Глава 12 журналистский корпус
Выпускники факультета журналистики и кафедр связей с общественностью должны приходить в газету, на телевидение, радио, пресс-службы и информационные агентства вооруженными методологической культурой — они обязаны понимать законы массово-информационной деятельности, знать функции и принципы журналистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и интерпретировать факты социальной действительности. В то же время в современной России складывается рынок журналистского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требования.
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каким должен быть журналист? Этот вопрос волновал многих представителей журналистики прошлого. «Посвятим жизнь истине» — такой эпиграф поставил Ж. П. Марат в своей газете «Друг народа». М. В. Ломоносов в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии», считая журналиста первым распространителем знаний, науки, просвещения, отмечал такие его качества, как эрудиция и честное, добросовестное отношение к делу; выступал за то, чтобы «большинство пишущих не превращало своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины». А. С. Пушкин рассматривал журналиста как человека государственного, а издатель «Московского телеграфа» Н. А. Полевой называет журналиста разносчиком новостей: «чтобы быть достойным имени журналиста, ему следует обладать трудолюбием и терпением», чтобы журнал, в котором он работает, отражал «мир нравственный, политический, физический и т.д., отличался от научных изданий доходчивой формой, разнообразием статей, был журналом для всех, возбуждать деятельность в своих читателях».
Хотя журналистика и нуждалась в профессиональных кадрах, их организованная подготовка началась только через два века после возникновения газет. В 1900 г. была открыта первая школа в Германии, чуть позже организован факультет журналистики в парижской Высшей школе социальных наук. В 1902-1903 гг. журналистские школы начали создаваться на юридических факультетах США — в Вашингтоне, Филадельфии, Чикаго. В 1903 г. на организацию особого «газетного факультета» при Колумбийском университете жертвует двести тысяч долларов нью-йоркский издатель Джозеф Пулитцер, имя которого носит сегодня самая престижная журналистская премия США. В сообщении об этом говорилось: «Пулитцер желает, чтобы в Соединенных Штатах существовала высшая школа газетного дела подобно тому, как существуют высшие инженерные, медицинские и другие специальные училища. На газетном факультете студенты будут изучать администрацию, законы, историю и этику газетного дела, литературные газетные формы,
Журналистский корпус
будут практиковаться в репортаже, писании передовых и всяких других статей под руководством опытных профессоров-журналистов». В 1953 г. в 42 странах кадры журналистики готовили 645 факультетов, отделений, секций, школ, причем 555 из них приходилось на долю США [1].
А вначале необходимость систематического образования не принималась всерьез - сами редакции газет растили смену по принципу: «делай, как я». Такая же картина наблюдалась и в России. Стало сенсацией, когда в 90-х гг. XIX в. в русской журналистике появилась первая женщина-репортер. Это была Варвара Меньшикова, выступающая в «Киевском слове». Известный фельетонист Влас Дорошевич в московском издании «Новости дня» откликнулся на это событие так: «Сударыни! Сударыни! Сударыни, блондинка, живущая в Киеве, открыла для вас целую Америку. Новая область женского труда, женщина будет здесь незаменима, вне конкуренции! Слушайте! Слушайте! Слушайте... Киевская блондинка решила заняться убийствами, грабежами, кражами, утоплениями молодых девушек и упадками с крыш рабочих. Она репортер! И репортер прекрасный! Она достает пропасть известий. Еще бы! Женщина создана быть репортером! Узнавать чужие секреты и рассказывать их всем. Кто сумеет сделать это лучше женщины? Какое другое занятие женщине больше по душе? Репортер обязан «все узнавать». Кто лучше женщины сумеет вызвать на откровение? Бедного репортерчика затирают, с ним нелюбезны. Хорошенькую дамочку всюду и везде посадят на первое место, ей все расскажут и все покажут. Сударыня, да человек нарочно какое-нибудь происшествие сделает, чтобы вас лишний раз увидеть! И как это облагородит репортерское звание репортер, от которого пахнет духами; репортер безусловно трезвый, за которым ухаживают; репортер, которому целуют ручки. Пресса! О моя мать! Мечтала ли ты, чтоб твоим представителям целовали руки? Куда не проникнет репортер, туда проникнет репортерша. Репортер больше не нужен. Да здравствует репортерша!»
Учредители американских школ поначалу не придавали значения общеобразовательной подготовке, развитию у студентов интеллектуального кругозора, широкой общей культуры, а основное внимание обращали на техник}' репортажа, методику поиска новостей, психологию рекламы, построение текста. Школа была превращена в своего рода редакцию в миниатюре. Студентов ставили в условия, близкие к работе штатных сотрудников газет. Преподаватель выступал в качестве редактора или заведующего отделом, изъяснялся на их лексиконе, придерживался их тона в общении. Он выдавал студентам «наряды» на репортаж, принимал готовый материал, тут же кромсал его, бесцеремонно бросая в корзину то, что, на его взгляд, не одобрил бы издатель. Преподаватель учил студентов работать в «бешеном» темпе, учил, пользуясь любыми средствами, добывать редакции нужные сведения. Во многих школах выпускались газеты, которые шли в розничную продажу. В все же такая подготовка, когда студентов учили писать, но не учили думать, привела к кризису: легко «штампуя» текущие новости, журналисты давали фактам и событиям тривиальные оценки. И эксперты пришли к выводу, что наряду со специальными знаниями студенту важно овладевать и другими науками — историей, социологией, политологией.
Проблема специального журналистского образования обсуждалась на Пятом Международном конгрессе журналистов в 1898 г., на котором присутствовали и
Глава 12
представители русской прессы. После этого на страницах газеты «Восточное обозрение» М.С.Ольминский высказывался за создание литературной подготовки и в России. Среди требований, предъявляемых к корреспонденту, он выделял важность его публицистического творчества. «Часто бывает совершенно недостаточно сообщить голый факт, — писал он, — нужно еще осветить его или поставить в связь с собственными условиями местной жизни, показать его возможные последствия и т.д.». В корреспонденциях журналиста, подчеркивал Ольминский, «должно отражаться мировоззрение их автора. И кому дорого его миросозерцание, тот должен смело писать, не боясь, следовательно, ни обывательских пересудов, ни цензурных гонений, ни административного произвола. И чем глубже проникает корреспондент в главные причины действительности, тем сильнее и ярче будет его публицистика» [2]. В России в начале XX в. еще не было журналистов, получивших систематизированное образование. В редакциях работали недавние адвокаты, учителя, чиновники, семинаристы. Учитывая такую ситуацию, предприимчивые литераторы выпускают «руководства», «пособия» для желающих освоить азы журналистского ремесла. Одно из них («Как надо корреспондировать и что необходимо знать корреспонденту газет и журналов») было издано в 1902 г. в Санкт-Петербурге «отставным репортером» П. Е. Эсперовым. Чуть позже «Руководство для подготовки газетных деятелей в духе времени» выпустил другой петербургский литератор — А. Попов.
Первые в России «Научные и практические курсы по журналистике» были открыты в Москве 1 февраля 1905 г. и просуществовали всего девять месяцев — до декабрьского вооруженного восстания. Новые курсы больше не создавались, тем не менее, попытки приобщить желающих к тайнам журналистского ремесла делались в ином направлении. На страницах петербургского журнала «Сотрудник печати» в 1912 г. была введена рубрика «Переписка друзей», цель которой была в консультировании начинающих журналистов, в публикации рецензий на написанные ими отчеты, корреспонденции, статьи и фельетоны, а признанные лучшими материалы печатались в специальной газете «Столичные отзвуки».
Между тем большевики, Ленин и его соратники, придавая прессе большое значение, организуют обучение журналистов на Капри (1909г.), в Болонье (1910 г.), в Лонжюмо под Парижем (1911 г.).
Интенсивная подготовка кадров началась лишь после Октября 1917г.: 15 сентября 1919 г. открылась школа журнализма при Московском отделении Российского телеграфного агентства, а 20 декабря 1920 г. организуется Институт журнализма при Петроградском отделении РОСТа. 15 октября 1921 г. создается Институт красных журналистов с годичным сроком обучения, преобразованный в 1924 г. в Государственный институт журналистики (трехгодичный, он просуществовал до 1938 г.). По учебному плану 1925 г. здесь преподавались: на первом курсе — газетная информация и математика, естествознание и основы сельского хозяйства, политическая география и основы газетного дела; на втором — политэкономия и история России, корреспонденция как жанр и организация работы редакции; на третьем — фельетон, памфлет, очерк, периодическая печать, психология творчества, газетное хозяйство и т.д. Включение в учебный план многих общеобразовательных дисциплин было связано с невысокой школьной подготовкой абитуриентов: более
Журналистский корпус
40 % молодых людей, ставших студентами ГИЖа в 1924 г., имели образование семь классов и ниже [2]. Журналистские секции и отделения создаются и в Коммунистических университетах страны, а на факультете языка и материальной культуры Ленинградского государственного университета в 1926 г. начала работать кафедра газетного дела.
Вскоре в ряде городов стали открываться техникумы по подготовке работников «средней квалификации»: корректоров, обработчиков информации, инструкторов по связям с рабкорами. Триста таких специалистов выпускал первый такой техникум, организованный в Ленинграде в 1925 г., а в мае 1931 г. передавший инвентарь и оборудование на баланс другому учебному заведению — институту по подготовке кадров для газет. Это был уже второй журналистский вуз после ГИЖа., созданный по инициативе «Ленинградской правды» и областного совета профсоюзов.
Тем временем на смену социально-классовому принципу дифференциации печати (закрепленному в названиях газет «Рабочий и пахарь», «Серп и молот», «Беднота» и т.д.) приходит территориально-отраслевой; как стремление общества к социальной однородности создается широкая сеть районных газет, заводских, совхозных многотиражек. Спрос на журналистов резко возрос, обстановка требовала перестройки образования. Московский ГИЖ с 1930 г. существенно увеличивает прием студентов и начинает готовить кадры преимущественно для районных газет; для поднятия престижа он получает новое название — Коммунистический институт журналистики (КИЖ), ему присваивается имя газеты «Правда». После Москвы и Ленинграда КИЖи в 1931 г. начали действовать в Минске, Алма-Ата и других крупных городах. Потребовались и журналистские курсы при редакциях газет. Так, редакция «Ленинградской правды» стала готовить специалистов для многотиражек, число которых в городе намечалось довести к концу первой пятилетки до 260 (фактически же в Ленинград всегда функционировало чуть больше сотни фабрично-заводских и вузовских многотиражных газет).
Итак, начав с трехмесячной профессиональной школы при РОСТе, система журналистского образования стала разветвленной, дифференцированной. А в 40-х гг. произошла качественная эволюция: в июле 1941 г. Свердловский и Алма-Атинский КИЖи вошли на правах факультетов в состав Уральского и Казахского университетов, в 1944 г. создан факультет журналистики в Белорусском университете, а в марте 1946 г. на филологическом факультете Ленинградского университета организуется отделение журналистики, преобразованное в 1964 г. в самостоятельный факультет университета; факультет журналистики Московского университета также вырос из аналогичного отделения при филфаке, организованного в 1948 г.
В 80-е годы журналистскую специальность можно было приобрести в 34 учебных заведениях страны: двадцати с лишним университетах, партийных и комсомольских школах, Московском институте международных отношений и т.п. В конце 90-х кроме государственной системы подготовки журналистских кадров появилась и негосударственная, коммерческая, возникли учебные центры по обучению общественным связям — PR и рекламе (так, в Санкт-Петербурге журналистов, рекламистов и пиарменов готовят негосударственные Гуманитарный университет профсоюзов, Менеджер-центр при Академии культуры, Европейский институт
Глава 12
экспертов, Институт экономики и управления, а государственный Электротехнический университет в феврале 1999 г. вручил дипломы первым 35 специалистам по связям с общественностью.
В последние годы определенный опыт подготовки журналистских кадров накоплен и в зарубежных (в частности, европейских) странах. В Великобритании она ведется в Центре исследований массовых коммуникаций (университет в Лейчесте-ре), Европейском институте средств информации (университет в Манчестере), Национальной школе кино и телевидения (Биконсфильд), Международном институте радиовещания (Лондон) и других учебных заведениях. В Германии работают двухгодичные школы журналистики при газетах, факультеты журналистики университетов в Мюнхене, Берлине, Кельне, Штутгарте. Во франиузскую систему журналистского образования входят парижский Центр подготовки и усовершенствования журналистов и кадров прессы, Высшая школа журналистики (г. Лилль) и Университетский центр обучения журналистов в Страсбурге. В Швейцарии редакционные работники, имеющие, как правило, основательное академическое образование, могут повысить квалификацию прежде всего на двухгодичных курсах, организованных Швейцарским газетно-издательским союзом и Объединением швейцарской прессы. Лекции и семинарские занятия ведутся в университетах Цюриха, Берна и других крупных городов. До недавнего времени в Нидерландах не было журналистских вузов, но в 1990 г. состоялся первый выпуск курсов повышения квалификации журналистов при Роттердамском университете; творческих работников СМИ начали готовить на литературном факультете Гронингенского университета [3].
ЖУРНАЛИСТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Что обеспечивает успех организации? Ее выживание, результативность, производительность? Прежде всего управление — особый вид деятельности, превращающей неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу. Существуют всего три принципиально различных инструмента управления, то есть воздействия на людей. Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношение власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.д. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. Административно-командная система советского общества использовала иерархию, имеющую всеобщий характер, и культуру, жестко контролируемую партократией через идеологию и членство в партии, а рынок всячески подавлялся, существуя лишь в теневой экономике. Такие требования системы, как выполнение плана любой ценой, стабильность вместо динамики, унификация вместо разнообразия, подчинение вместо инициативы и свободы и т.д. формировали конформистские формы управления, позволявшие приспособиться к конкретной действительности.
Журналистский корпус
В современных российских условиях подход к управлению существенно изменился, а роль менеджеров резко возросла. Управление, или менеджмент превратился в профессию, обширную область знаний. Рассмотрим лишь отдельные его аспекты применительно к деятельности средств массовой информации.
Редакционный менеджмент — многоуровневый: кроме редакторов отделов и руководителей творческих групп к менеджерам низового звена можно в какой-то мере отнести и рядовых журналистов, поскольку помимо репортерской или аналитической работы им приходится заниматься и организационной деятельностью (взаимодействовать с авторами, героями будущих материалов и массовой аудиторией, а, дежуря по номеру, не только анализировать на планерке его концепцию, но и руководить выпуском). То же самое можно сказать и о работниках радиовещания и телевидения. Чтобы умело распорядиться кадровым потенциалом, и журналистам и редакторам надо знать его проблемы.