказывает, что газеты становятся выгодными коммерческими предприятиями, но процветают лишь те из них, которые издаются талантливыми, компетентными предпринимателями. В этом плане показательна история «Нового времени». Созданная в 1866 г., газета через четыре года потерпела катастрофу в связи с публикацией рецензии на русский перевод первого тома «Капитала» К. Маркса. Редактор, статский советник И. Сухомлинов, был вынужден сложить с себя обязанности, а издатель Ф. Устрялов после второго предостережения со стороны Главного управления по делам печати МВД России в мае 1873 г. передал газету О. Нотовичу. Последний обещал сбавить подписную плату, увеличить тираж до 15 тыс. экземпляров, т. е. сделать ее рентабельной. Однако издание было под подозрением у Главного управления по делам печати и в марте 1874 г. получило третье предупреждение, выход «Нового времени» был приостановлен на полгода. Тогда Нотович передал право издания К.Трубникову. Трубников хотел изменить название газеты, но в этом ему было отказано, чтобы газета не считалась новою. В 1875 г. дважды запрещалась розничная продажа номеров. Доверие цензуры завоевать не удалось. В этих условиях Трубников сумел продать право издания газеты «Новое время» А. С. Суворину, который был фельетонистом «Санкт-Петербургских ведомостей» (писал под псевдонимом «Незнакомец») и сотрудничал в журнале «Вестник Европы» (обозревал книжные новинки) [ 13]. С приходом в 1876 г. Суворина «Новое время» становится одной из наиболее распространенных и влиятельных русских газет (уже в первый год суворинского руководства тираж ее вырос с 3 тысяч до 16 тысяч экземпляров). Суворин сам лично работал над содержанием газеты, к примеру, когда в 1876 г. началась сербская война, он выехал корреспондентом своего издания в Константинополь. Стремясь наилучшим образом удовлетворить запросы читателей, Суворин начал печатать произведения Тургенева, Некрасова, Флобера и других писателей, даже типографский шрифт сменил на более светлый и удобный. Привлекали смелость газеты в суждениях, разнообразие материалов и продуманная их группировка.
Действительно, издание газеты в дореволюционной России приносили быстрые результаты. С. М. Проппер приобрел за 13 рублей право на создание «Биржевых новостей». Уже через пять лет на газетные доходы стал покупать дома и имения, он сделался гласным городской думы Петербурга и получил чин коммерческого советника [ 14 ]. Сын сельского писаря И. Д. Сытин пятнадцатилетним подростком работал у купца, продававшего лубочные картинки, в 30 лет купил литографическую машину, пригласил художников и сам стал делать бизнес. Через десять лет его мастерская имела уже 50 литографических машин. А вскоре типография Сытина печатала в год 180 учебников для народных школ — 60 % издававшихся в стране учебников. По совету А. П. Чехова предприниматель организовал издание газеты «Русское слово»: ее тираж в начале XX в. составлял 13 200 экземпляров, а в 1916 г. уже 739 000. Главными авто-
Глава 12
рами «Русского слова», ставшего общероссийской «фабрикой новостей», были репортер Владимир Гиляровский и фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов московской жизни увлекали публику динамизмом и остротой мысли. Военный публицист В.Немирович-Данченко стал основным информатором с театра русско-японского, русско-германского фронтов. Газета избегала политических оценок общественной жизни, предпочитая писать о частной жизни конкретных людей, преимущественно малоимущих.
Собкоры газеты были во всех углах России и за рубежом. В Санкт-Петербурге газета имела отдел со штатом 100 человек. Большой редакционный аппарат позволял проводить опросы по важнейшим политическим проблемам. Вот как описывает Гиляровский обстановку в редакции «Русского слова»: «С приездом В. М. Дорошевича газета не только ожила, но и засверкала. Дорошевич — "король фельетонистов" и прекрасный редактор — развернулся вовсю. Увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудников, ввел строжайшую дисциплину в редакции... Дом редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников — свой кабинет, в вестибюле и приемной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов: ни к одному сотруднику без доклада посторонним войти нельзя...».
Стремление Дорошевича придать газете универсальный и развлекательный характер хорошо видно из его весьма красноречивой редакторской программы. Он писал:
«Газета...
Утром вы садитесь за чай. К вам входит ваш добрый знакомый. Он занимательный, он интересный человек.
Он должен быть приличен, воспитан, приятно, если он к тому же и остроумен.
Он рассказывает вам, что нового на свете.
Рассказывает интересно, рассказывает увлекательно.
Он ни на минуту не даст вам скучать.
Вы с интересом слушаете о самых сухих, но важных предметах.
Высказывает вам свои взгляды на вещи.
Вовсе нет надобности, чтобы вы с ним во всем соглашались.
Но то, что он говорит, должно быть основательно, продумано, веско.
Вы иногда не соглашаетесь, но выслушиваете его со вниманием, интересом, как умного и приятного противника.
Он заставляет вас несколько раз улыбнуться меткому слову.
И уходит, оставляя впечатление с удовольствием проведенного получаса.
Вот что такое газета...
Вы сидите у себя дома.
К вам приходит человек, для которого не существует расстояния.
Он говорит вам:
— Бросьте на минутку заниматься своей жизнью. Займемся чужой. Жизнью всего мира.
Он берет вас за руку и ведет туда, где сейчас интересно.
Война, парламент, празднество, катастрофа, уголовный процесс, театр, ученое заседание.
Журналистский корпус_________________________________________ 481
Там-то происходит то-то.
Он ведет вас туда, показывает вам, как это происходит, делает вас очевидцем.
И вот вы сами присутствуете, видите, как, где и что происходит.
И полчаса поживши мировой жизнью, остаетесь полны мыслей, волнений и чувств.
Вот что такое газета» [15].
А Сытин после Октября 1917 г. стал управляющим делами Госиздата, организованного на базе его собственного, сытинского, концерна, и страдал от невозможности бороться с бесхозяйственностью, бестолковостью ведения издательского дела.
В 1995 г. журнал «Форбс» писал: «Руперт Мэрдок является предположительно самым могущественным частным лицом на планете». Газетные американские магнаты Херст и Пулитцер бледнеют в сравнении с Мзрдоком. С учетом инфляции информационная империя Пулитцера по состоянию на 1994 г. стоила бы 300 млн долларов, а империя Херста — 700 млн долларов, тогда так годовые обороты австралийской холдинговой компании Мэрдока «Ньюс Корпорейшн» в середине 90-х гг. выросли до 20 млрд, плюс свыше миллиарда в авуарах и один миллиард чистого дохода. Самый богатый человек в Австралии, он стал международным магнатом: его компания еженедельно выпускает 60 млн экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70 % новостных изданий, бесчисленные телестанции. В Великобритании под контролем магната находится треть всей прессы, включая принадлежащие ему газеты «Тайме» и «Сан», два издательства, кабельное телевидение, агентства новостей «Рейтер» и «Пирсон Пи-Си»».
Родившийся в 1931 году, Руперт получил в наследство от отца крошечную провинциальную газету, в 22 года стал ее главным редактором. Но уже в 1956 г. он купил разорившуюся газету «Санди тайме», которую поднял на ноги, опираясь на свой организаторский талант, публикуя сенсационные материалы, привлекая читателей броскими заголовками. В 1957 г. приобрел первую в стране телевизионную станцию; заплатив 7,5 млн долларов за газету «Сидней миррор», вытащил ее из долгов благодаря агрессивной кампании по завоеванию читательского рынка. В1968 г. Мэрдок покупает две лондонские газеты «Ньюс офуорлд» (Новости мира), и «Сан» (Солнце), победив своего конкурента Роберта Максвелла. Чтобы увеличить тиражи изданий, Руперт прибег к приемам желтой прессы: печатал сексуальные фотографии, сочинял непристойные заголовки и т.п. И уже в 1971 г. «Сан» была названа газетой года, а к 1993 г. приносила годовой доход в 50 млн долларов. Ее тираж сегодня самый большой среди всех англоязычных газет мира — 4 млн экземпляров.
К 1974 году Мэрдок стал владельцем 87 газет, 11 журналов, 7 радиостанций в Австралии, Европе и США.
В 1976 году Мэрдок переехал в Соединенные Штаты, где сразу же купил три газеты за 20 млн долларов, в 1980 г. приобрел шесть независимых телестанций. Завладев этой сетью, способной соперничать с тремя крупнейшими национальными компаниями — Эй-Би-Си, Эн-Би-Си, Си-Би-Эс, в 1985 г. он покупает за 2,6 млрд долларов знаменитую голливудскую компанию «Фокс Мульти-Медиа», в 1988 г.
Глава 12
за 2,8 млрд долларов издательство «Харпер энд Роу». В это время долг в 7,6 млрд долларов угрожал существованию его империи, но Мэрдок вышел сухим из воды.
В 1985 г. Мердок получил американское гражданство, и в американском конгрессе больше не поднимали вопрос, почему национальные газет скупает иностранец. В борьбе с конкурентами Мэрдок применяет и практику демпингового снижения цен: к примеру, цена экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост» всего 50 центов, в 2,5 раза ниже, чем экземпляр воскресного номера ее главной соперницы — «Нью-Йорк дейли ньюс». И магната не останавливает, что убытки «Нью-Йорк пост» в 1995 г. составили почти 20 млн долларов [16].
На крошечной провинциальной газете Мэрдок выстроил самую могущественную империю масс-медиа в истории. Но он не ограничивается приобретением только средств массовой информацию. За 80 млн долларов он купил вторую по величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз». А в «Ньюс корпорейшн» (основном тресте Мэрдока) работают 30 тысяч человек. «Он гений, — говорил о Мэрдоке его конкурент Роберт Максвелл. — Его достижения просто огромны в масштабах земного шара» [17].
Сегодня возрождается российская традиция предпринимательства в журналистском бизнесе. Одним из первых стал заниматься этим новым в современной России делом Владимир Яковлев, основатель газеты «Коммерсант», ставший президентом издательского дома «Ъ». К сожалению, в июле 1999 г. он уехал в США и продал принадлежащий ему контрольный пакет акций Дома за 20 млн долларов американскому бизнесмену, который затем перекупил Б. Березовский. Бизнесменом стал и отец Владимира — Егор Яковлев, учредивший «Общую газету.
Интересен опыт предпринимательства в региональных журналистских организациях. Так, в Петербурге еще в 1989 г. супруги Тамара и Владимир Максимовы (телеведущая и режиссер телевидения) создали одну из первых в стране независимых частных телекомпаний — «ТВ-Нева». Владельцы начали с проведения телевизионных благотворительных марафонов. Первый был посвящен проблемам материнства и детства, продолжался 24 часа и был вписан з книгу рекордов Гиннеса. Темой второго была трагедия Чернобыля, третьего — возрождение Петербурга. На разные благие дела были собраны от пожертвователей сотни миллионов рублей. В 1992 г. Максимовы сделали 24 серии видеопрограммы «Кто с нами?», призванные поддержать российское фермерство. Целью сериала стала их идея провести Всемирную ярмарку «Российский фермер». В сентябре 1992 г. на эту ярмарку в город на Неве прибыли представители 146 крупнейших зарубежных фирм, 247 фирм из стран СНГ. В 1995 г. «ТВ-Нева» начала транслировать по 5-му каналу петербургского телевидения программу «Вкус жизни», а в 1998 г. по российскому — «Музыкальный ринг». Не менее яркие примеры есть и в газетном бизнесе Петербурга. Марк Монусов создал издательскую фирму «Дом Натали», которая выпускает газету «Натали», журнал того же названия, а также газету «Аномалия» — для любителей непознанного. Выпускник факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Константин Сухенко до 1991 г. работал в многотиражке объединения «Светлана», был некоторое время корреспондентом газеты Выборгского района города, а затем стал издавать рекламную газету «Реклама-шанс». Последняя быст-
Журналистский корпус
ро набрала темпы и после накопления определенного капитала Сухенко решил выпускать еще две газеты — дочерние. Это привело к образованию издательской фирмы «Шанс», которую он и возглавил, став ее президентом.
За долгие годы российские журналисты привыкли к облегченным заданиям: «если на Западе 50-60 полос делают 5-6 человек, то у нас 4-полосную газету — 10-12» [18]. Важно сломать стереотип отторжения ответственности, преодолеть боязнь перегрузки в работе. Это сулит, как показывает опыт, несомненную выгоду.
В Ростове Великом Ярославской области администрация города отказалась стать учредителем еженедельника «Провинция», не веря в перспективность издания. Тогда в ролях учредителя, издателя и редактора выступил журналист В. Под-шивалов, который добился успеха «Провинции»: еетираж реализуется довольно быстро. А в «Вечернем Ярославле» вообще остался один человек — А. Голицын, редактор, издатель и корреспондент в одном лице. До него газету делали 6 журналистов. Оставшись в одиночестве, Голицын поднял тираж в пять раз. Популярность издания достигается содержанием полос: публикуются судебные очерки, репортажи из тюрем, моргов, психиатрических больниц, необычные кроссворды, анекдоты, частушки. Кстати, А. Голицын и распространяет газету сам: у заводских проходных, в электричках.
Эти примеры, число которых можно продолжить, свидетельствуют о потаенных резервах журналиста, который в силу жизненных обстоятельств может освоить незнакомое ему доселе дело — менеджмент.
Рассуждая о взаимоотношениях между издателем и редактором в британской прессе, С. И. Беглов утверждает: «В случае, когда газете долгое время сопутствует коммерческий успех и от ее хозяина требуется лишь твердо держаться взятого курса в финансовых делах, от главного редактора ожидают прежде всего хорошего чутья и прямых прочных связей с различными звеньями механизма власти и общественного мнения. И наоборот, когда конъюнктура газетного бизнеса испытывает частые колебания, и к тому же углубляемые, скажем, вторжением новой технологии в сферу производства, то владелец газеты уже явно предпочитает видеть на посту главного редактора человека, способного мобилизовать все средства так называемой популярной прессы». Эти требования применимы и к менеджерам современной российской журналистики, с той лишь разницей, что у нас в большинстве случаев издателями (учредителями) являются сами редакционные коллективы. Будучи учредителями, они рискуют вместе с главными редакторами, вместе с ними ищут пути не только сохранения, но и процветания своих изданий. При этом ответственность ложится на все уровни редакционного менеджмента: высший (ре-дакторат и секретариат), средний (руководители отделов редакции, технических, коммерческих служб, временных групп, создаваемых для выполнения конкретных творческих или организационных заданий: газетных кампаний, акций, целевых номеров и т.п.) и низший (корреспонденты, дежурные по номеру и т.д.). Успех возможен однако при условии нормального социально-психологического вектора журналистского менеджмента, если к тому же в коллективе нет конфликтов и царит творческая обстановка.
Это бывает далеко не всегда. Новые условия жизнедеятельности средств массовой информации не могли не привести к многочисленным конфликтам в редак-
Глава 12
циях. Конфликт как предельный случай обострения противоречий возникает между политически и творчески раскрепощенным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, не умеющим преодолеть инерцию мышления; между интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты; по причине неравных прав участников общего дела — членов акционерного общества или издательского дома и т.д.
Как уже говорилось в предыдущей главе, с целью достижения устойчивости и стабильности на информационном рынке, создаются Издательские дома или редакция помимо основной газеты создает дочерние. Так, в Санкт-Петербурге вокруг армейского издания «На страже Родины» «сплотились» газеты «Честь имею», «Совершенно серьезно», «Ратоббрец», «НЛО», «Досье», «Автостоп», «От субботы до субботы»; вокруг «Калейдоскопа» объединились газеты «Дамский угодникъ», «Вне закона», «Вокруг смеха», «Невероятное. Легендарное. Очевидное», «Калейдоскоп по четвергам». Издательский дом «Атлант» выпускает журнал «Субъектив» и десять газет: «Игрок», «Петербургский рекламист», «Мир вашего дома», «Дом быта» и др. Аналогичная картина наблюдается и в журнальном мире. Одна объединенная редакция выпускает журналы «Деньги», «Домовой», «Автопилот», «Коммерсант-weekly»; другая — «Мир пива», «Морской клуб», «Матч-бол», «Продовольственный рынок России»; третья — «Выбор», «Лицензиат». Объединение нескольких газет или журналов под одной крышей и под единым началом еще более обострило и усложнило проблемы журналистского менеджмента, его экономического и социально-психологического векторов. Просчеты в управлении могут обернуться конфликтом. Так, президент газетного центра «Петровский курьер», издающего 12 районных газет (одиннадцать — для районов Санкт-Петербурга, одна — для одного из районов Ленинградской области), уволил шесть редакторов «районок» за то, что они были не согласны с его редакционной политикой... из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий.
Из-за разного отношения к иностранному спонсору еще в 1993 г. возникла напряженность в коллективе «Правды»: конфликт закончился выборами нового главного редактора, который выступал за то, чтобы контрольный пакет акций газеты находился у греческого миллиардера. Последний через два года, недовольный сменой ориентации издания на более умеренное крыло коммунистической партии, потребовал смены руководства. В итоге издание распалось на три «Правды»: «Правду», «Правду-5» и «Правду России». В 1997 г. реакцию распада пережил коллектив петербургской газеты «Час пик», входящий в газетный холдинг «Московский комсомолец»: несогласные с решением Павла Гусева (редактора «Московского комсомольца») сменить руководителя петербургского издания, большинство сотрудников основало параллельную газету, добавив к логотипу «Час пик» уточнение «Петербургский». Весь журналистский коллектив газеты, радиостанции или телекомпании порой включается в орбиту конфликта при смене собственника. Так, передача контрольного пакета НТВ от В.Гусинского к «Газпрому» в 2001 г. привела к расколу телекомпании, попыткам тележурналистов организовать митинги «в защиту свободы слова», вызвало такую протестную акцию, как прекращение трансляции передач и т. д.
Журналистский корпус
Роль главного редактора в судьбе и успехах коллектива велика. Любая редакция может рассматриваться в двух планах; как формальная и как неформальная организация. Соответственно можно говорить о двух типах отношений в коллективе: формальных — должностных, функциональных, и неформальных — психологических, эмоциональных. В первом случае мы встречаемся с социальным феноменом — руководством, во втором — с феноменом психологическим — лидером. Идеальный вариант, когда редактор, менеджер, является одновременно и лидером, и руководителем. Однако так бывает не всегда, что и становится источником многих внутриредакционных коллизий. Здесь многое зависит от стилей руководства. Психологи делят их на директивный (авторитарный), коллегиальный (демократический) и попустительский (нейтральный).
Авторитарный (директивный) стиль имеет такие признаки: с формальной точки зрения — деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ приемов — не система; позиция руководителя — вне группы; а с содержательной стороны — дела в группе планируются руководителем заранее; определяются лишь непосредственные цели, а дальние — неизвестны; голос рзчсоводителя — решающий. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характерен следующим: формальная сторона — инструкции в виде предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание — с советами; распоряжение и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы; содержательная сторона — мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Особенности нейтрального (попустительского) стиля: формальная сторона — отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция руководителя незаметна, в стороне от группы; содержательная сторона — дела в группе идут сами собой; руководитель не дает указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.
То есть для авторитарного стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем решений, касающихся группы (редакции) и слабый интерес к работнику как личности; при демократическом стиле управления руководитель стремится к выработке коллективных решений, проявляя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Нейтральный стиль означает полную отстраненность руководителя от дел коллектива. Конечно, все эти стили далеко не всегда выступают в чистом виде, да и форма и содержание действий руководителя порой не совпадают между собой. Скажем, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. В совершенстве владея техникой общения, он приветлив и вежлив, но советов подчиненных не примет. Однако вероятен и обратный вариант: демократичный по внутреннему содержанию руководитель внешне выглядит автократом. Он недостаточно воспитан, не приобрел соответствующих манер, часто грубоват в общении с коллегами.
Поводом к расколу в «Комсомольской правде» стати претензии к коммерческой службе газеты. Сочетание в одном коллективе двух групп — журналистов и финансистов — вызывает нередко неприятные коллизии потому, что редакцион-
Глава 12
ный бухгалтер начинает зарабатывать значительно больше, чем журналист. В «Комсомолке» коммерческая служба разрослась и стала как бы параллельной структурой. Постепенно число сотрудников коммерческих служб превысило количество * журналистов, низкая оплата труда последних явилась одной из причин внутрире-дакционного конфликта. Вдобавок рядовые корреспонденты здесь были недовольны отсутствием демократических выборных начал. Газета давно перестала быть органом ЦК комсомола (за отсутствием последнего), но состав редколлегии, утвержденный еще ЦК ВЛКСМ, не изменился, не было ни выборов, ни перестановок. Главный редактор вместо того, чтобы проявить объективность, такт, волю, поддался влиянию одной из сторон в конфликте. И тогда (в 1992г.) на его стол легло коллективное письмо: «Настоящим извещаем, что мы не считаем возможным работать с Вами в качестве главного редактора...» Заявления об увольнении подали 40 человек: 6 ведущих редакторов из 6, сотрудники отделов науки, морали, образования в полном составе. Ушедшие, выдержав месяцы безработицы и безденежья, в конце концов создали собственное издание — «Новую ежедневную газету», которая уже в 1994 г. расходилась тиражом четверть миллиона экземпляров. В 1995 г. из «Комсомолки» ушел и сам главный редактор.
Подобный попустительский (нейтральный) стиль был свойственен и «Смене» (Санкт-Петербург). Вот что писала Наталья Курапцева, бывшая заместителем ответственного секретаря этой газеты: «Навстречу демократии, гласности "Смена" рванулась, как и многие, словно в свой последний и решительный бой. Начали робко, а затем все активнее, все острее стали выступать против тоталитарного режима, против наследия сталинизма, против плановой экономики. В этой борьбе газета стала независимой, и мы смогли впервые сами выбрать редактора. Им стала Галя Л., которая в этой газете прошла путь от девочки-юнселькора до штатного корреспондента и заведующей отделом. Но для того, тобы стать редактором, недостаточно хорошо писать и обладать женской привлекательностью и непосредственностью. Для этого пути нужны совершенно иные качества, которых у Гали, к сожалению, не оказалось.
... В это время многие "старики" ушли из "Смены" во "взрослые" газеты. Им на смену пришли новые. Новыми оказались и отношения в редакции — раскрепощенные, но непроизвольно переходящие то в хамство, то в пьянство. Один из составов информационной службы пришлось уволить: в три часа ночи в бывшем музее газеты пьяные молодые люди занимались сексом. А редактор заявляла на общих собраниях, что все люди взрослые, и она не может запретить им пить. Естественно, бутылка постепенно стала на редакционном столе таким же необходимым предметом, как и пишущая машинка» [19].
В итоге Л. вернулась в свой бывший отдел, ушел и сменивший ее главный редактор, а его преемнику пришлось немало поработать, чтобы наладить нормальную творческую атмосферу в редакции.
Не меньшую опасность для коллектива редакций таит и другой стиль — авторитарный. Характерный его представитель — Павел Гусев, главный редактор «Московского комсомольца», ставший практически его владельцем. «Когда-то первого секретаря Краснопресненского райкома ВЛКСМ Гусева, не имевшего ни журналистского образования, ни опыта работы в газете, Московский горком партии на-
Журналистский корпус
правил руководить молодежным изданием. Новому главному партийные идеологи второй половины 80-х гг. разрешили писать о сексе, рок-музыке, неформалах и прочих проблемах, интересующих советского обывателя. Привлеченные невиданной свободой творчества, в «Московском комсомольце» собрались талантливые молодые журналисты столицы. За считанные месяцы они создали изданию скандальную славу, сделали «Московский комсомолец» самой информированной газетой Москвы. К середине 1993 г. тираж издания вырос в 20 раз и достиг почти 2 млн экземпляров — абсолютный рекорд для городских газет. Но со временем властный стиль работы Гусева стал подавлять инициативы работников редакции [20].
Бесспорно, самым продуктивным для журналистских коллективов является демократический стиль руководства. Его можно заметить в редакциях «Московских новостей», «Санкт-Петербургских ведомостей», «Невском времени» и многих других газет, телевизионных и радиовещательных компаниях.
Внутриредакционные конфликты, конечно, роняют авторитет газеты или радио-телекомпании, не способствуют их экономике. Однако порой, потерпев поражение и вынужденные уйти из редакции, журналисты организуют собственное дело и добиваются успеха. Так, Игорь Голембиовский, покинув редакцию «Известий» с группой своих сторонников, в 1997 г. создал «Новые Известия»». По инициативе журналистов, которые ушли из «Московских новостей», возникла «Независимая газета». Было это в сентябре 1991 г. Но вскоре у главного редактора «Независимой» Виталия Третьякова появилась «звездная болезнь», он перестал уважать другие точки зрения помимо собственной, прислушиваться к ним. Перед коллективом встал вопрос: «либо разбегаться, либо сохранить команду». И тогда возникла идея создания нового издания — газеты «Сегодня», которая стала выходить с февраля 1993 г. В новую газету перешла половина журналистов «Независимой», а также бывшие сотрудники газет «Мегаполис-экспресс», «Коммерсант», журнала «Столица».
А в 1995 году в «Независимой газете» вновь вспыхнул конфликт — из-за финансовых трудностей. В. Третьякову редакция выразила недоверие, был избран новый руководитель коллектива. Через три месяца, однако, В. Третьяков внезапно появился в редакции в сопровождении нанятых им вооруженных охранников, отобрал у преемника печать и занял кабинет главного редактора. Так была силой восстановлена монополия на власть в редакционном коллективе. Но со временем хозяином «Независимой газеты» стал Б. Березовский, который сам, придерживаясь авторитарного стиля, в 2001 г. уволил В. Третьякова.
Управление для подлинного менеджера-журналиста — не должность и не ответственный пост, смещение с которого может привести к личной трагедии, а специальность. Он обязан меньше всего ориентироваться на карьеру, чистую анкету, лояльность к вышестоящим инстанциям, а больше — на интересы дела, свою профессиональную репутацию, на авторитет в глазах подчиненных. Внутриредакционные конфликты и дальше будут возникать, если не преодолеть или не устранить противоречий между свободой творчества сотрудников редакции и их экономической зависимостью, между потребностью в демократическом содержании жизни коллектива и старыми, отжившими формами структурирования этой жизни, меж-
Глава 12
ду возросшими интересами рядовых журналистов и амбицией их руководителя, не желающего или не умеющего перестраиваться. Слабое владение искусством межличностного общения, если этот просчет дополняется тем, что редактор недостаточно компетентен и опытен в журналистском бизнесе, может привести не только к конфликту в редакции газеты или радио- и телекомпании, но и к их банкротству.
ВЫВОДЫ
Журналистские кадры стали готовить двумя столетиями позже появления первых газет: необходимость в этом появилась в связи с существенным размножением прессы, усилением ее влияния, потребностью не столько в новостной информации, сколько в добротных аналитических публикациях и актуальных профессиональных комментариях.
Информационный рынок вынуждает журналиста максимально раскрывать свои творческие способности, приобретать навыки самоконтроля и саморегулирования. Важным инструментом в ускорении развития журналистской карьеры мог бы стать самомаркетинг, когда работник СМИ точно сегментирует рынок труда, выбирая и средство массовой информации, и тематику, и жанр, в котором намерен работать, добивается успехов в избранной нише, чутко реагирует на колебания спроса массовой аудитории на его произведения.
В последние годы возросла текучесть журналистских кадров, медленно адаптируются в редакционных коллективах молодые сотрудники. Одной из причин этих явлений является уравнительный подход к оценке труда независимо от трудоемкости произведения. Следовало бы провести в отношении журналистского труда такое же разделение, как между качественной и массовой прессой. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с творческими Союзами журналистов.
Устойчивое положение СМИ на рынке во многом зависит от качества редакционного многоуровневого менеджмента. Его функции — финансовая, производственная (содержание журналистских произведений), маркетинговая и кадровая. В числе его актуальных проблем находятся оплата труда журналистов, порядок приема их на работу, в частности по контракту.
Избирать руководителей в редакциях впервые стали на конкурсной, альтернативной основе. Избежать при этом возможных ошибок помогло бы использовании деловых игр, таких как «Вакансия».
Весьма частыми в последние годы стали внутриредакционные конфликты, возникающие: из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий; неравноправия участников общего дела — членов акционерного общества или издательского дома; в результате противоречий между творчески раскрепощенным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, между интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты. И здесь гарантом стабильности коллектива выступает его руководитель, особенно если он придерживается демократического (коллегиального), а не авторитарного (директивного) или нейтрального (попустительского) стиля руководства.
Журналистский корпус
Журналистский менеджмент из должности становится профессией, актуальной и перспективной. Это ведет к корректировке в системе подготовки кадров на факультетах журналистики российских университетов, на разного рода курсах, переключению внимания на овладение знаниями журналистского бизнеса, социологии и психологии журналистики, профессиональной и служебной этики. Становление и развитие журналистского менеджмента в России, подготовка квалифицированных специалистов в этой области уменьшит число конфликтов в СМИ, что приведет к более плодотворной работе редакционного коллектива.
Глава 12
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В двадцатые годы будущие журналисты изучали и математику. Да и сегодня ее преподают студентам кафедр связи с общественностью вузов страны. А нужна ли математика в современных условиях? Удовлетворяет ли вас нынешняя система подготовки кадров журналистов и специалистов по связям с общественностью?
2. Каковы основные факторы формирования профессиональной карьеры в журналистике?
3. В чем суть самомаркетинга журналиста ?
4. Что такое социожурналистика?
5. Какова специфика работы журналиста в газетах разного типа, а также на телевидении и радио, в информационных агентствах и службах «паблик рилейшнз»?
6. Проведите в группе деловую игру «ПАТ» (профессиональный анализтекста).
7. Какие проблемы возникали у вас в ходе производственной практике в СМИ? Довольны ли вы помощью редакции?
8. Можно ли ускорить подготовку журналистского выступления без ущерба для его качества?
9. В главе приведены данные опроса о затруднениях при профессиональных операциях. А возникают ли у вас проблемы при анализе и осмыслении фактов, подборе аргументов, поиске композиции и т.п.?
10. При опросах о привлекательности жанров журналисты ставят на первое место интервью. А