Структура редакционного коллектива

Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура редакции должна способствовать управлению всеми ее подразделениями и их безотказной деятельности. Это возможно лишь, во-первых, при наличии – как в любой функционирующей системе – центра управления коллективом. Во-вторых, при обеспечении свободного притока в редакцию информации, без которой невозможно как управление ее коллективом, так и деятельность его звеньев. И, в-третьих, при наличии в редакции прямой и обратной связи между всеми ее подразделениями и сотрудниками. Прямой связи – сверху вниз – от редактора, редколлегии, ответственного секретаря, генерального менеджера в отделы, к корреспондентам, техническим и коммерческим работникам – в виде планов, приказов, распоряжений, заданий и т.п. И обратной связи – снизу вверх – из отделов, технических и коммерческих служб в секретариат, редколлегию, главному редактору, генеральному менеджеру – информация о выполнении планов, решений и заданий и встречные предложения.

Структура редакции формируется и под воздействием таких субъективных факторов, как принципы редакционной деятельности. Это прежде всего принцип разделения труда. В соответствии с ним весь коллектив делится на части и звенья, у каждого из которых свои задачи и обязанности, определяющие направление и характер их деятельности. Это относится и к каждому творческому, техническому и коммерческому сотруднику редакции. Столь же важен и второй принцип – кооперирования труда и объединения его результатов. Он определяет итоги работы всей редакции: создание коллективного журналистского произведения – номера периодического издания, в который каждый сотрудник вносит свой вклад. Этот принцип обеспечивает целеустремленность работы редакции.

Третий принцип – единоначалия – важен как для руководителей редакции, так и для их подчиненных. В соответствии с ним каждый член редакционного коллектива имеет только одного непосредственного руководителя. Корреспондент подчиняется заведующему отделом, который, в свою очередь, получает указания от ответственного секретаря редакции и т.д. Все работники редакции имеют одного руководителя – главного редактора. Руководителю этот принцип облегчает управление тем подразделением, которое он возглавляет. Он получает право решать все вопросы, связанные с деятельностью этого отдела или службы, осуществлять контроль работы их сотрудников. А подчиненные ему знают, кому они обязаны предъявить результаты своего труда, и кто дает им задания и планирует их деятельность.

Структура редакции, формирующаяся под воздействием всех этих факторов, сочетает две внешне противоречивые характеристики. С одной стороны, она должна быть достаточно стабильной, сохраняя неизменными основные ее элементы. Иначе невозможно обеспечить эффективную ритмичную работу коллектива. Но, с другой стороны, она должна быть достаточно гибкой, позволять вносить в нее изменения – упразднением некоторых ее звеньев или созданием новых подразделений – в соответствии с изменением реальной ситуации, в которой выходит газета. Добиться органичного сочетания этих двух сторон структуры редакции – сложная задача, всегда стоящая перед ее руководителями.

Одно из условий достижения оптимальной для данного издания системной структуры редакции– продуманное разделение труда в ее коллективе. Здесь могут быть представлены все его формы – функциональное, профессиональное и квалификационное. Функциональным называется разделение труда в соответствии с функциями трудового коллектива. В результате он разделяется на несколько функциональных групп. Профессиональное разделение труда происходит внутри каждой из этих групп – в соответствии с профессией и специальностью ее членов. Внутри каждой функциональной группы образуются профессиональные группы работников. В процессе дальнейшего разделения труда в профессиональной группе возникает третья его форма – квалификационное разделение труда – между отдельными исполнителями в соответствии с их квалификацией, уровнем мастерства, знаний, умений и т.д.

В редакционном коллективе нередко происходит совмещение различных форм разделения труда – в рамках какого-либо структурного подразделения или при выполнении какой-либо работы.

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. Первая из них – творческая часть редакции.В нее входят журналисты, которые выполняют функцию подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внередакционными авторами, компоновки готовых материалов газеты в отдельные ее выпуски, обеспечения их дизайна – иллюстрирования и верстки, руководства редакцией и процессом производства номера и т.д. К ней примыкает техническая часть коллектива.Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д.

С возникновением в нашей стране информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива.Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.

В результате в редакционном коллективе формируются три функциональные группы. С понижением уровня этой структуры функциональное разделение труда приобретает все более специализированный характер. Каждая из трех групп разделяется на несколько подразделений. Так, творческая часть редакции формируется из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят: редакторах – главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат. Второе – звено исполнения, которое охватывает корреспондентов, сгруппированных в отделы редакции, обозревателей, специальных и собственных корреспондентов газеты. Внутри каждого из звеньев происходит дальнейшее разделение труда. Например, редакторат и редколлегия осуществляют общее руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом. Важнейшими элементами звена исполнения являются творческие отделы, где создаются тексты и иллюстрации, публикуемые в газете. В технической части редакции функциональное разделение труда приводит к образованию ряда служб – корректорской, компьютерного центра, редакционной библиотеки и др. А работники коммерческой части коллектива сосредоточены в ее подразделениях – отделах рекламы, распространения, маркетинга и других, где и решают стоящие перед ними специфические задачи.

Так в процессе разделения труда формируется пирамидальная структура редакционного коллектива. Наверху нее стоит руководитель – главный редактор, ниже – его заместители, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства.

Пирамидальная структура была ранее характерна для редакций подавляющего большинства наших печатных периодических изданий. И сейчас еще многие газетные редакции имеют такую структуру. У нее – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за свою работу. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Прохождение оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов в секретариат и редакторат – требует значительного времени. Это снижает оперативность информации, направляемой читателям газеты. К тому же возрастает возможность искажений текста в процессе его правки на разных уровнях редакционной пирамиды.

В редакциях разных периодических изданий эта структура имеет свои особенности. В небольшом коллективе районной газеты некоторые элементы такой структуры могут уменьшаться или вообще исчезать. У ответственного секретаря такого издания обычно вообще нет помощников, отделы редакции представлены лишь их руководителями. Нет здесь и штатных собственных и специальных корреспондентов, обозревателей и т.д. Не найдем мы в таких коллективах и некоторых технических и коммерческих служб – ни редакционной библиотеки, ни отделов маркетинга и распространения. Но не исчезают задачи и обязанности, связанные с этими подразделениями, и их вынуждены выполнять, поделив между собой, оставшиеся работники редакции.

С развитием информационного рынка ужесточились требования к редакционной структуре. Это объясняется, прежде всего, экономическими причинами. В частности, необходимостью повысить оперативность и разнообразие журналистской информации, сообщаемой читателям периодических изданий, как условия обеспечения их конкурентоспособности на рынке. Это привело к изменениям структуры многих редакционных коллективов, которые происходят на нескольких направлениях.

Первое из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных привычных творческих и технических подразделений редакции. Их руководители изменяют характер отделов: вместо отраслевых создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Например, вместо отделов промышленности, сельского хозяйства, строительства формируют отдел экономических проблем. Иногда – в крупных коллективах – множество отраслевых отделов объединяют в несколько больших секторов – политики, экономики, культуры. Это, по замыслу, позволяет сконцентрировать, укрупнить планирование работы таких подразделений.

Во-вторых, стремясь уменьшить количество уровней в редакционной структуре, упраздняют некоторые подразделения. Чаще всего это происходит с творческими отделами. При этом каждый корреспондент, прежде входивший в какой-либо отдел редакции, обязан самостоятельно вести в газете несколько тематических рубрик. Свои материалы он сдает прямо в секретариат редакции или сменному редактору, ведущему очередной номер. Так как должности заведующих отделами при этом упраздняются, это ведет и к сокращению размеров редакционного коллектива. Так приходят к плоской структуре редакции.

Пирамидальная структура была ранее характерна для редакций подавляющего большинства наших печатных периодических изданий. И сейчас еще многие газетные редакции имеют такую структуру. У нее – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за свою работу. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Прохождение оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов в секретариат и редакторат – требует значительного времени. Это снижает оперативность информации, направляемой читателям газеты. К тому же возрастает возможность искажений текста в процессе его правки на разных уровнях редакционной пирамиды.

В редакциях разных периодических изданий эта структура имеет свои особенности. В небольшом коллективе районной газеты некоторые элементы такой структуры могут уменьшаться или вообще исчезать. У ответственного секретаря такого издания обычно вообще нет помощников, отделы редакции представлены лишь их руководителями. Нет здесь и штатных собственных и специальных корреспондентов, обозревателей и т.д. Не найдем мы в таких коллективах и некоторых технических и коммерческих служб – ни редакционной библиотеки, ни отделов маркетинга и распространения. Но не исчезают задачи и обязанности, связанные с этими подразделениями, и их вынуждены выполнять, поделив между собой, оставшиеся работники редакции.

С развитием информационного рынка ужесточились требования к редакционной структуре. Это объясняется, прежде всего, экономическими причинами. В частности, необходимостью повысить оперативность и разнообразие журналистской информации, сообщаемой читателям периодических изданий, как условия обеспечения их конкурентоспособности на рынке. Это привело к изменениям структуры многих редакционных коллективов, которые происходят на нескольких направлениях.

Первое из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных привычных творческих и технических подразделений редакции. Их руководители изменяют характер отделов: вместо отраслевых создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Например, вместо отделов промышленности, сельского хозяйства, строительства формируют отдел экономических проблем. Иногда – в крупных коллективах – множество отраслевых отделов объединяют в несколько больших секторов – политики, экономики, культуры. Это, по замыслу, позволяет сконцентрировать, укрупнить планирование работы таких подразделений.

Во-вторых, стремясь уменьшить количество уровней в редакционной структуре, упраздняют некоторые подразделения. Чаще всего это происходит с творческими отделами. При этом каждый корреспондент, прежде входивший в какой-либо отдел редакции, обязан самостоятельно вести в газете несколько тематических рубрик. Свои материалы он сдает прямо в секретариат редакции или сменному редактору, ведущему очередной номер. Так как должности заведующих отделами при этом упраздняются, это ведет и к сокращению размеров редакционного коллектива. Так приходят к плоской структуре редакции

Эта структура обладает рядом достоинств. С уменьшением количества уровней в этой структуре облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации как сверху вниз – к каждому сотруднику, так и снизу вверх – от корреспондента к главному редактору. Уменьшается и время прохождения текста или иллюстрации, созданных журналистом, на газетную полосу.

Вместе с тем у этой структуры выявились и недостатки. Во многом изменились и усложнились задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением подготовкой и выпуском номеров газеты – давать задания каждому журналисту, контролировать их выполнение, принимать материалы, формировать каждый номер и вести его выпуск. При этом меняются и функции секретариата, который теперь сосредоточивается только на процессе верстки и оформления газеты. У редактора и его заместителя в связи с перегрузкой не всегда хватает времени для встреч с журналистами, решающими творческие вопросы, связанные с подготовкой материалов в газету.

И все же плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления коллективом, ускорить принятие решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.

Такая структура подчас неизбежна в редакциях, состоящих всего из нескольких человек, – здесь не из кого и ни к чему строить пирамиду. Руководителю такого микроколлектива остается лишь продумать разделение обязанностей между сотрудниками редакции и контролировать их выполнение.

Изменяется структура и технической части редакции. Компьютеризация работы журналистов, переход к компьютерному набору и верстке газеты предопределили создание структур, обеспечивающих эффективность использования новых технических средств. Во многих редакциях работают компьютерные центры, где проходит большая часть производственных операций, связанных с выпуском очередных номеров периодического издания. Персональные компьютеры, на которых работают журналисты, технические и коммерческие сотрудники, позволяют успешно решать проблемы, связанные с деятельностью редакционного архива. В крупной редакции нередко создают отдел информатики, работники которого не только обеспечивают безотказную работу новой техники, но и пополнение редакционного банка электронной информации.

В некоторых редакциях крупных ежедневных газет функционирует отдел досье. Его сотрудники непрерывно снабжают журналистов творческих отделов – по их заказу или по своей инициативе – оперативной актуальной информацией, черпая ее в сообщениях различных информационных агентств. Как показал опыт, например, газеты «Время новостей», отдел досье может оказывать журналистам серьезную поддержку в подготовке текстов на самые разные темы.

Создание в современной газетной редакции компьютерной системы и подключение ее к сети Интернет открыло возможность для включения в структуру коллектива еще одного подразделения – отдела или службы электронной версии печатного периодического издания. Опыт еженедельника «Московские новости», «Известий» и других изданий показывает, что подобная служба быстро превращается в полноценную редакцию электронной газеты, которая успешно дополняет бумажное печатное издание.

Как уже было сказано, одним из направлений изменения структуры редакции является возникновение ее коммерческой части. Она формируется из различных отделов, служб или иных подразделений. Все они выполняют задачи, связанные с редакционно-издательским маркетингом и менеджментом. Их деятельностью руководит редакционный менеджер или сам главный редактор. В малом коллективе небольшой местной газеты его коммерческую часть могут представлять всего несколько человек, каждый из которых отвечает за определенное направление экономической деятельности редакции.

Изучая опыт наиболее эффективных экономических организаций, руководители газетных редакций все чаще переходят к так называемой дивизиональной структуре коллектива (от англ. division – подразделение). В ее основе лежит стремление повысить уровень самостоятельности управления и работы различных подразделений коллектива. Каждому из них – отделу редакции, ее технической или коммерческой службе – передается управление его коллективом, планирование деятельности, контроль за ее результатами и, что важно, бюджетирование и реализация бюджета. Предоставление большей самостоятельности такому дивизиону редакции – административному, творческому, техническому или коммерческому – означает повышение ответственности его руководителей и работников за свою деятельность и инициирует их стремление добиться наилучших ее результатов. Это не означает, разумеется, отказа руководителя редакции – ее главного редактора – от общего управления всем коллективом. Но он не влезает, как прежде, во все детали процесса работы коллектива и ограничивается постановкой общих конечных задач и общим итоговым контролем их решения, лишь при необходимости вмешиваясь в деятельность отделов и служб.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Каковы особенности редакционного коллектива?

2. 2. Кто и как определяет его величину?

3. 3. Как и почему различается состав редакций массового общественно-политического, делового и спортивного периодического издания?

4. 4. Каковы особенности системной структуры газетной редакции?

5. 5. Назовите основные части функциональной структуры газетной редакции. Каково их назначение?

6. 6. Определите основные подразделения звена управления творческой части редакции.

7. 7. Какова структура звена исполнения творческой части редакции?

8. 8. Какие службы входят в техническую часть редакции?

9. 9. Назовите основные подразделения коммерческой части газетной редакции и их обязанности.

10. 10. Определите основные тенденции и причины изменения структуры редакции печатного периодического издания.

11. 11. Чем различаются пирамидальная и плоская структуры газетной редакции? Каковы их достоинства и недостатки?

12. 12. Каковы тенденции изменения структуры газетной редакции?

Литература

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. М.,

1987. Редакционный коллектив советской газеты / Под ред. Г.С. Вычуба. М., 1985.

ГЛАВА 8.

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы узнаете:

w w что такое ролевая структура редакции;

w w какое значение она имеет для оптимизации работы редакционного коллектива;

w w каковы особенности формальной и неформальной ролевой структуры редакции.

Функционирование редакционного коллектива во многом зависит и от места, которое занимает в нем каждый работник, и от роли, которую он в нем играет. При организации работы редакции приходится поэтому учитывать не только ее системную структуру, но и ролевую структуру коллектива.

Различают несколько видов ролевой структуры. Первый и важнейший – так называемая формальная ролевая структура редакционного коллектива. Она соответствует штатному расписанию редакции. Предусмотренные им должности, связанные с выполнением определенных обязанностей, обусловливают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем руководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каждый штатный работник редакции, занимая определенное место в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представлять себе свои обязанности. Ему может помочь в этом Положение об обязанностях сотрудников редакции – документ, который нередко разрабатывают в коллективах, выпускающих печатные периодические издания. Он позволяет легче и быстрее войти в коллектив редакции ее новым работникам, предотвратить возникновение психологических конфликтов, связанных со служебными отношениями.

Если какие-либо элементы формальной ролевой структуры редакции бездействуют (например, в редакции есть вакантные должности), это отрицательно сказывается на работе всего коллектива, приводит к перегрузке сотрудников. Не случайно о журналисте в редакции судят не только по результатам его труда, но и по его месту – должности и роли в этом коллективе. И не случайно также, что одной из эффективных форм стимулирования сотрудников редакции является их продвижение по должностной лестнице, перемещение на более высокие должности по штатному расписанию, предполагающее и больший служебный авторитет, и большую меру ответственности, и, разумеется, более высокий уровень материального поощрения.

Формальная ролевая структура редакционного коллектива, поскольку она связана со штатным расписанием, – одна из наиболее устойчивых форм его структурирования. Но при необходимости в нее вносят изменения – пересматривают штатное расписание, вводят новые должности, перемещают сотрудников из одного подразделения в другое. Заметим, однако, что, поскольку, как мы знаем, в последнее время величина редакционных коллективов в результате стремления к ее минимизации уменьшается – во многих редакциях количество нештатных сотрудников превышает количество штатных, – эта формальная ролевая структура приобретает новые качества. Служебные отношения между штатными работниками упрощаются, а их отношения с нештатными сотрудниками регулируются в зависимости от роли, которую нештатники играют в подготовке и выпуске периодического издания.

Но сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. Между ними возникает множество связей – дружеских, по творческим интересам и др. В процессе личных контактов, в ходе совместной работы в коллективе возникают определенные отношения, не всегда совпадающие со служебными отношениями, обусловленными формальной ролевой структурой редакции. Все больший авторитет получают самые способные, опытные, инициативные работники, готовые помочь товарищу. Независимо от их должности к ним приходят за советом, к их высказываниям на летучке прислушиваются. Наряду с формальным лидером – официальным руководителем – в коллективе может выдвинуться и неформальный лидер. При этом не исключено возникновение служебных, психологических конфликтов, которые всегда отрицательно сказываются на моральном климате коллектива. Так проявляется вторая – неформальная сторона ролевой структуры редакции. Иногда ее называют неформальной ролевой структурой.

Стремясь создать хорошо сработавшийся, как говорят социологи, гомфотерный коллектив, его руководители должны установить оптимальное соотношение между обеими сторонами ролевой структуры. Изучать своих людей, выдвигать вперед самых авторитетных, способных, умелых работников, поручать им самые сложные задания, поощрять их и выдвигать на более ответственные и вышеоплачиваемые должности. Таким образом, обе стороны ролевой структуры редакции взаимосвязаны и, влияя друг на друга, приводят к качественному улучшению ее состава.

Теперь мы можем перейти к определению места, роли и значения каждого из элементов системной и ролевой структуры редакционного коллектива.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Определите причины и особенности формирования ролевой структуры редакции.

2. 2. Какое значение имеет ролевая структура редакции для ее работы?

3. 3. Чем определяется формальная ролевая структура редакции, и как ее фиксируют?

4. 4. А чем отличается от нее неформальная ролевая структура редакции?

5. 5. Как можно оптимизировать ролевую структуру редакционного коллектива?

Литература

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

ГЛАВА 9.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕДАКЦИИ

Звено управления

Звено исполнения

ЦЕЛИ – Прочитав эту главу, вы узнаете:

w w как назначают или избирают главного редактора, газеты, каковы его обязанности и права;

w w зачем создают редакционную коллегию газеты;

w w каковы функции секретариата редакции и обязанности ответственного секретаря;

w w как организована работа творческих отделов редакции и их корреспондентов;

w w каковы обязанности обозревателя и специального корреспондента;

w w какова роль собственного корреспондента газеты и как он работает.

ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ

Его образуют редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции.

Редакторат редакции– важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).

Главный редакторпечатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Он осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

В уставе редакции определяется порядок избрания или назначения главного редактора. Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главного редактора, определяются договором, который он заключает с учредителем.

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива. Способность оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно скорректировать прежние планы, задания и т.п. И затем подкрепить свое решение организационными мероприятиями, направленными на его реализацию.

Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и др. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами.

Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Но если главный редактор – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главного редактора и возглавляемой им редакции в определении общественной позиции газеты резко ограничивается. Это может привести к возникновению конфликта и замене главного редактора. Правда, для того чтобы предотвратить противоречащее Закону о СМИ самоуправство администрации – учредителя газеты и частую смену ее редакторов, существует определенное ограничение. А именно: при регистрации юридического лица редакции в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет.

Это предполагает требовательность главного редактора ко всем его подчиненным, принципиальность и умение выдерживать твердую линию в своей деятельности, контролировать ход выполнения принятого решения. Важнейшая предпосылка этого – организаторское мастерство главного редактора, его умение сплотить всех сотрудников в единый коллектив – команду, способность каждого из них использовать до конца, взять от него все, что он может Дать общему делу. И воздать каждому по его заслугам.

Понятно, что в любом случае информационная политика газеты, проводимая ее главным редактором, является обязательной для всех работников редакции – как в выборе тем для публикаций, так и в определении их целей и разработке.

Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста – пишущего журналиста. Ему не нужно часто выступать в своей газете – у него для этого просто нет времени, но он должен быть всегда готов выступить сам, тогда, когда это потребуется, по самому важному, принципиальному вопросу, когда читателю необходимо узнать мнение самого главного в газете человека. И он должен выступить в этом случае не хуже любого из журналистов его редакции.

В еще большей степени его авторитет зависит от методов его руководства редакцией. В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических замечаний и спокойно реагирует на них, использует чаще всего убеждение и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с уважением относятся к руководителям.

Однако нередко в редакциях можно встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.

Обязанности главного редактора усложняются тем обстоятельством, что с вхождением средств массовой информации в информационный рынок ему часто приходится решать не только творческие и управленческие задачи, связанные с подготовкой и выпуском газеты, но и экономические вопросы, от которых зависит

финансовая и техническая база издания и его существование. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. Однако в крупных редакционных коллективах главному редактору приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.

Заместитель главного редактора–первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др. В другое время заместитель главного редактора обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.

В редакции небольшой неежедневной газеты у главного редактора обычно один заместитель. Но в большом коллективе крупного периодического издания – краевой или общенациональной газеты главному редактору требуется поддержка нескольких – двух, трех и больше заместителей. Так, в редакции «Известий» пять заместителей главного редактора, включая так называемых шеф-редакторов, а в еженедельнике «Московские новости» – два заместителя главного редактора. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главный редактор использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска.

Как мы знаем, в состав заместителей главного редактора нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими службами редакции.

Редакционная коллегия.Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопрос

Наши рекомендации