Структура редакционного коллектива

Еще в начале 80-х годов структура – строение – газетной и журнальной редакции, государственной телерадиокомпании и государственного информационного агентства, так же, как их величина и состав, были жестко регламентированы. Партийные и государственные документы четко определяли количество и характер подразделений редакции СМИ в зависимости от его типа и уровня. Но подобная регламентация оказалась несовместимой с рынком периодических изданий. В новых условиях все редакции и компании перешли к свободной структуре своих коллективов. Их руководители и учредители полностью свободны в определении структуры редакционного коллектива, как и его величины и состава.

Оптимизация структуры редакции стала важным направлением редакционного менеджмента. Но какой должна быть эта структура? На этот вопрос с позиций менеджмента может быть дан лишь один-единственный ответ: такой, чтобы помогать выпуску конкурентоспособного, приносящего прибыль издания.

Однако при множестве вариантов структуры редакции к ней предъявляют одни и те же требования. При всех ее особенностях она должна способствовать управлению редакционным коллективом, безотказной деятельности всех его подразделений и служб. А это возможно лишь при определенных условиях. Исходя из того, что редакция – это система, первое из этих условий – наличие в ее структуре центра управления коллективом. Второе – свободный приток в редакцию информации, необходимой для управления коллективом и для деятельности его подразделений. Без такой информации выпуск периодического издания невозможен. Третье – обеспечение прямой и обратной связи в редакции, свободного прохождения информации через все ее подразделения, ко всем ее сотрудникам. Прямой связи – сверху вниз: приказов, решений, указаний руководства редакции всем ее сотрудникам. И обратной связи – снизу вверх: изо всех подразделений, от их работников, информации о выполнении приказов, решений, о ходе реализации планов, заданий и встречные предложения.

Эти требования – один из факторов, определяющих основы структуры любого редакционного коллектива. Другой фактор – принципы редакционной деятельности. Первый из них – разделение труда в редакции.Вся ее структура сверху донизу делится на части, подразделения, звенья, у каждого из которых –свои задачи и функции, свой участок работы и своя ответственность. Это полностью относится и к каждому сотруднику редакции, входящему в то или иное подразделение.

Второй принцип – кооперирование труда и объединение его результатов.Оно закономерно завершает процесс разделения труда. Кооперирование обеспечивает не просто суммирование результатов работы каждого подразделения редакции, но и объединение их в единое целое. Оно лежит в основе создания коллективного журналистского произведения – выпуска газеты, программы или другого периодического издания. Этот принцип способствует целеустремленности в работе редакции. Он приобретает особое значение в деятельности редакционного руководства, обусловливая координацию усилий подразделений коллектива.

С разделением и кооперированием труда связан и третий принцип – единоначалия,также влияющий на структуру редакции. В соответствии с ним каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю. И каждый руководитель получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет, и каждого своего подчиненного.

Структура редакции формируется под воздействием еще одного фактора – типа СМИ.Он обусловливает специфику структуры, которая приобретает особенности, связанные с различиями процесса подготовки и производства печатного или аудиовизуального периодического издания. В самом деле, структура телерадиокомпании при множественности ее вариантов обеспечивает все элементы и этапы этого процесса, обусловленные особенностями аудио-видеоинформации, используемых при этом методов работы журналистов и технических средств.

Действие всех этих факторов определяет две характеристики структуры редакции, внешне противоречивые, но органично связанные между собой. Структура редакции должна быть, с одной стороны, достаточно жесткой. Только в этом случае она будет способствовать стабильности деятельности всех звеньев коллектива, ее ритмичности. Частые ее изменения могут привести к сбоям в работе элементов редакционной системы. Но с другой стороны, эта структура должна быть гибкой, не отставать от изменений обстановки, в которой действует редакция. Если этого требует ситуация на рынке периодических изданий, необходимость усиления борьбы с конкурентами, в структуру редакционного коллектива нужно немедленно вносить соответствующие изменения. Обеспечение органичного сочетания этих двух характеристик – задача редакционного менеджмента.

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как его структуру, так и организацию работы. Прежде всего, оно приводит к разделению работников на две части. Первую образуют журналисты, в обязанности которых входят подготовка и выпуск периодического издания. В редакции газеты и журнала это написание и редактирование материалов, компоновка готовых текстов и иллюстраций в отдельные выпуски, их техническое оформление, руководство деятельностью коллектива и др. К ним примыкают технические сотрудники, которые, с одной стороны, обеспечивают оптимальные условия для работы журналистов. С другой стороны, участвуют в технической подготовке и выпуске номера. В результате структура редакции такого издания складывается из двух функциональных групп – творческой и технической.

С понижением уровня структуры редакции печатного издания функциональное разделение труда в ней приобретает все более специализированный характер. Каждая из двух больших функциональных групп разделяется на ряд подразделений или звеньев. Так, творческая группа состоит из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят редакторат (главный редактор и его заместители), редколлегия, секретариат. Второе – звено исполнения, состоящее из отделов редакции. Внутри звена руководства и управления происходит дальнейшее разделение труда: редакторат и редколлегия осуществляют руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом.

Важнейшее место в звене исполнения занимают отделы или секторы редакции. Это основные ее творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания. Все они выполняют общередакционные обязанности: дают газете или журналу информацию, участвуют в кампаниях и других коллективных акциях, ведут работу с внередакционными авторами и письмами читателей и т.д. Но у каждого отдела, кроме того, есть свои, особые задачи, и это главное, что определяет характер и в значительной мере организацию его работы. Отраслевые отделы освещают события и процессы, происходящие в какой-то сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства и культуры. Жанровые отделы, например, отдел фельетонов или сатиры, отображают действительность, используя определенные жанры публицистики. Региональные (территориальные) отделы сообщают о событиях, происходящих в границах определенного региона. Проблемные отделы – экономических проблем, социальных, правовых и других – сосредоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людьми в различных областях их частной и общественной жизни. Наконец, каждый из так называемых функциональных отделов редакции выполняет какую-то одну функцию, связанную с подготовкой публикаций определенного характера или с обеспечением деятельности какого-то элемента редакционной системы. Так, отдел внутренней информации обеспечивает издание оперативной информацией о событиях, происходящих во всех областях жизни общества, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных причин и участников возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит газета или журнал.

В звене исполнения творческой части крупной редакции нередко работают штатные обозреватели – международный (политический), экономический, спортивный и др. Обычно это специалисты с обширными знаниями, способностями аналитика, сочетающие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных направлений, которые ведет издание.

Немногим уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» – само положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя, интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал: готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует выступления местных общественных деятелей и специалистов в разных областях политики, экономики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он представляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.

В технической группе редакции разделение труда также приводит к образованию ряда служб с четкими функциями и обязанностями. Отдел или служба досье снабжает все творческие подразделения оперативной информацией, которую получает из Интернета и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех материалов издания. В редакции со слабым электронным оснащением действует корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной библиотеке журналисты и другие сотрудники могут получить дополнительную информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, – сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фамилий, должностей, дат, географических названий и т.п., содержащихся в материалах очередного номера. Дежурная служба выпуска создана для работы над номером в редакции и типографии на всех этапах его производства.

Так в процессе разделения труда формируется структура редакционного коллектива. Это пирамидальная структураредакции, наверху которой стоит ее руководитель – главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они располагаются на нескольких –трех-четырех – уровнях. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители – творческие или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне – творческие и технические сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства (см. рисунок 6 и рисунок 7).

структура редакционного коллектива - student2.ru

Рис. 6. ПИРАМИДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Главный редактор. 2 – Главный бухгалтер. 3 – Заместитель главного редактора. 4 – Редакционная коллегия. 5 – Ответственный секретарь. 6 – Менеджер (коммерческий директор). 7 – Заведующие отделами: а – Собкоровской сети; б – Экономики; в – Политики; г – Социально-бытовых проблем; д – Информации; е – Писем; ж – Иллюстраций. 8 – Корреспонденты отделов. 9 – Обозреватель. 10 – Специальный корреспондент. 11 – Собственные корреспонденты. 12 –Технические службы редакции: а – Машинописное бюро (компьютерный центр); б – Корректорская; в – Библиотека; г – Архив; д – Досье; е – Служба выпуска; ж – Отдел информатики; з – Хозяйственная служба. 13 – Коммерческая часть редакции

структура редакционного коллектива - student2.ru

Рис. 7. СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

1 – Менеджер (коммерческий директор). 2 – Бухгалтерия. 3 – Отдел маркетинга. 4 – Отдел распространения. 5 – Экспедиция. 6 – Отдел рекламы. 7 – Книжная редакция. 8 – Книжный магазин. 9 – Редакция приложений. 10 – Производственный отдел. 11 – Компьютерный центр. 12 – Печатный центр. 13 – Риэлтерский центр. 14 – Транспортная служба

У пирамидальной структуры редакции – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов к секретариату и редакторату – требуется значительное время. Это снижает оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к ее потребителю. К тому же возрастает риск внесения в эту информацию искажений в ходе правки, которой подвергаются оригиналы на всех уровнях редакционной пирамиды. На конкурентоспособности издания это сказывается самым отрицательным образом. И все же этот тип структуры коллектива сохраняется в редакциях многих наших газет и журналов, прежде всего в силу традиций, сформировавшихся в российской прессе в течение многих десятилетий.

Разумеется, в разных редакциях эта структура имеет свои особенности. В небольших коллективах многие ее звенья и элементы представлены всего одним-двумя работниками, а то и вовсе выпадают. Например, в редакции небольшого специализированного журнала или маленькой районной и городской газеты у ответственного секретаря нет ни заместителей, ни помощников. Он самостоятельно выполняет все обязанности, связанные с его должностью. И в отделах такой редакции обычно работает по одному журналисту. Нет здесь, как правило, штатных собственных и специальных корреспондентов, как и обозревателей. Отсутствуют и некоторые редакционные службы – группа проверки, архив и др. Но остаются все обязанности, связанные в крупных редакциях с этими службами. Их вынуждены выполнять сотрудники редакции, входящие в ее маленький коллектив.

С вхождением периодических изданий в рыночную экономику, изменением и ужесточением требований к ним, прежде всего к оперативности журналистской информации, начался процесс изменения структуры редакций. В его основе лежат в первую очередь экономические причины. Это стремление к повышению конкурентоспособности издания и к сокращению расходов, связанных с его подготовкой, производством и распространением. Упростить процесс подготовки газеты или программы, избавляясь от всего, что его усложняет и замедляет, выпускать и распространять их быстрее, снизить стоимость производства – вот цели, которые ныне стоят перед менеджером и другими руководителями редакции. Эти цели определяют характер, направления и тенденции изменения структуры редакции. Сейчас уже можно определить эти тенденции. Они выражаются в разных формах.

Одна из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных, прошедших, казалось бы, проверку временем и практикой творческих и технических подразделений. В редакции смело изменяют характер отделов: вместо привычных отраслевых подразделений создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Скажем, отделы промышленности и сельского хозяйства объединяют в один отдел экономических проблем. Это позволяет снять перегородки, разделявшие прежние отраслевые отделы, и усилить освещение общих для них проблем. Возможно, одновременно уменьшить количество сотрудников отдела, оставив сильнейших.

Нередко в редакции формируют несколько крупных секторов – экономический, политический, информационный и др., заменяя ими прежние отделы. Иногда же такой сектор становится формой объединения, сближения нескольких отделов, открывает перед ними возможности кооперирования их деятельности.

Структуру редакции изменяют, стремясь уменьшить количество ступеней – уровней редакционной пирамиды. Так приходят к плоской структурередакции. Уровни в этой структуре сокращают до минимума.

В редакции барнаульской газеты «Молодежь Алтая» ликвидировали отделы, сохранив редакторат, редколлегию и секретариат. Всех сотрудников, прежде работавших в отделах, разделили на две группы. В первую вошли обозреватели (ими стали бывшие заведующие отделами), им вменили в обязанность подготовку крупных аналитических и проблемных публикаций. Вторую группу сформировали из репортеров – бывших корреспондентов, работавших в отделах. Перед ними поставили задачу подготовки разнообразной оперативной информации. Каждому обозревателю и репортеру поручили вести определенные рубрики, связанные с разными тематическими направлениями выступлений газеты.

Плоская структура редакционного коллектива обладает рядом достоинств. Она сокращает путь прохождения управленческой информации к каждому сотруднику – как к корреспонденту, так и снизу вверх – к ответственному секретарю и редактору. Укорачивается и путь прохождения текста на газетную полосу. С уменьшением количества уровней в этой структуре ускоряется и облегчается управление коллективом.

Но вместе с тем выявляются и недостатки этой структуры. Один из них – во многом изменяются и усложняются задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением коллективом, давать задания каждому сотруднику, контролировать их выполнение. Журналисты сдают им все свои оригиналы, и редактор сам знакомится с ними, определяет их судьбу и вместе с заместителем формирует номера. Ему приходится самому или в смену со своим заместителем вести каждый номер до завершения его выпуска. При этом нередко меняются функции и секретариата. Поскольку формированием номеров занимаются редактор и его заместитель, ответственный секретарь сосредоточивается на верстке и оформлении, руководит процессом выпуска. Журналисты редакции получают возможность решать все вопросы, связанные с подготовкой их материалов, непосредственно с редактором или его заместителем, но у последних из-за возросшей нагрузки не всегда хватает для этого времени.

И все же плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления ее коллективом, ликвидировать ряд операций, связанных свыпуском издания, ускорить принятие решений, определяемых изменениями обстановки, в которой оно выходит, как и их выполнение. И, что особенно важно, она открывает возможности для разумной экономии средств, запланированных в редакционном бюджете.

Добавим, что в небольшой редакции, где работают всего несколько человек, плоская структура является подчас неизбежной, здесь ни к чему, да и не из кого выстраивать пирамиду. Одна из задач руководителя такого коллектива – продумать разделение труда в нем, распределив между своими немногочисленными подчиненными все обязанности, обеспечивающие подготовку и выпуск издания.

Изменяется не только творческая, но и техническая часть редакции. Это связано, в частности, с оснащением редакций новой техникой. Переход журналистов и многих технических сотрудников к работе на персональных компьютерах приводит к уменьшению роли машинописного бюро и даже к его исчезновению. Создание в редакции электронного банка данных изменяет роль библиотеки и справочно-библиографической службы: необходимую ему информацию журналист может вывести на экран своего компьютера из банка данных. Для обслуживания компьютерной техники и других новых технических средств в структуру редакции могут ввести специалиста – техника или программиста. В крупных коллективах иногда создают отдел информатики, сотрудникам которого передают организацию работы, связанной с использованием новой техники.

В некоторых редакциях, стремясь уменьшить расходы, связанные с выпуском издания, даже ликвидируют корректорскую службу, передоверяя функции корректоров компьютеру, снабженному соответственной программой. Но оказалось, что никакой компьютер не в состоянии полноценно заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях – подобная реорганизация приводит лишь к появлению в опубликованных текстах множества грамматических и стилистических ошибок.

Успешнее оказались меры, направленные на снижение размеров оплаты типографских работ на выпуске издания. Создание в стенах редакции компьютерного центра позволяет производить в нем ряд производственных операций, начиная с набора текстов номера и заканчивая изготовлением печатных форм. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий, что приносит редакции или ее издательству, где он размещается, немалый доход.

При централизованном способе выпуска небольших местных газет, когда их тиражи печатаются на крупном – областном или кустовом –полиграфическом предприятии, в редакцию такого издания включают оператора или выпускающего. Оператор передает из редакции в типографию материалы номера и его макеты, а выпускающий, находящийся в типографии, руководит выпуском номера и подписывает его в свет.

Одно из важнейших направлений изменения структуры редакционного коллектива – возникновение в нем коммерческой части. Мы уже знаем, что деятельность создаваемых в рамках редакции и за ее пределами коммерческих структур приобретает все большее значение для ее существования. Их количество и характер определяются возможностями редакции и, конечно, искусством редакционного менеджера. Обычно в первую очередь в коммерческой части редакции создают отделы рекламы и распространения, реже – издательский отдел. В крупных редакциях нередко организуют свое издательство, объединяющее несколько коммерческих подразделений. Иногда основывают и приредакционные структуры – малые предприятия и другие. Как правило (это мы уже знаем), коммерческую часть редакции возглавляет коммерческий директор – на правах одного из заместителей главного редактора.

Деятельность коммерческих структур приобретает столь важное значение для издания, что нередко главный редактор берет руководство ими в свои руки. Это сейчас же сказывается на организации работы редакции, подготовки и выпуска газеты или журнала. Не имея возможности в полной мере сочетать руководство выпуском издания и укреплением его финансовой базы, редактор все больше передает исполнение обязанностей, связанных с подготовкой и выпуском номеров, своему заместителю. Если у редактора два заместителя или более, они становятся ведущими редакторами, поочередно руководя формированием и выпуском номеров. При необходимости в роли ведущего редактора могут выступать и другие члены редколлегии.

Так, главный редактор столичного еженедельника «Коммерсантъ» с основанием ежедневной газеты «Коммерсантъ-daily» и нескольких журнальных приложений, образовавших издательский дом, стал главным директором АО «Коммерсанта», передав должность главного редактора газеты одному из своих заместителей.

Образование подобного издательского объединения, охватывающего несколько однотипных или разнотипных изданий – газет, еженедельников, журналов – или газеты, выпускающей приложения, открывает возможность создания пресс-группы– единого информационного центра. Это еще одно перспективное направление изменения структуры редакционного коллектива. Единое экономическое обеспечение выпуска всех периодических изданий, входящих в такую пресс-группу, подкрепляется единым информационным обеспечением.

Организаторы информационного центра учитывают опыт подобных структур (газетных синдикатов, агентств и т.п.), уже в течение многих десятилетий успешно действующих в журналистике США, Германии и других западных стран. Сотрудники такого синдиката или агентства обеспечивают десятки различных изданий самыми разнообразными материалами – от статей известных «колумнистов» до оперативной информации.

Преобразование газетной редакции в информационный центр – первый шаг к созданию информационного агентства. Как показывает опыт информационного центра, обслуживавшего печатные издания, входящие в пресс-группу «Коммерсанта», структура коллектива при этом кардинально меняется. Она строится по нескольким уровням. На нижнем находятся корреспонденты центра, которые выполняют поступающие к ним заказы на подготовку информации для того или иного издания, входящего в пресс-группу, – по определенной тематике и в определенном жанре. В обусловленный заказом срок эта информация поступает к диспетчерам, которые поддерживают непрерывную связь с корреспондентами. Диспетчеры передают эту информацию на третий уровень – к редакторам, которые систематизируют ее, проводят первичную обработку и оформляют в виде подборок в соответствии с требованиями конкретного издания. На очередном, четвертом уровне работают выпускающие редакторы. Сюда поступают заказы из изданий, которые они передают вниз –корреспондентам. Ведущие редакторы контролируют выполнение заказов, отвечают за их качество и соответствие требованиям каждой редакции, поддерживают рабочие контакты со всеми сотрудниками, участвующими в поиске, обработке и обогащении информации, определяют для корреспондентов приоритетные темы и формы их материалов. К ним поступает информация сотрудников специальной группы мониторинга, которые непрерывно ведут наблюдение за другими газетами, журналами, телевидением и радио, изучая их сообщения и публикации.

Создание информационного центра позволяет одновременно решать несколько задач. Во-первых, значительно уменьшить расходы, связанные с подготовкой информации для нескольких изданий, входящих в пресс-группу или подобное ей объединение. Во-вторых, сократить количество сотрудников, занятых ее обработкой. В-третьих, повысить оперативность поступления этой информации в редакции. Наконец, открывается перспектива обслуживания коллективом пресс-центра других периодических изданий, продажи им информации. Разумеется, интенсивность работы сотрудников пресс-центра возрастает, со временем возникает необходимость их тематической и жанровой специализации – в соответствии с особенностями изданий, которые они обслуживают.

Изменение редакционной структуры может приводить и к преобразованию некоторых ее элементов в самостоятельные организации. Стремление к увеличению доходов и сокращению расходов редакции побуждает ее руководство даже к созданию так называемого внутриредакционного холдинга.При этом не только коммерческие, но и творческие подразделения редакции получают статус самостоятельных экономических структур – со своим бюджетом, доходами и расходами (подробнее см. гл. 22).

Подобные структурные преобразования проводятся и в других редакциях. В результате, например, отдел рекламы, активизировав свою деятельность, нередко отделяется от редакции, превращаясь в рекламную фирму или агентство. По тому же пути могут пойти и другие коммерческие службы – редакционное информагентство и др., а также некоторые приложения, стремящиеся стать самостоятельными изданиями. Руководителям редакции, в частности менеджеру, не следует спешить с поддержкой подобных намерений. Сначала нужно просчитать, что выгоднее: что приобретет и что потеряет редакция, предоставив своей службе самостоятельность. Если потери превысят приобретения, отделению легко воспрепятствовать, отказав приложению или коммерческой службе в возможности получения ими статуса юридического лица. Но если от их самостоятельности редакция не потерпит ущерба, отделению не нужно препятствовать. Важно лишь обеспечить постоянный деловой контакт таких новых самостоятельных структур с редакцией, от которой они отделились, – с помощью соответствующих договоров и передачи редакции, по тем же договорам, определенной части их прибыли. Ведь еще долгое время эти самостоятельные предприятия будут нуждаться в помощи родной редакции. Для нее же этот процесс обретения самостоятельности некоторыми элементами ее структуры раскрывает возможность благополучного разрешения психологически сложной проблемы, связанной с минимизацией ее коллектива. Те из ее сотрудников, которые окажутся не в состоянии выдержать творческое соревнование с более способными коллегами, могут перейти в новые, ставшие самостоятельными структуры.

С оснащением редакций электроникой и подключением их компьютеров к сети Интернет возникло еще одно перспективное направление изменения редакционной структуры. Речь идет о выделении в редакции подразделения (отдела или службы) для подготовки электронной версии печатного периодического издания. Опыт работы таких служб в редакциях «Известий», «Московских новостей», «Коммерсанта-daily» и других изданиях показывает, что они постепенно превращаются в полноценные редакции электронных газет со структурой, определяемой спецификой технических средств, используемых их работниками. Такая редакция может существовать при ее непрерывной связи с печатным изданием, которое остается первоосновой ее деятельности.

Структура телерадиокомпании и информационного агентства. Ее основные характеристики схожи с характеристиками структуры редакции печатного периодического издания. Здесь также представлены элементы важнейших частей коллектива – творческой, технической и коммерческой. Также формируется звено управления, которому подчиняются подразделения звена исполнения. Также возрастает значение коммерческих структур, обеспечивающих выпуск издания. Но при общих основах каждый творческо-производственный коллектив отличается своими особенностями.

Они определяются спецификой СМИ и процесса создания его продукции – телерадиопрограммы, бюллетеня или вестника. Многообразие видов телерадиокомпаний и агентств сказывается на конкретных характеристиках их структуры. Так, коллектив производящей телекомпании построен несколько иначе, чем коллектив вещательной компании, их различия определяются, в частности, ролью продавца или покупателя, которую они играют на информационном рынке. Структуры общенационального информационного агентства ИТАР-ТАСС и небольшого регионального агентства на первый взгляд имеют мало общего – сказываются различия их задач и масштабов их деятельности. И все же, несмотря на эти особенности, руководители коллектива любого СМИ, определяя его структуру, вынуждены исходить из предъявляемых к ней требований и принципов редакционной деятельности.

Деятельностью коллектива любой телекомпании, независимо от ее типа, руководят генеральный директор, генеральный продюсер и главный редактор, определяющие лицо компании, характер ее продукции и распоряжающиеся ее финансами. Им подчиняются творческие объединения, создающие программы. Обычно такое объединение – группа тележурналистов: автор, режиссер, ведущий и др. – работает на определенном тематическом направлении – готовит новостные программы, художественные, спортивные и др. В творческое объединение включают представителей технических подразделений – отделов операторов, звукооператоров и др., которые входят в техническую дирекцию, возглавляемую своим директором. Исполнительный директор объединения контролирует использование средств, предоставленных для подготовки программы. Руководителям коллектива подчиняются и коммерческие структуры: отделы или группы маркетинга, рекламы и др. Варианты подобной структуры коллектива можно встретить в большинстве телерадиокомпаний. На радио в нее включают подразделения, связанные со спецификой СМИ, – радиостудии и др. А в информационном агентстве основными творческими подразделениями становятся редакции – тематические или региональные. Такая редакция может включать несколько отделов, каждый из которых готовит информацию, связанную с какой-то стороной основного тематического направления или с частью региона. Она передается выпускающему, который формирует из нее тематические блоки для распространения.

37)Менеджмент и кадровая политика редакции

Менеджер должен представлять себе реальные возможности и источники пополнения и укрепления редакционного коллектива.

Один из этих источников – факультеты журналистики государственных и негосударственных университетов. Их питомцы получают достаточную теоретическую подготовку, необходимую для адаптации в редакциях различных СМИ. Но они обладают минимальным практическим опытом и умениями, поэтому период их адаптации в коллективе несколько затягивается. Зато после его завершения большая часть дипломированных журналистов показывает себя с наилучшей стороны. Другим источником редакционных кадров становятся редакции других изданий, выходящих в том же городе и нередко выступающих в роли конкурентов. Менеджер издания с прочной финансовой базой может попытаться пригласить интересующего его журналиста в свою редакцию, гарантировав ему лучшие условия труда – интересную работу и повышенную зарплату. Не каждый согласится на такой переход, да и редакция, в которой он работает, узнав о его намерениях, может поспешить улучшить его условия. Для редакций небольших городских и районных изданий, далеких от университетских городов, источником пополнения персонала редакции остаются гуманитарные факультеты местных вузов и актив. В кругу активистов издания– ее внередакционных авторов, хорошо знакомых журналистам, подбирают грамотных, пишущих людей: учителей, студентов, счетных работников и других и приглашают их занять свободные должности. Конечно, пройдет немало времени, прежде чем эти люди смогут стать полноценными работниками, но у них есть ряд достоинств, возмещающих их недостатки, – знание местных условий, связи с населением и др.

Размышляя над возможностями улучшения работы редакции и укрепления ее экономической базы, опытный менеджер может прийти к выводу о необходимости оптимизировать систему найма ее сотрудников, их договорных отношений с руководством.

Все штатные сотрудники редакции, компании, информационного агентства заключают с работодателем, в роли которого выступает главный редактор, директор компании или уполномоченное им лицо, трудовой договор. Согласно трудовому законодательству Российской Федерации это срочный трудовой договор – контракт.

Срочный трудовой договор заключается с руководителями коллектива СМИ – главным редактором или директором компании, их заместителями, главным бухгалтером – на срок не более пяти лет. Срок трудового договора, заключаемого с творческим или другим работником редакции, телерадиокомпании, агентства, определяется по соглашению между работодателем и работником. Он не может превышать пяти лет, после истечения этого срока договор перезаключается. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает выполнять свои обязанности, этот договор считается заключенным на неопределенный срок.

На время замещения постоянного сотрудника, ушедшего из редакции на какой-либо срок по определенным обстоятельствам (в декретный отпуск или на время учебы и т.п.), работодатель может принять нового работника. Тогда в трудовом договоре-контракте с новым работником указывают время окончания соглашения. После возвращения постоянного сотрудника редакции замещавший его работник освобождает место в соответствии с контрактом.

Наши рекомендации